На правом ухе сережка у казака

Обычай носить серьгу в ухе повёлся у казаков с незапамятной древности.
Византийский историк Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича (971 год), отметил, что «в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным».
Носили серьгу в ухе многие воинственные степные народы той поры: хазары, печенеги, половцы, татары… Через множество поколений и перемен этнографического состава, этот обычай дошёл до казаков Нового времени, живших в тех же местах и являвшихся потомками тех же народов, включая древних русов.
Условный язык серег
Конечно, были эти серьги не такими богатыми, как у самого князя Святослава. Но они имели своё символическое значение.
Известно, что в 19 веке у донских казаков серьги обозначали положение казака в семье. При этом не всякий казак мог носить серьгу. Это делалось только в отдельных, хорошо известных казакам случаях.
Серьга в левом ухе означала, что казак – единственный сын у своих родителей. Правда, у него могли быть сёстры. Если казак вешал серьгу в правое ухо, это значило, что он – последний мужчина в своём роду, который прервётся в случае его гибели. У такого казака не было ни братьев, ни племянников, ни двоюродных братьев. Серьги в обоих ушах свидетельствовали, что казак – единственный ребёнок в семье, у него нету даже сестёр.
Таким образом, не зная казака лично, казачий командир сразу всё понимал о семейном статусе подчинённого. Командиры, видя казаков с серьгами в ушах, то есть с такими условными знаками, старались по возможности беречь их на войне. Конечно, это удавалось не везде и не всегда.
Любопытно, что мужчины на Дону не носили никаких колец, в том числе обручальных и свадебных, на пальцах. Это была исключительно женская привилегия, там была своя система условных обозначений, но о ней как-нибудь в другой раз.
Символика серег
Издавна серьга имела форму полумесяца. Это имеет множество трактовок, вплоть до того, будто казаки чуть ли не до времён Петра Великого были мусульманами. На самом деле, с исламом это исходно никак не было связано. Но религиозные корни имеет.
Серьги носили и в Древней Руси. Если мы посмотрим на них, то увидим в их форме ещё не утраченный, постоянно повторяющийся мотив змея. Змей – глубоко архаичный религиозный символ, теряющийся в глубине тысячелетий. Первоначально ношение фигурки змея могло означать поклонение ему или божеству, с ним связанному. Древний славянский бог подземного мира Велес имел в качестве одного из священных (тотемных) животных змею.
Потом, когда князь Владимир провёл реформу языческой религии Руси, то упразднил культ Велеса. Верховным богом на Руси стал почитаться Перун, бог грозы, войны и дружины. Перун сродни скандинавскому Тору, победившему Мирового Змея. С этим связан и постоянный мотив русских сказок (остаточных мифов), в которых герой побеждает Змея Горыныча. Так что ношение змеи в ухе стало означать уже победу над Змеем.
С утверждением христианства этот мотив был переосмыслен в духе сказания о победе Святого Георгия над драконом.
А в конце 19 века в казачьих серьгах появляется новая деталь – крест на змее-полумесяце. Это было связано с войной 1877-1878 гг. с Турцией и символизировало победу христианского креста над исламским полумесяцем.
Источник
Серьга в ухе у мужчин ассоциируется у современных людей с совершенно разными ситуациями. Одни читают это модным, другие нелепым, а третьи, ввиду отсутствия толерантности, считают такое украшение неприемлемым для настоящего мужчины.
Многие также уверены, что молодежь попросту копирует образы киногероев или персонажей любимых книг. Как бы то ни было, а особого значения такому украшению никто не придает. Но было время, когда носить серьгу могли только определенные представители сильного пола.
В частности серьга в ухе была обязательным аксессуаром донских казаков. Причем не простая серьга, а серебряная, выполненная в форме полумесяца и с крестом. Серьгу даже описывал Шолохов в своем произведении “Тихий Дон” – она считалась символом казаков, и именно по ней можно было их отличить от представителей других слоев населения.
Серьга казака выглядела примерно вот так:
Многие в наше время задаются вопросом, а потому именно серьга? И какое значение имело украшение в былые времена? Ответов на данный вопрос сразу несколько:
- одни уверены, что это просто крашение;
- другие считают серьгу оберегом каждого казака;
- третьи называют ее отличительным знаком.
