Писаря встали и заложили перья за ухо синтаксический разбор

Синтаксический разбор предложения вызывает затруднение у многих школьников. Справедливости ради нужно сказать, что в школе эту тему учат долго и понятия вводят постепенно. Я покажу, как делать полный синтаксический разбор предложения.
Синтаксический разбор предложения
Шаг 1
Определите вид предложения по цели высказывания.
По цели высказывания предложение может быть:
- повествовательным: Я иду.
- вопросительным: Ты идёшь?
- побудительным: Иди!
Шаг 2
Определите эмоциональную окраску предложения.
По эмоциональной окраске предложение может быть:
- невосклицательным: Урок окончен.
- восклицательным: Перемена началась!
Шаг 3
Определите: простое предложение или сложное.
Это зависит от количества грамматических основ в предложении. Одна мысль – одна основа. Обычно основа состоит из подлежащего и сказуемого.
Примеры:
- Птичка села на ветку дерева. Грамматическая основа одна. Предложение простое.
- Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом. Две грамматические основы, предложение сложное.
- Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом, а собака ушла в конуру. Три грамматические основы, предложение сложное.
Далее – разбор для ПРОСТОГО предложения
Шаг 4
Определите: предложение односоставное или двусоставное.
- В двусоставном предложении есть и подлежащее и сказуемое.
- В односоставном предложении есть только один главный член: подлежащее или сказуемое.
Примеры
Мы бежали очень быстро. Есть подлежащее и сказуемое. Предложение двусоставное.
Бежали очень быстро. Есть только сказуемое, подлежащее опущено. Предложение односоставное.
Шаг 5
Определите: предложение распространённое или нераспространённое.
- В нераспространённом предложении есть только грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
- В распространённом предложении есть второстепенные члены.
Примеры
Я заболел. В предложении есть только грамматическая основа. Предложение нераспространённое.
Я сильно заболел гнойной ангиной. В предложении есть второстепенные члены. Предложение распространённое.
Шаг 6
Определите: предложение осложнённое или неосложнённое.
В осложнённом предложении имеются:
- обращение;
- вводное слово;
- однородные члены;
- причастный или деепричастный оборот.
В неосложнённом предложении ничего этого нет.
Примеры
- Иди кушать! Неосложнённое предложение.
- Вася, иди кушать! Предложение осложнено обращением.
Шаг 7
Подчеркните все члены предложения, надпишите – какими частями речи они выражены.
Члены предложения:
- подлежащее (одной чертой);
- сказуемое (двумя чертами);
- дополнение (пунктирной линией);
- определение (волнистой линией);
- обстоятельство (точка-тире-точка).
Части речи:
- имя существительное;
- имя прилагательное;
- имя числительное;
- глагол;
- наречие;
- причастие/деепричастие;
- местоимение.
Шаг 6
Составьте графическую схему предложения.
Если предложение СЛОЖНОЕ
Шаг А
Определите связь частей в предложении: союзная или бессоюзная?
Если части предложения соединяют союзы – связь союзная, а если союзов нет – бессоюзная.
Шаг Б
Определите вид связи частей предложения.
Связь бывает подчинительной, сочинительной и интонационной.
Шаг В
Определите тип сложного предложения.
Типы предложений бывают:
- сложноподчинёнными;
- сложносочинёнными;
- бессоюзными.
Шаг Г
Разберите каждую часть сложного предложения по схеме разбора для простого (выполните шаги 4, 5, 6, 7).
Примеры разбора предложений
Маша и Саша ели яблоки.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.
Маша и Саша ели яблоки, которые дала мама.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Связь союзная. Части предложения связываются подчинительным союзом “которые”, значит предложение сложноподчинённое.
Первое простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.
Второе простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: мама дала. Предложение нераспространённое, не осложнено.
Источник
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое,не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное,не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor – uchim.org
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое – какой формой глагола;
- составное глагольное – из чего оно состоит;
- составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Источник
Файл содержит 291 предложение для синтаксического разбора: простые и сложные (ССП, СПП, БСП), повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные, односоставные и двусоставные, распространённые и нераспространённые, осложнённые и неосложнённые. Материал предназначен для работы в 5-7 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предложения для синтаксического разбора
Простые предложения:
- Наступили каникулы.
