Можно ли носить слуховой аппарат на одном ухе

Можно ли носить слуховой аппарат на одном ухе thumbnail

Сколько заблуждений витает вокруг слухового аппарата! А ведь этот цифровой «мини-компьютер» дает слабослышащим шанс на самостоятельную комфортную жизнь и общение. Стоит ли доверять популярным мифам? Давайте разбираться, где медицинские факты, а где – домыслы.

Миф № 1: потерянный слух можно восстановить таблетками

Ученые пока не создали таблетки, способные вернуть слух глухим или пациентам с хронической нейросенсорной тугоухостью. Бытует миф, что если обратиться к врачу-неврологу, то потери слуха можно избежать. Это не так. И вот почему.

Во-первых, любые неполадки со слухом, чем бы они ни были вызваны, диагностирует врач сурдолог-оториноларинголог. Он же разбирается в причинах и рекомендует, как поступить в том или ином случае.

Тугоухость или, говоря проще, устойчивое снижение слуха, может быть вызвана нарушениями в периферийной или центральной нервной системе человека. К периферийным сбоям относится нарушение звукопроведения по кондуктивному типу, нейросенсорный и смешанный типы тугоухости.

Кондуктивные нарушения – это когда звуковой волне что-то мешает доходить до слухового нерва. Причин множество. Это могут быть: серная пробка, воспаления, вызванные инфекциями, опухоли, наросты на кости, повреждение барабанной перепонки или даже инородное тело в ухе.

Нейросенсорная тугоухость поражает чаще всего звуковоспринимающий аппарат: внутреннее ухо, черепной нерв или центральные отделы слухового анализатора.

Самая распространенная причина – неправильная работа волосковых клеток улитки. Это может быть как врожденным дефектом, так и повреждениями в течение жизни.

Другие причины сенсоневральных нарушений слуха встречаются крайне редко. Бывает так, что обе причины присутствуют у одного и того же пациента. Тогда врачи говорят о смешанном типе тугоухости.

Кондуктивная тугоухость может поддаваться медикаментозному лечению, иногда – оперативному вмешательству. Схему лечения и препараты выписывает врач сурдолог-оториноларинголог. Самостоятельно «назначать» таблетки для домашнего лечения нельзя – это приведет к непоправимым последствиям не только для слуха, но и для организма в целом.

Нейросенсорный тип снижения слуха невозможно вылечить. Однако остаточный слух можно скорректировать. Назначит коррекцию слуха с помощью слухового аппарата или системы кохлеарной имплантации врач-сурдолог. А проведут ее в медицинском центре.

Вывод: только обращение к врачу даст вам ясную перспективу сохранения слуха.

Медикаменты уместны лишь в случаях, когда идут воспалительные процессы в ухе. И только по назначению врача. При сенсоневральной тугоухости ни лекарства, ни операция не помогут.

Миф № 2: слуховой аппарат ухудшает слух

Один пациент долго отказывался от слухового аппарата, сравнивая его с семечками. Мол, взял горсть, потом еще и еще – оп, и весь пакет слузгал. Со слуховым аппаратом так же: раз надел, оглох и стал зависимым от него. Сравнение забавное, но печальное. Тысячи пациентов отказываются от своевременной помощи, потому что верят этому мифу. И даже убеждены, что остаточный слух можно «натренировать».

Представьте, что на вашем автомобиле стерлись колодки. Логичное решение: поставить машину в гараж, чтобы поломка не стала причиной аварии. Но сосед по гаражу говорит, что надо просто ездить на авто чаще. Тогда деталь «восстановит» ресурс. Звучит абсурдно, правда?

Человек – не машина. Но логика здесь та же. Никаких медицинских методик «тренировки» остаточного слуха не существует. Но можно стимулировать слуховые центры коры головного мозга, чтобы не разучиться слышать совсем. Именно это и делает слуховой аппарат.

