Был сух в кости хром носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу

Был сух в кости хром носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу thumbnail

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному – Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем – вот и вся мелеховская семья.

II

Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе – полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце.

В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след.

Пантелей Прокофьевич поглядел, как прямится примятая Дарьиными ногами трава, пошел в горницу.

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.

– Гришка, рыбалить поедешь?

– Чего ты? – шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.

– Поедем, посидим зорю.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

– А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

– Варила. Иди к баркасу, я зара́з.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

– Куда править?

– К Черному яру. Спробуем возле энтой ка́рши, где надысь сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

– Гребани, что ль.

– А вот на середку выберемся.

Пересекая быстрину, баркас двинулся к левому берегу. От хутора догоняли их глухие на воде петушиные переклики. Чертя бортом черный хрящеватый яр, лежавший над водой урубом, баркас причалил к котловине. Саженях в пяти от берега виднелись из воды раскоряченные ветви затонувшего вяза. Вокруг него коловерть гоняла бурые комья пены.

– Разматывай, а я заприважу, – шепнул Григорию отец и сунул ладонь в парное зевло кубышки.

Жито четко брызнуло по воде, словно кто вполголоса шепнул – «шик!». Григорий нанизал на крючок взбухшие зерна, улыбнулся.

– Ловись, ловись, рыбка большая и малая.

Леса, упавшая в воду кругами, вытянулась струной и снова ослабла, едва грузило коснулось дна. Григорий ногой придавил конец удилища, полез, стараясь не шелохнуться, за кисетом.

– Не будет, батя, дела… Месяц на ущербе.

– Серники захватил?

– Ага.

– Дай огню.

Старик закурил, поглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

– Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.

– Чýтно, мелочь насадку обсекает, – вздохнул Григорий.

Возле баркаса, хлюпнув, схлынула вода, и двухаршинный, словно слитый из красной меди, сазан со стоном прыгнул вверх, сдвоив по воде изогнутым лопушистым хвостом. Зернистые брызги засеяли баркас.

– Теперя жди! – Пантелей Прокофьевич вытер рукавом мокрую бороду.

Около затонувшего вяза, в рукастых оголенных ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра.

* * *

Григорий нетерпеливо жевал размокший конец самокрутки. Неяркое солнце стало в полдуба. Пантелей Прокофьевич израсходовал всю приваду и, недовольно подобрав губы, тупо глядел на недвижный конец удилища.

Григорий выплюнул остаток цигарки, злобно проследил за стремительным его полетом. В душе он ругал отца за то, что разбудил спозаранку, не дал выспаться. Во рту от выкуренного натощак табаку воняло припаленной щетиной. Нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды, – в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.

– Засекай! – выдохнул старик.

Григорий, встрепенувшись, потянул удилище, но конец стремительно зарылся в воду, удилище согнулось от руки обручем. Словно воротом, огромная сила тянула вниз тугое красноталовое удилище.

– Держи! – стонал старик, отпихивая баркас от берега.

Григорий силился поднять удилище и не мог. Сухо чмокнув, лопнула толстая леса. Григорий качнулся, теряя равновесие.

– Ну и бугай! – пришептывал Пантелей Прокофьевич, не попадая жалом крючка в насадку.

Взволнованно посмеиваясь, Григорий навязал новую лесу, закинул.

Едва грузило достигло дна, конец погнуло.

– Вот он, дьявол!.. – хмыкнул Григорий, с трудом отрывая от дна метнувшуюся к стремнине рыбу.

Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

– Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанет!

– Небось!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

– Давит, аж рука занемела… Нет, погоди!

– Держи, Гришка!

– Держу-у-у!

– Гляди, под баркас не пущай!.. Гляди!

Переводя дух, подвел Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушел в глубину.

– Голову ему подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.

Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.

– Отвоевался! – крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпалом.

Посидели еще с полчаса. Стихал сазаний бой.

– Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождемся.

Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на разметанные под горой дворы хутора.

– Ты, Григорий, вот что… – нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, – примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…

Читайте также:  Если левое ухо горит утром

Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижженную солнцегревом шею, выдавил белую полоску.

– Ты гляди, парень, – уже жестко и зло продолжал старик, – я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперед упреждаю: примечу – запорю!

Источник

Петр Глебов и Элина Быстрицкая сыграли так, что донские казаки признали их за своих. Фото: кадр из фильма.

