Где можно сломать уши в махачкале

«Матч ТВ» изучает единственную спортивную травму, которую некоторые атлеты хотят получить специально.
«Честно говоря, я очень хотел ухо сломать, классе в седьмом-восьмом это случилось», — рассказывал мне во время интервью боец ММА Расул Мирзаев.
«Мы стоим, нас двое и их двое. Ну и я понимаю: про меня можно подумать, что просто здоровый парень, но Артем-то* — на поломанных ушах, сразу видно, что не математикой пацан занимается, а они все равно бычат», — говорил один боец UFC о начинающейся драке (*имя друга изменено).
В английской Википедии есть статья Cauliflower ear (Cauliflower — цветная капуста, ear — ухо), там рассказывают, что заметные повреждения ушной раковины чаще всего встречаются у борцов, игроков в регби и посетителей опиумных домов из-за долгого лежания на твердой поверхности.
Про сломанные уши борцов шутят в комедийных программах, борцы часто считают это знаком отличия, «не борцы» — оберегом, а в инстаграме можно найти около 15 аккаунтов, где предлагают сломать ухо за 1000 — 1500 рублей.
Корреспондент «Матч ТВ» Вадим Тихомиров написал владельцам нескольких страниц, найденных по запросу «ломаю уши». Почти все отказались от комментариев. Специалист по ломке ушей из Гудермеса сказал, что интервью не дает, ломает уши с помощью руки, а обучающее видео готов прислать за тысячу рублей.
На телефонный разговор согласился мужчина из Махачкалы:
— У меня своя техника, которую я не разглашаю. Слышал, что ломают ложками, рукой, плоскогубцами, кто-то дверным проемом, по-разному абсолютно. У меня все очень аккуратно.
— Как вы сами думаете, зачем это нужно людям — чтобы выглядеть опаснее?
— Да, наверное. Есть ребята, которые занимаются борьбой и хотят, чтобы это было заметно. Есть те, кто 10-15 лет ходит на борьбу, а уши не поломаны вообще. Им хочется как-то соответствовать статусу борца, и они приходят.
— А вы в Махачкале работаете?
— Да. Я травматолог, у меня медицинское образование, все быстро, стерильно и анонимно на 100%.
— То есть никто не узнает, что человек сломал ухо специально?
— Само собой, потому что почти всем это не нужно, на Кавказе это как-то не приветствуется.
— Как часто обращаются?
— От двух до десяти человек в день.
— Что вы считаете хорошо сломанным ухом?
— Хорошее, плохое — понятия относительные. Мое дело сломать, а спрос рождает предложение.
Я осуществляю перелом хряща в безопасном месте, там, где это никак не повлияет на качество слуха и не коснется той части уха, куда, например, вставляется наушник. То есть функциональность никак не нарушится.
Местная анестезия, ставлю укол между кожей и хрящом, никакого вреда для здоровья. Я вообще занимаюсь пластикой и коррекцией ушей, то есть могу и исправлять последствия переломов.
— Если к вам придет 13-летний мальчик, который ходит на борьбу…
— Нет, ни в коем случае, приходят от 16 и старше, и то приходят с отцами, дядями, старшими братьями.
— Может прийти парень, по которому видно, что он максимум два месяца ходит на борьбу?
— Бывает, да. Приходят те, по кому видно, что борьбой почти не занимался, но хочет выглядеть соответствующе.
— Было такое, чтобы русские обращались?
— Редко, но бывает и такое. Ко мне и из других городов приезжают.
«Честно, я про это только в интернете читал в виде баек, — рассказывает практикующий в Москве врач Валентин Беляевский. — Например, я какое-то время работал в серьезном бойцовском клубе в Чеченской республике, и там ко мне никто ни разу не обращался с просьбой сломать ухо. Скорее я такое видел у своих одноклассников, когда в Ростове учился. У нас были ребята, которые занимались борьбой, и, если они ломали уши, старались не носить шапки или надевать их так, чтобы было видно сломанное ухо. Когда работал в Грозном, там никто не обращался, даже если действительно было повреждение, у бойцов ММА это считалось какой-то совсем проходной травмой».
***
Курамагомед Курамагомедов / Фото: © Федерация спортивной борьбы России
Чемпион мира по вольной борьбе (1997 год) Курамагомед Курамагомедов посмеивается, когда ему предлагают обсуждать сломанные уши борцов: «Вот, например, если вы себе сломаете, будете опасно выглядеть среди журналистов, но все равно у борцов все всех знают. Знают, кто и где боролся, кто ездил на мир, кто на Европу…»
— Помните, как вы сломали в первый раз?
— Я думаю, что вообще ни один борец такого не помнит. Наверное, году в 96-97-м (Курамагомедов 1978 года рождения. — «Матч ТВ») еще по молодежи или по юношам боролся. В основном травмируешь ухо во время борьбы в стойке: срыв захвата какого-то, или в бедро упираешься. Сначала не так больно, а ночью сложнее, не можешь повернуться на этот бок, кровью снова наливается.
И вот в тот период они как-то так поломались так, что уже места не осталось живого, а потом не беспокоили.
Алексей Махно / Фото: © М-1 Global
28-летний боец ММА Алексей Махно (18 побед, 7 поражений) рассказывает примерно то же самое: «Я впервые получил такую травму, когда мне было где-то 22 года. Делал проход в ноги и воткнулся в тазовую кость. Услышал такой щелчок, и стало горячо в районе уха. Странное ощущение, не понимаешь, что случилось, но чувствуешь: такое тепло появляется. Подходишь к зеркалу и видишь, что у тебя ухо разбухает, как будто воду в целлофановый пакет наливают, и он расправляется. И вот я пробовал считать, сколько раз ломал уши. Закончил на цифре 33 или 34, но что интересно, все травмы я получил в течение нескольких месяцев. Вроде подзажило, а потом раз, и опять надо откачивать. Но это происходит будто до определенного момента, а потом уже, наверное, нечему ломаться. В последние пять лет у меня ни разу не было, чтобы ухо повреждалось.
