Почему будду изображают с большими ушами

Почему будду изображают с большими ушами thumbnail

Почему будду изображают с большими ушамиПОМОГАЮ ОФОРМЛЯТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ В ИНДИЮ
visa@india-trip.ru
Viber/Whatsapp: +79171147744
ВНИМАНИЕ!
Все действующие туристические индийские визы, выданные гражданам любой страны, ПРИОСТАНОВЛЕНЫ с 13 марта до 15 апреля 2020 года. Этот запрет действует в порту отъезда любого иностранца для дальнейшего путешествия в Индию.

Визы всех иностранцев, уже находящихся в Индии, остаются в силе. Они могут связаться с ближайшим FRRO/FRO через модуль e-FRRO для продления/конверсии своей визы, если они решат это сделать.

Золотой Будда– Бабушка-бабушка, почему у тебя такие большие уши?
– Потому что я – Будда, деточка!

Когда впервые путешествуешь по буддийским местам, удивляет тот факт, что Будда часто изображается с оттянутыми длинными мочками ушей, иногда они даже достают до плеч.

Золотой Будда с длинными мочками ушей

Почему Будду изображают с длинными мочками ушей

Я знаю несколько версий такого изображения:

  1. Основатель буддизма Гаутама Сиддхартха происходил из царского рода, в юности был принцем и жил во дворце, купаясь в роскоши, пока не покинул свой дворец и не распрощался с царской жизнью. В те времена и в той местности, где он рос, нормой для мужчин было показывать свое богатство, вставляя в уши тяжелые украшения из драгоценных металлов и камней. В результате мочки сильно вытягивались.
  2. Мочки ушей Будды оттянуты тоннелями.
    Мне кажется, эта версия больше похожа на правду, чем первая. Тяжелые украшения тоже, конечно, могут оттянуть мочки ушей, но не до такой степени, как тоннели.
    Исторически тоже все сходится: в древние века тоннелям придавалось сакральное значение, их вставляли после прохождения определенных инициаций. С тоннелями в ушах часто изображается Бхайрава – грозная ипостась бога Шивы.
  3. Следующая версия. Восточные культуры всегда считали большие уши благоприятным знаком и признаком мудрости и сострадания (в отличие от западной культуры, где самой красивой считается голова с маленькими ушами, плотно прижатыми к голове). Поскольку Будда мудрый и сострадательный, то вполне логично для художников Востока изображать его с длинными мочками ушей.
  4. Такое изображение дает буддистам уверенность, что Будда слышит все их взывания, знает о страданиях мира смертных и не оставит их без помощи.
    (- Чебурашка, ты меня слышишь?
    – Гена, посмотри на мои уши. Ну конечно же, слышу!)
  5. Возможно, Будда просто был слегка лопоухим, это отразилось в его первых изображениях, а все последующие скульпторы-художники считали необходимым подчеркнуть эту особенность. Так и выросли уши у Будды.
  6. Еще одна версия. Уши такие длинные потому, что Будда слушает вибрации Вселенной.
  7. И наконец – Будда принадлежал к более древней расе и имел характерные для той расы признаки.

Но! С длинными мочками ушей изображается не только Будда.

У изображений джайнских тиртханкаров тоже длинные мочки ушей

Года четыре назад в Гвалиоре меня заинтересовали огромные джайнские скульптуры 7-15 веков. В скалах вокруг древней крепости стоят (и сидят) фигуры 24-х тиртханкаров – великих учителей религии джайнизм. В 16 веке мусульманские варвары отбили лица у большинства скульптур, но уши, которые нас так интересуют в данном контексте, практически не пострадали, и хорошо видно, что они свисают до плеч.
Я тогда подумала, что это не сами уши свисают, а какое-то «нечто» в ушах, и что эти тиртханкары – вообще представители древних цивилизаций.

Вот они, длинноухие красавцы

Тиртханкары с длинными мочками ушей

Длинные мочки ушей

Но вот какую трактовку я нашла у своего любимого Раджниша. Он, как всегда, с юмором замечает, что иногда у человека могут, конечно, встретиться длинные уши, но чтоб настолько… И чтоб сразу у всех 24-х тиртханкаров… Как такое возможно? Они же не ослы. Длинные уши – это просто символ. А как еще показать в мраморе, что человек слышит голос Бога, слышит истину. Когда вы успокоили свой ум, вы начинаете слышать голос Бога. В этом смысл, говорит Раджниш.