Серьги носили казаки с самого детства. Сыновьям уже взрослые мужчины прокалывали ухо чуть ли не в младенчестве, как бы предрекая судьбу своему чаду.
Ответ на вопрос о предназначении украшения могут дать историки. Мнение о простом украшении сразу можно назвать неверным — мужественные казаки совсем не беспокоились насчет своей внешности, и уж тем более, насчет стиля.
Мнение насчет оберега также не совсем верное — серьгу, как оказывается, могли носить далеко не все. Причем серьга не обязательно должна быть одна. Две надевались в особых случаях, и иногда даже без особого желания носящего.
Так, по словам специалистов, в левом ухе серьгу носили те представители казачества, которые были наследниками в своих семьях. Это был единственный ребенок в семье мужского пола. У казака могли быть сестры, а вот братьев точно не было.
В правом ухе носили серьгу те, кто нес звание последнего мужчины в своем роде. То есть, у казака не было родных и даже двоюродных братьев, племянников и родственников мужского пола другой важности. Гибель казака означала, то род окончательно прервался.
Две серьги носили казаки, у которых не было братьев и сестер — то есть, в семье казак рос один.
Важностью серьги не была демонстрация наличия у тебя многочисленных родственников. Командиры обращали внимание на серьги, когда собирали людей для выполнения конкретных задач. На самые опасные задания мужчин с двумя серьгами не посылали — все понимали, что заботиться о пожилых родителях казака в случае его гибели будет некому.
Подобное правило не было зафиксировано в уставе. Попадались и командиры, которые не работали по “человеческим” законам, и наоборот, подставляли своих подчиненных ввиду личной неприязни. В некоторых случаях парни с двумя серьгами и сами вызывались на передовую, чтобы не показалось, что они попросту прячутся за спинами своих товарищей. При этом в коллективах всегда негласно существовало правило — казака с двумя серьгами многие старались прикрыть в бою собственной грудью.
Таким образом, серьгу в ухе донского казака отчасти можно все же считать неким оберегом, который защищал его от верной гибели.
Источник
Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.
Казак Мамай
Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.
Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.
У донских казаков обычай брить голову не сохранился, но казачий чуб выделялся из других русских причесок
Обычная русская прическа-под горшок. Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».
Шикха — прядь волос на затылке, указывающая на принадлежность к брахманическому сословию. В соответствии с ведической культурой, когда человек подвергается церемонии обрезания волос (чуда-карана-самскара) и Ведической инициации (упанайана), он должен обрить голову, оставив лишь пучок волос, называемый шикхой. Имеющий шикху, может заниматься разными видами ягьи. Поэтому по индийской традиции все брахманы, вайшнавы и другие носят шикху.
Согласно грихья-сутрам, чудакарана должна иметь место в конце первого года жизни ребёнка либо же перед окончанием третьего (Ману-смрити, II.35), но более поздние писания увеличили этот возраст до семи лет. Сначала волосы ребёнка смачиваются, затем отец стрижёт их, читая молитвы. После стрижки волос ребёнка его отцом часто оставляется шикха (śikhā IAST) или чуда (cūḍā ). Аналог-стрижка волос в Элладе эфебами.
Гунны стриглись также. Подобная прическа описана у Святослава Игоревича Львом Диаконом
Подобную прически носили и саки,судя по захоронениям Пазырыкских курганов
Прическа-клок волос на затылке
Как видно, прическа всадника весьма своеобразна, идентична захоронению. Часть головы обрита.
Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.
Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.
Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.
Серьги мужские-также встречаются у гуннов эфталитов, изображены на монетах.
Как видно, усы, чуб(оселедец) и серьга в ухе у гунна-эфталита присутствует. Это так же доказывает происхождение казаков от саков и гуннов. Ведь само их имя означает КА-САКИ- главные саки( были и КА-Вары, кавары).