Еще один страх, связанный со слуховыми аппаратами, родился во времена, когда эти устройства были громоздкими и их невозможно было настроить. Примитивные, несовершенные, они усиливали все звуки без разбора и издавали страшный свист. Головной боли от такого «помощника» было больше, чем пользы.

Но за последние десять лет произошла настоящая эволюция микропроцессоров. Современные слуховые аппараты не только резко уменьшились в размерах. Они неузнаваемо «поумнели». Современный слуховой аппарат не только программируется индивидуально, он автоматически выделяет из окружающего мира полезные звуки и «давит» шумы. Звучат такие устройства естественно, объемно и не «свистят».

Вывод: правильно подобранный и настроенный прибор стимулирует участки мозга, ответственные за восприятие звука. А вот «усилители слуха», не зарегистрированные в Минздраве, аппараты, купленные без рекомендации врача, не принесут пользы. Коррекция слуха – медицинская услуга, а слуховой аппарат – всего лишь один из инструментов. И проводить ее необходимо в медицинских клиниках после диагностики и под наблюдением сурдолога.

Врач рекомендует слуховой аппарат

Врач порекомендует слуховой аппарат и объяснит, как им правильно пользоваться

Миф № 3: слуховой аппарат помогает слышать, но не разбирать речь

Тугоухость развивается плавно. Проходят годы от первых симптомов на уровне «Мне показалось» до «Невозможно больше, пойду к врачу». Наш мозг адаптируется к текущим условиям, маскирует и «прячет» проблему.

При первой примерке слухового аппарата происходит интересное: мозг фиксирует противоречия между привычным ощущением и звучанием в слуховом аппарате. По факту, прибор возвращает восприятие звуковых колебаний на нормальный физиологический уровень. Но из-за того, что мозг привык слышать иначе, новое звучание кажется незнакомым и непонятным. Поэтому сразу разобрать речь вы не сможете. Должен пройти период адаптации. В это время, скорее всего, слуховой аппарат нужно будет «донастраивать», так как способность слышать меняется. Возможно, понадобится помощь сурдопедагога.

Вывод: умение понимать речь – приобретенный навык. У здорового ребенка речь развивается спонтанно. В зрелом возрасте слуховой аппарат восстанавливает физическую способность слышать звуки. А вот понимать их придется учиться заново. В медицине это называется «абилитацией».

Миф № 4: слуховой аппарат достаточно использовать на ухе, которое хуже слышит

Все знают, что стерео намного лучше, чем моно. Слух должен определять пространственное расположение источника звука, а не только громкость, высоту и тональность. Режим стерео необходим для ориентации в пространстве. Человек, слышащий одним ухом, не сможет найти звонящий мобильный телефон дома. И это еще полбеды. Если он окажется в лесу и заблудится, то его бесполезно будет звать: он просто пойдет в противоположную сторону от зовущего.

Читайте также:  Можно ли кошке промыть уши хлоргексидином

В коре височных долей головного мозга энергия внешнего раздражителя преобразуется в нервный импульс, так происходит высший анализ и синтез звуков. Наше левое полушарие отвечает за правое ухо, а правое полушарие – за левое ухо. Кроме того, левое полушарие отвечает за вербальное понимание языка, а правое – за контекст речи, интонацию, эмоции. Без правого полушария невозможно верно оценить, какой смысл был заложен говорящим в даже такие простые слова, как «здравствуй», «спасибо» – были ли они сказаны приветливо или отчужденно. Полушария работают вместе, выполняя при этом разные задачи, и если одно из них не выполняет возложенные на него функции, то для человека мир становится не просто в серых тонах, банальные ситуации начинают представлять угрозу для его жизни. К сожалению, пациенты со снижением слуха зачастую не понимают этого.

Когда врач рекомендует пациенту приобрести два слуховых аппарата, он и его родственники чаще всего реагируют одинаково: относятся к такому совету с недоверием, предполагая, что их хотят обмануть. В таких случаях они делают выбор в пользу правого уха, связанного с левым полушарием. Пациент с аппаратом лишь на правом ухе разбирает речь, но оказывается не способен оценить ее эмоциональную окраску.