***
На YouTube легко найти подборку, где про сломанные уши говорят бойцы UFC. «Это выглядит по-уродски, но девушки могут ходить за вами только из-за борцовских ушей», — говорит Олимпийский чемпион по вольной борьбе и чемпион UFC в наилегчайшем весе Генри Сехудо. Йоанна Эджейчик признается, что боялась начинать тренировки по ММА, потому что можно сломать уши во время борьбы. Рафаэль Дос Аньос рассказывает, что сломал уши в 14 лет, и у тех, кто занимался джиу-джитсу, это считалось хорошим знаком. Или вот Мэтт Браун рассказывает, что в больнице с его ухом возились два часа и превратили это в подобие операции.
«Когда у меня такие травмы были, я лечился сам, просто спрашивал у ребят с опытом, что делать: помылся, обработал руки и ухо перекисью и убираешь кровь шприцом. Оно раздувается, как слива, ты втыкаешь шприц, откачиваешь кровь. Потом поводил еще там иглой, чтобы шприц побольше собрал, повязку тугую наложил, и нормально», — говорит боец ММА Алексей Махно.
«С точки зрения медицинской терминологии нет диагноза «перелом уха», — продолжает спортивный врач Валентин Беляевский. — То, что происходит с ушами, называется «ушиб мягких тканей» или «травма ушной раковины». По сути раковина — это хрящ, обтянутый кожей, и при травме мы получаем либо ушиб мягких тканей, либо деформацию хряща. В других мягких тканях хорошо развита система дренажей, и сгусток крови, который образуется после ушиба, может рассосаться по лимфатической системе. А раковина так устроена, что там нет никаких лимфатических протоков и сгусток крови никуда не девается. Кровь перерождается и превращается в соединительную ткань. Получается то, что мы видим у борцов со стажем.
Если нужно, чтобы ухо стало таким, как раньше, то нужно сначала эвакуировать кровь из места повреждения. Часто показывают, что кровь удаляют шприцом. Это доступный способ, но не совсем хороший: кровь все равно будет поступать в поврежденную зону в течение суток. Плюс если травме больше 24 часов, кровь уже будет похожа на желе, и вы не сможете убрать кровь шприцом. Лучше делать насечки скальпелем, устанавливать дренаж и накладывать тугую повязку, создающую компрессию. Потом покой на пару недель, и тогда ухо будет выглядеть как раньше. В США я видел специальные приспособления для этого — подобие щипцов в форме ушной раковины, и они как бы фиксируют ухо с двух сторон, чтобы кровь повторно не натекла туда.
Смотреть на YouTube
Проблема в том, что с переломом кости ты бороться точно не сможешь и дашь ей спокойно зажить, а с поврежденными ушными раковинами спортсмены, как правило, опять идут на ковер: травма относится к косметическим. И раковина так и не заживает до конца. У нас в теле есть разные хрящи по свойствам: например, в коленных суставах — гиалиновые. Они очень плохо регенерируют. В ушной раковине хрящ совсем другой, и он нормально восстанавливается. Если давать ему покой.
В теории такая травма может привести к снижению слуха за счет сужения слухового прохода. Можно рассмотреть вероятность, что сгусток крови воспалится, но это на уровне предположения, такие случаи крайне редки. Хотя я бы все равно при гематомах старался кровь эвакуировать».
— У нас ребята по-разному лечили, — рассказывает борец Курамагомедов. — После тренировки ухо опухает, выкачиваешь кровь, ночью снова опухает, бывает больно спать, вообще ночь не спишь почти. Приходится бинтом заматывать плотно, чтобы снова не набегало. Кто-то мазями мажет, кто-то что-то твердое подкладывает под повязку, чтобы ровное ухо было: копейку, два рубля, 10 рублей положишь — вроде лучше. Бывало, что в сам слуховой канал вату заталкивали, чтобы его не затянуло, но я не знаю таких случаев, чтобы ухо настолько опухло. Самое главное, чтобы покой был, но покой почти никто не дает, все идут тренироваться. Вот ты, например, готовишься к чемпионату мира, и тут тебе скажут, что из-за уха надо 10 дней не бороться.
— Объясните, почему вы не надеваете защиту? В США, например, постоянно можно увидеть у борцов на тренировках подобие наушников.
— У меня была такая защита, как раз покупал в США и пробовал бороться. Во время тренировок эти наушники тоже могут очень сильную боль приносить, когда в какие-то захваты попадаешь. Как я понял, нужно очень точно размер подбирать, но они все равно цепляются за уши, за подбородок и не спасают. Я поборолся и понял, что нет смысла. Сильно затянешь — тебя душит, слабо — соскальзывает и, одним словом, неудобно.
Мастер спорта по борьбе Дмитрий Смоляков какое-то время занимался борьбой в США и рассказал про защиту ушей: «В Америке, пока ты выступаешь на школьном и студенческом уровне, соревнования обязательно проходят именно в такой защите. Могу сказать, там многие тоже не в восторге от этого, потому что сами наушники очень громоздкие, застегивать их надо очень плотно, настолько, что кажется, будто они тебя поддушивают, и это все равно не дает защиту на 100%. Обычно если до соревнований есть время, то на тренировках все тоже борются без этого приспособления, а ближе к турнирам тренер уже заставляет всех бороться в защите, потому что к ней тоже надо привыкать».
***
«Чаще всего уши ломаются в каких-то захватах, — рассказывает боец ММА Махно. — У тайцев в Таиланде можно увидеть сломанные уши, потому что у них очень много борьбы в клинче, и там такие ситуации возникают. Но хрящи повреждаются именно при каких-то борцовских элементах: при скручиваниях, или если ты в таком положении, когда твое ухо плотно прижато к сопернику, к тазу, к плечу, а потом вы резко скручиваетесь, меняете положение. От удара я такой травмы не получал — был в жестких разменах, пропускал по ушам и руками, и ногами, и коленями. Синяки остаются, но именно вот такого, чтобы от удара ломался хрящ, на моей памяти не было.
Алексей Махно / Фото: © М-1 Global
По болевым ощущениям это как выбитый палец, ничего особенного нет. Но впоследствии это вносит дискомфорт в тренировочный процесс, если ты пропускаешь удар в ту область, боль очень резкая, как будто тебя битой ударили».
Курамагомед Курамагомедов рассказывает, что за всю карьеру не встречал ни одного борца, кто ломал бы себе ухо специально, хотя шутки на эту тему слышал много раз:
— Сломанное ухо вообще по-разному можно воспринимать. Вот 90-е годы — никто не знает, каким ты спортом занимаешься, а ухо поломал — уже понятно, что ты борец, что в зале не один год провел. Или бывает куда-то за границу летишь: в Иран, в Турцию, в Болгарию, в США, видишь человека с таким ухом, уже понимаешь, что это свой человек, скорее всего, борьбой занимался, у вас уже точно будут общие знакомые, будет о чем поговорить, человек тебе поможет.
С другой стороны, знаю, что у молодых наоборот бывает, ухо сломал, начинает наглеть, обижать кого-то, это неправильно. Я считаю, наоборот: на тебе больше ответственность лежит после этого. Или, например, видят — у тебя поломанное ухо, думают: «Ну все ясно, это спортсмен». Хотя я и в школе на пятерки учился и университет с красным дипломом закончил, так что это не всегда так работает.
Курамагомед Курамагомедов / Фото: © Федерация спортивной борьбы России
Сан Саныч Карелин — у него уши сохранились — нам вообще объяснял, когда приезжал на мастер-классы, что очень большое внимание уделяет тому, чтобы уши разогреть. Что надо их как следует массировать всегда, потому что там очень много разных рецепторов находится, которые помогают разным нашим органам. И он очень долго разогревает, разминает уши.
Но сложно всегда так делать, все равно бывает, что где-то без разминки поборешься. На пляже с кем-то встретились, поборолись немного. Или наоборот, в Красноярске походил по улице, замерз, зашел в зал и до конца не разогрелся, начал бороться.
Алексей Махно рассказывает про неудобства: «У меня сейчас обычные наушники, которые, например, идут с iPhone, не вставляются в уши или не держатся. Раньше нормально было. Я ношу либо накладные, которые сверху надеваются, либо покупаю спортивные, у которых есть набор насадок. Беру самую маленькую силиконовую затычку, чуть больше ушной палочки, и вот наушник с такой накладкой еще может поместиться.
Алексей Махно / Фото: © М-1 Global
Родители говорят: «Карьеру закончишь, можно будет пластику сделать, привести уши в порядок», а я вообще по-другому на это смотрю. Для меня мои поломанные уши — это моя гордость, и я точно ничего такого делать не буду. Мне кажется, так у многих ребят. Это часть образа, часть того, что я делаю, часть ремесла».
«Я знаю, что девчонки могут за это переживать, бывает, что волосами закрывают, — говорит Курамагомед Курамагомедов. — А среди ребят вообще никого не знаю, кто бы пластику себе делал, исправлял что-то. Если ты борец, ты все равно по жизни будешь заходить на тренировки и бороться. А ухо как сломалось обычно, так уже и остается дальше, и ничего с ним не происходит».
Больше интересных текстов из мира MMA:
- «Не понимаю, почему UFC отменяет турниры». Зачем нужны бои без зрителей, и как Александр Емельяненко отреагировал на оскорбления
- «Отправил в нокдаун чемпиона UFC в 16 лет». Кажется, экс-чемпион мира по боксу спутал свой возраст
- Газовать, крайний и нежданул. Как понимать слова бойцов ММА
Фото: Федерация борьбы России; vk.com/shkola_kuaramagomedova_k; https://vk.com/m1_mixfight
Источник
“Æåñòîêèå, ìñòèòåëüíûå, êîâàðíûå ïî îòíîøåíèþ ê âðàãàì, äîìà îíè äîáðû, ãîñòåïðèèìíû, íàäåæíû â äðóæáå, âîçäåðæàííû, ïî÷òèòåëüíû ê ñòàðèêàì è áëàãîäàðíû çà áëàãîäåÿíèÿ.”
Èâàí Ô¸äîðîâè÷ Áëàðàìáåðã
Ðîññèéñêèé ãåíåðàë-ëåéòåíàíò:
“Êàê ïðàâèëî, íðàâû è îáû÷àè íàðîäîâ çàâèñÿò îò êëèìàòà òîé òåððèòîðèè, êîòîðóþ îíè çàíèìàþò, îò îáðàçà æèçíè è âîñïèòàíèÿ; èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî íðàâû ëþäåé ïî÷òè äèêèõ, íàñåëÿþùèõ çåìëè, èçîáèëóþùèå ñêàëàìè è ïîêðûòûå âå÷íûìè ñíåãàìè, äîëæíû áûòü, âèäèìî, ãðóáûìè. Èõ ïðîñâåùåíèå îãðàíè÷èâàåòñÿ ñëåäóþùèì: êàê îáîðîíÿòüñÿ è íàïàäàòü, ãäå ìîæíî íåîæèäàííî àòàêîâàòü âðàãîâ; êàê âîñïèòàòü â ñåáå íåíàâèñòü ê âðàãàì, óìåòü îòîìñòèòü â ëþáîì ñëó÷àå, è, â êîíöå êîíöîâ, äîðîæèòü ñâîáîäîé áîëåå, ÷åì æèçíüþ.
Âñå îíè î÷åíü áåäíûå, ëèáî ïî ëåíîñòè, ëèáî îò òîãî, ÷òî èõ áåñïëîäíàÿ çåìëÿ íå äàåò èì äàæå òîãî, ÷òî íåîáõîäèìî äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ. Õîòÿ îíè è âèäÿò âíèçó ïëîäîðîäíûå äîëèíû, îíè ðåäêî òóäà ñïóñêàþòñÿ, çíàÿ, ÷òî ýòî áóäåò èì ñòîèòü èõ íåçàâèñèìîñòè. Îíè ìîãóò òåðïåòü âñÿ÷åñêèå ëèøåíèÿ, îñîáåííî êîãäà ðå÷ü èäåò î òîì, ÷òîáû çàùèòèòü èõ ñâîáîäó, êîòîðàÿ, ïî èõ ìíåíèþ, ñîñòîèò â ñâîáîäíîì âûáîðå êàæäîãî çàíèìàòüñÿ òåì, ÷åì åìó íðàâèòñÿ. Òàêèì îáðàçîì, îíè îáëàäàþò âñåìè äîáðîäåòåëÿìè è ïîðîêàìè ëþäåé íåöèâèëèçîâàííûõ. Æåñòîêèå, ìñòèòåëüíûå, êîâàðíûå ïî îòíîøåíèþ ê âðàãàì, äîìà îíè äîáðû, ãîñòåïðèèìíû, íàäåæíû â äðóæáå, âîçäåðæàííû, ïî÷òèòåëüíû ê ñòàðèêàì è áëàãîäàðíû çà áëàãîäåÿíèÿ.
Ýòà îáùàÿ êàðòèíà íðàâîâ ïðèìåíèòåëüíà ê ëþäÿì, íàñåëÿþùèì Êàâêàç â ñîáñòâåííîì ñìûñëå ñëîâà, â ïðîâèíöèÿõ æå ïî òó ñòîðîíó Êàâêàçñêîãî õðåáòà ñìåøåíèå íàðîäîâ èìåëî ñëåäñòâèåì ñìåøåíèå íðàâîâ è îáû÷àåâ.
Ïðèìå÷àíèå.  îáùåì, ãîðíûå õðåáòû – ýòî åñòåñòâåííûå êðåïîñòè, êàìåíèñòàÿ ïî÷âà êîòîðûõ äàåò ìàëî ñðåäñòâ ê ñóùåñòâîâàíèþ, íî êîòîðûå âçàìåí ïðåäîñòàâëÿþò âñå âîçìîæíîñòè äëÿ ñîêðûòèÿ äîáû÷è è ñïàñàþò îò ïðåñëåäîâàòåëåé, âñåãäà áûëè è áóäóò ïðèñòàíèùåì âîèíñòâåííûõ ïëåìåí, òàê æå êàê ñòåïè çàíèìàþò ïàñòóøåñêèå íàðîäû, à áåðåãà ìîðÿ – íàðîäû òîðãîâûå, áåðåãà ðåê – ðûáîëîâû è õëåáîïàøöû.
Ãîðöû Êàâêàçà, òàêèì îáðàçîì, ïî ïðèðîäå âåùåé îòíîñÿòñÿ ê ïåðâîé êàòåãîðèè. Çàõâàò èõ åäèíñòâåííîå çàíÿòèå, åäèíñòâåííûé ñïîñîá äîáûòü îäåæäó è îðóæèå. Ïî÷âà èõ ãîð îáåñïå÷èâàåò èõ ëèøü ñêóäíîé ïèùåé, à èõ ñòàäà äàþò øåðñòü äëÿ ãðóáûõ òêàíåé, íî ãîðåö õî÷åò èìåòü: äëèííîå ðóæüå, óêðàøåííîå ñåðåáðîì, ïëàòüå, îáøèòîå ãàëóíîì, õî÷åò êóïèòü êðàñèâóþ äåâóøêó, êîòîðàÿ ñòàíåò åãî æåíîé, è õî÷åò ïèòü âîäêó è áóçó. À òàê êàê æåëàåò ýòîãî ÷åëîâåê ïî íàòóðå õðàáðûé, ïðèâûêøèé ñ êîëûáåëè âî âñåì ñåáå îòêàçûâàòü, ê òîìó æå íèùèé è ñêóïîé, òî îí ïðèñâàèâàåò ñåáå âñå òî, ÷òî ìîæåò çàõâàòèòü. Ãîðåö îòïðàâëÿåòñÿ â ïîõîä, êàê íà îõîòó, è äîáû÷à, êîòîðóþ îí çàõâàòûâàåò ñ ðèñêîì äëÿ æèçíè, åñòü ïëàòà çà åãî óñèëèÿ è ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì åãî ãîðäîñòè è ñòèìóëîì ê äàëüíåéøèì äåéñòâèÿì. Íàìåðåíèå óáåäèòü ãîðöà, êîòîðûé íàïîäîáèå îðëà âèäèò â äåâñòâåííîé ïðèðîäå ëèøü äîáû÷ó è âðàãîâ, ÷òî ðàçáîé ýòî ïîñòûäíûé ïîðîê, ðàâíîöåííî æåëàíèþ óêóñèòü ëóíó.
Äî òåõ ïîð ïîêà öèâèëèçàöèÿ íå èçìåíèò èõ îáðàçà æèçíè è íûíåøíèå íðàâû, ïîêà òîðãîâëÿ íå áóäåò ó íèõ ïîä çàùèòîé èõ ïîòðåáíîñòåé, ãîðöû âñåãäà áóäóò òåìè, êòî îíè ñåé÷àñ åñòü.
Òàê êàê ïî÷âà äàâàëà èì ëèøü ñêóäíîå ïðîïèòàíèå, îíè ñòàëè äîáûâàòü íåîáõîäèìîå íàáåãàìè. Ýòîò íîâûé îáðàç æèçíè áûë ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî êàæäûé ðîä áûë íàñòîðîæå ïî îòíîøåíèþ ê ñîñåäíèì ðîäàì è íå äîâåðÿë èì, ñëåäîâàòåëüíî, è òîðãîâëÿ èñòî÷íèê áîãàòñòâà è ïðîöâåòàíèÿ áûëà ñîâåðøåííî íåâåäîìà ýòèì ïëåìåíàì, è öèâèëèçàöèÿ òàì íå ñìîãëà ðàçâèòüñÿ.
Çåìëÿ, êîòîðóþ îíè çàíèìàëè, áûëà ïðèãîäíîé ëèøü äëÿ ïàñòáèù, è ïðèñìîòð çà ñêîòèíîé ñòàë, òàêèì îáðàçîì, èõ åäèíñòâåííûì çàíÿòèåì, â îñîáåííîñòè æå ïîòîìó, ÷òî ñêîòèíà íå òðåáóåò îñîáûõ çàáîò, è, òàêèì îáðàçîì, îíè ìîãëè ïðåäàâàòüñÿ ïðàçäíîñòè â ñâîå óäîâîëüñòâèå. Ýòîò îáðàç æèçíè ñîõðàíèëñÿ íà Êàâêàçå äî íàøèõ äíåé, çà èñêëþ÷åíèåì ïëåìåí, êîòîðûå çàíèìàþò äîëèíû è íèçèíû, è ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî èìåííî â ýòèõ ïðè÷èíàõ êîðåíü ñòîëüêèõ íåäîñòàòêîâ, â êîòîðûõ óïðåêàþò ãîðöåâ.
Íóæäà ïîðîäèëà ñêëîííîñòü ê ðàçáîþ è âñëåäñòâèå âçàèìíóþ ïîäîçðèòåëüíîñòü, çà êîòîðîé ñëåäóþò êîâàðñòâî, âåðîëîìñòâî, ëèöåìåðèå, çëîáà è ìñòèòåëüíîñòü.
Òàê äî íàøèõ äíåé ó íèõ íåò ñòàáèëüíîñòè âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ äðóã ñ äðóãîì, ó íèõ íåò óïðàâëåíèÿ ñ óñòàíîâëåííûìè ïðàâèëàìè, îíè ïðåäïî÷èòàþò ðàçðåøàòü ðàñïðè è êîí÷àòü ññîðû íåìåäëåííî, ýòî ñäåëàëî èõ íàñòîëüêî íåòåðïèìûìè â ýòîì îòíîøåíèè, ÷òî îíè äàæå ñîãëàñíû áûòü íåâèííî íàêàçàííûìè, ÷åì îæèäàòü ñâîåãî îïðàâäàíèÿ â ðåçóëüòàòå äëèòåëüíîãî ñóäåáíîãî ðàçáèðàòåëüñòâà.
Ãîðåö èñïîëüçóåò ìàëåéøóþ ñèþìèíóòíóþ âîçìîæíîñòü äëÿ âçÿòèÿ äîáû÷è, ðèñêóÿ ëèøèòüñÿ áîëüøåé, íî êîòîðîé íàäî áûëî áû îæèäàòü ñî âðåìåíåì.
Îíè íàçûâàþò ðåìåñëî äîáûâàíèÿ âîåííîé ïðîôåññèåé, è òå èç íèõ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ìàñòåðàìè ñâîåãî äåëà, ïîëüçóþòñÿ íàèâûñøèì óâàæåíèåì è ñîçäàþò ñåáå èìÿ, îñîáåííî åñëè ýòî êíÿçü, äâîðÿíèí èëè îäèí èç ñòàðåéøèí; äàæå ïðîñòîëþäèíû ïðèîáðåòàþò ñåáå ðåïóòàöèþ òàêèì æå ñïîñîáîì…”
“Òà âîéíà, êîòîðóþ ãîðöû âåäóò ìåæäó ñîáîé è ïðîòèâ íàøèõ âîéñê, îòëè÷àåòñÿ äî òàêîé ñòåïåíè îò åâðîïåéñêèõ âîéí, ÷òî ìû ñ÷èòàåì ñâîèì äîëãîì äàòü ðàçúÿñíåíèÿ ïî ýòîìó ïîâîäó. Ñîãëàñíî òîìó, ÷òî ìû ñêàçàëè âûøå î õàðàêòåðå, íðàâàõ, îáðàçå æèçíè ãîðöåâ, ìîæíî áóäåò çàêëþ÷èòü, ÷òî îíè íå çíàþò íè ñòðàòåãèè, íè òàêòèêè è ÷òî îíè íå èìåþò ñðåäñòâ ê ñóùåñòâîâàíèþ èõ îòðÿäîâ, ÷òîáû âûäåðæèâàòü ïðîäîëæèòåëüíûé ïîõîä. Çàòî îíè çíàþò òîëê â ìàëûõ âîéíàõ, î ÷åì õîðîøî îñâåäîìëåíû ðóññêèå; èõ âîéíû íå ÷òî èíîå, êàê âåðåíèöà çàñàä è âíåçàïíûõ íàïàäåíèé.
Âîéíà ïðîòèâ ãîðöåâ òðåáóåò áîëüøîé îñòîðîæíîñòè, îñîáåííî òîãäà, êîãäà ðå÷ü èäåò î òîì, ÷òîáû äåéñòâîâàòü ïðîòèâ íèõ â ãîðàõ, ãäå íåâîçìîæíî ïðèìåíèòü àðòèëëåðèþ. Îäíàêî íåëüçÿ ñëèøêîì óâëåêàòüñÿ îñòîðîæíîñòüþ, ÷òîáû îíè íå ïðèíÿëè åå çà íåðåøèòåëüíîñòü, îñòîðîæíîñòü äîëæíà ñîïðîâîæäàòüñÿ îòâàãîé â ðåøèòåëüíûé ìîìåíò. Äåðçîñòü â àòàêå ïðèâîäèò âðàãîâ â çàìåøàòåëüñòâî, äåëàåò èõ ìàëîäóøíûìè, òåì áîëåå ÷òî îíè åå íå îæèäàþò, íàäåÿñü íà òðóäíîñòè ïóòåé ñîîáùåíèÿ, êîòîðûå õàðàêòåð ìåñòíîñòè âûäâèãàåò íà êàæäîì øàãó íàïàäàþùèì.  îáùåì, â ïîáåäå íàä íèìè áûâàåò óâåðåííîñòü ëèøü òîãäà, êîãäà ìîæåøü ïðåäâèäåòü èõ íàïàäåíèå, äàæå åñëè îíè ïðåâîñõîäÿò â ÷èñëåííîñòè â ÷åòûðå ðàçà.
Îíè îòëè÷íî ñòðåëÿþò è áåðåãóò ïàòðîíû âîò ïî÷åìó íå íàäî ââÿçûâàòüñÿ â äëèòåëüíóþ ïåðåñòðåëêó ñ íèìè, íàäî ñðàçó ïåðåõîäèòü ê øòûêîâîé àòàêå.