К юбилею классика (он родился 11 мая) практически готова очередная телеверсия романа «Тихий Дон». 10-серийную эпопею режиссера Сергея Урсуляка (зрителям знакомы его сериалы «Ликвидация» и «Жизнь и судьба») канал «Россия 1» покажет до конца этого года. По словам режиссера, он не стремился снять «собственную версию» – наоборот, старался максимально полно следовать тексту Шолохова. В ожидании премьеры мы сравнили актеров нового сериала с исполнителями ролей в «канонической» экранизации великого романа – трехсерийном фильме Сергея Герасимова 1958 года. Для пущей наглядности в кавычках приводим описания шолоховских героев по тексту «Тихого Дона».

Пантелей Мелехов (отец Григория)

«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу».

1958: Даниил Ильченко

Старый казак получился у Ильченко необычайно колоритным. Правда, успех отчасти вышел ему боком: после «Тихого Дона» актера до конца жизни звали преимущественно на роли старых казаков и дедушек.

Даниил Ильченко (в круге). Сергей Маковецкий. Фото: кадр из фильма, Москино.

2015: Сергей Маковецкий

На первый взгляд Мелехов-старший получился у Маковецкого не таким грозным, как у Ильченко. Когда жителям Вешенской показали фрагменты будущего сериала, они высказали немало резких замечаний об игре актеров. Но Маковецкого не тронули: понравился. Кстати, на съемках актер едва не утонул: вывалился за борт лодки, когда по сценарию его герой рыбачил вместе с сыном на утренней зорьке.

Дарья (жена Петра Мелехова)

«С ленцой баба, спорченная… Румянится да брови чернит, мать ее суку».

1958: Людмила Хитяева

Герасимов встретил Хитяеву в коридоре киностудии имени Горького и с ходу предложил: «Хотите играть Дарью в «Тихом Доне»?» На съемках городская девушка научилась жать, косить. Чтобы достоверно сыграть сцену похорон мужа, актриса посетила настоящие казацкие похороны в соседней станице.

Людмила Хитяева (в круге). Анастасия Веденская. Фото: кадр из фильма, Москино.

2015: Анастасия Веденская

В послужном списке актрисы немало ролей в кино и сериалах («Ночь длиной в жизнь», «Верь мне», «Роковое наследство»). В отличие от Хитяевой – казачки кровь с молоком – ее Дарья получилась более хрупкой, женственной в современном понимании, с «дьявольщинкой».

Григорий Мелехов

«Такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

1958: Петр Глебов

Выдающийся актер сыграл десятки ролей в кино и театре, но роль донского казака Григория Мелехова стала для него главной в карьере. К началу съемок ему было уже 40, и режиссер сомневался, осилит ли Глебов сцены, где Мелехов 20-летний. Да и внешность актера казалась Герасимову не вполне казацкой. Зато голос был подходящим. Только после проб в гриме режиссер счел, что Глебов с ролью справится. Одобрил выбор и сам Шолохов.

2015: Евгений Ткачук

Актеру 30 лет, в его послужном списке главная роль в телефильме «Жизнь и приключения Мишки Япончика», десяток сериальных ролей поменьше, а также призы за лучший дебют на театральной сцене. Как и Глебову, Ткачуку делали особый грим, главной сложностью которого был нос с горбинкой. Вполне возможно, что новый «Тихий Дон» станет для молодого талантливого артиста трамплином к новым ролям и настоящей славе.

Евгений Ткачук. Фото: Москино.

Аксинья

«Ветер перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи».

1958: Элина Быстрицкая

На эту роль пробовалась, и вполне успешно, Нонна Мордюкова. Но кандидатура Быстрицкой показалась Шолохову более подходящей. Перед съемками выросшая в городе и весьма субтильная актриса набирала вес, училась носить воду на коромысле, ездить верхом. Впоследствии казаки приняли ее за свою и даже предлагали сменить имя на Аксинья Донская.

2015: Полина Чернышова

Для недавней выпускницы Щукинского училища это первая роль в кино. По словам актрисы, обошлось вообще без проб. Режиссер частенько приходил в Щуку, где училась его дочь Дарья, на студенческие постановки – так и приметил свою Аксинью. Девушка вживалась в роль предельно ответственно: чтобы сыграть роды, она отправилась в роддом понаблюдать, как рожают другие.

Полина Чернышова. Фото: Москино.