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5d9ef2631d656a00ad1f98c9/5e9ab12e1ea568533df0a80c/edit
https://zen.yandex.ru/media/historyrus/saki-ortokoribantii-saki-s-britoi-golovoi-i-lokonom-sprava-5e543085cc6d233fd0f74163
https://zen.yandex.ru/media/historyrus/agriane-i-frakiicy-chast-slavianskogo-etnosa-5ef9e581e3caf10e26bf800d
подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/profile/editor/historyrus
Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов
https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/
Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века
https://ridero.ru/books/krito-mikenskaya_kultura_i_religiya_kak_chast_indoevropeiskoi_kultury_epokhi_bronzovogo_veka/
Мертвая царевна и Семеро Грезящих
https://ridero.ru/books/mertvaya_carevna_i_semero_grezyashikh/
Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери
Легенды Севера
https://ridero.ru/books/bliznecy_s_alatyr-ostrova_deti_mertvoi_materi/Мертвая царевна с Запретного острова. Семь повестей о Эльге
https://ridero.ru/books/mertvaya_carevna_s_zapretnogo_ostrova_sem_povestei_ob_elge/
Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий
https://ridero.ru/books/syn_zvezdy_rozhdennyi_goroi_aleksandr_velikii_1
Шереметев. Лабиринты познания
https://ridero.ru/books/sheremetev_labirinty_poznaniy
Источник
ÒÓÐÈÑÒ.ÒÎ×ÊÀ
28 íîÿáðÿ
47 òûñ. äî÷èòûâàíèé
2,5 ìèí.
123 òûñ. ïðîñìîòðîâ. Óíèêàëüíûå ïîñåòèòåëè ñòðàíèöû.
47 òûñ. äî÷èòûâàíèé, 39%. Ïîëüçîâàòåëè, äî÷èòàâøèå äî êîíöà.
2,5 ìèí. Ñðåäíåå âðåìÿ äî÷èòûâàíèÿ ïóáëèêàöèè.
Çà÷åì äîíñêèå êàçàêè íîñèëè ñåðüãó â óõå?
Êàäð èç ôèëüìà «Òèõèé Äîí» (2015)
Êàäð èç ôèëüìà «Òèõèé Äîí» (2015)
Ìàëî êòî çíàåò, çà÷åì â óõå ñåðüãà ñîâðåìåííûì ìóæ÷èíàì. Ñêîðåå âñåãî, äàíü ìîäå. Ïðîñòî óêðàøåíèå. Ñìûñëîâîãî çíà÷åíèÿ íå íåñ¸ò. Íî áûëî âðåìÿ, êîãäà ýòî èìåëî çíà÷åíèå.
Âñå çíàþò, ÷òî äîíñêèå #êàçàêè íîñèëè ñåðüãó â óõå. Îáû÷íî îíà áûëà â âèäå ïîëóìåñÿöà ñ êðåñòîì, èç ñåðåáðà.
Îòðàæåíî ýòî è ó íàøåãî âåëèêîãî çåìëÿêà Øîëîõîâà, â ðîìàíå «Òèõèé Äîí». Âîò êàê îïèñûâàåò îí Ïàíòåëåÿ Ïðîêîôüåâè÷à, îòöà Ãðèãîðèÿ: « íîñèë â ëåâîì óõå ñåðåáðÿíóþ ïîëóìåñÿöåì ñåðüãó…» Êòî-êòî, à Øîëîõîâ çíàë îáû÷àè äîíñêèõ êàçàêîâ.
Ïðèìåðíî òàê âûãëÿäåëà ñåðüãà êàçàêà. Ôîòî ñ ñàéòà kurnosov.dabahm.com.
Ïðèìåðíî òàê âûãëÿäåëà ñåðüãà êàçàêà. Ôîòî ñ ñàéòà kurnosov.dabahm.com.
À ìîæåòå ëè âû ñðàçó óâåðåííî îòâåòèòü çà÷åì êàçàêó ñåðüãà â óõå?
Ñàìûå ðàñïðîñòðàí¸ííûå âàðèàíòû îòâåòîâ:
1. ïðîñòî óêðàøåíèå.
2. îáåðåã.
3. òàê îáîçíà÷àëè ïðèíàäëåæíîñòü ê êàçàêàì.