У тиртханкара длинные мочки ушей, как у Будды

А мне все-таки хочется думать, что это представители древних цивилизаций…:-)

Источник

Юлия Жуля

18 марта 2016  · 2,0 K

Согласно буддийских воззрений (имеющих своими корнями брахманизм)  Сиддхаттха Готама (будущий Будда) имел 32 главных признака махапуруши (великого человека) и 80 меньших признаков.
В меньших признаках указано, что уши Будды ровные и не более того.

Растянутые мочки ушей – культурное наслоение. По всей видимости знатные люди того времени носили массивные золотые украшения (в т.ч. серьги), которые растягивали мочку уха. В комментариях к Типитаке встречаются указания на распространённость подобных золотых украшений.

Кроме того в Азии традиционно бытует мнение, что люди с крупными, мясистыми мочками ушей являются хорошими людьми. Достаточно взглянуть на изображения Хоттея, чтобы убедиться, что его всегда изображают с большими и мясистыми мочками ушей.

Любопытно, что в корейской культуре “уши Будды” отвечают за долголетие. Поэтому ребенку нужно их разминать, чтоб… Читать дальше

Читайте также:  Почему в ухе постоянно шумит

Слышал несколько версий.
Самая логичная, на мой взгляд, состоит в том, что длинные уши Будды Гаутамы – результат ношения массивных украшений. Сиддхартха был выходцем из богатой и знатной семьи,жил во дворцах и ношение тяжелой ювелирки в ушах сделало их такими длинными.
Существуют также версии про то, что большие мочки ушей это признак доброты… Читать далее

Объясните простыми словами основные концепции буддизма?

Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией…

Ум представляет из себя поток постоянно изменяющихся частей. Есть грубые уровни ума, есть тонкий ум. Грубые уровни ума взаимодействуют с материальным миром, подчиняются причинам и причиняют следствия в материальном мире. Из-за этих взаимодействий возникают привязанности ума к разным вещам, появляется жажда, желание обладания чем-то или избавления от чего-то, появляется неудовлетворенность таким состоянием, страдания (дуккха). Тонкий или чистый, или просветленный/пробужденный ум не участвует в причинно-следственных связях материального мира. Он не имеет желаний связанных с материальным миром, поэтому не испытывает неудовлетворенностей, страданий.

Около 2500 лет назад жил принц Сиддхартха Гаутама, который осознал существование причинно-следственных связей (рождения, болезни, смерти), после чего решил найти путь выхода из этого состояния, покинул дом и семью, стал монахом и в результате многолетних поисков и йогических практик нашел способ остановки грубых уровней ума и осознания своего чистого основного ума. То, что называют просветление или пробуждение. А его стали называть Будда. Далее он основал монашескую общину, в которой рассказывал всем желающим о своем пути достижения этого состояния. Эти объяснения стали основой буддийского учения, которое со временем было дополнено и широко развернуто разными людьми. Образовались разные направления буддизма, школы.

Важное для всех школ понятие — несуществование души или неизменного Я. Так как мир представляет собой постоянно движущийся процесс (анитья), в нем нет места для каких-либо неподвижных постоянных частей. Так, ум или личность представляет собой поток мгновенных, постоянно сменяющихся состояний, похожих на кадры кинофильма. В буддизме отрицается позиция мышления, когда личность неизменна (анатмавада). По этой же причине отрицается существование Бога, как неизменной личности.

Действие причинно-следственного закона материального мира называют кармой. Есть ряд правил поведения, помогающих избегать накопления неблагих последствий кармы, причиняющих страдания-неудовлетворенности, а также приводящих к накоплению благих последствий кармы. Основные правила:

  1. Не убивать.
  2. Не воровать.
  3. Не врать.
  4. Не развратничать.
  5. Не принимать наркотики, алкоголь.

Важное понятие срединного пути, означающее избегание крайних позиций мышления. Человек правильно мыслит тогда, когда похож на настроенную струну. Если струна расслаблена, она не играет. Если струну перетянуть, она лопнет. Так же и человек, если чрезмерно мучает себя воздержаниями, не добьется счастья, но и если живет лишь для удовольствий, тоже не будет счастлив.

Прочитать ещё 2 ответа

О каких самых странных суевериях вы слышали?

Аналитик, web-master, digital marketing

Если беременная женщина гладит кота, то у новорожденного ребенка спина будет волосатая. Мне это мама с бабушкой на полном серьезе говорили, предлагая не трогать собственную кошку.
Еще если беременная шьет или вышивает, то ребенка обмотает пуповиной.

Прочитать ещё 5 ответов

Как буддизм объясняет рост населения Земли, если душа постоянно перерождается?

Вы как-то очень быстро перескакиваете от мысли о перерождении к тому, что количество людей на Земле должно быть константой. Но одно не следует из другого.

Буддизм постулирует существование множества миров помимо нашей обычной реальности, например, мира голодных духов. Вы можете переродиться в одном из этих миров, а существо, умершее в одном из этих миров, может переродиться в нашем. Кроме того , в буддизме считается, что человек может переродиться не только человеком, но и животным.

Если выйти за пределы буддизма, можно развернуться ещё ещё шире. Например, допустить, что Земля не единственная обитаемая планета во вселенной, и предположить, что новые души могут быть, скажем, душами какой-нибудь инопланетной цивилизации погибшей в результате уничтожения их планеты. Такая логика присутствует в некоторых новых религиозных движениях, признающих идею реинкарнации. Кстати, Далай Лама как минимум однажды упоминал в выступлении о потенциальных инопланетных цивилизациях, так что нельзя сказать, что эта идея современному буддизму совершенно чужда.

Но это уже, конечно, совсем другая история – я просто пытаюсь показать, что само умозаключение “если реинкарнаиця верна, то число людей на Земле должно быть константой” не учитывает множества альтернативных сценариев.

Прочитать ещё 80 ответов

Как Будда и буддизм относятся к личности и индивидуальности ?

Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией…

В буддизме личность — это позиция мышления, зависящая от того, из каких дхарм составлено сознание. Дхармы бывают загрязняемые (омрачённые) и чистые (неомрачённые). Дхармы — это структурные элементы, составляющие мгновенное состояние ума, как разноцветные пиксели составляют мгновенный кадр на экране монитора. Природное сознание или сознание будды составлено только из чистых дхарм.

Читайте также:  Почему только от золото не болят уши

Представьте большой стакан прозрачной воды. Мы возьмём горсть цветных драгоценных камней и высыпем в воду. Они составят какой-то рисунок. Если мы начнём перемешивать это всё, мы увидим, как рисунок меняется, как в калейдоскопе. Это похоже на обычное сознание, а цветные камни похожи на загрязнённые дхармы. А образовавшийся рисунок — это личность. Это состояние ума называется сансара.

Теперь представьте, что мы высыпем в чистую воду горсть прозрачных сферических алмазов. Вода останется прозрачной. Если мы начнём перемешивать, всё равно вода будет прозрачной. Это похоже на сознание будды. А алмазы похожи на чистые дхармы. Как бы мы не перемешивали, у нас никакого рисунка не получится, и мы не сможем зафиксировать личность. Это состояние ума в буддизме считается незамутнённым иллюзиями. Ум в таком состоянии пребывает в реальности. Называется это состояние нирвана.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Телесные характеристики Будды — особые характеристики тел будд, бодхисаттв, главных богов (Брахмы, Индры) и четырёх небесных царей.

Духовный учитель Будда изображается в Буддийском искусстве примерно с I тыс. н. э. в скульптурах и барельефах[1]. Образ Будды формировался по материалам древних источников[2], в частности, «32 великих признаков тела Будды» описаны в Палийском Каноне. Эти признаки послужили основой для формирования образа Будды. 32 основных великих признаков дополняются 80-ю второстепенными малыми признаками (пали:Anubyanjana).

В Махаяна-буддизме, включающем в себя традиционный эзотерический буддизм, 32 основных признака и 80 второстепенных присутствуют в среднем из трёх тел Будды (Самбхогакая), постижимым в глубокой медитации и отсутствуют в одном из трёх тел Тулку (проявление в обыденном мире)[3].

История[править | править код]

Буддисты древней Индии в течение долгого времени отрицательно относились к возможности изображения Будды. Первоначально присутствие на барельефах со сценами из жизни Будды обозначалось символически — каменным алтарём или скамейкой, отпечатками ног, ступами, лошадью без всадника, колесом закона, деревом, обозначающие какое-либо событие в его жизни. Первые скульптурные изображения Будды в облике человека появились в начале I тыс. н. э. в Гандхаре или Матхуре. Эти изображения продолжали сочетаться с прежними символами. С этого времени Будда стал изображается только в виде человека, отмеченного печатью высшего предназначения.

Первые статуи и бюсты Будды были сделаны в Гандхаре (ныне Кандагар) — области современного Афганистана. Cуществует много статуй и бюстов, где Будда и другие бодхисаттвы изображены с усами.

32 великих признака[править | править код]

Сидящий Будда, Гандхара, I—II в. н. э. Токийский Национальный Музей

В седьмой главе «Сутры о мудрости и глупости» упоминаются телесные признаки Будды: «Победоносный, зная чистоту и уважительность помыслов царской дочери, явился к ней в дом и воочию явил ей один из своих телесных признаков — хохолок на макушке, отливающий лазурью».

Тридцать два великих признака тела Будды называются также тридцатью двумя признаками великого человека. Под Великим человеком имеется в виду тот, кто в этой жизни становится Победителем в Истине, Татхагатой или Королём, Поворачивающим Колесо, то есть Чакравартином, возвращающим мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.

Будда традиционно изображается с тридцатью двумя признаками великого человека (Санскр. mahāpuruṣa lakṣaṇa)[4].

Тридцать два признака описаны в сборнике Сутта-питаки — Дигха-никая, в буддийском тексте Маджджхима Никае.

32 великих признака:[5]

  1. Руки и ноги округлые.
  2. Ноги, подобные «черепахе».
  3. Пальцы рук соединены перепонками.
  4. Руки и ноги мягкие и пухлые, как у молодого.
  5. Семь (главных частей тела) выпуклые.
  6. Пальцы рук длинные.
  7. Пятки ног широкие.
  8. Тело массивное и прямое.
  9. Колени ног не выдающиеся.
  10. Волосы на теле направлены вверх.
  11. Голени (икры), как у чёрной антилопы энея.
  12. Руки длинные и красивые.
  13. Половой орган скрыт.
  14. Кожа золотистого цвета.
  15. Кожа нежная и тонкая.
  16. Каждый волос завит в правую сторону.
  17. Лицо украшено невидимыми волосинками.
  18. Туловище, как у льва.
  19. Запястья спереди округлые.
  20. Плечи широкие.
  21. Превращающий неприятный вкус в приятный.
  22. Пропорциональное тело, как дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha — «вниз растущее»).
  23. Ушниша на голове.
  24. Язык длинный и красивый.
  25. Голос подобен голосу Брахмы.
  26. Щёки, как у льва.
  27. Зубы совершенно белые.
  28. Зубы ровные.
  29. Плотно прилегающие зубы.
  30. Имеющий все сорок зубов.
  31. Глаза подобны сапфиру[6].
  32. Ресницы глаз, как у быка.

В Тибете и Таиланде ушниша на голове Будды имеет вид наконечника копья или языка пламени. Это, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот камень известен буддистам как «чинтамани» — камень, исполняющий все желания.

Читайте также:  Почему слышно как бьется сердце в ухе

Ушниша является особым «орган», позволяющим Будде общаться с окружающими в особой сущности. По писаниям, некоторые учения Будда передавал окружающим не словами, а с помощью света, исходящего из ушниши[7].

В описании тридцати двух признаков великого человека в сутрах первоначального буддизма и поздних сутрах буддизма Махаяны («Лаккхана сутта», «Амбаттха сутта», «Сутра о тридцати двух признаках», «Сутра о бесконечном», «Сутра неисчислимых смыслов», «Саддхарма-пундарика-сутра») есть некоторые различия.

80 вторичных признаков[править | править код]

80 вторичных признаков Будды описываются в дошедших до нас Агамах китайского буддийского канона[8]. По данным Гуан Синя (Guang Xing)[9], 80 вторичных признаков связаны с 32 основными признаками, а в целом, они дают более подробное описание Будды в реальном теле. В Сарвастивада ставится вопрос о соотношении главных и второстепенных знаков, и дается разъяснение, что второстепенные признаки также очень важны и не должны смешиваться с основными, подобно тому, как «цветы в лесу придают деревьям своеобразие». 80 второстепенных признаков стали значимыми, поскольку вошли в направления буддизма, включая Махаяна и буддийские традиции. В Палийской литературе 80 вторичных признаков можно найти в жизнеописаниях Будды, высших личностей пратьекабудд, монахов и монахинь — Ападана (Apadāna) и в буддийском тексте Вопросы Милинды (Milindapañha)[10].

Восемьдесят вторичных признаков:

  1. Ногти цвета меди.
  2. Цвет ногтей масляный.
  3. Ногти выпуклые.
  4. Пальцы округлые.
  5. Пальцы широкие.
  6. Пальцы симметричные.
  7. Вены тела незаметные.
  8. Вены без узлов.
  9. Лодыжки скрытые.
  10. Ноги ровные.
  11. Идущий походкой льва.
  12. Идущий походкой гуся.
  13. Идущий походкой слона.
  14. Идущий походкой вожака стада — быка.
  15. Поворачивающий только вправо.
  16. Идущий красивой походкой.
  17. Идущий прямо (не качаясь).
  18. Тело круглое.
  19. Тело очищенное.
  20. Тело пропорциональное.
  21. Тело чистое.
  22. Тело нежное.
  23. Тело исключительно святое.
  24. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
  25. Осанка прекраснейшая.
  26. Идущий ровным шагом.
  27. С чистыми глазами.
  28. Тело, как у молодого.
  29. Тело, не знающее печали.
  30. Тело грузное.
  31. Тело плотного сложения.
  32. Члены тела чётко выделены.
  33. Голос при наставлении чистый.
  34. С округлённой поясницей (полная талия).
  35. С боками ровными.
  36. С боками не искривлёнными.
  37. Живот подтянутый.
  38. С глубоким пупком.
  39. Фигура чуть повёрнута направо.
  40. Приятное поведение.
  41. Все поступки благородные.
  42. Не имеющий тёмных родимых пятен.
  43. Руки нежные, как хлопчатник.
  44. Линии рук ясные.
  45. Линии рук глубокие.
  46. Линии рук длинные.
  47. Лицо не очень продолговатое.
  48. Губы красные, как персик.
  49. Язык мягкий (эластичный).
  50. Язык тонкий.
  51. Язык красный.
  52. Голос подобен голосу дракона.
  53. Голос нежный и мягкий.
  54. Зубы круглые.
  55. Зубы острые.
  56. Зубы белые.
  57. Зубы ровные.
  58. Зубы симметричные.
  59. Нос горбатый.
  60. Нос чистый.
  61. Глаза большие.
  62. Густые ресницы.
  63. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
  64. Брови длинные и тонкие.
  65. Брови мягкие.
  66. Брови лоснящиеся.
  67. Волосы ресниц ровные.
  68. Руки длинные и широкие.
  69. Уши ровные.
  70. Органы чувств без расстройств.
  71. Лоб красиво поставленный.
  72. Лоб весьма широкий.
  73. Голова широкая.
  74. Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
  75. Волосы густые.
  76. Волосы мягкие.
  77. Волосы не растрёпаны.
  78. Волосы гладкие.
  79. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых — людей.
  80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви и знаками счастья.

См. также[править | править код]

  • Буддийское искусство
  • Гало (религиозная иконография)
  • История буддизма

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Krishnan, Yuvraj. The Buddha Image: Its Origin and Development. 2009. p. 51
  2. ↑ Shaw, Sarah. Buddhist Meditation: An Anthology of Texts from the Pali Canon. 2006. p. 114
  3. ↑ Sangharakshita. A Survey of Buddhism: Its Doctrines and Methods Through the Ages. 2004. p. 295
  4. ↑ Krishnan, Yuvraj. The Buddha Image: Its Origin and Development. 2009. p. 125
  5. ↑ «Источник мудрецов». Улан-Удэ, 1968 г.
  6. ↑ Epstein, Ronald (2003), Buddhist Text Translation Society’s Buddhism A to Z (illustrated ed.), Burlingame, CA: Buddhist Text Translation Society, p. 200
  7. ↑ Ушниша — признак Просветления
  8. ↑ Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. p. 32
  9. ↑ [Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory (Routledge Critical Studies in Buddhism). LOndon and New Iork, 2005. ISBN-13: 978-0415333443]
  10. ↑ . The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. pp. 32-33

Литература[править | править код]

  • Epstein, Ronald. Buddhist Text Translation Society’s Buddhism A to Z. 2003. p. 200.
  • Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. p. 32.
  • Shaw, Sarah. Buddhist Meditation: An Anthology of Texts from the Pali Canon. 2006. p. 114.
  • Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. p. 32.

Ссылки[править | править код]

  • Признаки тела великого существа.
  • 32 признака Будды. Пекинский медицинский исследовательский университет «Кундавелл».

Источник