Даже если вам медведь на ухо наступил эту песню можно петь без слуха
Бывает так, что человек очень хочет научиться петь, но окружающие, часто незнающие, люди говорят ему, что ничего не выйдет, потому что слуха у него якобы нет. На самом ли деле это так? Как научиться петь человеку, у которого «нет музыкального слуха»?
По-правде говоря, понятие «отсутствие слуха» (имею в виду, музыкального) неверное. У каждого человека есть врожденная способность различать звуковысотность. Только у одних она хорошо развита, у других – не очень. Наиболее музыкальными считаются некоторые народности Востока – звуковысотность – это составляющая часть их речи. Поэтому проблем с музыкальностью у них нет. Русский язык не то чтобы не такой богатый в этом плане, он просто по-другому устроен. Как научиться петь россиянам? Читайте дальше! Важно совсем другое…
Если слух есть у каждого, то почему не каждый поёт?
Итак, музыкальный слух есть у каждого. Но кроме этого, есть такое понятие как координация между голосом и слухом. Если она отсутствует, то человек слышит ноты и различает их высоту, а правильно спеть не может, просто потому что не представляет себе, как это сделать. Однако, это не приговор, научиться петь можно абсолютно при любых исходных данных.
Главное – систематические и целенаправленные занятия. И это не общие слова. Это действительно то, что нужно – просто позаниматься, поработать над собой, научиться петь так же, как когда-то учились ходить, говорить, держать ложку, читать или водить автомобиль.
Как узнать диапазон своего голоса?
Чаще всего случается так, что человек может изобразить ноты голосом, но в очень ограниченном диапазоне. Если вы имеете доступ к фортепиано, найдите (или попросите кого-нибудь найти и сыграть) ноту «до». Попробуйте её спеть. Она должна звучать в унисон с вашим голосом, сливаться. Сначала спойте ее «про себя», а потом вслух. Теперь нажимайте клавиши по-порядку и пойте их, например, на слог «ля».
Кстати, если вы решили обойтись своими силами, то познакомиться с расположением нот на клавиатуре вам поможет статья «Как называются клавиши фортепиано». А что делать, если у вас нет доступа к инструменту? Выход тоже есть! Об этом в статье – «12 полезных музыкальных приложений в контакте».
Если вы смогли пропеть более 5 клавиш, это очень хорошо. Если нет, выполните следующее упражнение. Спойте самый низкий звук, который только можете. И от него голосом поднимайтесь вверх (на звук «у», как будто взлетает самолет). Поднимитесь голосом до самого высокого звука, который можете спеть. Есть другой вариант – пропищите голосом, как птичка, спойте, например «ку-ку» очень тоненьким голоском. Теперь постепенно спускайтесь вниз, продолжая пропевать этот слог. Причем поем его отрывисто, а не плавно.
Самое главное – взять чисто первую ноту!
Самое главное в разучивании песен – спеть чисто первую ноту. Если вы точно возьмёте ее, спеть всю строчку будет уже легче. Поэтому для начала возьмите для разучивания простые детские песенки (можно программу детского сада), не слишком быстрые. Если нет фортепиано, запишите на диктофон первый звук и постарайтесь спеть его чисто. К примеру, подойдет песня «Петушок – золотой гребешок». Послушайте первый звук, а затем спойте его: «пе». Затем пойте всю строчку.
Так-так-так! Только давайте не будем откладывать всё в долгий ящик, м? Начинаем заниматься прямо сейчас! Вот вам хорошая фонограмма, нажимайте на кнопку «play»:
[audio:https://music-education.ru/wp-content/uploads/2013/07/Petushok.mp3]А вот на всякий случай всем с детства знакомые слова песенки-потешки про петушка с золотым гребешком:
Не получается? Нарисуй мелодию!