Ñåðüãè êàçàêè íîñèëè ñ ñàìîãî äåòñòâà
Ñåðüãè êàçàêè íîñèëè ñ ñàìîãî äåòñòâà
Êðàñîòó îòìåòàåì ñðàçó. Íå òå ìóæ÷èíû áûëè äîíñêèå êàçàêè, ÷òîáû íîñèòü ïðîñòî óêðàøåíèÿ.
Îáåðåã áëèæå ê òåìå, íî íå ñîâñåì âåðíî.
Íàñ÷¸ò ïðèíàäëåæíîñòè ê êàçàêàì òîæå íå ñîâñåì âåðíî, ïîòîìó ÷òî äàëåêî íå êàæäûé êàçàê ìîã íîñèòü ñåðüãó â óõå.
Íà âîïðîñ ìîã ëè êàçàê íîñèòü ñåðüãè â îáîèõ óøàõ, âñå îáû÷íî äåëàþò êðóãëûå ãëàçà è îòâå÷àþò: «Êîíå÷íî, íåò! Òîëüêî â îäíîì!». ×òî òîæå íåâåðíî.
Ñòàòüÿ ïî òåìå: Çà÷åì êàçàêè ñòðîèëè ïå÷è íà óëèöå?
×òî îçíà÷àëà ñåðüãà â óõå äîíñêîãî êàçàêà?
Ñåðüãà ó äîíñêîãî êàçàêà îáîçíà÷àëà åãî ïîëîæåíèå â ñåìüå.
Îí ìîã íîñèòü å¸ êàê â îäíîì óõå, òàê è â îáîèõ. Îäíàêî ýòî âîâñå íå çàâèñåëî îò ïðèõîòè íîñÿùåãî.
Åñëè ñåðüãà áûëà â ëåâîì óõå ýòî îçíà÷àëî, ÷òî êàçàê åäèíñòâåííûé ñûí ó ðîäèòåëåé. Íî ó íåãî ìîãëè áûòü ñ¸ñòðû.
Åñëè ñåðüãà áûëà â ïðàâîì óõå ýòî ãîâîðèëî, ÷òî îí ÿâëÿåòñÿ ïîñëåäíèì ìóæ÷èíîé ðîäà (òî åñòü íåò ó íåãî ïî îòöîâñêîé ëèíèè íè ïëåìÿííèêîâ, íè äâîþðîäíûõ áðàòüåâ). Ãèáåëü òàêîãî êàçàêà îçíà÷àëà, ÷òî ïðåðâ¸òñÿ âåñü åãî ðîä.
À òå, êîòîðûå íîñèëè ñåðüãè â îáîèõ óøàõ, ÿâëÿëèñü åäèíñòâåííûìè äåòüìè â ñåìüå (äàæå ñåñò¸ð ó íèõ íå áûëî).
Êîìàíäèðû ñòàðàëèñü íå áðàòü òàêèõ ïîä÷èí¸ííûõ íà îñîáî îïàñíûå çàäàíèÿ, ãäå áûëà áîëüøàÿ âåðîÿòíîñòü ïîãèáíóòü. Òàê ÷òî äà, ñåðüãó â óõå îò÷àñòè ìîæíî ñ÷èòàòü ñâîåîáðàçíûì îáåðåãîì. Âåäü äàæå íåçíàêîìûé êîìàíäèð âèäåë ñòàòóñ êàæäîãî áîéöà.
Ñòàòüÿ ïî òåìå: Ïîåçäêà â ¸øåíñêóþ, ãäå ñîçäàâàëñÿ «Òèõèé Äîí»
Îäíàêî ýòî ïðàâèëî íå áûëî ïðîïèñàíî íè â îäíîì óñòàâå. Ñîáëþäàëîñü íåãëàñíî. Â çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ, ïî äîáðîé âîëå êîìàíäèðà.
Ýòî âîâñå íå çíà÷èò, ÷òî åäèíñòâåííûå ñûíîâüÿ â ñåìüå ïðÿòàëèñü çà ñïèíàìè ñîñëóæèâöåâ. Îíè òàêæå õðàáðî ñðàæàëèñü íàðÿäó ñ äðóãèìè. Íî äàæå ñîòîâàðèùè â áîþ ñòàðàëèñü áåðå÷ü åäèíñòâåííûõ äåòåé â ñåìüå.