Более того, он теряет способность бессознательно выделять из звуков нужный сигнал и уводить на задний план шум. Эта способность называется эффектом бинаурального шумоподавления. Если он не может локализовать источник звука, то не может и выделять речь из шума.

Есть и еще один минус. Во время беседы у человека появляется привычка поворачиваться к говорящему тем ухом, которым он слышит, на котором есть аппарат. Это приводит к тому, что постепенно у него появляется асимметрия лица, закрепляется привычка прикладывать к уху ладонь. Если вы решили сделать выбор в пользу лишь одного прибора, то прежде ответьте себе на вопрос, каким ухом, а точнее – каким полушарием вы готовы пожертвовать.

Вывод: человек, который нормально слышит, слышит двумя ушами, то есть имеет бинауральный слух. Поэтому слуховые аппараты необходимо ставить на оба уха.

Миф № 5: пожилым людям нужно покупать слуховые аппараты попроще

Цифровые слуховые аппараты с возможностью настройки под пациента – необходимость в любом возрасте, неважно, идет речь о пожилом человеке или о ребенке. Дело не только в моральных аспектах вопроса, но и в их физических данных. Малышам нужно учиться, развиваться и осваивать новое. Пожилым – сохранить нажитое.

Помимо тугоухости, у людей зрелого возраста наверняка есть хронические заболевания. Одно из распространенных – нейрососудистое расстройство. Оно ухудшает степень восприятия громких звуков и речи, приводит к снижению разборчивости. Простые аппараты не смогут нейтрализовать весь комплекс проблем.

Отказываясь от консультации врача-сурдолога в специализированной клинике, потому что «дорого, а бабушка старенькая», вы делаете добровольное пожертвование в пользу тех, кто продает аудиологические устройства, но не оказывает вам врачебную помощь. Вы не экономите деньги, а совершаете разовый платеж без результата.

Говоря проще, действие «купи – продай» состоялось. Но не произошло главного: пациенту не стало лучше. Скорее всего, он уберет неудобный и бесполезный прибор подальше.

Вывод: пожилым людям нужны современные программируемые слуховые аппараты, независимо от того, какой образ жизни они ведут (предпочитают сидеть дома или работают).

Слуховой аппарат на пожилом человеке

Если коррекция слуха проведена грамотно, в первую очередь вы создадите комфортные условия для себя – пожилой родственник станет лучше слышать вас, а значит, станет меньше поводов для раздражения

Миф № 6: слуховые аппараты трудно использовать и обслуживать

Современные слуховые аппараты работают автоматически. Все нужные настройки делает врач. Ухаживать просто: манипуляции сводятся к периодической сушке, чистке аппарата и бережному отношению.

Вывод: не отказывайтесь от слухового аппарата, если нет противопоказаний. Он улучшит качество жизни и вернет вам радость общения. Будьте здоровы!

Источник

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 1

Существует мнение, что слуховой аппарат вреден для слуха и здоровья человека.

Да это верно лишь в тех случаях, когда слуховой аппарат очень простой, не зарегестрирован Минздравом , приобретен без проверки (аудиометрии) слуха и настройки, а также если есть противопоказания.

Здоровое ухо воспринимает речевой звук в частотном диапазоне от 250 до 4000 герц, при этом звук или речь силой например-60 децебел, воспринимается здоровым ухом одинаковой силы по всем частотам. Когда же человек теряет слух, то его потеря слуха на отдельных частотах разная и если воспользоваться простым слуховым аппаратом или усилителем звука, то на низких частотах сила звука будет слишком высокая , что очень вредно, а на высоких частотах слишком низкая, что тоже вредно, так как человек теряет при этом разборчивость слышимой речи.

