Почему казаки носили одну серьгу в ухе

Обычай носить серьгу в ухе повёлся у казаков с незапамятной древности.
Византийский историк Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича (971 год), отметил, что «в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным».
Носили серьгу в ухе многие воинственные степные народы той поры: хазары, печенеги, половцы, татары… Через множество поколений и перемен этнографического состава, этот обычай дошёл до казаков Нового времени, живших в тех же местах и являвшихся потомками тех же народов, включая древних русов.
Условный язык серег
Конечно, были эти серьги не такими богатыми, как у самого князя Святослава. Но они имели своё символическое значение.
Известно, что в 19 веке у донских казаков серьги обозначали положение казака в семье. При этом не всякий казак мог носить серьгу. Это делалось только в отдельных, хорошо известных казакам случаях.
Серьга в левом ухе означала, что казак – единственный сын у своих родителей. Правда, у него могли быть сёстры. Если казак вешал серьгу в правое ухо, это значило, что он – последний мужчина в своём роду, который прервётся в случае его гибели. У такого казака не было ни братьев, ни племянников, ни двоюродных братьев. Серьги в обоих ушах свидетельствовали, что казак – единственный ребёнок в семье, у него нету даже сестёр.
Таким образом, не зная казака лично, казачий командир сразу всё понимал о семейном статусе подчинённого. Командиры, видя казаков с серьгами в ушах, то есть с такими условными знаками, старались по возможности беречь их на войне. Конечно, это удавалось не везде и не всегда.
Любопытно, что мужчины на Дону не носили никаких колец, в том числе обручальных и свадебных, на пальцах. Это была исключительно женская привилегия, там была своя система условных обозначений, но о ней как-нибудь в другой раз.
Символика серег
Издавна серьга имела форму полумесяца. Это имеет множество трактовок, вплоть до того, будто казаки чуть ли не до времён Петра Великого были мусульманами. На самом деле, с исламом это исходно никак не было связано. Но религиозные корни имеет.
Серьги носили и в Древней Руси. Если мы посмотрим на них, то увидим в их форме ещё не утраченный, постоянно повторяющийся мотив змея. Змей – глубоко архаичный религиозный символ, теряющийся в глубине тысячелетий. Первоначально ношение фигурки змея могло означать поклонение ему или божеству, с ним связанному. Древний славянский бог подземного мира Велес имел в качестве одного из священных (тотемных) животных змею.
Потом, когда князь Владимир провёл реформу языческой религии Руси, то упразднил культ Велеса. Верховным богом на Руси стал почитаться Перун, бог грозы, войны и дружины. Перун сродни скандинавскому Тору, победившему Мирового Змея. С этим связан и постоянный мотив русских сказок (остаточных мифов), в которых герой побеждает Змея Горыныча. Так что ношение змеи в ухе стало означать уже победу над Змеем.
С утверждением христианства этот мотив был переосмыслен в духе сказания о победе Святого Георгия над драконом.
А в конце 19 века в казачьих серьгах появляется новая деталь – крест на змее-полумесяце. Это было связано с войной 1877-1878 гг. с Турцией и символизировало победу христианского креста над исламским полумесяцем.
Источник
Серьга в ухе у мужчин ассоциируется у современных людей с совершенно разными ситуациями. Одни читают это модным, другие нелепым, а третьи, ввиду отсутствия толерантности, считают такое украшение неприемлемым для настоящего мужчины.
Многие также уверены, что молодежь попросту копирует образы киногероев или персонажей любимых книг. Как бы то ни было, а особого значения такому украшению никто не придает. Но было время, когда носить серьгу могли только определенные представители сильного пола.
В частности серьга в ухе была обязательным аксессуаром донских казаков. Причем не простая серьга, а серебряная, выполненная в форме полумесяца и с крестом. Серьгу даже описывал Шолохов в своем произведении “Тихий Дон” – она считалась символом казаков, и именно по ней можно было их отличить от представителей других слоев населения.
Серьга казака выглядела примерно вот так:
Многие в наше время задаются вопросом, а потому именно серьга? И какое значение имело украшение в былые времена? Ответов на данный вопрос сразу несколько:
- одни уверены, что это просто крашение;
- другие считают серьгу оберегом каждого казака;
- третьи называют ее отличительным знаком.
Серьги носили казаки с самого детства. Сыновьям уже взрослые мужчины прокалывали ухо чуть ли не в младенчестве, как бы предрекая судьбу своему чаду.
Ответ на вопрос о предназначении украшения могут дать историки. Мнение о простом украшении сразу можно назвать неверным — мужественные казаки совсем не беспокоились насчет своей внешности, и уж тем более, насчет стиля.
Мнение насчет оберега также не совсем верное — серьгу, как оказывается, могли носить далеко не все. Причем серьга не обязательно должна быть одна. Две надевались в особых случаях, и иногда даже без особого желания носящего.
Так, по словам специалистов, в левом ухе серьгу носили те представители казачества, которые были наследниками в своих семьях. Это был единственный ребенок в семье мужского пола. У казака могли быть сестры, а вот братьев точно не было.
В правом ухе носили серьгу те, кто нес звание последнего мужчины в своем роде. То есть, у казака не было родных и даже двоюродных братьев, племянников и родственников мужского пола другой важности. Гибель казака означала, то род окончательно прервался.
Две серьги носили казаки, у которых не было братьев и сестер — то есть, в семье казак рос один.
Важностью серьги не была демонстрация наличия у тебя многочисленных родственников. Командиры обращали внимание на серьги, когда собирали людей для выполнения конкретных задач. На самые опасные задания мужчин с двумя серьгами не посылали — все понимали, что заботиться о пожилых родителях казака в случае его гибели будет некому.
Подобное правило не было зафиксировано в уставе. Попадались и командиры, которые не работали по “человеческим” законам, и наоборот, подставляли своих подчиненных ввиду личной неприязни. В некоторых случаях парни с двумя серьгами и сами вызывались на передовую, чтобы не показалось, что они попросту прячутся за спинами своих товарищей. При этом в коллективах всегда негласно существовало правило — казака с двумя серьгами многие старались прикрыть в бою собственной грудью.
Таким образом, серьгу в ухе донского казака отчасти можно все же считать неким оберегом, который защищал его от верной гибели.
Источник
Автор:
03 декабря 2019 14:19
Мало кто знает, зачем в ухе серьга современным мужчинам. Скорее всего, дань моде. Просто украшение. Смыслового значения не несёт. Но было время, когда это имело значение.
Источник:
Все знают, что донские казаки носили серьгу в ухе. Обычно она была в виде полумесяца с крестом, из серебра.
Отражено это и у нашего великого земляка Шолохова, в романе «Тихий Дон». Вот как описывает он Пантелея Прокофьевича, отца Григория: «…носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу…» Кто-кто, а Шолохов знал обычаи донских казаков.
А можете ли вы сразу уверенно ответить – зачем казаку серьга в ухе?
Источник:
Самые распространённые варианты ответов:
1. просто украшение.
2. оберег.
3. так обозначали принадлежность к казакам.
Красоту отметаем сразу. Не те мужчины были донские казаки, чтобы носить просто украшения.
Оберег – ближе к теме, но не совсем верно.
Насчёт принадлежности к казакам тоже не совсем верно, потому что далеко не каждый казак мог носить серьгу в ухе.
На вопрос мог ли казак носить серьги в обоих ушах, все обычно делают круглые глаза и отвечают: «Конечно, нет! Только в одном!». Что тоже неверно.
Что означала серьга в ухе донского казака?
Серьга у донского казака обозначала его положение в семье.
Он мог носить её как в одном ухе, так и в обоих. Однако это вовсе не зависело от прихоти носящего.
Если серьга была в левом ухе – это означало, что казак единственный сын у родителей. Но у него могли быть сёстры.
Если серьга была в правом ухе – это говорило, что он является последним мужчиной рода (то есть нет у него по отцовской линии ни племянников, ни двоюродных братьев). Гибель такого казака означала, что прервётся весь его род.
А те, которые носили серьги в обоих ушах, являлись единственными детьми в семье (даже сестёр у них не было).
Командиры старались не брать таких подчинённых на особо опасные задания, где была большая вероятность погибнуть. Так что да, серьгу в ухе отчасти можно считать своеобразным оберегом. Ведь даже незнакомый командир видел статус каждого бойца.
Однако это правило не было прописано ни в одном уставе. Соблюдалось негласно. В зависимости от обстоятельств, по доброй воле командира.
Это вовсе не значит, что единственные сыновья в семье прятались за спинами сослуживцев. Они также храбро сражались наряду с другими. Но даже сотоварищи в бою старались беречь единственных детей в семье.
Откуда пошёл обычай у донских казаков носить серьгу доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи связывают это с древними традициями Руси, где серьги носили как обереги.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
В наше время на тему казачества существует огромное количество домыслов и спекуляций. Например, о том, что казаки на самом деле являются самостоятельным этносом или даже национальностью. Подобные фантазии не имеют ничего общего с реальностью. Однако, это вовсе не означает, что казаки не являются интересным объектом для изучения. Жизнь данного сословия на протяжении веков богата на разнообразные яркие события и пикантные подробности.
Кто такие казаки и откуда они взялись?
Предшественниками казаков были бродники. |Фото: yandex.ru.
Как явление казаки появились задолго до того момента, как к данному сословию прилипло хорошо известное сегодня название. Предшественниками казаков были так называемые «бродники» (от слова «бродить» в значении скитаться). Это была весьма разнообразная компания, состоящая преимущественно из беглой бедной аристократии, которая сбивалась в ватаги и шла заниматься разбоем. Бродники были не очень надежной, плохо организованной, но зато крайне подвижной боевой силой. А потому их регулярно нанимали князья Руси и татарские ханы для ведения «рейдовой войны» – осуществления набегов на хутора, села и деревни своих политических конкурентов.
Сформировалось казачество к 15 веку. |Фото: moto59.ru.
Как таковые казаки появляются где-то в XV-XVI веках. Воинские сообщества формируются в «диком поле» в низовьях Вислы, Дона, Неретвы, Дуная и, конечно же, Днепра. В отличие от бродников в казаки бежали не только обедневшие или провинившиеся перед господином представители знати, но также крестьяне, искавшие вольницы и недовольные своим помещиком или общиной, бедные горожане и преступники. Причины ухода людей в казаки были самыми разными. Среди них были авантюристы, однако подавляющее большинство бежало в «дикое поле» не от хорошей жизни.
В конечном итоге казали оказались на службе у Российской Империи. |Фото: fishki.net.
Уходили в казаки абсолютно из всех королевств и княжеств: Польского, Литовского, Московского. Как и бродников, казаков активно нанимали все, у кого были на то деньги. Главным образом их услугами пользовалась Польша и Россия. В конечном итоге ко временам Екатерины II все территории с казачьими «вольницами» оказались в составе Российской Империи, и власти пришлось приложить немало усилий, чтобы привести в меридиан свободолюбивую социальную группу. Впрочем, не нужно думать, что казаки принципиально отказывались идти на службу. Как раз-таки они по большей части этого хотели, правда они также хотели и особого отношения к себе, что периодически приводило к конфликтам с властью, выливавшимся в бунты.
Зачем казаку в ухе серьга?
Воины всегда любили себя украшать. |Фото: fb.ru.
Традиция ношения серьги казаками в одном ухе уходит своими корнями глубоко в века, когда еще не существовало не только казаков, но даже упомянутых выше бродников. Первые упоминания о таких украшениях среди представителей русской воинской аристократии восходят еще в X веку, к сообщениям византийского историка Лева Диакона, который упоминал о серьге в ухе князя Святослава Игоревича.
Интересно, что данная традиция к русским князьям также пришла со стороны, а именно из великой степи. Есть многочисленные упоминания о том, что такие же украшения – серьгу в одном ухе, носили представители многочисленных кочевых народов, с которыми постоянно контактировали наши предки.
Серьгу носил единственный сын или последний мужчина. |Фото: primechaniya.ru.
В конечном итоге традиция дошла до казаков. Судя по всему, смысл ношения серьги за многие столетия сильно поменялся. Как к серьге относились ранние казаки – сказать сложно. Однако, достоверно известно, как трактовалась серьга в одном ухе в XIX столетии. Носить такое украшение мог далеко не каждый казак. Так, серьга в левом ухе означала, что казак – единственный ребенок-мужчина у своих родителей. Если же серьга у казака была в правом ухе, то это означало, что он последний из оставшихся мужчин в своем роду и если погибнет он, то династия прервется. Таким образом все коллеги сразу могли узнать о семейном статусе казака.
Впрочем, данная традиция была свойстве далеко не для всех казаков. Например, на Дону мужчины вообще не носили ювелирных украшений.
Зачем казаку нужен чуб?
Во-первых, это красиво. yandex.com.
На этот счет существует просто какое-то неимоверное количество самых разнообразных версий разной степени убедительности от откровенно странных, до весьма забавных и романтичных. Одни утверждают, что чуб имел носить право только казак, побывавший в реальном бою. Другие указывают на то, что чубы носили якобы из религиозных соображений, чтобы Господу Богу было за что вытащить казак из адского котла.
Скорее всего моду на сарматские прически казаки почерпнули у польской знати. |Фото: blog.peramuzesi.org.tr.
Впрочем, наиболее правдоподобная и хоть как-то подтверждающаяся версия сводится к тому, что чубы пришли в казачество с территории Польши, как раз на заре становления этого самого казачества в XV веке. Именно тогда в Королевстве Польском среди знати появляется легенда о сарматском происхождении польской аристократии. Лысая голова с чубом считалась «сарматской прической», а потому носилась многими представителями польской воинской аристократии.
А так как казаки достаточно часто нанимались в том числе и к полякам, по всей видимости они просто переняли популярную тогда моду. Тем более, что в казаки бежали не только с Руси, но также и с территории Венгрии, Польши и Литвы.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, для чего турецким янычарам полагался ятаган, если он не являлся основным оружием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
В наше время на тему казачества существует огромное количество домыслов и спекуляций. Например, о том, что казаки на самом деле являются самостоятельным этносом или даже национальностью. Подобные фантазии не имеют ничего общего с реальностью. Однако, это вовсе не означает, что казаки не являются интересным объектом для изучения. Жизнь данного сословия на протяжении веков богата на разнообразные яркие события и пикантные подробности.
Кто такие казаки и откуда они взялись?
Предшественниками казаков были бродники. |Фото: yandex.ru.
Как явление казаки появились задолго до того момента, как к данному сословию прилипло хорошо известное сегодня название. Предшественниками казаков были так называемые «бродники» (от слова «бродить» в значении скитаться). Это была весьма разнообразная компания, состоящая преимущественно из беглой бедной аристократии, которая сбивалась в ватаги и шла заниматься разбоем. Бродники были не очень надежной, плохо организованной, но зато крайне подвижной боевой силой. А потому их регулярно нанимали князья Руси и татарские ханы для ведения «рейдовой войны» – осуществления набегов на хутора, села и деревни своих политических конкурентов.
Сформировалось казачество к 15 веку.
|Фото: moto59.ru.
Как таковые казаки появляются где-то в XV-XVI веках. Воинские сообщества формируются в «диком поле» в низовьях Вислы, Дона, Неретвы, Дуная и, конечно же, Днепра. В отличие от бродников в казаки бежали не только обедневшие или провинившиеся перед господином представители знати, но также крестьяне, искавшие вольницы и недовольные своим помещиком или общиной, бедные горожане и преступники. Причины ухода людей в казаки были самыми разными. Среди них были авантюристы, однако подавляющее большинство бежало в «дикое поле» не от хорошей жизни.
В конечном итоге казали оказались на службе у Российской Империи. |Фото: fishki.net.
Уходили в казаки абсолютно из всех королевств и княжеств: Польского, Литовского, Московского. Как и бродников, казаков активно нанимали все, у кого были на то деньги. Главным образом их услугами пользовалась Польша и Россия. В конечном итоге ко временам Екатерины II все территории с казачьими «вольницами» оказались в составе Российской Империи, и власти пришлось приложить немало усилий, чтобы привести в меридиан свободолюбивую социальную группу. Впрочем, не нужно думать, что казаки принципиально отказывались идти на службу. Как раз-таки они по большей части этого хотели, правда они также хотели и особого отношения к себе, что периодически приводило к конфликтам с властью, выливавшимся в бунты.
Зачем казаку в ухе серьга?
Воины всегда любили себя украшать. |Фото: fb.ru.
Традиция ношения серьги казаками в одном ухе уходит своими корнями глубоко в века, когда еще не существовало не только казаков, но даже упомянутых выше бродников. Первые упоминания о таких украшениях среди представителей русской воинской аристократии восходят еще в X веку, к сообщениям византийского историка Лева Диакона, который упоминал о серьге в ухе князя Святослава Игоревича.
Интересно, что данная традиция к русским князьям также пришла со стороны, а именно из великой степи. Есть многочисленные упоминания о том, что такие же украшения – серьгу в одном ухе, носили представители многочисленных кочевых народов, с которыми постоянно контактировали наши предки.
Серьгу носил единственный сын или последний мужчина. |Фото: primechaniya.ru.
В конечном итоге традиция дошла до казаков. Судя по всему, смысл ношения серьги за многие столетия сильно поменялся. Как к серьге относились ранние казаки – сказать сложно. Однако, достоверно известно, как трактовалась серьга в одном ухе в XIX столетии. Носить такое украшение мог далеко не каждый казак. Так, серьга в левом ухе означала, что казак – единственный ребенок-мужчина у своих родителей. Если же серьга у казака была в правом ухе, то это означало, что он последний из оставшихся мужчин в своем роду и если погибнет он, то династия прервется. Таким образом все коллеги сразу могли узнать о семейном статусе казака.
Впрочем, данная традиция была свойстве далеко не для всех казаков. Например, на Дону мужчины вообще не носили ювелирных украшений.
Зачем казаку нужен чуб?
Во-первых, это красиво. yandex.com.
На этот счет существует просто какое-то неимоверное количество самых разнообразных версий разной степени убедительности от откровенно странных, до весьма забавных и романтичных. Одни утверждают, что чуб имел носить право только казак, побывавший в реальном бою. Другие указывают на то, что чубы носили якобы из религиозных соображений, чтобы Господу Богу было за что вытащить казак из адского котла.
Скорее всего моду на сарматские прически казаки почерпнули у польской знати. |Фото: blog.peramuzesi.org.tr.
Впрочем, наиболее правдоподобная и хоть как-то подтверждающаяся версия сводится к тому, что чубы пришли в казачество с территории Польши, как раз на заре становления этого самого казачества в XV веке. Именно тогда в Королевстве Польском среди знати появляется легенда о сарматском происхождении польской аристократии. Лысая голова с чубом считалась «сарматской прической», а потому носилась многими представителями польской воинской аристократии.
А так как казаки достаточно часто нанимались в том числе и к полякам, по всей видимости они просто переняли популярную тогда моду. Тем более, что в казаки бежали не только с Руси, но также и с территории Венгрии, Польши и Литвы.
источник
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:
И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Источник