Дотронуться левой рукой до правого уха

Дотронуться левой рукой до правого уха thumbnail

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?

Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой. Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира. 

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока. 

2. Достать правой рукой левое ухо

Дотронуться левой рукой до правого уха

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 

Дотронуться левой рукой до правого уха

Тест «Поза Ромберга»

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму. 

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. 

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

Дотронуться левой рукой до правого уха

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

Читайте также:  Не слышит правое ухо после отита

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Дотронуться левой рукой до правого уха

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

При поддержке Фонда президентских грантов

Источник

Вне зависимости от того, посещал ребенок центры раннего развития или нет, родители все равно  задумываются над тем, когда стоит отдавать свое чадо в школу: в 5, 6 или 7 лет. И здесь важно, чтобы родители не шли на поводу у своих амбиций, а оценили реальную готовность дошкольнику к процессу обучения.

О том, как самостоятельно распознать готовность ребенка к школе, и что на самом деле должен уметь будущий первоклассник, рассказывают эксперты:учительница начальных классов с 20-летним стажем Ирина Максимова и психолог дошкольников Константин Дробышев. Специалисты предлагают пять простых экспресс-тестов, посредством которых легко определить готовность ребенка к школе независимо от возраста и уровня его интеллектуального развития.

Филлипинский тест

Этот тест определяет физическую готовность ребенка к школе. В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Если ребенок легко достает оба своих уха (не прогибаясь и не наклоняясь), значит к школе он готов.

 mini-IMG_9368

Уровень терпения

Теперь проверим психологическую готовность. Нарисуем циркулем круг диаметром 2,5см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, с хорошим настроением, без истерик и за один присест, а круг получился максимально ровным, значит – пора в школу. Но если вы видите, что ребенку многое дается с трудом и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. в конце концов, он просто не готов.

Гороховидная кость

Не все кости человека формируются до момента его рождения. Некоторые образуются в процессе роста и развития еще в детском возрасте. Так, на запястье годам к 6-15 вырастает гороховидная кость, название которой она получила из-за своей круглой формы. В Древней Греции детям разрешали приступать к обучению только после того, как учитель прощупывал эту косточку на тыльной стороне ладошки. Отсутствие этой кости еще не показатель того, что малышу рано идти в школу, а вот наличиие – верный признак. что учиться уже можно.

Читайте также:  Почему болит правое ухо хрящ

Смена зубов

Еще один действенны метод, известный с давних времен – смена зубов у ребенка. До сих пор его использую родители дошкольников в азиастких странах. Считается, что ребенок “открыл разум”, если у него выпал хотя бы один зуб. А в древней Японии со сменой зубов ребенок мог отвечать за свои проступки перед законом. Смена зубов – доказательство того, что его мозг достиг необходимого размера, а кости укрепились.

Рисуем мужчину

Существует связь изобразительной деятельности дете и общего уровня их психического развития. С возрастом рисунок школьника обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш вместо человечков рисует “головоножек”, то к шести годам у человечка уже вырисовываются практически все части тела. Попросите ребенка нарисовать мужчину так, как он сможет. Если фигура на рисунке имеет не только голову, конечности, а волосы, уши, глаза, нос, рот, пальцы и главное – одежду, значит. ваш ребенок готов к школе.

По материалам газеты “Вести”

Все новости

Источник

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

Образовательные: синхронизация работы обоих  полушарий  головного мозга;

Развивающие: развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;

Воспитательные: воспитание активности, сообразительности.

Игровой прием. Здравствуйте, ребята! Я – фея волшебной страны Кинезиологии.  Я научу вас удивительным упражнениям, которые помогут вам быстро запоминать, выговаривать все звуки русского языка,  стать внимательнее и сообразительнее. Начинаем зарядку для ума и тела.

Формирование пространственных представлений.

1. Пространство моего тела.

Покажем  у себя правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

Дотронемся   левой рукой до левого уха, левой рукой до правого уха.

Покажем  правый глаз правой рукой, покажем  правый глаз левой рукой.