По данным Всемирной организации здравоохранения- только правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат не приносит вред слуху человека, а наоборот развивает его и положительно воздействует на нервную систему и психику человека.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 2

Многие считают, что в слуховом аппарате человек будет слышать так как здоровым ухом и с первых минут. НЕВЕРНО ! Нужно время, чтобы слуховой орган адаптировался к слуховому аппарату. Одним для этого достаточно нескольких дней, для других несколько месяцев, а для некоторых могут потребоваться и индивидуальные занятия с сурдопедагогом.

Читайте также:  Можно ли прогревать ухо когда стреляет

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 3

Отдельные люди считают, что слуховой аппарат нужно носить только на худшем ухе. НЕВЕРНО!

Человеку не случайно природой дано два глаза, две руки, два полушария мозга и два уха .

Если слуховой аппарат носить только на худшем ухе, то другое более здоровое ухо начнет угасать при этом головной мозг “забывает” как звучит то или иное слово.

Если пациенту показан слуховой аппарат на оба уха, то более правильно будет покупать их сразу на оба уха. При отсутствии финансовой возможности желательно начинать носить один слуховой аппарат на лучшем ухе.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 4

Существует мнение, что слуховой аппарат можно носить только иногда иначе мол ухо не будет напрягаться и тем самым слух будет ухудшаться. НЕВЕРНО ! Ребенок, который не носит или мало носит слуховой аппарат отстает по развитию от своих сверстников. Человек, с здоровым слухом и речью, у которого стал (по какой то причине) постепенно падать слух, теряет разборчивость слышимой речи , что так же тормозит развитие личности и отрицательно сказывается на нервную систему

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 5

Многие не спешат с приобретением слухового аппарата, надеясь на то, что слух не будет дальше ухудшаться. НЕВЕРНО ! С возрастом у человека возникают заболевания, которые непосредственно влияют на снижение слуха, например остеохондроз, сосудистые заболевания и т.д. Постепенно теряется подвижность и восприимчивость слухового органа.

Многие пациенты, которые долгие годы носили слуховой аппарат только на одном ухе, уже не могут использовать его на другом. Требуется очень много времени и терпения, а часто и оперативнное вмешательство, чтобы улучшить работу слухового органа.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 6

Некоторые считают, что пожилым людям лучше приобретать слуховой аппарат попроще, так как они уже почти не выходят из дома или вообще не покупать, так как им трудно научиться пользоваться слуховым аппаратом НЕВЕРНО ! У пожилых людей помимо снижения слуха есть, как правило, еще ряд хронических заболеваний, прежде всего нервнососудистого свойства , которые ухудщают комфортность восприятия громких звуков и речи, а в запущенной форме приводят к болезненным ощущениям и к снижению разбочивости слышимой речи. Поэтому лучше приобретать более качественный слуховой аппарат. Научиться же пользоваться слуховым аппаратом может любой человек, который еще в состоянии принимать самостоятельно пищу. Упорство и терпение будет вознаграждено улучшением разборчивости слышимой речи, общего состояния здоровья, нервной системы и психического состояния.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 7

Существует мнение, что дорогие слуховые аппараты не должны ломаться. Это верно только частично. Если слуховой аппарат поместить( как например телевизор ) в теплое помещение не воздействовать на него холодом, высокой температурой, влагой, сыростью, пылью, механическими движениями и только лишь включать и выключать, то слуховой аппарат прослужит очень долго. Фактически, слуховой аппарат используется многими людьми в экстримальных условиях ( в жару, холод, в сырости, в пыли и т.д.) при этом у многих он падает, используется в условиях повышенной вибрации. Если же к слуховому аппарату относиться безконтрольно, небрежно, допускать падения, не сдавать в чистку и профилактику, не использовать средства для его сушки, а так же мало заниматься личной гигиеной, то любая техника даже самая надежная, от которой зависит порой даже жизнь человека ( например самолет), ломается

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 8

Отдельные люди не хотят приобретать слуховой аппарат из-за того, что его видно за ухом и окружающие обращают на это внимание. ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Окружающие намного больше обращают внимание на людей, которые постоянно переспрашивают, которым нужно кричать. Именно это раздражает окружающих. Неудобно и некрасиво быть глухим и не слышать речи собеседника.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 9