- Стояла осень.
- Пришла весна.
- Гул затих.
- Солнце село.
- Я вышел на подмостки.
- Дети слепили снежную бабу.
- Недавно дождь прошёл.
- Я пошёл в новую школу.
- Солнце скрылось за тучами.
- Ночью раздался негромкий стук в калитку.
- Падают жёлтые листья.
- Мороз румянит щеки.
- Закончилось красное лето.
- Кисти винограда свисали до земли.
- Скоро ударят первые морозы.
- На лесной опушке стоит деревянная избушка.
- Лёгкий ветерок пробежал по саду.
- Холода на пороге ждут.
- Морозы на окнах узоры рисуют.
- Птицы улетают в тёплые края.
- Солнце село за дальним селом.
- Ты пойдешь сегодня на тренировку?
- Дождь идет на улице?
- Мы идем сейчас в парк?
- Вы знакомы с Иваном Петровичем?
- Ты ее разлюбил?
- Ты пойдешь завтра на работу?
- Ты сегодня ужинал?
- Ты купил этот торт?
- Вы поедете на бал?
- Ты был в Петербурге зимой?
- Не губи ты нашу душу!
- Выплесни ты нас на сушу!
- Пусть грянет буря!
- Послушай эту мелодию.
- Расспроси подробнее маму.
- Спойте ваш студенческий гимн!
- Зайди в магазин за хлебом.
- Уходите немедленно!
- А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
- Любите родную природу!
- Мойте руки перед едой.
- Откройте тетради.
- Не опаздывайте завтра в школу!
- Вымой посуду.
- Не шумите в классе.
- Стыдитесь!
- Уходи отсюда со своей трубой!
- Всем молчать!
- Как прекрасен зимний лес!
- Я протестую!
- Как же ярко светит солнце!
- Случилось чудо!
- Какой милый щенок!
- Уходим завтра в море.
- Быть грозе!
- Люблю грозу в начале мая!
- Думайте иногда о Дубровском.
- Мне очень холодно!
- Цыплят по осени считают.
- Мне не спится.
- Закрыто.
- В комнате душно.
- В кухне зажгли огонь.
- На небе нет ни облачка.
- Поехать бы к морю.
- Здесь чудесно пахнет рыбой.
- Распишитесь здесь.
- Нарисуй лошадку.
- Потянуло вечерней прохладой.
- Как сегодня морозно!
- Мне не везёт.
- В доме натопили.
- Меня морозит и тошнит.
- Приходят и уходят поезда.
- Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
- Летом я бегал по улицам и играл в футбол.
- Пони бегает по кругу и в уме круги считает.
- Берите белые бублики и баранки.
- Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк.
- Машинист, потихонечку трогай.
- К сожалению, акварельные краски закончились.
- Друзья, прекрасен наш союз!
- Я люблю тебя, Россия!
- Жизнь, я благодарен тебе!
- К счастью, нам повезло с погодой.
- В октябре, возможно, будут заморозки.
- Погода, кажется, улучшилась.
- Я был неправ, конечно.
- Дождь, кажется, зарядил надолго.
- Улица кажется большой.
- Завтра мы, наверное, пойдём в кино.
- Аня, позвони мне вечером.
- Не губи меня, девица!
- Товарищ, винтовку держи!
- Товарищ винтовку держал.
- Ванечка, не ходи за ворота.
- Туристы, готовьтесь к походу.
- Туристы готовились к походу.
- Иван Ильич, выезжайте в поле утром.
- Иван Ильич выехал в поле утром.
- Как хорошо ты, о море ночное!
- Красивые пионы и тюльпаны цветут в парке.
- По улице ветер гнал перья, стружки, пыль.
- Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки.
- В молодой листве поют соловьи, кукушки, скворцы.
- Налетел ветерок, прошумел по осоке, всколыхнул озёрную гладь.
- Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.
- Наступила тихая, тёплая, но пасмурная осень.
- Мы собирали в лесу не грибы, а ягоды.
- За лето река обмелела, притаилась между берегами.
- Огни далёкой деревни ярко и весело светились в ночи.
- Вечером не забудь покормить гусей и уток.
- Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.
- Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка.
- Наступила холодная, вьюжная, морозная зима.
- Ураган налетел внезапно и быстро.
- Зимнее солнце светит, но не греет.
- В реках, озёрах, прудах водится много рыбы.
- Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.
- Уже улетели на юг ласточки, скворцы, грачи, журавли.
- Деревья, листва, дорожки покрылись инеем.
- На зиму синица прилетает из леса, навещает жильё людей, приветсвует весёлой и звонкой песенкой.
- Ночью ветер злится и стучит в окно.
- Ты, несомненно, умна.
- Мы, разумеется, любим тебя.
- Безусловно, этот факт важный.
- Несомненно, кто-то забирает жизнь у этой девочки.
- Она, наверное, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем.
- Жизнь, кажется, и не начиналась.
- Водились за ним, правда, некоторые слабости.
- Во-первых, ты пришёл домой поздно.
- Может быть, мы увидимся завтра.
- Бледную поганку, безусловно, часто путают со съедобным грибом.
- Теперь, пожалуй, мы попьём чай.
- Эта история, кажется запомнилась нам.
- К стыду, я не читал этой книги.
- К удивлению, всё закончилось быстро.
- Разумеется, я выполню своё обещание.
- Итак, спор окончен.
- Прежде всего, ты должен учиться.
- С одной стороны, ваши опасения понятны.
- С одной стороны реки купались дачники.
- С другой стороны, случай интересный, странный, запутанный.
- С другой стороны аллея пуста.
- Итак, наступил последний месяц зимы.
- Археологи, безусловно, заинтересовались интересной находкой.
- Допустим, ты прав.
- А он, вообразите, быстро вскарабкался на дерево.
- Бывало, все уходили в поле.
- Андреев, случалось, иногда опаздывал.
- Одним словом, ты быстро её забудешь.
- Другими словами, поход удался.
- Разумеется, я тебе верю.
- Разумеется, мы пойдём в кино.
- Понимаешь, ты уехал внезапно.
- Таким образом, наши усилия напрасны.
- Напротив, я тебе очень рада.
- Наоборот, мы пойдем на дачу пешком.
- Во-вторых, эти доводы слабы.
- Одним словом, мы поедем домой.
- Мама, я вернулась.
- Саша, нарисуй мне море.
- Я поздравляю тебя, человек!
- Ты сегодня занят, Павлуша?
- Папа, ты прости меня за грубость.
- Таня, мы пойдём на рыбалку?
- Солнышко, ты не торопись за горизонт.
- Иди домой, глупый.
- Я рада видеть тебя, Маша.
Сложные предложения
Сложносочинённые:
- Наши руки пахнут домом и брусникой, и этот запах долго не исчезает.
- Была полночь, и вокруг стояла тишь.
- Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь.
- Набежали мрачные тучи, и старый бор приготовился к бою.
- Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги.
- Дождь не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
- Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
- Холодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег.
- Солнце уже не греет, начались штормы, и ветерок тянет к северу.
- За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.
- Ветер не шумит кроной, и птицы не щебечут.
- Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.
- Зарябила вода, и на воде поплыли листья.
- На вербах отпали тонкие чешуйки, и показались серенькие барашки.
- Потемнело, нахмурилось небо, и побежали темные грозовые тучи.
- В углу трещал сверчок, и за окном бешено выла вьюга.
- На Бронной зажглись фонари, а на Патриарших прудах светила золотая луна.
- Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора.
- Иван Петрович ушёл, а я остался.
- Утром шёл дождь, но сейчас ярко светит солнце.
- Лодки сразу исчезают во тьме, и долго слышны всплески вёсел.
- Я любил тебя, но ты не хотела мне верить.
- Расстались мы, но твой портрет, я на груди храню.
- Сверкнула молния, и послышался резкий удар грома.
- Звёзды ослепительно сверкали, но небо на востоке светлело.
- Солнце скрылось за облаками, и на пашню легла тень.
- Труд всегда даёт, а лень только берёт.
- Была зима, но все последние дни стояла оттепель.
- Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
- Солнце сели, и тусклые лучи висели над степью.
- Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани.
- В саду раздавались голоса и был слышен смех.
- Я крикнул, и мне ответило эхо.
- Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили.
- Все деревья выпустили клейкие листочки, а старый дуб стоит без листьев.
- В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
- Пушистый рыжий хвост прикрыл спину, а глаза впились в страшного зверя.
- Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
- Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.
- С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
- В помещение вошла дама, и джентльмены встали.
- Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел.
- Осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я смотрел на кипучие пенки.
- Отсырела земля, и запотели листья.
- Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна.
Сложноподчинённые:
- Я посмотрел туда, где небо сливалось с морем.
- Верхушки сосен закачались, когда подул ветер.
- Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке.
- Раздался шорох с того места, где лежали вещи.
- Он увидел, что глаза рыси плотно закрыты.
- Он сказал, что сестра не вернётся к ужину.
- Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
- Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался.
- Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
- Мама купила батон, потому что я не люблю хлеб.
- Мы выехали из дома, когда дождь закончился.
- Когда я обернулся, тропинка опустела.
- Под вечер мы вышла на поляну, где рос огромный дуб.
- Я хорошо помню, как рука моя остановилась.
- Я слышал, как бурно ворчала холодная река.
- Теперь мы в сад перелетим, где встретилась Татьяна с ним.
- Когда женщины замолчали, охотник рассказ о своём необычном приключении.
- Он хочет, чтобы товарищи помогли ему.
- Товарищ спросил меня, как я решил задачу.
- Я любил стоять у окна, когда шёл дождь.
- Когда я открыл окно, комната наполнилась ароматом сирени.
- Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
- Он написал так, как просил друг.
- Когда начался дождь, дети выбежали на улицу.
- Если ветер затихнет, мы высадим цветы.
- Я увлечённо рассказывал, как мы ловили рыбу.
- Я не поверю весне, пока не проснётся яркое солнце.
- Когда бричка подъехала к деревне, Чичиков подозвал к себе мужика.
- Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
- Я знаю, что ты меня любишь.
- Жилин видит, что дело плохо.
- Я уверен, что поезд мчит меня к счастью.
- Таня говорит, что трава по утрам растёт.
- Я взяла в дорогу зонт, потому что начался дождь.
- Солнце выглянет, когда закончится дождь.
- Зимой рано смеркается, поэтому вечерние прогулки отменили.
Бессоюзные:
- Вернулись в гнёзда грачи, поскрипывают весело качели.
- Колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, и лошадь бежит ленивой рысцой.
- На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака, они быстро пробегали по небу.
- Костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом.
- Весело поют малиновки, свистят синички, трещат в траве кузнечики.
- Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина.
- Солнечным утром налаживает свою нехитрую песенку весёлая синица, пускает звонкую дробь по тайге дятел.
- Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
- Море было в дымке, по нему катились волны.
- Собака лает, караван идет.
- Солнце садилось, ветер крепчал, закат разгорался пурпуром.
- Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали лениво посвистывали соловьи.
- Метель не утихала, небо не прояснялось.
- Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли в темноте.
- К вечеру погода прояснилась, солнце выглянуло из-за туч.
- Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.
- Андрей вернулся поздно, Маша уже спала.
- Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.
- Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.
- В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой.
- Наступал вечер, шел дождь.
- Гром грянул, свет блеснул в тумане, лампада гаснет, дым бежит.
- Ветка закачалась, с нее посыпался снег.
- Отсырела земля, запотели листья, кое-где раздаются живые звуки, голоса.
- Встаёт заря во мгле холодной, на нивах шум работ умолк.
- Ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
- Свистят клёсты, звенит синица, смеётся кукушка.
- Улетели птицы за море, миновало время жатвы.
- Запах сосен вступил на веранду, пролетели вдали журавли.
- Травка зеленеет, солнышко блестит.
- Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи.
- Двери запирались на ночь, во дворе ходил сторож.
- Я вздрогнул, перо выпало из рук.
- Жаворонки звенят, воркуют голуби, молча реют ласточки, лошади жуют сено.
- Варенька бросилась навстречу своей старой приятельнице, княгиня поцеловала ее.
- К вечеру подул порывистый ветерок, горы закутались в облака.
- Наука беспощадна и узка, искусство простодушно и широко.
- Весело горит яркий огонёк, яростно припекает горячее солнце.
- Мальчик шёл, сова летела, Крыша ехала домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксический разбор сложного предложения
Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе “Синтаксический разбор сложного предложения” к учебнику Т.А.Ладыженской “Русский язык. 5 класс”. Так как наши дети в начальной школ…
- Мне нравится
Источник