Еще один приём, помогающий разобраться в мелодии – это её наглядное изображение. Причём можно не знать нот, а рисовать мелодию в обычной тетради. Пишем «Пе-ту-шок». Над этим словом рисуем три стрелки – две на месте и одна вниз. Во время пения смотрите на эту схему, и вам легче будет вспомнить, куда движется мелодия.
Попросите человека с музыкальным образованием (или хотя бы человека «со слухом») вам помочь. Пусть он запишет вам на диктофон первые звуки, с которых начинается песня, затем всю мелодию песни. Кроме этого, попросите его нарисовать вам мелодию в обычной тетради (рисунок должен быть над ли под текстом, чтобы видеть, к какому слогу относится то или иное движение). Когда вы будете петь, смотрите на эту схему. Ещё лучше – помогайте себе рукой, т.е. показывайте движение мелодии.
Кроме этого, можно записать гамму и слушать ее в течение дня, а затем пропевать с музыкой и без. Попросите вашего помощника записать для вас несколько простых детских песен, таких как «Маленькой ёлочке», «Серенькая кошечка» (в этом вам может помочь абсолютно любой мало-мальски учёный музыке человек, хоть музыкальный работник из детского сада, хоть школьник из музыкальной школы). Прослушайте их несколько раз и попытайтесь сами изобразить мелодию. После этого пойте.
Снова о том, что нужно работать над собой
Конечно, наиболее эффективными будут занятия с педагогом, но если у вас нет такой возможности, воспользуйтесь вышеприведенными советами. А ещё в помощь вам – материалы по теме «Как развить музыкальный слух?».
Кроме того, вы можете пройти уроки вокала с помощью специально записанного целенаправленного видео-курса. О том, как приобрести такой курс, читайте здесь:
Помните о том, что занятия должны быть регулярными. Если сегодня у вас мало что получается, поверьте – через неделю-две сдвиги обязательно будут. Для музыканта наблюдать успех, спустя время – норма, это вам скажет любой умный человек. Музыкальный слух – это способность человека, которая постоянно развивается, и после того, как вы начнёте заниматься, даже простое прослушивание любимой музыки волшебным способом будет развивать в вас эту способность.
P.S. У нас статья о том, как научиться петь! Хотим попросить вас не смущаться картинкой, которую вы видите на страничке. Некоторые люди поют в душЕ, некоторые – в дУше! И то, и другое – хорошо! Хорошего вам настроения!
Источник
Çà÷åì íóæåí äèðèæåð, åñëè ó âñåõ ìóçûêàíòîâ åñòü íîòû?
Çà÷åì íóæåí äèðèæåð, åñëè íà íåãî âñå ðàâíî íèêòî íå ñìîòðèò?
Çà÷åì íóæåí äèðèæåð, åñëè îí íè íà ÷åì íå èãðàåò?
Õîòü ÷òî-òî èçìåíèòñÿ, åñëè åãî îòòóäà óáðàòü?
Ïðèìåðíî òàêèå âîïðîñû ïîÿâëÿþòñÿ ó ëþäåé, äàëåêèõ îò àêàäåìè÷åñêîé ìóçûêè.
Ïîïðîáóþ îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû ïðîñòûì ÿçûêîì, äîïîëíèâ ïîñò ëþáîïûòíûìè çàáàâíûìè âèäåî íà ýòó òåìó (âñå âèäåî êîðîòêèå).
Èòàê, ïðåäñòàâüòå ñåáå áåãóíîâ íà ñòàðòå. Îíè ïðèãîòîâèëèñü ñîðâàòüñÿ ñ ìåñòà è ðèíóòüñÿ âïåð¸ä… È âäðóã âìåñòî âûñòðåëà èì êðè÷àò: “Íó, âû ýòî, áåãèòå, ÷òî ëè!” Êàê, ïî-âàøåìó, ñìîãóò áåãóíû ïî òàêîé êîìàíäå îòîðâàòüñÿ îò ñòàðòà îäíîâðåìåííî? Îðêåñòðó, â êîòîðîì èíîãäà èãðàåò áîëåå ñòà ÷åëîâåê, íóæíà ÷¸òêàÿ êîìàíäà, ÷òîáû âñåì îäíîâðåìåííî íà÷àòü èãðàòü.
Íî â îòëè÷èå îò áåãóíîâ, êîòîðûå ê ôèíèøó ïðèäóò îäèí çà äðóãèì, îðêåñòðàíòû äîëæíû çàêîí÷èòü ìóçûêó âñå âìåñòå îïÿòü òàêè ïî çíàêó äèðèæåðà.
Âñå çíàþò, äëÿ ÷åãî ãðåìèò áàðàáàí, êîãäà èäóò ñòðîåì. Äëÿ òîãî, ÷òîáû âñå øëè â îäíîì òåìïå. Èíà÷å îäèí ïîéä¸ò ÷óòü áûñòðåå, äðóãîé îòñòàíåò. Òî æå ñëó÷èòñÿ è ñ îðêåñòðàíòàìè, åñëè ó íèõ ïåðåä ãëàçàìè íå áóäåò äèðèæ¸ðà, çàäà÷à êîòîðîãî – äåðæàòü îðêåñòð â åäèíîé ðèòìè÷åñêîé ñåòêå.
Áûâàþò ðàçíûå ìóçûêàëüíûå ïüåñû. Íàïðèìåð, ìàðø ìóçûêà âñåãäà ãðîìêàÿ, ÷¸òêàÿ, áîäðàÿ. Ó êîëûáåëüíîé ìóçûêà ñîâñåì äðóãàÿ òèõàÿ, íåæíàÿ, óáàþêèâàþùàÿ. Ïðåäñòàâüòå, îðêåñòð èãðàåò êîëûáåëüíóþ: âñå ìóçûêàíòû çíàþò, ÷òî íàäî èãðàòü òèõî. Íî âñòàåò âîïðîñ: íàñêîëüêî òèõî äîëæåí èãðàòü êàæäûé ìóçûêàíò, ÷òîáû ãðîìêîñòü îðêåñòðà â öåëîì áûëà áû òîé, êîòîðàÿ íóæíà äëÿ êîëûáåëüíîé? Íè îäèí èç îðêåñòðàíòîâ íå ñìîæåò ýòîãî îöåíèòü, ïîòîìó ÷òî ëþäè, ñèäÿùèå â ðàçíûõ êîíöàõ îðêåñòðà, íå ñëûøàò äðóã äðóãà, òåì áîëåå, êîãäà ó êàæäîãî ïîä óõîì çâó÷èò ñâîé èíñòðóìåíò! È çäåñü, îïÿòü òàêè, íóæåí äèðèæ¸ð, êîòîðûé ñàì íè íà ÷åì íå èãðàåò, à òîëüêî ñëóøàåò, îöåíèâàåò ñî ñòîðîíû, êàê çâó÷èò îðêåñòð, ïîêàçûâàåò, êîìó íàäî èãðàòü ÷óòü ãðîì÷å, à êîìó ïîòèøå, “âûðàâíèâàåò” çâó÷íîñòü îðêåñòðà, äåëàåò åãî çâó÷àíèå ñáàëàíñèðîâàííûì. Îí îäèí ìîæåò ñëûøàòü âñþ çâóêîâóþ êàðòèíó îðêåñòðà.
Èòàê, ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî äèðèæåð ýòî ðåãóëèðîâùèê. Íî åñëè íàçâàòü êàêîãî-ëèáî äèðèæåðà ðåãóëèðîâùèêîì – ýòî áóäåò êàê ïîùå÷èíà äëÿ íåãî, èáî ïëîõ òîò äèðèæåð, êîòîðûé âûïîëíÿåò òîëüêî ëèøü ôóíêöèþ ðåãóëèðîâùèêà.