Отдельные люди, которые уже носят слуховой аппарат ошибочно считают, что если он издает свист значит поломан. Дело в том, что слуховой аппарат должен быть плотно присоеденен к слуховому проходу с помощью вкладыша. Чтобы добиться плотного примыкания вкладыша к слуховому проходу необходимо изготовить индивидуальный ушной вкладыш, который делается по слепку слухового прохода из антиаллергенных материалов, долговечен, не искажает звук, не давит, не натирает кожу слухового прохода, обеспечивает вентиляцию уха и выравнивает давление у барабанной перепонки.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – 10

Некоторые люди считают, что слуховой аппарат после эксплуатации можно вернуть. Не верно. Согласно Закона Украины “Про захист прав споживачiв”слуховой аппарат надлежащего качества не подлежит обмену или возврату. Слуховой аппарат после непродолжительной эксплуатации содержит на своей поверхности множество микроорганизмов и болезнетворных бактерий, которые очень легко передаются контактным путем от человека к человеку и могут вызвать тяжелые кожные заболевания (дерматиты, экземы, отомикозы и т.д.)

Источник

Часто после кохлеарной имплантации у родителей появляется вопрос: нужно ли носить слуховой аппарат на втором ухе. В большинстве случаев ответ положительный. Кохлеарная имплантация помогает слышать даже самые тихие звуки, включая речевые, это дает возможность к полноценному развитию речи. Однако с односторонним слухом возникают трудности в определении источника звука, в понимании речи в шумной обстановке, понимании речи при общении с несколькими собеседниками.

Аппарат совершенствует способность ориентироваться в пространстве, так как слуховая ориентация возможна лишь при биноуральном слухе, а также снижает слуховое утомление.

Встречаются исключения. Например, нет смысла стимулировать второе ухо с тотальной глухотой.

Чтобы вы понимали, нужно ли вашему ребенку надевать слуховой аппарат на второе ухо, мы расписали показания, рассказали про период адаптации и дали рекомендации для реабилитации дома.

Читайте также:  Можно ли прокалывать уши ребенку комаровский

Кому и зачем носить слуховой аппарат на втором ухе после КИ

Принципы бинаурального слуха должны быть сохранены и при односторонней КИ, это основа полноценной жизни человека.

Причин носить слуховой аппарат несколько:

  1. Локализация звука. Возможность использовать пространственный слух. С КИ ребенок не понимает, откуда раздается звук. Определить его направление (справа, сверху, сзади и пр.) возможно только при совместном использовании речевого процессора и слухового аппарата.
  2. Стимуляция мозга. Двухстороннее поступление звука в мозг стимулирует «слуховую зону» коры головного мозга, исключая ее депривацию. Если слух на здоровом ухе исчезнет и придется ставить второй имплантат, адаптация к нему пройдет легко и комфортно за счет поддержания ее активности слуховым аппаратом.
  3. Восприятие речи в шуме. С аппаратом ребенку проще вычленить речь из потока шума и абстрагироваться от него.
  4. Запасной вариант. В случае выхода из строя речевого процессора, на время диагностики и ремонта ребенок не останется без «слуха». Это безопасность для детей, не говорящих с раннего возраста (реакция на голос мамы, звуки машины и т. д.), для детей высокого речевого уровня – эмоциональный комфорт от того, что они не находятся в полной тишине.

Слуховой аппарат может быть показан как детям раннего возраста, так и старшего дошкольного и школьного возраста, также показан детям, которые до имплантации носили его либо не носили совсем. Со значительными остатками слуха либо с малозначительными (с воспринимаемым диапазоном частот до 1000 Гц) – современные аппараты компенсируют это.

Важно понимать: чем меньше остатков слуха и больше времени отсутствовала акустическая стимуляция, тем меньше задач надо возлагать на слуховой аппарат.

Но помнить, что только совместная работа обоих полушарий обеспечивает понимание речи, ее эмоциональную окраску, в самых разных акустических ситуациях (дома, в школе, на улице и т. д.).