Наталья Коршунова (жена Григория Мелехова)

«Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски».

1958: Зинаида Кириенко

После «Тихого Дона» актриса обрела невиданную популярность. Говорят, роковой красоткой был очарован сам Феллини. Съемки давались ей нелегко: очень уж требовательным был режиссер Герасимов. В какой-то момент у Кириенко сдали нервы, и она в сердцах выкрикнула: «Не нужны мне ваш ВГИК и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш «Тихий Дон», и ваша Наталья!» Но Герасимов ее, конечно, никуда не отпустил.

Зинаида Кириенко (в круге). Дарья Урсуляк. Фото: кадр из фильма, Москино.

2015: Дарья Урсуляк

Сергей Урсуляк не из тех режиссеров, что тащат из картины в картину ближайших родственников. Его дочь Дарья попала в фильм волей случая. Рассказывают, что на пробы не пришла актриса, претендовавшая на роль Натальи. Режиссер попросил оказавшуюся рядом дочь помочь – подать пару реплик партнеру. Дарья оказалась настолько органичной, что режиссер решил, что Наталью больше искать не надо.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Впервые «Тихий Дон» экранизировали еще в 1930 году – это был немой фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова. В 1933-м он был озвучен.

Долгие годы идею снять свою версию «Тихого Дона» вынашивал Сергей Бондарчук, получивший благословение самого Шолохова: фильм Герасимова устроил писателя не полностью. Съемки совместной российско-итальянско-британской картины были завершены в 1992 году. Ключевые роли достались иностранцам – так, Григория сыграл Руперт Эверетт. Уже смонтированную картину у компании-производителя конфисковал банк-кредитор. Режиссер умер, так и не увидев свой 10-серийный телефильм, не увидели его и зрители. После долгих переговоров российская сторона выкупила рабочие материалы, из которых сын режиссера Федор Бондарчук смонтировал свою версию фильма. В 2006 году его показал Первый канал.

Источник

Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Читайте также:  Не могу продуть левое ухо

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем — вот и вся мелеховская семья.

II

Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы1 , камышистая непролазь, лес в росе — полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце.

В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след.

Пантелей Прокофьевич поглядел, как прямится примятая Дарьиными ногами трава, пошел в горницу.

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.

— Гришка, рыбалить поедешь?

— Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.

— Поедем, посидим зорю.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

— А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в рубашку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

— Куда править?

— К Черному яру.

Источник

Проверочная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

Подпиши  фамилию, ориентируясь на имена членов семьи

а

Сергей Платонович, Лиза, Володя

б

Степан, Аксинья

в

Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петро, Григорий, Дуняшка

г

Мирон Григорьевич, Лукинична, Наталья, Митька, дед Гришака, Маришка, Грипка

Кто кому кем приходится:

  1. Григорий Мелехов Наталье __________________
  2. Наталья Ильиничне  __________________
  3. Наталья Лукиничне _____________________
  4. Полюшка Наталье _____________________
  5. Дуняшка Наталье ______________________
  6. Петро Дуняшке  _________________________
  7. Мирон Григорьич Пантелею Прокофьичу ______________________

Кому принадлежит данная характеристика:

  1. «… топтал  землю шестьдесят девять лет» _________________________
  2. «….работал с ленцой: начесав чуб уходил к товарищам покурить, перекинуться в картишки» ____________________________
  3. «Был сух в кости, хром… носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы» ______________________________________
  4. «….привязалась к ужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость  да привычка» ________________________________________
  5. «…в отца попер: на полголовы выше …, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз…» ___________________________________________
  6. «…таких девок по свету поискать! Работа варом в руках: что рукодельница, что хозяйка!» ________________________________
  7. «В смуглый кулачок, покрытый редким…волосом, крепко зажал он хутор Татарский и окрестные хутора. Что ни двор – то вексель…» _____________________________________________________