Îòêóäà ïîø¸ë îáû÷àé ó äîíñêèõ êàçàêîâ íîñèòü ñåðüãó äîïîäëèííî íåèçâåñòíî. Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ñâÿçûâàþò ýòî ñ äðåâíèìè òðàäèöèÿìè Ðóñè, ãäå ñåðüãè íîñèëè êàê #îáåðåãè.
Êîììåíòàðèè
Íîâûé êîììåíòàðèé
Âîéäèòå, ÷òîáû êîììåíòèðîâàòü ñòàòüþ
Õîêêåéíûé Àñ5 äíåé
Íà ñàìîì äåëå ôèãíÿ âñå ýòî. Ýëåìåíòàðíàÿ, ÷åëîâå÷åñêàÿ áðîâàäà, æåëàíèå âûäåëèòüñÿ ÷åì òî ïåðåä îñòàëüíûìè. Ïîòîì íåêèå ëþäè íà÷èíàþò ïðèäóìûâàòü “ëåãåíäó”, âñåìó ýòîìó.
Çàâòðà â íîñ ñåðüãó îäåíóò è ïðèäàäóò ýòîìó, êàêîé òî âûñøèé, ñàêðàëüíûé ñìûñë.
Îòâåòèòü
-967
ÒÓÐÈÑÒ.ÒÎ×ÊÀàâòîð5 äíåé
Öý Õèòðûé Ïëàí, ýòî ñåé÷àñ áðàâàäà. Òîãäà áûëî íå äî áðàâàäû.
Îòâåòèòü
34
Õîêêåéíûé Àñ5 äíåé
ÒÓÐÈÑÒ.ÒÎ×ÊÀ, Äà ëàäíî…ëþäè íå ìåíÿþòñÿ.
Îòâåòèòü
-82
ñåðãåé ïàâëîâ4 äíÿ
Öý Õèòðûé Ïëàí, Íå íàäî ïèñàòü ãëóïîñòè,åñëè íå çíàåòå èñòîðèè.Î ñåðüãàõ ó êàçàêîâ ÿ óçíàë íå òîëüêî îò ýòîãî àâòîðà,íî è äðóãèå èñòî÷íèêè òàêîå æå ìíåíèå èìåþò.
Îòâåòèòü
48
Õîêêåéíûé Àñ4 äíÿîòðåäàêòèðîâàíî
ñåðãåé, Óãó..ñåðüãà íà æîïå- öý ÇÍÀÊ! àôèãåòü ñ âàñ.
Îòâåòèòü
-78
ÒÓÐÈÑÒ.ÒÎ×ÊÀàâòîð4 äíÿ
Öý Õèòðûé Ïëàí, î÷åíü äàæå ìåíÿþòñÿ. Îäíè èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå óìíåþò, äðóãèå – òóïåþò. ))
Îòâåòèòü
37
ÒÓÐÈÑÒ.ÒÎ×ÊÀàâòîð4 äíÿ
ñåðãåé, ñïàñèáî çà ïîääåðæêó! Äåéñòâèòåëüíî, ìíîãî îïèñàíèé êàçàöêîé ñåðüãè è â èñòîðè÷åñêîé, è â õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðå. Åñòü àðõåîëîãè÷åñêèå íàõîäêè. Íèêòî íè÷åãî íå ïðèäóìûâàåò.
Îòâåòèòü
20
Òàòüÿíà Äîöåíêî4 äíÿ
Öý Õèòðûé Ïëàí, ýòî òî÷íî. Åñëè òóïîé òî íàâñåãäà.
Îòâåòèòü
17
Ìèõàèë Ø4 äíÿ
Öý Õèòðûé Ïëàí, òåáå êàê õîõëó ëèøü áû îáîñðàòü.Âîò òî ÷òî óêðîïû âûðûëè ×åðíîå ìîðå-âîò ýòî ïðàâäà!Âåäü òàêîìó âàñ ó÷àò â íýçàëýæíîé?