Îáû÷íî îíè ïðÿ÷óòñÿ â êóñòàðíèêàõ, ñêàëàõ, êàæäûé âûáèðàåò îïðåäåëåííóþ öåëü è áåðåò íà ïðèöåë èìåííî ýòîãî ÷åëîâåêà. Îíè ïðåêðàñíî ñòðåëÿþò ñ óïîðà èëè ëåæà íà çåìëå, íèêîãäà íå ïðîìàõèâàþòñÿ, íî îíè äîëãî çàðÿæàþò, òðàòÿ íà ýòî ìíîãî âðåìåíè. Åñëè îíè âåðõîì íà ëîøàäè, òî ñïåøèâàþòñÿ, ÷òîáû ïåðåçàðÿäèòü ðóæüå. Ïåðåä òåì êàê âûñòðåëèòü, êàê ìû óæå ãîâîðèëè, îíè òùàòåëüíî âûáèðàþò íåáîëüøîå óáåæèùå, èñïîëüçóÿ åãî êàê óêðûòèå.
Îíè î÷åíü ýêîíîìíî ðàñõîäóþò áîåïðèïàñû, òåðïåëèâî ïîäæèäàÿ âðàãà, ÷òîáû òî÷íåå åãî ïîðàçèòü. Êîãäà èõ ìíîãî, îíè íèêîãäà íå ñòðåëÿþò îäíîâðåìåííî, ÷òîáû èìåòü âîçìîæíîñòü ïåðåçàðÿäèòü ðóæüå. ×òîáû îáîðîíÿòüñÿ, îíè ðàñïîëàãàþòñÿ â íåñêîëüêèõ øàãàõ äðóã îò äðóãà, è, êîãäà îòñòóïàþò, òîò, êòî âïåðåäè, ïðîèçâîäèò âûñòðåë è ïðÿ÷åòñÿ çà ïîñëåäíåãî, ÷òîáû ñïîêîéíî ïåðåçàðÿäèòü ðóæüå. Ðàñïîëàãàÿñü òàêèì îáðàçîì, îíè èñïîëüçóþò âñå ïðåèìóùåñòâà ðåëüåôà. Òðóäíûå äîðîãè è âñåâîçìîæíûå ïðåïÿòñòâèÿ, êîòîðûå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ íà Êàâêàçå, íå ïîçâîëÿþò íàì âîâñå, èëè ïîçâîëÿþò î÷åíü ðåäêî, äåéñòâîâàòü íåîæèäàííî, äåëàþò íåâîçìîæíûì áûñòðûå è íåîæèäàííûå ïåðåäâèæåíèÿ.  òî æå âðåìÿ ãîðöû î÷åíü áäèòåëüíû ïðè ìàëåéøåì øóìå ïðèáëèæàþùåãîñÿ íàñòóïëåíèÿ îíè ïîêèäàþò ñâîè æèëèùà, êîòîðûìè îíè íå äîðîæàò, óêðûâàþò ñâîè ñåìüè è ñòàäà, äîìàøíþþ óòâàðü â ëåñó èëè â ãîðíûõ óùåëüÿõ, ãäå èõ î÷åíü òðóäíî äîñòàòü. Îáû÷íî â òàêîé ñèòóàöèè îíè ñîïðîòèâëÿþòñÿ ìåíåå ñòîéêî è íå ïûòàþòñÿ ïðîòèâîñòîÿòü íàïàäåíèþ, ïðåäïî÷èòàÿ îòñòóïèòü.
 ïîñëåäíåì ñëó÷àå íóæíà áîëüøàÿ îñòîðîæíîñòü, ïðåêðàñíîå çíàíèå ìåñòíîñòè, ñàìîîáëàäàíèå, ÷òîáû âûñòîÿòü è íå ïîíåñòè áîëüøèõ ïîòåðü. Ïîäîáíî ï÷åëèíîìó ðîþ, êîòîðûé ðàñòðåâîæèëè â óëüå, ãîðöû îêðóæàþò îòñòóïàþùåãî âðàãà ñî âñåõ ñòîðîí, ñòðåëÿÿ èç ðóæåé, è, åñëè íå ïðîÿâèòü ñòîéêîñòè, ñ øàøêàìè íàãîëî îíè íàïàäàþò íå òîëüêî íà êîëîííû, íî äàæå áðîñàþòñÿ íà ïóøêè.
 òî æå âðåìÿ îíè íå äàþò âðàãó âîçìîæíîñòè îòñòóïàòü, ïåðåêðûâ äîðîãó çàâàëàìè èëè ðâàìè, êîòîðûå îíè óñïåëè âûðûòü, è íå äàþò âðàãó ïåðåäûøêè. Ìàëåéøèé óñïåõ èõ âîîäóøåâëÿåò, òîãäà êàê îò íåóäà÷ îíè ñòàíîâÿòñÿ ìàëîäóøíûìè; è òîëüêî êîãäà îíè âèäÿò, ÷òî îêðóæåíû, îíè ñðàæàþòñÿ îò÷àÿííî, äîðîãî îòäàâàÿ ñâîþ æèçíü, è íèêîãäà íå ñäàþòñÿ â ïëåí. Îíè îñòåðåãàþòñÿ íàïàäàòü íà íàñ â äîëèíå, ãäå ó íàñ åñòü ïóøêè, ãäå ìû ìîæåì âûñòàâèòü îäèí èëè äâà áàòàëüîíà, çàâÿçàòü áîé, íî îíè óìåþò èñïîëüçîâàòü ìàëåéøóþ íàøó îïëîøíîñòü, íåîæèäàííî íàïàäàÿ íà íàøè ìàëåíüêèå ïîäðàçäåëåíèÿ, ïûòàþòñÿ âûêðàñòü èëè óáèòü ôóðàæèðîâ, êîòîðûå åäóò áåç äîñòàòî÷íîãî êîíâîÿ, à òàêæå ïîãîíùèêîâ ëîøàäåé, ñêîòà, ìàëåíüêèå ãðóïïû, êîòîðûå ðóáÿò ëåñ è ò. ä.  èòîãå ýòè ìåëêèå ïîòåðè ïî ÷åòûðå-øåñòü ÷åëîâåê èç êàæäîé äåñÿòêè ñîñòàâëÿþò ñîòíè ëþäåé, êîèõ ìû íåäîñ÷èòûâàåìñÿ ê êîíöó ãîäà.
Íàðîäíîñòè, êîòîðûå íàñåëÿþò íèçìåííîñòè è âëàäåþò òó÷íûìè ïàñòáèùàìè, èìåþò ïðåêðàñíóþ êàâàëåðèþ, îñîáåííî êóáàíñêèå ÷åðêåñû. Èõ êàâàëåðèñòû, ïîëàãàÿñü íà ïðåâîñõîäñòâî ñâîèõ êîíåé, íå áîÿòñÿ íàøåé êàâàëåðèè, åñëè îíà íå ïðåâîñõîäèò èõ ÷èñëîì. Îíè ïðåêðàñíî ñòðåëÿþò íà õîäó, äàæå ñêà÷à âî âåñü îïîð. Íåîæèäàííûå íàïàäåíèÿ âîò èõ èçëþáëåííàÿ ôîðìà âîåííûõ äåéñòâèé. Êîãäà èõ íåîæèäàííàÿ âûëàçêà íå óäàåòñÿ, îíè ñòàðàþòñÿ çàìàíèòü ÷àñòü íàøèõ âîéñê, êîòîðàÿ èõ ïðåñëåäóåò, â çàñàäó. Òîãäà îíè íåîæèäàííî íàïàäàþò íà íèõ, ÷àñòî íàíîñÿ çíà÷èòåëüíûå ïîòåðè, ïðåæäå ÷åì ê íàøèì ïðèäåò ïîìîùü.
Êîãäà îíè íàìåðåâàþòñÿ âòîðãíóòüñÿ íà òåððèòîðèþ ñîñåäåé èëè íà òåððèòîðèþ ðóññêèõ, îíè õðàíÿò ñâîè ïëàíû â ñåêðåòå êàê ìîæíî äîëüøå, ÷òîáû íàïàäåíèå áûëî íåîæèäàííûì äëÿ âðàãà; îíè âñåãäà ëþáÿò íàïàäàòü ïðåâîñõîäÿùèìè ñèëàìè, ÷òîáû áûòü óâåðåííûìè â óñïåõå. Îáû÷íî îíè îòïðàâëÿþòñÿ íî÷üþ ñ òîé öåëüþ, ÷òîáû çàñòàòü âðàãà âðàñïëîõ íà çàðå. Åñëè ýêñïåäèöèÿ òðåáóåò ìíîãî âðåìåíè, îíè íàçíà÷àþò ïóíêò ñáîðà. Èõ ïðåäâîäèòåëü äîëæåí áûòü ÷åëîâåêîì èñïûòàííûì, âûäàþùåãîñÿ óìà, êîòîðûé óìåë áû çàâîåâàòü èõ äîâåðèå. Îíè ïëîõî çíàêîìû ñ [63] äèñöèïëèíîé è ïî÷òè íèêîãäà íå ñîñòàâëÿþò ïëàíà íàïàäåíèÿ, âî âðåìÿ ñõâàòêè êàæäûé ñðàæàåòñÿ îòäåëüíî, íå ñìåøèâàÿñü ñ äðóãèìè. Îíè áðîñàþò ñâîåãî âîæäÿ, êîãäà çàõîòÿò, áåç ìàëåéøèõ óêîðîâ ñîâåñòè. Òàêèì îáðàçîì, èõ îòðÿäû óâåëè÷èâàþòñÿ èëè óìåíüøàþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ è äîáðîé âîëè êàæäîãî (Îäíàêî åñëè îíè íàíèìàþòñÿ íà îïðåäåëåííîå âðåìÿ íà ñëóæáó ê âîåíà÷àëüíèêó, òî îíè âåðíî äåðæàò äàííîå ñëîâî.). Èõ îïåðàöèè íå ìîãóò áûòü äëèòåëüíûìè, ââèäó ìàëîãî êîëè÷åñòâà ïðîâèçèè, êîòîðóþ îíè áåðóò ñ ñîáîé. Çàïàñû ïðîäóêòîâ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé îáû÷íî êîæàíûé ìåøîê ñ ìóêîé, íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî ñûðà, ñîëè è êóñîê êîï÷åíîé èëè âÿëåíîé áàðàíèíû. Ýòîé ïðîâèçèè èì õâàòàåò íà 810 äíåé, ïî èñòå÷åíèè êîòîðûõ îíè âûíóæäåíû âîçâðàùàòüñÿ ê ñåáå, ÷òîáû ïîïîëíèòü çàïàñû, åñëè èì íå óäàëîñü çàõâàòèòü äîáû÷ó, êîòîðóþ îíè òóò æå óâîçÿò, ÷òîáû ñïðÿòàòü â íàäåæíîì ìåñòå.
Ãîðöû íå ìîãóò ñîâåðøàòü êðóïíûå íàáåãè íà ãðàíèöû Ãðóçèè èç-çà îñíîâàòåëüíûõ ìåð, êîòîðûå íàøå ïðàâèòåëüñòâî ïðåäïðèíÿëî â ýòîì îòíîøåíèè. Îíè ëèøü ìîãóò ïðîíèêíóòü ÷åðåç íàøè ëèíèè óêðåïëåíèÿ íåáîëüøèìè ãðóïïàìè, îãðàíè÷èâàÿñü çàõâàòîì îòäåëüíûõ ëþäåé èëè æèâîòíûõ. Íà Ëèíèè èì èíîãäà óäàåòñÿ, íî î÷åíü ðåäêî, íàïàñòü íà äåðåâíþ è îãðàáèòü åå, îòáèòü òàáóí ëîøàäåé èëè ñòàäî ñêîòà. Èõ êîíè ïðîñòî íåîöåíèìû, ò. ê. îíè ïðåîäîëåâàþò ïî 60 âåðñò â äåíü èíîõîäüþ, íå óñòàâàÿ.
×òîáû óäà÷íî íàïàñòü, îíè â òå÷åíèå äíÿ ïðÿ÷óòñÿ ãäå-íèáóäü çà õîëìàìè, â òðîñòíèêàõ, â ëåñàõ, êîòîðûå îêðóæàþò ðåêè Êóáàíü, Òåðåê, Ñóíæó; îáû÷íî îíè èñïîëüçóþò òåìíîòó íî÷è èëè òóìàí, ÷òîáû ïåðåïðàâèòüñÿ ÷åðåç ýòè ðåêè âïëàâü èëè ÷åðåç áðîä (âáðîä). Çàòåì îíè îáõîäÿò íàøè ñåêðåòíûå ïîñòû, óáèâàÿ ïîñòîâûõ ïðåæäå, ÷åì òå óñïåâàþò ïîäíÿòü òðåâîãó.
Ïî âñåìó òå÷åíèþ ðåê Êóáàíè è Òåðåêà ðàññòàâëåíû ïîñòû êàçàêîâ íà îïðåäåëåííîì ðàññòîÿíèè äðóã îò äðóãà, ÷òîáû îõðàíÿòü ãðàíèöû îò íàïàäåíèÿ ãîðöåâ.
Ðàíî óòðîì ãîðöû íàïàäàþò íà äåðåâíþ, óáèâàþò òåõ, êòî ñîïðîòèâëÿåòñÿ, îñòàëüíûõ áåðóò â ïëåí. Áûñòðî ðàçãðàáèâ âñþ äåðåâíþ, íàãðóæåííûå òðîôåÿìè, îíè òàêæå áûñòðî èñ÷åçàþò. Òàêæå îíè óìåþò ëîâêî óãíàòü òàáóí: îäèí èç íèõ ïîÿâëÿåòñÿ ïåðåä òàáóíîì, èçäàâàÿ êðèêè, îí ì÷èòñÿ ãàëîïîì â òîì íàïðàâëåíèè, êóäà îí õî÷åò çàìàíèòü ëîøàäåé; èñïóãàííûå êðèêàìè, êîòîðûå îáðóøèâàþòñÿ íà íèõ, âñå ýòè æèâîòíûå óñòðåìëÿþòñÿ çà íèì, è òîãäà èõ óãîíÿþò âïëîòü äî Êóáàíè èëè Òåðåêà. Âñàäíèê áðîñàåòñÿ â âîäó, çà íèì ñëåäîì óñòðåìëÿåòñÿ âåñü òàáóí. Êîíè, ñâÿçàííûå âåðåâêîé òàêèì îáðàçîì, ÷òî íà øåå êàæäîãî èç íèõ íàêèíóòà ïåòëÿ, âî âðåìÿ ïåðåïðàâû âûíóæäåíû äåðæàòüñÿ âìåñòå, ÷òîáû ïåòëÿ èõ íå óäóøèëà.
Æåíùèíû è äåòè ïåðåïðàâëÿþòñÿ ÷åðåç ðåêó íà ëîøàäÿõ, à äîìàøíèå æèâîòíûå âïëàâü. Êîãäà ãîðöåâ ïðåñëåäóþò, ÷àñòü èç íèõ îñòàíàâëèâàåòñÿ è âñòðå÷àåò âðàãà èëè ïðÿ÷åòñÿ â êóñòàðíèêàõ è çàâÿçûâàåò ïåðåñòðåëêó, äëÿ òîãî ÷òîáû îñòàíîâèòü âðàãà è äàòü âîçìîæíîñòü äðóãèì ñïðÿòàòü äîáû÷ó. Êðîìå òîãî, îíè ðàññòàâëÿþò îïðåäåëåííîå êîëè÷åñòâî çàñàä íà ïðàâîì áåðåãó Òåðåêà, Ñóíæè è Ìàëêè è íà ëåâîì áåðåãó Êóáàíè, ÷òîáû ïðèêðûâàòü îòñòóïëåíèå.
“×åðêåññêèé ðûöàðü”
Âîåííûå äåéñòâèÿ ãîðöåâ íà Êàâêàçå ýòî, ñêîðåå, âíåçàïíûå íàáåãè, ÷åì ðåãóëÿðíûå íàñòóïëåíèÿ. Îíè íåóäåðæèìû âî âðåìÿ ïåðâîé àòàêè, íî çàòåì èõ ïûë ñëàáååò. Ìàëåéøèé óñïåõ äåëàåò èõ äåðçêèìè, íåóäà÷à ïðèâîäèò â ïàíèêó, òåì íå ìåíåå îíè çàùèùàþòñÿ õðàáðî è óïîðíî â ñâîèõ óêðûòèÿõ, â îêðóæåíèè æå îíè ñðàæàþòñÿ îò÷àÿííî è íèêîãäà íå ñäàþòñÿ. Íåîæèäàííî íàïàñòü íà áîëåå ñëàáîãî ïðîòèâíèêà, ïðè÷èíèòü åìó áîëüøîé óðîí, íå ïîäâåðãàÿ ñåáÿ îñîáîìó ðèñêó âîò â ÷åì ñîñòîèò èõ òàêòèêà.
Ëîâêî îòáèòü òàáóí èëè ñòàäî ñêîòà, ïðåêðàñíî çíàòü ìåñòíîñòü, íàõîäèòü òàéíóþ òðîïó è èäòè ÷åðåç ãóñòîé ëåñ äàæå ãëóõîé íî÷üþ, îäíèì ñëîâîì, áûòü ëîâêèì è ñìåëûì âîò â ÷åì çàêëþ÷àåòñÿ ÷åñòîëþáèå è ñëàâà ãîðöà.”
“Èñòîðè÷åñêîå òîïîãðàôè÷åñêîå ñòàòèñòè÷åñêîå ýòíîãðàôè÷åñêîå è âîåííîå îïèñàíèå Êàâêàçà”
Èñòî÷íèê: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840…
Источник