Покажем, что у вас впереди, сзади, вверху, внизу.

2.Пространство тела моего соседа.

 Объединяемся в пары.

Покажем у соседа правую руку, левую руку.

Покажем  левую (правую) руку соседа.

Положим правую руку на правое плечо соседа

Положим правую руку на левое плечо соседа.

3.«Тень»

Один ребенок придумывает  какую либо фигуру, другой отображает ее в точности, как если бы от нее падала тень.

Межполушарное взаимодействие.

Будем с вами мы играть,

Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки и  мальчики.

1.«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2.Лезгинка

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

 Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

3.  “Ухо-нос”

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши  и поменять их положение.

4. «Лягушка»

 Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.  

5.«Кулак – ребро-ладонь»

 Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).

Общая моторика

1“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

2.«Вращение кистями рук»

Вытянуть руки перед собой, затем вращать кистями по и против часовой стрелки ( сначала однонаправлено, затем разнонаправлено.

Растяжки по осям.

«Лучики».И..п. Ноги врозь, руки вверх в стороны. Напрягаем руки, ноги расслаблены. Теперь напрягаем ноги, руки расслаблены.

Напрягаем левую половину тела, правая –  расслаблена, напрягаем правую половину тела.

Напрягаем левую руку и правую ногу, затем правую руку и левую ногу

Напрягаем все вместе, расслабляем.

 Каждое упражнение повторяем два раза.

Перекрестные движения

1. “Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Читайте также:  К чему что правое ухо чешется и горит

2.«Прыжки». И.п. Вытянутые руки вперед, ноги вместе. При прыжке руки отводим вправо, ноги влево, затем – руки отводим влево, ноги – вправо

Самомассаж

 «Поиграем с ручками»

  • Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
  • Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
  • Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка  трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
  • Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
  • Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора .

Артикуляционная моторика

1.Движения языком. Влево и вправо.

2. Цоканье, щелканье, посвистывание. Затем выполните последовательность – два цоканья, два щелканья, два посвистывания и т.д.

Зрительное восприятие.

 1. .« Рисующий слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

2..«Воображаемая фигура».

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

 Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат)

3.«Совместные движения глаз и языка»

Однонаправленно – глаза смотрят влево и язык влево, глаза вправо и язык вправо.

Мимические упражнения

1.«Рожицы»

Надуваем щеки – толстые щеки

Втягиваем щеки – худые щеки

Широко отрываем рот – удивляемся

Хмуро сдвигаем брови – сердимся

Улыбка

Выдвигаем язык вперед – дразнимся

Мелкая моторика

1.“Ладошка”

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

2.«Волна»

Делать волнообразные движения сначала левой рукой направо, затем правой рукой налево. Следующий этап – одновременно обеими руками навстречу друг другу.

Тактильный гнозис

  1. «Волшебный мешочек»

На ощупь угадать предмет одной рукой, а другой нарисовать его в воздухе.

  1. С закрытыми глазами опознать предмет, данный в руку

 ( ключ, пуговица, скрепка, орех  и т.д.)

Зеркальное рисование.

В воздухе двумя руками одновременно нарисовать елочный шар, снеговика, елку.

Дыхательные упражнения

1 .Вдох, задержка дыхания, выдох.

  1. Вдох глубокий, выдох толчками.
  2. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
  3. Вдох, медленный выдох.

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

Симметричное рисование.

Ставим карандаши близких цветов на точки в начале рисунков и начинаем одновременно проводить цветные линии по контуру на правой и левой сторонах страницы.

Релаксация

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком.  Пусть  в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Самоанализ.

Фея. Хочу я вам, ребята, на память о нашей встрече подарить значки – знак того , что вы научились кинезиологическим  упражнениям. Зеленый значок путь возьмет тот, кому было интересно делать зарядку для ума и тела, синий значок – тому, кому трудно было выполнять задания, красный значок пусть возьмет тот , кому было скучно и неинтересно.

До скорых встреч!

Источник