Ìóçûêó, êîòîðóþ èãðàåò îðêåñòð, íóæíî èñïîëíèòü, êàê ãîâîðÿò, “ñ äóøîé”. À âåäü êàæäûé ÷åëîâåê ÷óâñòâóåò è ïîíèìàåò ìóçûêó ïî-ñâîåìó. Ïîýòîìó íóæåí êòî-òî îäèí, ÷òîáû ïî åãî âîëå âñå èãðàëè ñ îäèíàêîâûì, ïðîäèêòîâàííûì èì “âûðàæåíèåì”.
Îáû÷íî êîìïîçèòîð â ñâîèõ íîòàõ î÷åíü ÷¸òêî ïðîïèñûâàåò, êàê, â êàêîì òåìïå, ñ êàêîé ãðîìêîñòüþ íóæíî èãðàòü åãî ìóçûêó. Íî äàæå â ñòðîãèõ ðàìêàõ íîò âñåãäà åñòü íåêàÿ âîçìîæíîñòü äëÿ ìàíåâðà, è ñ ïîìîùüþ íåêîòîðûõ øòðèõîâ ìîæíî ïðèäàòü ìóçûêå ñâîå çâó÷àíèå, ñâîå âèäåíèå. Ãäå-òî ñûãðàòü òèøå, ìÿã÷å, íåæíåå, èëè íàîáîðîò. Òåìï ìîæíî ñäåëàòü ÷óòü ïîäâèæíåé èëè ïëàâíåå, è ò.ä. Òàêèì îáðàçîì, äèðèæåð ðàññòàâëÿåò â ìóçûêå ñâîè àâòîðñêèå íüþàíñû.
Ïîñëóøàéòå, êàê ïî-ðàçíîìó çâó÷èò çíàìåíèòîå áåòõîâåíñêîå “òà-òà-òà-òàààà” èç 5 ñèìôîíèè â èñïîëíåíèè ðàçíûõ äèðèæåðîâ, è âû ïîéìåòå, î êàêèõ íüþàíñàõ èäåò ðå÷ü:
Òàêèì îáðàçîì ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî õîðîøèé äèðèæåð – ýòî íå òîëüêî ðåãóëèðîâùèê, íî è õóäîæåñòâåííûé ðóêîâîäèòåëü, èíòåðïðèòàòîð, àâòîð ïðî÷òåíèÿ ìóçûêè.
Äèðèæåð âî âðåìÿ èãðû îáùàåòñÿ ñ îðêåñòðîì ïðè ïîìîùè æåñòîâ. Ýòè æåñòû íèãäå íå ðåãëàìåíòèðîâàíû, íå ïðîïèñàíû è íå çàêðåïëåíû. Íåò íèêàêèõ åäèíûõ ïðàâèë, êàêèå èìåííî äâèæåíèÿ äîëæåí èñïîëüçîâàòü äèðèæåð â òåõ èëè èíûõ ñëó÷àÿõ. Êàæäûé äèðèæåð èçáèðàåò äëÿ ñåáÿ ñàì ñâîþ ìàíåðó “ðàçãîâîðà” ñ îðêåñòðîì. Îíà ìîæåò áûòü êàêàÿ óãîäíî!
Íà ýòîì âèäåî “òàíöóþùèé” äèðèæåð Ïåðìñêîãî òåàòðà îïåðû è áàëåòà, ãðåê ïî ïðîèñõîæäåíèþ Òåîäîð Êóðåíòçèñ:
À çäåñü Ëåîíàðä Áåðíñòàéí äèðèæèðóåò îðêåñòðîì ñ ïîìîùüþ… ëèöà!
