Как называется человек без левой руки левой ноги левого глаза и левого уха
Ëå÷ó îò àëêîãîëèçìà, òîð÷ó îò íàðêîìàíèè!
Ôèòü õà!
Æèëè ó áàáóñè äâà âåñåëûõ ãóñÿ, îäèí ñåðûé äðóãîé áåëûé, îáà ãîëóáûå
Ôèòü õà!
Îäíàæäû èçâåñòíûé ðóññêèé èññëåäîâàòåëü Ïðæåâàëüñêèé âñòðåòèë ëîøàäü, ÷åðåç ãîä îíà âçÿëà åãî ôàìèëèþ
Ôèòü õà!
Ó íàñ åñòü òàêàÿ òðàäèöèÿ: ïðèñåñòü íà äîðîæêó, íî íåò òàêîé òðàäèöèè óáðàòü çà ñîáîé
Ôèòü õà!
ß ñâîþ âåðíîñòü ìóæó áëþëà, áëþäó è áëþäü áóäó
Ôèòü õà!
Êàê íàçûâàåòñÿ ÷åëîâåê áåç ëåâîãî óõà, ëåâîãî ãëàçà, ëåâîé ðóêè è ëåâîé íîãè?
all right
Ôèòü õà!
Çàõîäèò áèçíåñìåí â îôèñ ñ ãðóïïîé èíîñòðàíöåâ è ãîâîðèò ñåêðåòàðþ:
Èðî÷êà, ìíå ïîæàëóéñòà êîôå, à ýòèì 3 ï*äðàì êåôèð
Ãîëîñ èç ãðóïïû:
äâóì ï*äðàì, ÿ – ïåðåâîä÷èê
Ôèòü õà!
Àëå! Ýòî Áàíÿ?
Íåò, ýòî åãî áðàò Áîëîäÿ
Ôèòü õà!
Äåäóøêà Ìîðîç âûõîäè!,- êðè÷àëè, ïðèòàíöîâûâàÿ äåòè îêîëî òóàëåòà
Ôèòü õà!
Áåðåãè äóïëî ñ ìîëîäó
Ôèòü õà!
Áðîíåíîñåö ïî òåëêàì
Ôèòü õà!
Âû áðàòüÿ?
Íåò ìû áëåçíèöû
À ÷òî áëåçíåöû íå áðàòüÿ?
Íå âñåãäà, ìû, íàïðèìåð, ñåñòðû
Ôèòü õà!
Ìå÷òà: ïîñòàâèòü îáîãðåâàòåëü â ìîðîçèëêó, âêëþ÷èòü è ïîñìîòðåòü êòî êîãî
Ôèòü õà!
Îí è îíà áûëè òàêèå õóäûå, è êîñòëÿâûå, ÷òî îíè íå òðàõàëèñü, à ñòóêàëèñü
Ôèòü õà!
×òî òàêîå ó÷åáíûé ïëàí? Ýòî îáû÷íûé òàáàê
Ôèòü õà!
Ó ìåíÿ óêðàëè ïàñïîðò.
 ìèëèöèè áûë?
Áûë, íå îíè.
Ôèòü õà!
Íà ñîëíöå ìîæíî ïîñìîòðåòü â òåëåñêîï äâàæäû: îäèí ðàç ëåâûì ãëàçîì, è îäèí ðàç ïðàâûì
Ôèòü õà!
Òû âèäåë ñîí ïðî îáåçüÿíîê è áåãåìîòà?
Íåò, íå âèäåë
Ïîñìîòðè, êëàññíûé.
Ôèòü õà!
Âû íà ñëåäóþùåé îñòàíîâêå ñõîäèòå?
Íåò, ÿ óæå äîìà ñõîäèë
Ôèòü õà!
Ïàïî÷êà, à ïî÷åìó ó ìåíÿ íèêîãäà íå âûïàäàåò äåíüðîæäåíèÿ íà ïÿòíèöó 13-å?
Äà ïîòîìó ÷òî òû ðîäèëñÿ 24 èþíÿ èäèîò
Ôèòü õà!
Ó ìåíÿ ñåãîäíÿ ñâèäàíèå
Ñ ðåçèíîâîé êóêëîé?
Íåò, ñ íàñòîÿùåé äåâóøêîé
Òû ïîñîðèëñÿ ñ ðåçèíîâîé êóêëîé?
Ôèòü õà!
Ñèæó äîìà, âäðóã çâîíîê, îòêðûâàþ äâåðü – íèêîãî, îïÿòü çâîíîê – îïÿòü îòêðûâàþ äâåðü, îïÿòü íèêîãî, è òàê 5 ðàç. Äóìàåøü ïîëòåðãåéñò?
Äà íåò. Òåëåôîí
Ôèòü õà!
Åñëè ó âàñ ïîä ìûøêîé ïàõíåò, ïîñòèðàéòå êîâðèê.
Ôèòü õà!
Ó ìåíÿ çàâòðà ýêçàìåí. Ìàì ÿ âîëíóþñü.
Ñòîëèöà Àðãåíòèíû?
Áóýíîñ-Àéðåñ
Ñòîëèöà Ïîðòóãàëèè
Ëèññàáîí. Ìàì äàâàé åùå.
Ñòîëèöà Àðãåíòèíû?
Áóýíîñ-Àéðåñ
Ñòîëèöà Ïîðòóãàëèè
Ëèññàáîí
Ôèòü õà!
Òû ñî ìíîé ïåðåñïèøü çà 50 òûñ äîëëàðîâ?
Äà
À çà 100 ðóáëåé?
Òû çà êîãî ìåíÿ ïðèíèìàåøü?
Çà êîãî ÿ òåáÿ ïðèíèìàþ ìû óæå ðàçîáðàëèñü, âîïðîñ òîëüêî â öåíå.
Ôèòü õà!
Âíà÷àëå ÿ ïèë øàìïàíñêîå, ïîñëå íåãî ïåðåøåë íà âèíî, à çàòåì áûëà âîäêà ñ ïèâîì. À ïîñëå ýòîãî îòðàâèëñÿ ïå÷åíþøêîé =(
Ôèòü õà!
Ó ìåíÿ áûë â÷åðà íåçàáûâàåìûé ýðîòè÷åñêèé âå÷åð. Îíà â êðàñèâîì íèæíåì áåëüå, íà ðîñêîøíîé øèðîêîé êðîâàòè. à ÿ â äîìå íàïðîòèâ, â ñåìåéíûõ òðóñàõ, ñ áåíîêëåì
Ôèòü õà!
35- áàáà ÿãîäêà îïÿòü
41- áàáà ñíîâà ìàíäàðèí
Ôèòü õà!
Ðåêëàìà. Ñïåöèàëüíîå ïðåäëîæåíèå. Îáîãðåâàòåëè “Äîáðîå òåïëî” Íàøè ýêñïåäèòîðû äîñòàâÿò èõ ïðÿìî âàì äîìîé â åìêîñòÿõ 0.5, 0.7 è 1 ëèòð
Ôèòü õà!
Êòî ó âàñ â ñåìüå ñàìûé ñòàðøèé?
Ïðà-ïðà-ïðà-ïðàáàáóøêà
íî ýòî æå íå âîçìîæíî
Âî-âî-âî-âîçìîæíî
Ôèòü õà!
Ñëûõàë. Âàñÿ âûïèë ïðàâèëüíîãî ïèâà ïîñëå áàíè è êàê çàíîâî ðîäèëñÿ.
×òî ïîõìåëüÿ íå áûëî?
Íåò. ïîëçàë, ïèñàëñÿ è ãîâîðèòü íå ìîã.
Ôèòü õà!
Óëåòåëè áåëûå ìåäâåäè.
Ïî÷åìó æ ìíå íî÷üþ íå äî ñíà?
Êðîëèêè, ñîáà÷êè è ãàíòåëè.
×òî æå òû ñî ìíîþ äåëàåøü òðàâà?
Ôèòü õà!
×òî òàêîå äåéñòâèòåëüíî ñòðàøíàÿ æåíùèíà?
ýòî êîãäà âû ïðîñûïàåòåñü ñ íåé â îäíîé ïîñòåëè, åå ãîëîâà ëåæèò ó âàñ íà ðóêå è âû îòãðûçàåòå ñåáå ðóêó ÷òîáû óáåæàòü
Ôèòü õà!
Источник
Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.
Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.
Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.
Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.
Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:
Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
Трубку телефона прикладывает к правому уху
Ведущие глаз, ухо – правые
Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.
Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).
У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.
За что “отвечают” полушария?
Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.
Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.
Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).
Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Не переучивайте ребенка – левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!
У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:
Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.
Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?
Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).
Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.
Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.
ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
Тесты
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.
Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.
Источник
Скрытое левшевство – это особенность
во взаимодействии полушарий.
Головной мозг влияет на то, какая рука (глаз, ухо, нога ) у человека проявлен
а, как ведущая. Правой
половиной тела управляет левое полушарие мозга. Левой, наоборот,
правое. Каждое полушарие имеет свои особенности и несет определенные
функции. Хотя в работу мозга одновременно включены зоны правого и левого
полушария и постоянно происходит обмен информации между ними. Это
называется межполушарные взаимодействия. Однако можно сказать, что левое
полушарие больше отвечает за чтение, письмо, логику, счет, речь,
движение. Оно обращено и ориентировано на внешний мир. Восприятие
информации из окружающего мира пошаговое, последовательное. А правое –
за восприятие и узнавание лиц, цвета, форм, образное мышление,
музыкальность, оно заведует эмоциональной оценкой окружающего мира.
Одновременная обобщенная информация, эмоционально окрашенная, но с
позиции «моей» точки зрения.
Необходимо различать понятия “леворукость” и “левшество”. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество –
комплексная характеристика, отражающая большую активность правого
полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует
левое полушарие).
По другому можно сказать, что “скрытый левша” – это праворукий левша, т.е. левша, который пишет правой рукой.
Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из
парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один
глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к
источнику звука одним ухом и т.п. Какое полушарие ведущее можно определить с помощью не сложных тестов (полный перечень смотрите в файле внизу):
- Переплетение пальцев
рук. Быстро, не задумываясь, переплетаем пальцы обеих рук. Сверху оказывается большой палец одной и той же
руки, как правило, ведущей. - Проведение
вертикальных линий. Проводим в течение одной минуты линии на расстоянии
1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий,
проведённых ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий,
проведённых другой рукой. Ведущая рука чертит линии быстрее и чаще. - Послушайте, как тикают часы. К какому уху вы
поднесли часы в первый раз, то и ведущее. Но понаблюдайте, одинаково ли
вы слышите тиканье разными ушами. - Обратите внимание, к какому уху вы
подносите трубку, когда разговариваете по телефону. - Моргните одним глазом. Открытым
остаётся ведущий глаз. - Подзорная труба. Рассматривание в “подзорную
трубу” (сложенный трубочкой лист бумаги) обычно осуществляется ведущим
глазом.
Если по итогам
тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук
координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем
правополушарный тип.
Доминирование правого полушария определяет
склонность к творчеству, а также конкретно-образный
характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение
ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. Левши – натуры
целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все
воспринимают всерьез, имея дело с актуальным
временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата
интонациями и жестами. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети
опираются на свои визуальные и тактильные ощущения.
Главная
проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с
освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с
развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и
грамотностью — это “скрытые левши”. Поэтому настоятельно рекомендуется таким детям проводить в первую половину дня кинезиологическую гимнастику (см. приложение).
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У
маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого
полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети
одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются
амбидекстрами. Считается, что ведущее полушарие формируется к 6-7 годам.
Таким детям необходимо больше наглядности, подкрепленной яркими примерами. Они охотнее выполняют творческие
задания, вместе с тем им необходимо больше времени на осознание, “переваривании”
материала. Им сложно выполнять четкие инструкции, указания, соблюдать
дисциплину. Как уже написано выше – каждый ребенок индивидуален и каждый
случай нужно рассматривать отдельно. Сейчас, когда воспитатели, учителя (в случае скрытого левшества необходимо об этом информировать педагога) научились
работать с левшами,когда нет жестких ограничений в письме, поведении –
многие левши не отстают, а в чем-то и опережают правшей.
Есть люди, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково
хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т. е. парными органами –
амбидекстры. Таких людей немного, но по исследованиям ученых, их
количество постоянно растет.
Источник
Что вы знаете о леворукости? Кроме того, что каждый второй американец, если верить кино и сериалам, пишет левой рукой, и что наши бабушки и дедушки упорно всех левшей переучивали. Наверняка вы неоднократно читали, что среди левшей множество гениев, а еще где-то краем уха слышали, что левша — это вовсе не про левую руку. Рассказываем подробнее, что такое левшество, вместе с экспертом-нейропсихологом.
6 фактов о левшестве:
- Только правшество бывает полным — когда ведущим является левое полушарие мозга, отвечающее за правую половину тела, а рука, нога, ухо и глаз доминируют правые.
- Левшество бывает и полным, и частичным. Согласно данным профессора биологии Карла Ханнафорд, существуют 32 различных доминирующих профиля, и от них зависит вся жизнь человека.
- Ведущую руку человека можно определить, еще когда он находится в утробе матери.
- Переученные левши до 6 раз медленнее обрабатывают информацию в зависимости от особенностей латеральной асимметрии.
- Левши живут меньше.
- У левшества есть несколько бонусов.
Обо всем этом мы рассказываем вместе с Екатериной Галяевой, нейропсихологом, психологом, кинезиологом, двигательным терапевтом, Членом Международной ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов, основателем проекта «Мудрое Движение».
Екатерина, ответьте сразу на главный вопрос, левой рукой действительно пишут только левши?
Конечно же, нет. И дело даже не в том, что всем известны случаи, когда левшей переучивали. Раньше так просто было принято в нашей культуре: все должны писать правой рукой, и дома родители, бабушки, нянюшки учили только правой рукой держать ложку, карандаш. И в школе учили также: «Возьмите ручку в правую руку». К счастью, сейчас уже редкий случай, когда кто-то настаивал, чтобы ребенок выполнял какие-либо ручные работы только правой рукой. Но я порой вижу в диагностике детей, которые изначально являются леворукими, но пишут правой рукой. Почему так? Я для себя выделила несколько вариантов:
1) У маленького ребенка, еще до года, был повышен тонус в силу тех или иных особенностей рождения и неонатального периода развития и затруднены любые действия с левой стороны. То есть левой рукой ему было труднее оперировать, чем правой. Ребенок тогда начинает что-то делать правой рукой, хотя его ведущая рука левая.
2) Бывает, что леворукому ребенку делают прививку БЦЖ, а делают ее в левое плечико. Это болезненная прививка, и рука болит довольно долго. Как результат, малыш начинает пытаться манипулировать правой рукой, и тогда именно она закладывается как основная.
3) Бывали в моей практике и такие случаи, когда леворукий ребенок задействовал свои зеркальные нейроны и начинал оперировать правой рукой, просто смотря и беря пример со своих праворуких родственников.
Но бывает и наоборот. Однажды ко мне на прием пришел, по словам мамы, леворукий мальчик, 15 лет. И диагностика показала, что ведущая рука у него вовсе не левая, а правая. Просто в раннем детстве был тонус, который и вынудил тело сделать левую руку основной. В общем, возможны разные варианты.
Главное, что нужно понимать: переученные и праворукие и леворукие дети — это не здОрово.
Вы говорите леворукость, в обиходе говорят левша. В чем разница?
Мы, специалисты, разделяем леворукость и левшество. Леворукость — это то, как принято называть левшей в народе, когда ребенок ест левой рукой, пишет левой рукой и зубы тоже чистит левой. А левшество — это когда доминантное полушарие мозга у ребенка правое. В противовес правшам или праворуким детям, то есть истинным правшам, у которых ведущее полушарие левое.
Нужно помнить о том, что у нас перекрестная иннервация, левый глаз, левое ухо, левая нога — управляются правым полушарием, а левое полушарие — правой стороной тела.
Ведущая нога? Ухо? Глаз? Это действительно важно?
Еще как. Известный факт, что у большинства нашей популяции ведущий правый глаз и он следит слева направо, то есть вся наша культура создана изначально для правшей, именно так мы пишем и читаем, но у некоторых людей ведущий глаз левый, а он следит справа налево и таким людям было бы удобно читать при условии, что они бы жили в арабских странах или в Израиле, где именно так устроено письмо. А когда они читают слева направо, они тратят гораздо больше энергии, чтобы удержать глаз на строке.
Если мы представим, что у нас слабенький ребенок, с ведущим левым глазом, с некоторыми функциональными нарушениями, ребенок, который при этом пошел в школу в неполные 7 лет, или быстро истощаемый, неусидчивый, то ему подобные затраты энергии будут попросту не под силу и как результат пострадает чтение и письмо.
Глаза отвечают за визуальное восприятие, уши — за восприятие аудиальной информации, и если левое ухо связано с правым полушарием, а речевой центр, как мы помним находится, слева, то обработка информации у таких детей, как минимум, занимает больше времени, они дольше осознают, о чем спрашивает учитель или понимают, что до него хочет донести преподаватель. Такие дети частенько не могут сразу ответить на поставленный вопрос.
Именно поэтому очень важно, чтобы учителя в школе располагали информацией о нейропсихологическом статусе ребенка, и не просто располагали ею, но и использовали при коммуникации с учениками, учитывали латеральную организацию при рассадке детей в классе.
Рука — это символ коммуникации, и дети, у которых односторонний профиль — и рука и полушарие одно — испытывают в состоянии стресса проблемы с коммуникацией. Чувствуют себя очень одинокими, не могут попросить о помощи, ощущают свою оторванность от мира.
Нога — это движение, крупная моторика. И тут есть очень интересные особенности. Дети и взрослые с ведущей правой ногой — левое полушарие — учатся новым движениям последовательно по левополушарному типу. Такому ребенку нужно показывать все stepbystep, от простого к сложному. Все объяснять. Это обучение дискретное. А вот дети с ведущей левой ногой, у которых ведущее правое полушарие, скорее посмотрят, как это делает кто-то другой и просто смогут повторить. Но при этом они вряд ли смогут объяснить, как они это сделали. Спонтанное целостное восприятие. Увидел и повторил.
Родители часто пытаются уже в младенчестве понять, какая рука у ребенка ведущая. Чтобы не переучивать и помогать. В каком возрасте уже можно определить: левша или правша?
Обычно мы не говорим, левша или правша ребенок до возраста 5-6 лет, а иногда, но значительно реже, даже до 7 лет. В норме такая «специализация руки» должна установиться перед школой. Маленькие дети все делают двумя руками и ни в коем случае взрослому не надо настаивать, чтобы ребенок брал игрушку, погремушку, ложку или карандаш той или иной рукой. Пускай пробует — в каком-то возрасте обязательно установится ведущая рука. Но специалисты знают, что даже когда беременной маме делают УЗИ, ребенок чаще сосет палец одной руки — и именно она позже диагностируется как ведущая.
К чему нужно быть готовым родителям левши?
Первое, что нужно запомнить: ребенок левша — это повод обратиться к нейропсихологу. Левша обязательно должен пройти курс нейрокоррекции. У таких детей плохо выстраиваются межполушарные связи и это вообще тот минимум работы, который должен быть проведен, даже если у него нет и намека на трудности в учебе. Нужно связать два полушария.
У детей со смешанным латеральным профилем, когда ведущее полушарие и ведущая рука/нога/ухо или глаз находятся на одной стороне (то есть ведущее полушарие левое и ведущее ухо левое или ведущее полушарие правое и глаз правый) в ситуации стресса обязательно возникнут проблемы. Дело в том, что доминирующую роль в состоянии стресса берет на себя ведущее полушарие и доступ к полноценному восприятию информации или действию будут затруднены, а значит, снижается стрессоустойчивость.
И если у полных левшей и правшей стрессоустойчивость — 100%, то у таких частичных левшей стрессоустойчивость снижена.
Но есть же и какие-то плюсы у левшества?
Безусловно. И их очень много. Чего только стоит умение увидеть и повторить, которым обладают носители ведущей левой ноги. Левши мыслят нестандартно. Правое полушарие, его функция: целостное восприятие, видеть нечто целиком и только потом раскладывать на детали. Именно поэтому левши видят какие-то вещи иначе, по-другому, и такой взгляд нестандартный дает такие же нестандартные решения.
Доминирование левого уха и глаза — это еще большие плюсы. Они считывают невербальные компоненты в общении с людьми и получается как в сериале «Обмани меня» — эти люди очень чувствительны к недосказанности, лжи, фальши в общении причем визуально или на слух (в зависимости от того, что у них ведущее по левой стороне, глаз или ухо).
Этакое шестое чувство, но обусловленное сугубо особенностями физиологии мозга.
Какие советы вы бы дали родителям левшей?
Не переучивать левшу ни в коем случае. Еще раз — обязательно обратиться к нейропсихологу, чтобы связать два полушария, это важно.
Продолжительность жизни у левшей ниже, чем у правшей — это связано с их чересчур эмоциональным восприятием мира и всего вокруг. Поэтому важно, как говорит профессор Семенович, «связать полушария бантиком», чтобы левши имели полноценный доступ к анализу, логике, рациональному мышлению, которое дает левое полушарие, чтоб мозг был целостным даже в условиях стресса.
Использовать визуальное расписание для таких детей. У левшей нет времени в голове. Они живут здесь и сейчас. Ощущение времени — прерогатива левого полушария. Маленькие левши, да и большие тоже, его попросту не чувствуют. Время для них течет по-разному.
Ребенку с ведущим левым глазом очень важно много читать вслух с самого раннего детства. Чтобы у него разворачивались картины перед глазами. Разыгрывать настоящий театр одного актера. Обязательно повышать самооценку ребенка.
Регулярно выполнять упражнения из Гимнастики мозга Пола Деннисона. Я особенно рекомендую: перекрестный шаг, слон, думательная шляпа, ленивые восьмерки и крюки. Последнее упражнение особенно важно для поддержания самооценки.
Присмотритесь к своему ребенку — возможно, то, что вы принимали за невнимательность или лень на самом деле является проявлением левшества, а возможно вы и сами левша, просто не знаете об этом. Возможно, пришло время узнать?
Упражнения из Гимнастики Пола Деннисона
Перекрестный шаг: Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Эти же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Можно выполнять, и стоя, и сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторяем 4-8 раз. Главное: чем медленнее движение, тем эффективнее.
Думательная шляпа (колпак): Полезно при потере слухового внимания. Правую руки сгибаем в локте, заводим за голову и берем себя за противоположное ухо. Массируем начиная с верхней части уха, продвигаясь к мочке. Повторить 3-5 раз. То же самое — левой рукой. Выполнять можно как стоя, так и сидя с хорошей опорой.
Ленивые восьмерки: Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге горизонтальную восьмерку (знак бесконечности), потом — левой. А теперь правой и левой одновременно. Начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Слон: Ухо плотно прижимаем к плечу. Одновременно вытягиваем одну руку, как хобот слона, и начинаем рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза при этом следят за движениями кончиков пальцев. Меняем руки. Упражнение выполнять максимально медленно, 3-5 раз каждой рукой.
Крюки: Можно выполнять как стоя, так и сидя. Необходимо скрестить ноги лодыжками. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, соединить пальцы в замок. Следите, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Теперь самое сложное: нужно вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку» — сцепленные пальцы будут направлены кверху. Смотреть нужно прямо, взгляд вверх, а кончик языка прижат к верхнему нёбу. Находиться в этой позе нужно 1-5 минут.
Источник