Îòâåòèòü
26
rrr rrr4 äíÿ
Öý Õèòðûé Ïëàí. Ïî ñåáå íå ñóäè, åñëè íà ñâîþ “õèòðóþ òî÷êó” ïîáðÿêóøêó ïîâåñèë. Íå áàêëàíü, êîëè òåìîé íå âëàäååøü. Êàê îñâåòèë àâòîð, òàê è åñòü. Çà äâå ñåðãè íå ñêàæó – íå çíàþ. À òî ÷òî ñåðüãà â óõå, ó åäèíñòâåííîãî ïðîäîëæàòåëÿ ðîäà – ôàêò.
Îòâåòèòü
18
ÌÎÈ ÊÎÌÌÅÍÒÀÐÈÈ.
Ìîé ïðàäåä – äîíñêîé êàçàê.
Ïî ðàññêàçàì ìàìû, å¸ äåä èìåë âîëîñû öâåòà – âîðîíà êðûëî, è çàêðó÷åíû îíè áûëè êîëüöàìè. Òîëüêî ìîé äÿäÿ îäèí èç âîñüìè èìååò òàêèå âîëîñû, îñòàëüíûå ñâåòëûå, ïðÿìûå. ß øàòåí çîëîòèñòûé (íå ðûæåâàòûé, íî èìåííî çîëîòèñòûé).
Ìàìà ðàññêàçûâàëà, ÷òî ó äåäà áûëà ñåðüãà íà ïðàâîì óõå.
Ó ìàìû â ãîâîðå áûëî ìíîãî ñëîâ èç ëåêñèêîíà äîíñêèõ êàçàêîâ è áåëîðóñîâ. Îíà èõ îñîáî ïðèìåíÿëà, êîãäà âñïîìèíàëà ìîëîäîñòü ñâîþ.
ß ñàì èõ ìíîãî çíàþ è ñâîáîäíî ïðèìåíÿþ ýòè ñëîâà îò êàçàêîâ è áåëîðóñîâ – êîòîðûõ ÿ ñ÷èòàþ ôàêòè÷åñêè ðóññêèìè.
Âñå ìîè ïðåäêè îò ñåâåðà, öåíòðà è þãà, âñå ðîäñòâåííèêè, – ðóññêèå.
Âîò – äîâåñêîì âñòðåìëÿþ – åù¸ êîììåíòàðèé.
“Ñåìåí Ñåìåíû÷ Ãîðáóíêîâ5 äíåé
Ó ìåíÿ îòåö áûë ñ Äîíà. Òàê ÷òî äëÿ ìåíÿ íè÷åãî íîâîãî. Êîãäà íà ñàìûå îïàñíûå îïåðàöèè òðåáîâàëèñü äîáðîâîëüöû, êîìàíäèð ñìîòðåë, ó êîãî ñåðüãè. È ïî âîçìîæíîñòè òàêèõ áîéöîâ íå áðàë.
Îòâåòèòü
95″.
Òàêîâà ðåàëüíîñòü.
Âñ¸ íà òîì – ïî ýòîé òåìå.
Источник
В наше время на тему казачества существует огромное количество домыслов и спекуляций. Например, о том, что казаки на самом деле являются самостоятельным этносом или даже национальностью. Подобные фантазии не имеют ничего общего с реальностью. Однако, это вовсе не означает, что казаки не являются интересным объектом для изучения. Жизнь данного сословия на протяжении веков богата на разнообразные яркие события и пикантные подробности.
Кто такие казаки и откуда они взялись?
Предшественниками казаков были бродники. |Фото: yandex.ru.
Как явление казаки появились задолго до того момента, как к данному сословию прилипло хорошо известное сегодня название. Предшественниками казаков были так называемые «бродники» (от слова «бродить» в значении скитаться). Это была весьма разнообразная компания, состоящая преимущественно из беглой бедной аристократии, которая сбивалась в ватаги и шла заниматься разбоем. Бродники были не очень надежной, плохо организованной, но зато крайне подвижной боевой силой. А потому их регулярно нанимали князья Руси и татарские ханы для ведения «рейдовой войны» – осуществления набегов на хутора, села и деревни своих политических конкурентов.
Сформировалось казачество к 15 веку. |Фото: moto59.ru.
