Левой ногой по правому уху

Скрещенные на груди руки — негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации. Этот жест используют люди, защищающие свое право быть услышанными. Это фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Люди обычно не понимают этого простого жеста — он же сигнализирует, что данный человек выпал из разговора. Однако эта поза может означать и то, что человек просто комфортно расположился. Поэтому надо обратить внимание на его кисти: расслаблены, они или сжаты в кулаки, или стиснули одна другую так, что пальцы побелели.
Скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, — это те, кто оказывает наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки — это действительный противник, проявляющий упрямство.
Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.
Сжатые губы или когда человек говорит сквозь зубы, почти не двигая губами, свидетельствует тоже о защите.
Подозрение, недоверие, скрытность. Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой (у правшей). Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обыденном языке, например «левые доходы». Поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой — «плохо». Если человек придерживается позиции, резко отличной от позиции другого, он может прикрывать рот рукой, не желая начинать спора.
Если человек стремится не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. Жестом, отражающим подозрение, часто является взгляд исподлобья.
Тесно сцепленные кисти рук — это тоже жест подозрения и недоверия.
Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, обозначающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация жеста касания носа — касание мочки уха или потирание глаза.
Неуверенность, нервозность. Типичный жест в этом случае — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга. Это означает потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Трогание или потирание спинки кресла перед тем как в него сесть, например, на совещании, тоже может свидетельствовать о неуверенности, нервозности человека.
Медленное потирание ладоней друг о друга или вытирание влажных ладоней о платок, одежду тоже свидетельствует, что человек нервничает. Чтобы избавиться от гнетущей его тревоги, человек может теребить себя за ухо.
Жестами, обнаруживающими неуверенность, тревожность, могут быть пощипывание руки, сжатие кончиков пальцев руки или притягивание их к себе, покашливание, грызение ногтей или карандаша, почесывание шеи пальцем, скрещенные ноги стоя.
Источник
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Образовательные: синхронизация работы обоих полушарий головного мозга;
Развивающие: развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;
Воспитательные: воспитание активности, сообразительности.
Игровой прием. Здравствуйте, ребята! Я – фея волшебной страны Кинезиологии. Я научу вас удивительным упражнениям, которые помогут вам быстро запоминать, выговаривать все звуки русского языка, стать внимательнее и сообразительнее. Начинаем зарядку для ума и тела.
Формирование пространственных представлений.
1. Пространство моего тела.
Покажем у себя правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу
Дотронемся левой рукой до левого уха, левой рукой до правого уха.
Покажем правый глаз правой рукой, покажем правый глаз левой рукой.
Покажем, что у вас впереди, сзади, вверху, внизу.
2.Пространство тела моего соседа.
Объединяемся в пары.
Покажем у соседа правую руку, левую руку.
Покажем левую (правую) руку соседа.
Положим правую руку на правое плечо соседа
Положим правую руку на левое плечо соседа.
3.«Тень»
Один ребенок придумывает какую либо фигуру, другой отображает ее в точности, как если бы от нее падала тень.
Межполушарное взаимодействие.
Будем с вами мы играть,
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки и мальчики.
1.«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2.Лезгинка
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
3. “Ухо-нос”
Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
4. «Лягушка»
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
5.«Кулак – ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).
Общая моторика
1“Дерево”
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
2.«Вращение кистями рук»
Вытянуть руки перед собой, затем вращать кистями по и против часовой стрелки ( сначала однонаправлено, затем разнонаправлено.
Растяжки по осям.
«Лучики».И..п. Ноги врозь, руки вверх в стороны. Напрягаем руки, ноги расслаблены. Теперь напрягаем ноги, руки расслаблены.
Напрягаем левую половину тела, правая – расслаблена, напрягаем правую половину тела.
Напрягаем левую руку и правую ногу, затем правую руку и левую ногу
Напрягаем все вместе, расслабляем.
Каждое упражнение повторяем два раза.
Перекрестные движения
1. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2.«Прыжки». И.п. Вытянутые руки вперед, ноги вместе. При прыжке руки отводим вправо, ноги влево, затем – руки отводим влево, ноги – вправо
Самомассаж
«Поиграем с ручками»
- Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
- Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
- Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора .
Артикуляционная моторика
1.Движения языком. Влево и вправо.
2. Цоканье, щелканье, посвистывание. Затем выполните последовательность – два цоканья, два щелканья, два посвистывания и т.д.
Зрительное восприятие.
1. .« Рисующий слон».
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
2..«Воображаемая фигура».