Объясни значение слов

А

Курень

1

Галопом

Б

Зараз

2

Сейчас

В

Батя

3

Пусть,пускай

Г

Гас

4

Населенный пункт

Д

Стряпка

5

Кухня, место у печки

Е

Брешет

6

Врёт, обманывает

Ж

Хутор

7

Еще

З

Казак

8

Керосин

И

Атаман

9

У казаков выборный начальник всех степеней

К

Хорунжий

10

Мелкий лес в низменных долинах

Л

Трошки

11

Собрание женщин для совместного времяпрепровождения в непахотную пору

М

Ишо

12

Сослуживец

Н

Окаянный

13

Хата, дом

О

Дюже

14

Офицерский чин, равный корнету в кавалерии

П

На-скорях

15

Довести до конца

Р

Пущай

16

Чуть-чуть

С

Завесок

17

Т

Намётом

18

Отец

У

Односум

19

Быстро, на скорую руку

Ф

На-час

20

Передник, часть женской одежды

Х

Дать рахунку

21

Проклятый

Ц

Посиделки

22

 На минутку

Ч

Урёма

23

Очень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

В романе много  фразеологизмов, выполняющих этноориентирующую функцию. Это донские диалектные фразеологизмы. Определи, что они  означают:

куга зеленая -______________________________

 хисту не хватит – __________________________

взять за хиршу – __________________________

солнце в дуб – ______________________________

войсковая земля – ________________________

 портошное молоко –_________________________________

не хватит соображения, способностей; силой заставить, принудить к чему либо; земля, находившаяся во владении казачьего войска; положение солнца на небе в полдень; отжатое кислое молоко;  молодой, неопытный человек;

Ответы

Подпиши  фамилию, ориентируясь на имена членов семьи

а

Сергей Платонович, Лиза, Володя

Моховы

б

Степан, Аксинья

Астаховы

в

Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петро, Григорий, Дуняшка

Мелеховы

г

Мирон Григорьевич, Лукинична, Наталья, Митька, дед Гришака, Маришка, Грипка

Коршуновы

Кто кому кем приходится:

  1. Григорий Мелехов Наталье     муж
  2. Наталья Ильиничне      сноха
  3. Наталья Лукиничне    дочь
  4. Полюшка Наталье      дочь
  5. Дуняшка Наталье    сестра мужа (золовка)
  6. Петро Дуняшке      брат
  7. Мирон Григорьич Пантелею Прокофьичу    сват

Кому принадлежит данная характеристика:

  1. Дед Гришака
  2. Степан
  3. Пантелей Прокофьевич
  4.  Аксинья
  5.  Григорий Мелехов
  6.  Наталья
  7.  Мохов Степан Платонович

Объясни значение слов

А

Курень

1

Хата, дом

Б

Зараз

2

Сейчас

В

Батя

3

Отец

Г

Гас

4

Керосин

Д

Стряпка

5

Кухня, место у печки

Е

Брешет

6

Врёт, обманывает

Ж

Хутор

7

Населенный пункт

З

Казак

8

Крестьянин, потомок поселенцев на Дону, а также боец воинской части из этих крестьян

И

Атаман

9

У казаков выборный начальник всех степеней

К

Хорунжий

10

Офицерский чин, равный корнету в кавалерии

Л

Трошки

11

Чуть-чуть

М

Ишо

12

Еще

Н

Окаянный

13

Проклятый

О

Дюже

14

Очень

П

На-скорях

15

Быстро, на скорую руку

Р

Пущай

16

Пусть,пускай

С

Завесок

17

Передник, часть женской одежды

Т

Намётом

18

Галопом

У

Односум

19

Сослуживец

Ф

На-час

20

На минутку

Х

Дать рахунку

21

Довести до конца

Ц

Посиделки

22

Вечерний сбор женщин для совместного времяпрепровождения в непахотную пору

Ч

Урёма

23

Мелкий лес в низменных долинах

Читайте также:  Боль в левом ухе и зубах с одной стороны

Значение диалектных фразеологизмов:

 куга зеленая – «молодой, неопытный человек»,

хисту не хватит – «не хватит соображения, способностей»,

 взять за хиршу – «силой заставить, принудить к чему либо»;

солнце в дуб – «положение солнца на небе в полдень»,

 войсковая земля – «земля, находившаяся во владении казачьего войска, портошное молоко – «отжатое кислое молоко;

Найдите и определите лексические (тропы) и синтаксические (конструкции) средства в данных примерах.

  1. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой.
  2. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.
  3. Шел с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика.
  4. Щекотнула лицо налетевшая паутина, и неожиданно продал сон.
  5. Над Доном – туман, а вверху звездное просо.
  6. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков.
  7. В тяжкой накипевшей злобе своей шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока.
  8. По крыльцу шаги… Шаги в сенцах… Шаги у самой двери…
  9. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки, зашептала.
  10. Братья Мелеховы дрались отчаянно. Клевали Степана, как стервятники падаль.
  11. У берега желтым пышным кружевом на зеленом подоле волны змеилась пена. Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном.
  12. Серебряным дождем сыпала над поверхностью воды мелочь рыбешка.
  13. Плетни. Огороды. Желтая марь засматривающих солнцу в глаза подсолнухов. Зеленый в бледной цветени картофель.
  14. Полковник говорил еще. Расстанавливая в необходимом порядке слова, пытался подпалить чувство национальной гордости, но перед глазами тысячи казаков – не шелк чужих знамен, шурша, клонился к ногам, а свое буднее, кровное, разметавшись, кликало, голосило: жены, дети, любушки, неубранные хлеба, осиротелые хутора, станицы…
  15. Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно!
  16. По артериям страны, по железным путям, к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь.
  17. Глухой говор. Звяк стремени. Скрип седел.
  18. Фронт еще не улегся многоверстной неподатливой гадюкой
  19. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
  20. Перемены вершились на каждом лице, каждый по своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной.
  21. Подруженьки березки стояли на отшибе у леска тесной кучей
  22. Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов.
  23. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть.
  24. Сегодня эти миллионы сидят у себя по домам, в разных концах страны. Завтра приказ о мобилизации – и они собрались в назначенные пункты. Сегодня они лежат в траншеях, лежат иногда месяцами. Завтра они в другом порядке идут на штурм. Сегодня они проявляют чудеса, прячась от пуль и от шрапнели. Завтра они проявляют чудеса в открытом бою. Сегодня их передовые отряды кладут мины под землей, завтра они передвигаются на десятки верст по указаниям летчиков над землей.
  25. От роты осталось не больше шестидесяти человек, и он видел, с какой безумно отчаянной храбростью защищались эти люди от казаков, никли под сабельными ударами, умирали, а лезли напролом, на гибель, уничтожение, решив, что все равно, где принимать смерть.
  1. Ой, да разродимая моя сторонка,

Не увижу больше я тебя.

Не увижу, голос не услышу

На утренней зорьке в саду соловья.

  1. Дороги братьев растекались врозь: гнула Григория война, высасывала с лица румянец, красила его желчью, не чаял конца войны дождаться, а Петро быстро и гладко шел в гору…
  2. Маленькими смуглыми руками, покрытыми редким глянцем волоса, щупал Сергей Платонович Мохов жизнь со всех сторон. Иногда и она с ним заигрывала, иногда висела, как камень на шее утопленника.
  3. Над хутором оранжевым абрикосом вызревало солнце, под ним тлели, дымясь, облака.
  4. …но в апреле чья то заботливая рука слила все сотни – полк был наготове.
  5. На перроне строится почетный караул от Александровского военного училища, у виадука – московский женский батальон смерти. Около трех часов пополудни – поезд.
  6. Взбугрившаяся толпа подхватила, понесла, кинула Листницкого на перрон.
  7. Стремительный строчащий пересвист невидимых в темени крыльев. Ночь. Безмолвие. Туманная луговая сырость. На западе у подножья неба – всхожая густо лиловая опара туч.
  8. Мягкая, ночная, ласковая тишина паслась на лугу.

Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!..

Ключи:

  1. метафора, сравнение                   20. развернутая метафора
  2. эллипсис, синт.параллелизм                    21. эпитет, олицетворение
  3. фразеологизм                       22. развернутая метафора
  4. метафоры                  23. назывные предложения
  5. эллипсис, метафора                        24. метонимия, антитеза
  6. метафора                  25. эпитет, градация
  7. эпитет, сравнение                        26. анафора
  8. лексический повтор, парцелляция                 27. метафоры, антитеза, фразеологизм
  9. сравнение, эпитет                          28. метафора, олицетворение,
  10. метафора, сравнение сравнение
  11. сравнение, метафоры, эпитет                            29. сравнение, метафора
  12. сравнение, эпитет                      30. метонимия, метафора
  13. назывные предложения                      31. эллипсис
  14. метафора, ряды однородных членов                      32. эпитет, метонимия, метафора
  15. лексический повтор                         33. назывные предложения
  16. метафора, эпитеты                     34. эпитеты, метафора
  17. назывные предложения                         35. анафора, синт. параллелизм
  18. метафора, эпитеты, сравнение
  19. эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Источник