Маскировка шума в ушах

Тиннитус-маскеры — это устройства, построенные на основе простейшего генератора белого шума. Цель тиннитус-маскера — примешивать звуки к обычной среде тиннитус-страдальца. Примешиваемые звуки могут быть естественного происхождения (звуки природы) или искусственного (синтезированного). Генерируемые звуки перекрывают или маскируют шум/звон. Маскеры можно носить в ухе, над ним или за ним (особенно актуально для людей с тугоухостью кондуктивного типа), также его можно расположить на столе или в любом другом удобном месте. Обычно звук представляет собой белый шум или музыку; в некоторых случаях это может быть конкретный звуковой образ, специально построенный с учетом индивидуальных характеристик пациента.

Субъективная громкость шума в ушах характеризуется так называемым порогом восприятия. Данная величина показывает, насколько шум в ушах превышает шум окружающей среды. Повышая уровень внешних шумов (проигрывая белый шум в ухе), мы понижаем кажущуюся громкость тиннитуса. Громкость шумомаскировки обычно близка к громкости тиннитуса или немного её превышает. Звук, используемый в шумомаскировке, следует подбирать таким образом, чтобы он был успокаивающим и менее навязчивым, чем шипяще-звенящие звуки тиннитуса. В зависимости от громкости шума тиннитус может быть полностью или частично замаскирован. Шумомаскировка не может уменьшить или устранить тиннитус, но облегчает самочувствие страдальца, уменьшая влияние тиннитуса на человека.

Эффективность шумомаскировки может зависеть от способности человека испытывать так называемое остаточное торможение: временное подавление шума в ответ на определённые звуковые образы.

Механизм шумомаскировки можно объяснить по аналогии с использованием ароматизаторов воздуха. Если в воздухе присутствуют неприятные запахи, а добиться смены воздуха нет никакой возможности, то неприятные запахи маскируют с помощью ароматизаторов, чей аромат их «забивает». При этом дурные запахи никуда не делись, но находиться в помещении с ароматизатором становится комфортнее.

Есть ещё одна аналогия. Если в тёмном помещении кто-то мигает фонариком, то свет неприятно бьёт по глазам, вызывая раздражение. Но если включить верхний свет, то мигание фонариком перестанет раздражать, потому что не будет сильного контраста между светом и тьмой. В случае с тиннитусом этот контраст наблюдается между шумом и тишиной. Поэтому, обогащая звуковую среду, мы снижаем этот контраст.

История

Идея подавлять субъективный шум внешним звуком клинически была реализована в середине 1970-х годов доктором Джеком Верноном (Jack Vernon), который сообщил об эффективности использования белого шума в борьбе с тиннитусом. [1]

Подавление против шумомаскировки

Подавление тиннитуса схоже с шумомаскировкой, но отличается от неё. Это акустический или неврологический эффект, который приводит к временному подавлению тиннитуса. Данный эффект возникает от прослушивания специально подобранных звуков в течение непродолжительного времени. После окончания звучания возможно полное (абсолютная тишина), или частичное подавление тиннитуса. Большая часть лиц (70–90%) могут испытать этот эффект. После периода тишины тиннитус постепенно возвращается к исходному уровню. В 90% случаев эффект длится до пяти минут, но изредка его продолжительность может составить час или более. Период полной тишины обычно длится от нескольких секунд до минуты. Если специально подобранный звук повторяется, тиннитус может быть подавлен до тех пор, пока продолжается повторение.

Остаточное торможение (ингибирование)

Остаточное торможение (ингибирование) впервые описано в 1903 году. Мощный звук с правильно подобранной частотой и интенсивностью кратковременно ослабляет или подавляет тиннитус. Специально подобранный звук, используемый для ингибирования, принято называть «триггером», чтобы отличить его от широкополосного белого шума, используемого для шумомаскировки. Звук триггера тщательно согласован с высотой и спектром тиннитуса, а громкость должна быть выше субъективной громкости шума. Триггерный звук подаётся в одно или оба уха и длится одну – две минуты. Не каждый способен испытать остаточное торможение. Скорее всего, для таких лиц шумомаскировка будет неэффективна.

Акустические свойства

При шумомаскировке важно принимать во внимание следующие свойства генерируемого звука: насколько этот звук является назойливым или отвлекающим сам по себе.
Маскирующий звук может иметь различные временные, спектральные и амплитудные характеристики. В некоторых случаях маскирующий звук настраивают, учитывая частоту, громкость и другие особенности субъективного шума. Но даже если частоты маскирующего звука значительно отличаются от частоты тиннитуса, они способны замаскировать шум в ушах, если маскирующий звук имеют достаточную громкость. Минимальная энергия (или громкость) шумомаскировки достигается, как правило, при максимальном совпадении частоты и ширины полосы маскирующего звука и тиннитуса. Близкое совпадение частоты и ширины полосы не всегда бывает эффективной. Замечено, что иногда шумомаскировка с другой частотой или шириной полосы более эффективно маскирует субъективный шум. Это указывает на различную природу звона в голове/ушах.

В качестве шумомаскировки может быть использована музыка или естественные звуки, широполосный белый или розовый шум, узкополосный белый шум, зубчатое звуковое поле, частотно или амплитудно модулированный звук, прерывистый импульсный звук или другой звуковой паттерн. Изменяющийся звук может быть более эффективным, чем белый шум или фоновая музыка, маскирующая тиннитус. [2]
Например, в методе ACRN как раз используется череда звуков с изменяющимися тонами. Многие страдальцы замечают облегчение при использовании этого метода шумомаскировки.

Читайте также:  Постоянный шум в ушах к какому врачу обратиться

Исследования показали, что широколосные маскеры раздражают меньше, чем маскеры, выдающие чистый тон. Раздражающий эффект широкополосных маскеров пропорционален ширине полосы. Прерывистая шумомаскировка раздражает сильнее, чем непрерывная. А контроль над центральной частотой и шириной полосы важен для снижения раздражения от шумомаскировки.

Ограничения

Качество шумомаскировки достигается не только спектром маскирующего звука, но и амплитудой. В некоторых случаях амплитуда сигнала настолько велика, что вызывает дискомфорт. В таких случаях тиннитус считают не поддающимся маскировке.
Частотные и прочие характеристики тиннитуса могут изменяться с течением времени. Эти изменения могут быть временными или постоянными, а также иметь циклический характер. В связи с этим может потребоваться периодическая корректировка для оптимальной маскировки тиннитуса. Поэтому фиксированная запись, например, на CD, DVD, в аудиофайл, может являться не очень эффективным решением.

Не следует забывать о безопасности: «безопасная» громкость зависит от продолжительности звучания маскирующего звука. Для шумомаскировки, используемой непрерывно или большую часть дня, безопасный уровень громкости составляет не более 70 дБ. Данный уровень считается предельно безопасным при круглосуточном воздействии окружающего шума по данным Агентства по охране окружающей среды США. Шумомаскировка с громкостью свыше 45 дБ (звуковой фон в среднестатистическом помещении) может начать мешать пониманию разговорной речи (около 60 дБ).

Маскировка высокочастотного тиннитуса (свыше 6000 Гц) затруднена из-за резонансных характеристик человеческого уха, а также из-за технических ограничений звуковоспроизводящих устройств, располагаемых в ухе. Резонансная частота человеческого уха колеблется в диапазоне частот, концентрирующихся около 3000 Гц. На резонансных частотах акустическое давление, передаваемое к среднему и внутреннему уху, имеет максимальную величину. Далее частотная характеристика уха спадает примерно на 7-12 дБ на октаву в сторону высоких частот. К сожалению, большинство случаев тиннитуса связано с потерей слуха, и чаще всего слух снижен на высоких частотах. На этих же высоких частотах и шумит тиннитус. Большинство маскеров эффективны до 6000 гЦ. Дальнейший рост частоты приводит к росту искажений и может вызывать отказ устройства.

Минимальный уровень маскировки

Минимальный уровень маскировки — минимальная амплитуда узкополосного шума с центром по пику частот тиннитуса (или диапазона частот), необходимого для полной маскировки шума в ушах.

Устройства

Тиннитус-маскеры обычно используются тиннитус-страдальцами во время попыток заснуть, или отдохнуть. В это время они находятся в тихом окружении, и тиннитус проявляет себя наиболее назойливо. Обычно больные используют CD или MP3 проигрыватели или прикроватные генераторы шума (вентиляторы, включённые компьютеры, лампы с шумящими дросселями). В настоящее время можно купить подушки со встроенными динамиками. Их хорошо использоваться для шумомаскировки, не беспокоя окружающих. Лично я предпочитаю спать в наушниках.

Данные маскеры используют успокаивающие звуки природы, такие как шум морского прибоя, дождя, ручья, водопада, или синтезированные звуки, такие как белый шум, розовый шум или коричневый шум. Это помогает слуху быть менее чувствительным к звону в ушах и способствует расслаблению, снижению тревоги за счёт уменьшения контраста между собственным тиннитусом и звуковым фоном.

Продвинутые маскеры в своих программах могут использовать сочетание природных и синтетических звуков, накладывать фильтры на генераторы шума с учётом конкретных частот с целью добиться максимального подавления звуков собственного тиннитуса.

Некоторым страдальцам маскировка требуется круглосуточно. Эти люди могут использовать носимые слуховые аппараты с функцией шумомаскировки. Подобные аппараты не только усиливают окружающие звуки, но и способны подмешивать широкополосный белый шум. В последнее время появилась информация об аппаратах, способных воспроизводить звуки природы.

Стандартный слуховой аппарат может быть использован для шумомаскировки. Но при этом его настройки отличаются от настроек для компенсации потери слуха. На мой взгляд, такое решение слишком дорого. Использование обычного смартфона со специальным приложением обойдётся дешевле.

    Список литературы:

  • [1] Vernon J. (1976) The use of masking for relief of tinnitus. In: Silverstein H, Norrell H, eds. Neurological Surgery of the Ear: Volume II. Birmingham: Aesculapius Publishing, 104–118
  • [2] Reavis, et.al, KM. “Patterned sound therapy for the treatment of tinnitus” (PDF). soundcure.com.
  • Материалы Американской Ассоциации Тиннитуса
  • Англоязычная Википедия

Всем здоровья.

Игорь Горбенков, 14 декабря 2016 года

Есть желание поддержать проект? Ознакомьтесь, что вы можете сделать.

Источник

Маскеры для тиннитуса – это ряд устройств, основанных на простых машинах белого шума, используемых для добавления естественного или искусственного звука в окружающую среду больного тиннитусом , чтобы замаскировать или скрыть звон. Шум создается звуковым генератором, который может располагаться в ухе или над ухом, размещаться на столе или в другом месте в окружающей среде. Обычно это белый шум или музыка, но в некоторых случаях это может быть узорчатый звук или специально подобранный звук, основанный на характеристиках тиннитуса человека.

Читайте также:  Семена укропа от шума в ушах рецепт

Воспринимаемая громкость тиннитуса, называемая уровнем ощущения (SL), показывает, насколько громче шум в ушах по сравнению с окружающим шумом. Повышение уровня окружающего шума (воспроизведение белого шума в ухе) снижает кажущуюся громкость шума в ушах. Уровень шума близок к воспринимаемой громкости тиннитуса и обычно несколько превышает его. Создаваемый шум должен быть успокаивающим и менее навязчивым звуком, чем звон или шипение в ушах. В зависимости от громкости шума тиннитус может быть полностью или частично замаскирован. Маскировка тиннитуса не может уменьшить или устранить шум в ушах, а только уменьшить осведомленность о нем.

Эффективность маскатора шума в ушах может зависеть от способности пользователя испытывать остаточное торможение , временное подавление шума в ушах в ответ на определенные звуковые паттерны.

Механизм маскировки звука можно объяснить по аналогии со светом. В темной комнате, где кто-то включает и выключает лампу, свет будет явно заметен. Однако, если верхний свет включен, включение лампы больше не будет так отвлекать, потому что она была «замаскирована». В то время как звук маскировка является эффективным решением для большинства из тех , с шумом в ушах, это не работает для всех.

История

Идея о том, что внешний звук может подавлять восприятие внутреннего звука, была впервые реализована клинически в середине 1970-х годов доктором Джеком Верноном, когда он сообщил, что белый шум эффективен для облегчения тиннитуса.

Подавление против маскировки

Подавление тиннитуса отличается от маскировки тиннитуса, но связано с ним. Это акустический или неврологический эффект, который приводит к временному подавлению шума в ушах при прослушивании должным образом настроенного звука в течение короткого периода. После прекращения звука шум в ушах может быть полностью (полная тишина) или частично подавлен. Эффект может ощутить большинство (70–90%) людей. Обычно наступает период полной тишины, за которым следует постепенное возвращение тиннитуса к исходному уровню. Эффект длится 5 минут или меньше у 90% людей, но в редких случаях час и более. Период полной тишины обычно составляет от секунды до минуты. Если звук триггера повторяется через определенные промежутки времени, шум в ушах можно подавить до тех пор, пока длится повторение.

Остаточное торможение

Эффект остаточного торможения (RI), впервые отмеченный в 1903 году, – это способность звука нужной частоты и интенсивности на короткое время ослабить или подавить шум в ушах. Чтобы отличить настроенный звук, используемый для подавления, от широкополосного недифференцированного звука, используемого в масках тиннитуса, его обычно называют «триггером» или «успокаивающим» звуком. Звук триггера точно соответствует высоте и спектру шума в ушах и настолько громкий или несколько более громкий, чем воспринимаемая громкость шума в ушах. Звук триггера прикладывается к уху или ушам при звоне в ушах и обычно длится минуту или две. Не все могут испытать RI; для тех, кто этого не делает, маскировка шума в ушах может оказаться неэффективной.

Акустические качества

Необходимо принимать во внимание два качества маскатора тиннитуса: насколько эффективно маскирование и насколько навязчивым или отвлекающим является сам генерируемый звук.

Маскирующий звук может иметь различные временные, спектральные и амплитудные характеристики. В некоторых случаях звук настраивается на высоту, громкость и другие качества тиннитуса. Однако частоты, сильно отличающиеся от частоты шума в ушах, могут также маскировать шум в ушах, если они имеют достаточную громкость. Маска минимальной энергии (или громкости) обычно точно соответствует центральной частоте и ширине полосы шума в ушах. Но также было обнаружено, что маска от шума в ушах, близкая к частоте шума в ушах, может быть неэффективной, в то время как маскирующая маска с другой частотой или полосой пропускания эффективно маскирует шум в ушах. Это указывает на различное происхождение тиннитуса.

Маскаторы тиннитуса могут использовать музыку или естественные звуки, широкополосный белый или розовый шум, узкополосный белый шум, зубчатое звуковое поле, звук с частотной или амплитудной модуляцией, прерывистый импульсный звук или другой узорчатый звук. Звук с временным узором может быть более эффективным для маскировки шума в ушах, чем белый шум или фоновая музыка.

Исследования показали, что полосовые маскеры менее раздражают, чем чистые тональные маскеры, что рейтинг раздражающих свойств полосовых маскеров пропорционален полосе пропускания, что прерывистые маскеры раздражают больше, чем непрерывные, и что контроль над центральной частотой и полосой пропускания важен для минимизации раздражение маскеров.

Ограничения

В дополнение к спектру маскирующего звука амплитуда определяет степень достигаемой маскировки. В некоторых случаях необходимая амплитуда маскирования настолько высока, что вызывает дискомфорт у пользователя звукового генератора, поэтому шум в ушах считается немаскируемым.

Читайте также:  Если шум в ушах и голове к какому врачу обратиться

Частота и другие характеристики шума в ушах могут изменяться со временем, а изменения могут быть временными или постоянными. Они также могут быть цикличными. Поэтому оптимальную маску от шума в ушах, возможно, придется периодически корректировать в течение дней, часов или даже минут. Таким образом, фиксированная запись (например, CD, DVD или аудиофайл) маски тиннитуса не является очень эффективным приложением.

Существуют также проблемы безопасности, связанные с использованием маскировщиков тиннитуса: «безопасный» уровень непрерывного звука зависит от продолжительности звука. Для маскеров, которые носят постоянно или большую часть дня, безопасный уровень составляет не более 70 дБ в соответствии с максимальным безопасным уровнем воздействия EPA для 24-часового шума окружающей среды. Маскеры громче, чем 45 дБ или около того (уровень окружающего фона средней жилой площади дома), могут начать мешать пониманию разговора (около 60 дБ).