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат)
3.«Совместные движения глаз и языка»
Однонаправленно – глаза смотрят влево и язык влево, глаза вправо и язык вправо.
Мимические упражнения
1.«Рожицы»
Надуваем щеки – толстые щеки
Втягиваем щеки – худые щеки
Широко отрываем рот – удивляемся
Хмуро сдвигаем брови – сердимся
Улыбка
Выдвигаем язык вперед – дразнимся
Мелкая моторика
1.“Ладошка”
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2.«Волна»
Делать волнообразные движения сначала левой рукой направо, затем правой рукой налево. Следующий этап – одновременно обеими руками навстречу друг другу.
Тактильный гнозис
- «Волшебный мешочек»
На ощупь угадать предмет одной рукой, а другой нарисовать его в воздухе.
- С закрытыми глазами опознать предмет, данный в руку
( ключ, пуговица, скрепка, орех и т.д.)
Зеркальное рисование.
В воздухе двумя руками одновременно нарисовать елочный шар, снеговика, елку.
Дыхательные упражнения
1 .Вдох, задержка дыхания, выдох.
- Вдох глубокий, выдох толчками.
- Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
- Вдох, медленный выдох.
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
Симметричное рисование.
Ставим карандаши близких цветов на точки в начале рисунков и начинаем одновременно проводить цветные линии по контуру на правой и левой сторонах страницы.
Релаксация
1. “Дирижер”
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
Самоанализ.
Фея. Хочу я вам, ребята, на память о нашей встрече подарить значки – знак того , что вы научились кинезиологическим упражнениям. Зеленый значок путь возьмет тот, кому было интересно делать зарядку для ума и тела, синий значок – тому, кому трудно было выполнять задания, красный значок пусть возьмет тот , кому было скучно и неинтересно.
До скорых встреч!
Источник
Выяснение латерального профиля начните с определения моторной асимметрии, которая представляет собой совокупность признаков неравенства рук к ног, а также правой и левой половин тела. Для определения асимметрии рук на первом этапе используйте модифицированный опросник Аннет. Кроме того можно использовать ряд дополнительных тестов.
ОПРОСНИК АННЕТ представляет собой двенадцать функциональных проб. Задача состоит в том, чтобы определить какой рукой Вы выполняете то или иное действие и отметить крестиком Ваш ответ на каждый из поставлен-ных вопросов.
Учитывая, что существует пять вариантов ответов:
_______________________________________________Левой_____ Любой_____ Правой
_____________________________________________только_чаще ________ чаще_только
Какой рукой Вы пишите?
Какой рукой Вы держите нож-ницы?
Какой рукой Вы бросаете мяч?
Какой рукой Вы держите ра-кетку для игры в теннис?
Какай рукой Вы зажигаете спичку?
Какой рукой Вы вставляете нитку в иголку?
Какой рукой Вы режете хлеб?
Какой рукой Вы отвинчиваете крышку тубы?
Какой рукой Вы сдаете карты?
Какой рукой Вы держите моло-ток?
Какой рукой Вы держите зуб-ную щетку?
Какой рукой Вы заводите часы?
СУММА:
Каждый ответ оценивается в баллах:
«только правой» + 2;
«чаще правой» + 1;
«любой» 0;
«чаше левой» – 1;
«только левой» – 2
Все баллы алгебраически суммируете. Показатели от + 24 до + 18 баллов характеризуют «выраженную праворукость»; от + 17 до + 9 баллов – «слабая праворукость»; от + 8 до – 8 баллов – «амбидекстрия»; от – 9 до – 17 баллов – «слабая леворукость»; от – 18 баллов до – 24 баллов – «выраженная леворукость».
ТЕСТ НА АПЛОДИРОВАНИЕ: Проимитируйте движения рук при апп-лодировании. Более активной у правши будет правая рука. Она совершает ударные движения о левую руку. У левши, напротив, активной, «ударной» будет левая рука, а правая рука остается при этом в одном положении.
ПРОБА НА ТОЧНОСТЬ ПОПАДАНИЯ: Выберите точку на чистом лис-те бумаги при открытых глазах и далее попытайтесь попасть в нее карандашей при закрытых глазах по очереди каждой рукой. Попадание правой рукой у правши оказываются расположенными неподалеку от цели и распределяются от нее равномерно, площадь разброса по форме приближается к овалу. Попадания же левой рукой у правши оказываются обычно в левой половине листа и даль-ше от цели, чем попадание правой рукой. У левши картинг будет противопо-ложной. Эту пробу можно выполнять и одновременно обеими руками на от-дельных листах бумаги.