Äèðèæèðîâàíèå ëèöîì ýòî ñêîðåå èç ðàçðÿäà ôîêóñîâ. Øóòêà.  îñíîâíîì æå äèðèæèðóþò ðóêàìè è äèðèæåðñêîé ïàëî÷êîé, ïðàâäà ðàçìåð åå ó ðàçíûõ äèðèæåðîâ áûâàåò ðàçíûì. Íàïðèìåð, Âàëåðèé Ãåðãèåâ ëþáèò ïîëüçîâàòüñÿ ñîâñåì ìàëåíüêîé ïàëî÷êîé, ðàçìåðîì ñ çóáî÷èñòêó. Ãåðãèåâ ñ çóáî÷èñòêîé çäåñü: https://pikabu.ru/story/pod_gipnozom_6816036
Ñëóøàÿ êîíöåðò, âû âèäèòå ôèíàëüíóþ ÷àñòü ïðîöåññà, ãîòîâûé ðåçóëüòàò. Íî ýòîìó ïðåäøåâñòâóåò äîëãàÿ íóäíàÿ ÷åðíîâàÿ ðàáîòà, ãäå îòðàáàòûâàþòñÿ ìíîãî÷èñëåííûå äåòàëè. Äèðèæ¸ð äîáèâàåòñÿ îò èñïîëíèòåëåé ïðàâèëüíûõ, ñ åãî òî÷êè çðåíèÿ, íþàíñîâ è àêöåíòîâ, ïàóç, ðèòìà è ïðî÷åå.
Íà âèäåî – èçíàíêà îðêåñòðîâîé æèçíè, ôðàãìåíò ðåïåòèöèè, ãäå ñ îðêåñòðîì ðàáîòàåò Åâãåíèé Ìðàâèíñêèé:
Íî íå âñå äèðèæåðû ñòîëü êîððåêòíû è ïî-äæåíòåëüìåíñêè âûäåðæàíû. Îíè âåäü òîæå ëþäè, ïîýòîìó áûâàåò âñÿêîå…
Íà âèäåî àóäèîçàïèñü îäíîãî èç ïðèïàäêîâ ãíåâà Àðòóðî Òîñêàíèíè, êîòîðûõ, êñòàòè, ó íåãî áûëî íåìàëî:
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî õîðîøèé äèðèæåð îáÿçàòåëüíî äîëæåí áûòü äèêòàòîðîì. ×òî ìÿãêèì è äîáðåíüêèì ëþäÿì íå ìåñòî â ýòîé ïðîôåññèè. Ýòî óòâåðæäåíèå ñïðàâåäëèâî äëÿ ðóêîâîäèòåëÿ ëþáîãî êðóïíîãî òâîð÷åñêîãî êîëëåêòèâà, òåàòðàëüíîãî, òàíöåâàëüíîãî, íåâàæíî. “Ðàçâîäèòü äåìîêðàòèþ” òàì, ãäå êàæäûé ñ÷èòàåò ñåáÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòüþ – äåéñòâèòåëüíî äåëî íåáëàãîäàðíîå. Ïîýòîìó ìíîãèå âåëèêèå äèðèæåðû ïðîøëîãî, ïî ðàññêàçàì ìóçûêàíòîâ, áûëè ñóùèìè äåñïîòàìè.
Íî ñåãîäíÿ âðåìÿ äèðèæåðîâ-äèêòàòîðîâ ïîñòåïåííî óõîäèò â ïðîøëîå, îñîáåííî íà çàïàäå. Ïî÷åìó? Ïðîôñîþçû íå ïîçâîëÿþò! Çàùèùàþò ìóçûêàíòîâ îò äèðèæåðñêîãî ñàìîäóðñòâà.
Источник
Заглядываю я как-то в электронный журнал, оценки у дочери посмотреть. А там «точка» по музыке. «Точка» – это условная двойка. Я задумалась. Тетрадь забыла? Песню не выучила?
Насчет песни скажу отдельно. Им задали, по словам дочери:
– Учить какую-то «Осень», какого-то «ДДТ».
– Дураааа! – возопили мы с Ведьмой Анафемонвой, когда это услышали.- Какую-то! Какого-то! Это ж Шевчук!
– Осень, в небе жгут кораблииии… – немузыкально воспели мы. (Ибо слуха у нас нет ни у кого в семье, хотя Армагеддон Люциферович уверяет, что он прекрасно поет, но это неправда. На самом деле он все песни вопит на один мотив: некую смесь Гимна Советского Союза и «Сулико».)
– А вы что, эту песню знаете? – удивилась Бездна Романовна.
– Да я! Да я на концерте Шевчука была! Да я ее лично там вместе с ним пела! – говорю я.
– И там Кинчев в клипе! В красных сапожках! – добавляет Ведьма Анафемовна.
– Учи немедленно, – это мы уже хором, судорожно разыскивая в интернете пресловутый клип. Где Шевчук, Кинчев и Бутусов.
***
Так вот, приходит дочь с «точкой» за эту самую «Осень».
– Как так? – спрашиваю. – Ты ж выучила.
(Еще бы не выучить, мама с тетей целыми днями завывали. И клип крутили нон-стоп.)
Дочь рассказывает:
– Она вызывала по 4-5 человек и велела петь. Если ей казалось, что тихо, или кто-то просто рот открывает, то еще по одному пели. Моя группа пела очень тихо, потому что она не знала слов. А мне «музычка» велела замолчать, потому что меня слышно хорошо, но мое пение режет ей слух. (От себя замечу: неудивительно, с такой-то наследственностью). Я ей тогда говорю: «Давайте я вам эту песню на бумажке напишу, если вы сомневаетесь в том, выучила ли я». Она не разрешила. И петь тоже запретила. Блин, да я знаю, что мне не просто медведь на ухо наступил, а на этом ухе целый слон хорошенько поплясал, но что ж я сделаю?
– А точка-то почему? Почему не оценка? – интересуюсь я.
– Потому что она под конец урока сказала, что я пела максимум на «четверку». И то с натяжкой. Ну че, я молчу. Четверка так четверка. Потом подумала и говорит: «Но ты же отличница, тебе все-таки нужна пятерка». Поэтому она мне задала подготовить доклад о группе «ДДТ» и об этой песне. Тогда поставит оценку.
– Вообще фигня вопрос, – возрадовалась я, – подготовишь. Я тебе все расскажу.
Даааа, как там в «Денискиных рассказах»? «…славы Ивана Козловского он не добьется».
Все хорошо, доклад она сделает, но меня несколько смущает один вопрос: а как дальше? Они ж там еще какие-то песни учить планируют. И пение Бездны будет опять «резать слух». Может, сразу просить доклад?
И вообще, есть ли какие-то критерии оценивания таких творческих предметов, как музыка и ИЗО? Я в том плане, что если у кого-то слуха нет или руки кривые – тут ведь ничего не сделаешь.
Как вы думаете?
P.S.: Специально для негодующих на тему: “Точку в журнал поставить невозможно, я пробовал – не получилось, аффтор, не врите”. Скрин электронного журнала дочери. На этот раз “точка” по истории. Видите, красненькая? Так что у нас в журнале можно.
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Еще немного о дочери:
«Папа рыжий, мама рыжий, рыжий я и сам…» или почему вся семья в краске
Как моя дочь занимается английским
Как мой ребенок учит слова
Как мы окультуривали ребенка. Посещение зоопарка
Цветные волосы в школе
Как психологи объявили моего ребенка идиотом
Источник
Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
Существует распространенное мнение, что музыкальный слух – это что-то почти уникальное – дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: “мне медведь на ухо наступил”.
Действительно ли это такая редкость – музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие – нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.
Виды музыкального слуха
Абсолютный слух
Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).
Относительный слух
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка – звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.
Развивается в процессе обучения музыке.
Мелодический слух
Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития – записывать нотами.
Развивается в процессе обучения музыке.
Гармонический слух
Способность слышать гармонические созвучия – аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.
Внутренний слух
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
- Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении. - Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.
Развивается в процессе обучения музыке.
Предслышание
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.
Можно ли развить музыкальный слух?
Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.
Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.
Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит “медведь на ухо наступил”, “нет музыкального слуха”.
Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.
А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.
Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Один из методов развития интонационного слуха – через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.
Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!
Источник