Маскировка высокочастотного шума в ушах (> 6000 Гц) затруднена из-за резонансных характеристик человеческого уха, а также из-за ограничений в отношении высоких частот внутриушных устройств. Ухо имеет резонансную частоту (наивысшую частотную характеристику) 3000 Гц и очень крутой спад в 26 дБ / октаву на высоких частотах. К сожалению, чаще всего шум в ушах связан с потерей слуха, а потеря слуха и шум в ушах чаще всего возникают с высокой частотой. Большинство маскеров ограничены эффективной выходной частотой около 6000 Гц. Более высокая частота на выходе приводит к увеличению искажений и может вызвать отказ устройства.

Минимальный уровень маскировки

Минимальный уровень маскировки (MML) – это минимальная амплитуда узкополосного шума, сосредоточенная на высоте тиннитуса (или частотном диапазоне), необходимая для полной маскировки шума в ушах.

Устройства

Люди, страдающие тиннитусом, обычно используют маскирующие средства для того, чтобы уснуть или расслабиться, поскольку именно в этих тихих условиях шум в ушах наиболее заметен. Обычно они имеют форму компакт-дисков или MP3-записей или генераторов шума у ​​кровати. При использовании в сочетании со звуковой подушкой (которая содержит небольшие встроенные динамики) они могут маскировать звуки тиннитуса человека, не беспокоя его / ее партнера.

Эти маскирующие устройства используют успокаивающие естественные звуки, такие как морской прибой, дождь или синтетические звуки, такие как белый шум , розовый шум или коричневый шум, чтобы помочь слуховой системе стать менее чувствительной к тиннитусу и способствовать расслаблению за счет уменьшения контраста между звуками в ушах и фоновым звуком. .

Более совершенные программные средства для маскировки тиннитуса могут использовать комбинацию естественных и синтетических звуков или генератор фильтрованного шума, настроенный для маскировки определенных частот, на которых ощущается сигнал шума в ушах.

Некоторым больным требуется постоянная маскировка. Эти люди могут использовать носимые слуховые аппараты, которые усиливают окружающий звук, генерируют широкополосные звуки низкого уровня, такие как белый шум, или комбинированные устройства, которые объединяют обе функции в одном устройстве.

Для маскировки шума в ушах можно использовать стандартный слуховой аппарат; характеристики настройки и усиления отличаются от тех, которые используются для компенсации потери слуха. Исследование, проведенное Джалилвандом в 2015 году, показало, что слуховые аппараты вместо маскеров тиннитуса, используемых для усиления звуков, помогли с восприятием тиннитуса ветеранами с тиннитусом, вызванным взрывом.

Звуковые генераторы (маскирующие устройства) получили одобрение класса II от FDA. Однако они считаются «экспериментальными, исследовательскими или бездоказательными» методами лечения.

Маскеры вибрации

Есть один отчет о вибрационном маскировщике костной проводимости, который передает основную частоту 60 Гц с регулируемыми гармониками до 1000 Гц. Коммерческое устройство, основанное на этом феномене (Aurex3), было одобрено FDA.

Высокочастотные звуковые и ультразвуковые маскеры костной проводимости

Новым достижением в управлении тиннитусом является использование звука высокого разрешения (10–20 кГц) или ультразвука (20–100 кГц) через костную проводимость.

Эффективность

В Кокрановском обзоре 2012 года говорится, что имеющиеся исследования не демонстрируют убедительных доказательств эффективности звуковой терапии, включая маскирующие средства от шума в ушах, при лечении тиннитуса.

Клиническая практика

Аудиологическое управление тиннитусом (ATM) – это клинический протокол управления тиннитусом, включающий консультирование и звуковую терапию, включая маскировку тиннитуса.

Исследовательская работа

Нервная пластичность и изменение кортикального слоя – шум в ушах связан с корковой реорганизацией после потери слуха.

Альтернативы

  • Транскраниальная магнитная стимуляция использовалась с ограниченным успехом при лечении шума в ушах.
  • При переобучении тиннитуса используется частичная форма звуковой маскировки в сочетании с консультированием.

Смотрите также

  • Слуховая маскировка
  • Неврологическая музыкальная терапия
  • Подушка динамика

Ссылки

внешние ссылки

  • Американская ассоциация тиннитуса, звуковая терапия
  • Нейромоника , коммерческая реализация звуковой маскировки с использованием настраиваемой спектрально усиленной музыки
  • Британская ассоциация тиннитуса, Все, что вам нужно знать о звуковой терапии

Источник