Для определения ведущей ноги проведите следующие пробы:
ТЕСТ «ЗАКИДЫВАНИЕ НОГИ НА НОГУ»: Считается, что сверху оказывается ведущая нога.
ТЕСТ С МЯЧОМ: Попробуйте подбивать мяч или воздушный шарик ногой. Это действие выполняется ведущей ногой.
ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ШАГА: Тест основан на том, что шаги ведущей ногой длиннее, чем не ведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви левой и левой ног; измерьте длину 5 или 10 ша-гов каждой из ног и вычислите среднеарифметическую длину шага для каждой ноги.
ТЕСТ “ТОЛЧКОВАЯ НОГА”: Сымитируйте прыжок – у правши толчковой оказывается правая нога, у левши – левая.
ТЕСТ “ДВИЖЕНИЕ С МЕСТА”: Встаньте, поставив ноги на одном уровне, а затем начните движение. У правши первой “шагает” правая нога, у левши – левая.
Для определения ведущего глаза используйте следующие пробы:
ПРОБА РОЗЕНБАХА: Возьмите вертикально в вытянутую вперед руку карандаш и фиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 0,4 метра. При. этом смотрите обоими глазами. Если закрыть правый глаз – веду-щий у данного человека, то карандаш резко смещается вправо, если закрыть ле-вый глаз – не ведущий у данного человека, то карандаш остается на месте. При ведущем же левом глазе, наоборот, к резкому смещению влево ведет закрытие левого глаза
ТЕСТ “ДЫРОЧКА В КАРТЕ”: эта проба является модификацией пробы Розенбаха. Возьмите лист плотной бумаги размером 5х10 см с отверстием в центре (1х1 см) и держите его прямо перед глазами на расстоянии 30-40 см, фиксируя через отверстие какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 2-3 метра. Поочередно закрывается правый и левый глаз: ведущим считается тот глаз, при закрытии которого предмет смещается.
Если при выполнении обоих тестов Вы не заметили большой разницы в смещении предметов при закрытии правого или левого глаза, значит Вы, в дан-ном разделе исследования, амбидекстр.
Методы изучения доминирования слуха заключаются в выполнении следующих тестов:
ТЕСТ «ЧАСЫ» I. Поднесите поочередно к каждому уху наручные меха-нические часы. То ухо, у которого часы тикают громче, считается ведущим.
ТЕСТ “ЧАСЫ” II. Сядьте ровно перед столом, на который прямо перед собой положите часы. Затем нагнитесь и послушайте – работают ли они. Ухо, которым Вы будете выполнять эту пробу считается ведущим.
ТЕСТ “ТЕЛЕФОН”. Вспомните или сымитируйте, к какому уху Вы под-носите телефонную трубку, это ухо и считается ведущим.
Источник
- главная
- люди
- Хмурый Вангур
Долгое время левшество считалось чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.
В чем причина?
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой — какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей — до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.
Полные или частичные
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
Абсолютные правши — 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению ;
Абсолютные левши — 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;
Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) — 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке — правша и др.).
В чем разница?
Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации.
Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты.
Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Картины художников — левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже.
К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое — как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.
Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).
Возрастная динамика
Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом — и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно — ребенок делает так, как ему удобно.
Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое — скачками, первый скачок развития — в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе — правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу — это значит наступить на его здоровье, личность, способности — об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария — получается “леворукость” — скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.
Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них — таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.
Особенности обучения
Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов — слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.
При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они — страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.
Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам — нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей — это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.
Как определить левшу?
Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.
Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие — левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие — правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука — левые, а нога — правая.
Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон — определяют “полушарность”.
Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку — карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.
Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.
Доминантность рук определяется через 3 разных теста:
Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец — ведущей руки.
Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.
Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука — возможно, вы скрытый “левша”.
Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку — то у вас ведущая правая нога, на левом — левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего — на правую или на левую.
Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.
Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.
Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).
Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша — посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.
Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела — малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела — левополушарный.
Как помочь левше?
Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв — предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг — получается цифра “6”).
Для развития мелкой моторики и координации рук и глаз левши включите в распорядок дня занятия спортом, лепкой, рисованием, вышиванием, оригами и др. Позаботьтесь о рациональном режиме дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим и быстро утомляется.
Берегите левшу. Пусть ребенок будет леворуким, но таким же свободным и уверенным в себе, как правша. Дайте свободу его рукам, и он сам многое научится делать обеими руками.
Галина Стуканог
Источник