Решение о бимодальной стимуляции (комбинации акустической стимуляции от слухового аппарата на одном ухе и электрической стимуляции от системы КИ на другом ухе) должно приниматься коллегиально: родителями, сурдологом, аудиологом и сурдопедагогом. Факторов, влияющих на успешность бимодального протезирования, достаточно много, и правильное решение может быть принято только с учетом мнения всех специалистов, работающих с ребенком.

Ребенок с кохлеарным имплантом

Чем раньше ребенок будет слышать двумя ушами, тем больше шансов на успешную социализацию

Как врачи сонастраивают слуховой аппарат с кохлеарным имплантом

После КИ ребенок несколько дней привыкает к новым звукам. Далее сурдопедагог и сурдолог настраивают кохлеарный имплантат и слуховой аппарат на совместную работу:

  1. Аудиолог проверяет речевой процессор имплантата: чистит микрофон, тестирует сигнал и пр. Сурдопедагог оценивает реакции ребенка на громкость звуков.
  2. Сурдолог настраивает слуховой аппарат сбалансировано с настройкой процессора КИ. Их громкость должна быть одинаковой. Если малышу неуютно от громкости аппарата, допускается сделать ее тише и со временем повышать до уровня КИ.
  3. Сурдопедагог учит ребенка узнавать звуки, слова и фразы с имплантатом. Помогает адаптироваться к слушанию и распознаванию речи обоими ушами.

Основная задача врачей – сделать так, чтобы имплантированное ухо стало ведущим. Узнать о достижении цели можно по поведению ребенка: он просит надеть речевой процессор, охотно идет на контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. Уровень развития ребенка соответствует возрасту. Как правило, от операции до полного привыкания к имплантату и слуховому аппарату проходит до 6 месяцев.

Занятия с сурдопедагогом

Пока сурдопедагог дает ребенку задание, врач проверяет слух с расстояния в несколько метров

Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к совместному использованию КИ и слухового аппарата

Перед операцией по кохлеарному имплантированию подготовьте ребенка к тому, что на первых этапах он будет плохо слышать и различать речь. Улучшения же наступят после нескольких недель реабилитации. Такой подход снизит ожидания ребенка от «новых ушек» и мотивирует к обучению. Разумеется, объясняйте это ребенку, способному осмыслить происходящее – грудничку такие наставления ни к чему.

После операции не допускайте, чтобы ребенок отвыкал от ощущения вкладыша в ухе. Поэтому надевайте на него выключенный слуховой аппарат ежедневно.

Ребенок занимается с сурдопедагогом

Занимайться с ребенком нужно не только с имплантатом, но и со слуховым аппаратом. Так малыш будет более непринужденно чувствовать себя в общественных местах

В первые недели привыкания включайте слуховой аппарат и КИ в пропорциях:

  1. Ребенок учится слышать с КИ первые 3–4 дня. Выключенный слуховой аппарат все это время на втором ухе. Если малыш просит включить его – включайте на 1–2 часа, но предупредите, что может быть некомфортно.
  2. На 5-й день 70 % времени работает КИ, оставшиеся 30 % – КИ со слуховым аппаратом. Включайте их вместе после обеда или к вечеру.
  3. Через 1–2 недели аудиолог перенастраивает слуховой аппарат и уравнивает оба прибора по громкости. Ребенок занимается с сурдопедагогом с включенным КИ и с КИ + аппарат равные промежутки времени (2–3 месяца на каждый вид занятий).
  4. В течение дня дома ребенок может ходить только с включенным КИ. В садике или школе, общественных местах включайте оба прибора.

Для некоторых детей требуется индивидуальная программа реабилитации. Ее составляет сурдолог вместе с сурдопедагогом.

Не отказывайтесь от слухового аппарата при КИ, даже если ребенок не хочет его носить. Двухсторонний слух – основа гармоничного развития и уверенность в том, что ребенок быстро социализируется. Удачи вам!

Источник