Как таковые казаки появляются где-то в XV-XVI веках. Воинские сообщества формируются в «диком поле» в низовьях Вислы, Дона, Неретвы, Дуная и, конечно же, Днепра. В отличие от бродников в казаки бежали не только обедневшие или провинившиеся перед господином представители знати, но также крестьяне, искавшие вольницы и недовольные своим помещиком или общиной, бедные горожане и преступники. Причины ухода людей в казаки были самыми разными. Среди них были авантюристы, однако подавляющее большинство бежало в «дикое поле» не от хорошей жизни.
В конечном итоге казали оказались на службе у Российской Империи. |Фото: fishki.net.
Уходили в казаки абсолютно из всех королевств и княжеств: Польского, Литовского, Московского. Как и бродников, казаков активно нанимали все, у кого были на то деньги. Главным образом их услугами пользовалась Польша и Россия. В конечном итоге ко временам Екатерины II все территории с казачьими «вольницами» оказались в составе Российской Империи, и власти пришлось приложить немало усилий, чтобы привести в меридиан свободолюбивую социальную группу. Впрочем, не нужно думать, что казаки принципиально отказывались идти на службу. Как раз-таки они по большей части этого хотели, правда они также хотели и особого отношения к себе, что периодически приводило к конфликтам с властью, выливавшимся в бунты.
Зачем казаку в ухе серьга?
Воины всегда любили себя украшать. |Фото: fb.ru.
Традиция ношения серьги казаками в одном ухе уходит своими корнями глубоко в века, когда еще не существовало не только казаков, но даже упомянутых выше бродников. Первые упоминания о таких украшениях среди представителей русской воинской аристократии восходят еще в X веку, к сообщениям византийского историка Лева Диакона, который упоминал о серьге в ухе князя Святослава Игоревича.
Интересно, что данная традиция к русским князьям также пришла со стороны, а именно из великой степи. Есть многочисленные упоминания о том, что такие же украшения – серьгу в одном ухе, носили представители многочисленных кочевых народов, с которыми постоянно контактировали наши предки.
Серьгу носил единственный сын или последний мужчина. |Фото: primechaniya.ru.
В конечном итоге традиция дошла до казаков. Судя по всему, смысл ношения серьги за многие столетия сильно поменялся. Как к серьге относились ранние казаки – сказать сложно. Однако, достоверно известно, как трактовалась серьга в одном ухе в XIX столетии. Носить такое украшение мог далеко не каждый казак. Так, серьга в левом ухе означала, что казак – единственный ребенок-мужчина у своих родителей. Если же серьга у казака была в правом ухе, то это означало, что он последний из оставшихся мужчин в своем роду и если погибнет он, то династия прервется. Таким образом все коллеги сразу могли узнать о семейном статусе казака.
Впрочем, данная традиция была свойстве далеко не для всех казаков. Например, на Дону мужчины вообще не носили ювелирных украшений.
Зачем казаку нужен чуб?
Во-первых, это красиво. yandex.com.
На этот счет существует просто какое-то неимоверное количество самых разнообразных версий разной степени убедительности от откровенно странных, до весьма забавных и романтичных. Одни утверждают, что чуб имел носить право только казак, побывавший в реальном бою. Другие указывают на то, что чубы носили якобы из религиозных соображений, чтобы Господу Богу было за что вытащить казак из адского котла.
Скорее всего моду на сарматские прически казаки почерпнули у польской знати. |Фото: blog.peramuzesi.org.tr.
Впрочем, наиболее правдоподобная и хоть как-то подтверждающаяся версия сводится к тому, что чубы пришли в казачество с территории Польши, как раз на заре становления этого самого казачества в XV веке. Именно тогда в Королевстве Польском среди знати появляется легенда о сарматском происхождении польской аристократии. Лысая голова с чубом считалась «сарматской прической», а потому носилась многими представителями польской воинской аристократии.
А так как казаки достаточно часто нанимались в том числе и к полякам, по всей видимости они просто переняли популярную тогда моду. Тем более, что в казаки бежали не только с Руси, но также и с территории Венгрии, Польши и Литвы.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, для чего турецким янычарам полагался ятаган, если он не являлся основным оружием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник