Почему когда читают азан закрывают уши

Почему когда читают азан закрывают уши thumbnail

азан

  1. Что такое азан?
  2. История
    1. Запрет азана при Ататюрке
  3. Ценность
  4. Условия
    1. Сунны азана и икамата
  5. Слова азана
    1. Утренний азан
  6. Как правильно читать азан
  7. Что делает слушающий азан
  8. Дуа после азана
  9. Азан у шиитов
  10. Икамат
  11. Призывы на другие намазы
  12. Можно ли читать азан для возмещаемого намаза?
  13. Азан женщины
  14. Слушать и скачать азан

Термин «азан» («azan») в переводе с арабского языка означает «приглашение» или «объявление», обозначает в исламе призыв к обязательной молитве, который читает муэдзин или азанчи (с тюркского).

Когда читают азан, муэдзин должен встать лицом в сторону Каабы (киблы), раньше возвещали азан с минаретов мечетей, сейчас используют динамики, установленные снаружи мечети. После того, как будет произнесен призыв к намазу, спустя нескольку минут, перед тем, как начать молитву, следует прочитать икамат (призыв к началу молитвы), который состоит из тех же слов, но читается не на распев, а в более быстром темпе, по некоторым мазхабам с усечением фраз азана наполовину. 

Произнесение азана перед тем, как начать намаз – это действие желательное, но не обязательное, то есть сунна муаккада. У мусульман есть традиция, когда рождается ребенок, через некоторое время ему на ухо прочитать азан шепотом. Также если человеком овладели злые духи, ему также следует прочитать азан.

История

История появления восходит своими корнями к 620-м годам, когда Пророк Мухаммад ﷺ установил азан. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, он собрал совет из сподвижников, чтобы выбрать на мусульманскую молитву подходящий призыв. Часть сподвижников предложили созывать на молитву с помощью удара в колокол, еще ряд сподвижников предложили разжигать костры и таким способом созывать на молитву, а еще часть сподвижников предложили для привлечения мусульман дуть в трубу.

Поскольку все эти предложения повторяли обычаи либо христиан, либо зороастрийцев, либо иудеев, Пророк Мухаммад ﷺ их отверг. И в эту же ночь приснился сон Абдуллаху ибн Зейду, в котором к нему подошел человек в зеленых одеждах и научил его, как читать азан, то есть какими словами правильно будет призывать мусульман на молитву. Проснувшись, Абдуллах ибн Зейд отправился к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему свой сон. Позже выяснилось, что остальные сподвижники увидели в эту ночь похожие сны, в которых ангел рассказал им, как читать слова азана. Когда они также рассказали Пророку Мухаммаду ﷺ об этом, Посланник Всевышнего ﷺ одобрил этот способ, и дал поручение Абдуллаху ибн Зейду научить Биляла ибн Рабаха словам азана, поскольку тот обладал очень красивым голосом. Билял ибн Рабах стал первым в истории Ислама муэдзином.

Запрет азана при Ататюрке

Правительство Ататюрка настояло в начале двадцатого века на том, чтобы традиционный азан, произносимый на арабском языке, читался в виде его турецкого перевода. В этот период для того, чтобы не допустить исламскую пропаганду, слово «аль-фаля́х», которое означает в переводе «спасение», перевели на турецкий язык, поэтому стали произносить «Haydı Fellaha» вместо «Haydi kurtuluşa», что означает «спешите к спасению».

Правильный азан на арабском языке был запрещен в Турции до 6 июня 1950 года, когда на выборах победила оппозиция. Многие ученые склонялись к такому мнению, что перевод азана на турецкий язык – это противоречие хадису, в котором говорится о том, что арабский текст после перевода своего первоначального смысла не сохраняется.

Ценность

Тот мусульманин, который совершает намаз самостоятельно без коллектива, находясь в пути, должен провозгласить азан, читая его громко, даже если он находится не в мечети. Об этом сообщается в хадисе, переданном от Абдулы ибн Абдурахмана, передавшего слова Абу Са‘ида аль-Худри: «Когда ты будешь с отарой или в степи и захочешь читать азан для намаза, повысь свой голос. Поистине всё то, что услышит голос муэдзина, будь он джин или человек, или что-нибудь другое, будут ему свидетельствовать в Судный день», и сообщил о том, что слышал об этом от Пророка Мухаммада ﷺ.

Условия

Как для азана, так и для икамата, существует ряд условий, которые нарушать нельзя:

  1. нельзя нарушать установленный порядок чтения, если он нарушился, то продолжать надо с того места, где он был нарушен, а если пропущено хоть одно слово, то к этому слову следует вернуться,
  2. нельзя нарушать непрерывность чтения, но можно допускать скоротечное молчание и малую речь,
  3. нельзя читать азан, если еще не наступило время намаза: это не касается только утреннего намаза, который можно начинать читать со второй половины ночи, пробуждая людей для сухура (утреннего принятия пищи) во время поста Рамадан.
  4. оглашение призыва для коллектива должно быть открытым.

Сунны азана и икамата

  • стоя произносить азан и икамат, а сидя произносить только тогда, когда нет возможности сделать это стоя;
  • мусульманин, читающий азан, должен быть в состоянии большого или малого омовения;
  • во время произнесения «Хайя аля с-салят», следует поворачиваться вправо не грудью, а только лицом;
  • когда произносят «Хайя аля ль-фалях», следует поворачиваться влево тоже только лицом, а не грудью;
  • когда оглашается азан или икамат, следует повернуться в сторону самого достойного места – Каабы;
  • нежелательно во время оглашения азана обходить минарет, но это не будет возбраняться, если город большой;
  • азан следует провозглашать громким голосом;
  • муэдзину желательно закрывать уши кончиками указательных пальцев для того, чтобы усилить и концентрировать голос;
  • муэдзину следует встать на возвышенное место, лучше всего, если это будет минарет или крыша мечети, если на нее есть возможность подняться. Современные мечети оснащены для этой цели громкоговорителями;
  • лучше, если и азан, и икамат будет читать один и тот же человек, но место оглашения желательно поменять;
  • икамат следует читать негромким голосом и подниматься на возвышенное место нет необходимости;
  • те, кто сидит во время оглашения икамата, должны встать на намаз только тогда, когда оглашение икамата будет завершено;
  • желательно организовать так, чтобы между азаном и икаматом было время, которого хватило на то, чтобы люди собрались на намаз и совершили ратибаты (дополнительные молитвы);
  • утренний азан желательно оглашать дважды, и лучше, если для каждого оглашения будет отдельный муэдзин: первый азан лучше оглашать до рассвета, а второй – в время начала наступления рассвета.

Азан имеет такие особенности как: таржи, тасвиб, тартиль и идраж:

  • Таржи – это произнесение обеих формул шахадата про себя, прежде чем произнести их вслух;
  • Тасвиб – это произнесение в утреннем азане слов «Ассаляту хайрун минаннаум» («Намаз лучше сна») после обоих «Хаййа‘аля…»;
  • Тартиль – это оглашение азана спокойно, произнося каждое слово раздельно и переводя дыхание после каждого выражения;
  • Идраж – это ускоренное произнесение икамата с точным выговором букв.
Читайте также:  Почему опухло под ухом

Слова азана

Слова азана

У суннитов текст азана состоит из семи формул:

  1. сначала четыре раза нужно прочесть «Алла́ẋу А́кбар», что в переводе означает «Аллах Велик!»;
  2. затем два раза произносят «Ашхаду аль-ля иляха илля Ллах», что означает в переводе «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!»;
  3. далее дважды произносят слова «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ», что означает «Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!»;
  4. после дважды произносят слова «Х̣аййа ‘аля́ с̣-с̣аля́ẋ», в переводе – «Спешите на молитву!»;
  5. далее дважды произносят «Х̣аййа ‘аля́ ль-фаля́х̣», что означает «Спешите к спасению!»;
  6. затем дважды произносят «Алла́ẋу А́кбар» («Алла́х Велик!»)
  7. завершает азан произнесение один раз слов «Ля́ иляẋа илля Лла́ẋ», что в переводе означает «Нет божества, кроме Аллаха!».

Утренний азан

У суннитов утром добавляется фраза «Молитва лучше сна!» («Ас-саляту хайру мина-н-наум»). В мусульманском предании сообщается, что эти слова произносил Билял ибн Рабах для Пророка Мухаммада ﷺ, которому они понравились, и Посланник Аллаха ﷺ разрешил употребить эти слова в составе утреннего азана.

  1. «Алла́ẋу А́кбар» – 4 раза;
  2. «Ашхаду аль-ля иляха илля Ллах» – 2 раза;
  3. «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ» – 2 раза;
  4. «Х̣аййа ‘аля́ с̣-с̣аля́ẋ» –  2 раза;
  5. «Х̣аййа ‘аля́ ль-фаля́х̣», –  2 раза;
  6. «Ас-саляту хайру мина-н-наум» – 2 раза;
  7. «Алла́ẋу А́кбар» – 2 раза;
  8. «Ля́ иляẋа илля Лла́ẋ» – 1 раз.

Утренний азан в селении Гимры (Дагестан):

Утренний азан с добавлением фразы “Ас-саляту хайру минанаум”:

Как правильно читать азан

как читать азан

Когда муэдзин читает азан, ему следует повернуться в сторону Мекки лицом в направлении киблы. Читать азан должны те, кто обладает звучным и красивым голосом – это делают нараспев, муэдзин не должен спешить, но и не должен переводить чтение азана на распев на подобии песни.

Читающему азан необходимо знать правила чтения и произношения арабских букв, чтобы он звучал правильно и без ошибок, меняющих смысл. Когда муэдзин говорит слова «хаййа ‘аля с-саля́х», ему следует повернуть голову вправо, а когда он произносит «хайя ‘аля ль-фаля́х», ему следует повернуть голову влево.

При произнесении слов азана «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ», нет разницы говорить Мухамма(дар) или Мухамма(дан) окончание не меняет их смысл, так что можно сказать и так и так, а Аллаху ведомо лучше.

Что делает слушающий азан

Во время прослушивания азана мусульмане должны повторять за ним то, что говорит муэдзин, но когда он скажет «Хаййа ‘аля с-саля́х, Хаййа ‘аля ль-фаля́х», мусульманин должен произнести «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях», что в переводе с арабского языка означает «Нет силы и мощи ни у кого кроме как только у Аллаха!».

Если же звучит призыв муэдзина к утренней молитве, то мусульманину вместо слов «Молитва лучше сна!» «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» нужно сказать «Ты сказал то, что истинно и справедливо!».

Дуа после азана

После провозглашения призыва на молитву, следует прочитать мольбу благословение – салават Пророку Мухаммаду ﷺ.

Более подробно о том, какое дуа читается после азана, читайте в данной статье.

Азан у шиитов

У шиитов также говорят слова “Свидетельствую, что Али приближенный к Аллаху” («ашхаду анна ‘Алиян валиулла́х»), а также “Спешите к благому делу” («Хайя ‘аль х̮айра ль-‘амаль»), а по окончании азана говорят дважды «Ля иляха илляллах!». Однако данные слова не имеют основ в исламе и не произносились ни при Пророке Мухаммаде ﷺ, ни кем-либо из сподвижников Пророка ﷺ, более того первая фраза “Свидетельствую, что Али приближенный к Аллахупротиворечит сути Ислама, так как у шиитов-рафидитов сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ Али ибн Абу Талиб доводится до степени Пророка, они верят, что ангел Джабраил ошибся при передачи Божественного Откровения – Корана, тем самым они считают Коран искаженным, совершая таким образом неверие и вкладывая данный смысл в свой азан.

Это азан людей, которые ненавидят приверженцев Сунны и призывают проклятия на супругу Пророка ﷺ Айшу, на его приближенного друга Абу Бакра ас-Сиддыка и на часть ближайших сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ.

Мусульмане не должны обольщаться красотой голоса, поощрять или радоваться прослушиванию, распространять подобные аудио ролики с подписью “самый красивый азан” совершая тем самым грех в распространении ереси и нововведения:  

Икамат

С понятием «намаз азан» тесно связано понятие «икамат», которое означает второй призыв. Икамат читают перед тем, как начать обязательную молитву. Произносить икамат – действие желательное или сунна для обязательных молитв.

И икамат, и азан являются важными суннами, поскольку предки современных мусульман, которые жили в первые три столетия после установления Ислама, которых называли саляфами, соблюдали их строго, как и халяфы, которые жили позже.

Как правильно читать икамат смотрите по данной ссылке.

Призывы на другие намазы

Желательным является произнесение икамата и азана на пятикратные обязательные намазы, призывы к другим намазам звучат иначе. Призыв на праздничный намаз или те намазы, которые также лучше совершать коллективно, произносят со словами, означающие «Спешите на коллективный намаз!» – «ас-Салату джамиа».

Можно ли читать азан для возмещаемого намаза?

Призыв желательно читать как для своевременных намазов, так и для возмещаемых. Если совершается больше одного возмещаемого намаза, то первого из них произносят и азан, и икамат, а для остальных читают только икамат.

Азан женщины

Для женского коллектива не желательно читать азан, но желательно прочитать икамат одной из женщин не громким голосом.

Слушать и скачать азан

Прослушать и скачать азан в mp3 формате в исполнении разных чтецов можно ниже:

Азан в Боснии:

Азан в Египте:

Самый красивый азан в мечети аль-Харам:

Красивое чтение азана в Стамбуле:

Азан в исполнении ребенка:

Азан в Махачкале:

Стамбульский азан:

Азан шейха аль-Албани:

Источник

Азан и икамат являются важными суннами, так как салафы (предшественники, жившие в первые триста лет Ислама, т. е. в период сподвижников, их последователей и их последователей) и халафы (которые жили после первых трёхсот лет) строго соблюдали их.

Азан и икамат желательны только для призыва на ежедневные пятикратные намазы, а к остальным намазам призывают иначе. На праздничные и подобные намазы, которые желательно совершать в коллективе, призывают словами «ас-Салату джамиа» (спешите на коллективный намаз).

Читайте также:  Почему пищит слуховой аппарат в ушах

Провозгласить азан желателен даже такому человеку, который совершает намаз сам, без коллектива, дома или в степи, и даже если он услышал провозглашение азана муэдзином (человеком, провозглашающим азан). Желательно читать азан громко, если даже человек находится один и вне мечети, так как передано в хадисе от Абдулы бин Абдурахмана бин Саадата, что Абу Саид аль-Худри сказал ему: «Я вижу, ты любишь отару овец и степь. Когда ты будешь с отарой или в степи и захочешь читать азан для намаза, повысь свой голос. Поистине всё то, что услышит голос муэдзина, будь он джин или человек, или что-нибудь другое, будут ему свидетельствовать в Судный день. Так я слышал от Пророка (мир ему и благословение)».

Однако в мечети, в которой группа людей уже совершила коллективный намаз и покинула мечеть, азан для того намаза читается не громко, чтобы та группа, покинувшая мечеть, не подумала, что наступило время следующего намаза, особенно в пасмурный день.

Азан и икамат желательны как для своевременных, так и для возмещаемых намазов. Но когда возмещающих намазов будет больше одного, то для первого читается азан и икамат, а для последующих читается только икамат. Такое же решение принимается в случае, если человек сначала совершает пропущенный намаз и за ним своевременный.

Женскому коллективу нежелательно чтение азана, но икамат желателен, следовательно икамат из них читает одна и негромко.

Слова Азана

Аллаху акбар, Аллаху акбар (Аллах велик, Аллах велик),

Аллаху акбар, Аллаху акбар (Аллах велик, Аллах велик).

Ашхаду алла илаха илла ллах (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха).

Ашхаду алла илаха илла ллах (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха).

Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах (Свидетельствую, что поистине Мухаммад – Посланник Аллаха).

Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах (Свидетельствую, что поистине Мухаммад – Посланник Аллаха).

Хаййа ‘ала ссалят (х) (Спешите на намаз)!

Хаййа ‘ала ссалят (х) (Спешите на намаз)!

Хаййа ‘алал фалах (Спешите к счастью)!

Хаййа ‘алал фалах (Спешите к счастью)!

Аллаху акбар, Аллаху акбар (Аллах превелик, Аллах превелик).

Ла илаха илла ллах (Нет бога, кроме Аллаха)!

Икамат

Аллаху акбар, Аллаху акбар.

Ашхаду алла илаха илла ллах.

Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах.

Хаййа ‘ала ссаляти, хаййа ‘алал фалах.

Кад камати ссаляту, кад камати ссалят (х) (Настало время намаза, настало время намаза).

Аллаху акбар, Аллаху акбар.

Ла илаха илла ллах.

По мазхабу Абу Ханифы, в икамате, как и в азане, шахадат повторяется по два раза.

Условия азана и икамта:

1.     Общеизвестный их порядок чтения, который нельзя нарушать. Если нарушился их порядок, то следует продолжить с того места, до которого они провозглашены по порядку. При чтении азана и икамата, если пропущено хотя бы одно слово, то нужно вернуться к этому слову, прочитать его и так довести до конца их чтение.

2.     Непрерывность в чтении азана и икамата. Но простительна малая речь и скоротечное молчание.

3.     Наступление времени намаза, кроме утреннего. Для утреннего намаза можно читать азан со второй половины ночи.

4.     Открытое оглашение призыва для коллектива.

Желательные действия (сунна) при произнесении азана и икамата

1.     Произносить азан и икамат стоя. Нежелательно читать азан сидя, имея возможность оглашать его стоя.

2.      Быть в состоянии полного и малого омовения.

3.      При произнесении «Хайя ала салят» (при азане дважды, а при икамате один раз) повернуться в правую сторону только лицом, но не грудью.

4.      При произнесении «Хайя ала фалах» повернуться в левую сторону так же лицом.

5.      Оглашать азан и икамат, повернувшись в сторону Каабы. Кааба является самым достойным местом.

По достоверному слову, при азане нежелательно обходить минарет. Но если город большой, обходить не возбраняется.

6.     Провозглашать азан желательно громким голосом.

7.      Желательно, чтобы муэдзин кончиками указательных пальцев закрыл уши – это способствует усилению и концентрации голоса.

8.      При чтении азана муэдзину желательно встать на возвышенное место. Лучше всего оглашать азан с минарета. Если нет минарета – с крыши мечети, а если невозможно подняться на крышу, призывать к намазу можно стоя в дверях мечети. И поэтому в настоящее время на минаретах устанавливаются громкоговорители, а сами муэдзины читают стоя в мечети, кроме случая, когда громкоговорители в неисправности или нет электричества.

9.      Азан и икамат желательно оглашать одному человеку, но поменяв место оглашения. Икамат произносится негромким голосом. Есть хадис, в котором говорится, чтобы икамат огласил тот же, кто огласил и азан.

При произнесении икамата нет необходимости подниматься на возвышенное место. Но если мечеть большая и вероятность того, что не все услышат, велика, то желательно встать на возвышенность.

10.                        Сидящие при оглашении икамата встают на намаз только после завершения икамата.

11.                        Желательно также протянуть время между азаном и икаматом для того, чтобы люди могли собраться на намаз и совершить ратибаты (суннат-намазы).

12.                        К утреннему намазу желательно призывать дважды, и для каждого азана желателен муэдзин; если один, то оба читает он. Первый раз – до рассвета, начиная с полуночи, второй – с наступлением рассвета. Если призывают единожды, лучше это сделать с наступлением времени утреннего намаза.

13.                        Для утреннего намаза желательно иметь двух муэдзинов.

14.                       Таржи’[1]

15.                       Тасвиб[2]

16.                       Тартил[3] и Идраж[4]

Слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар» в начале и в конце азана произносятся на одном дыхании.

Можно, сказав «Аллаху акбар» первый раз, сделать небольшую паузу и затем произнести «Аллаху акбар» во второй раз. Можно произносить слитно: «Аллаху акбару ллаху акбар».

17.                       Чтение салавата на Пророка (мир ему и благословение) до и после чтений азана и икамата.

Условия муэдзина и мукима (читающего икамат):

1.     Должен быть мусульманином. Если провозгласит азан не мусульманин, то азан не засчитывается.

2.     Должен быть мумайизом[5]. Азан ребёнка не достигшего семи летнего возраста, пьяного и мажнуна не засчитывается.

3.     Должен быть мужского пола. Азан женщины и гермафродита для мужчин считается не действительным.

Желательно, чтобы муэдзин был:

1.     В большом и малом омовении.

2.     Голосистым, если не используются при чтении азана современные громкоговорители. Высокий голос желателен, чтоб он довёл чтение азана как можно дальше, так как азан – это извещение людям о наступлении времени намаза.

3.      Имеющий красивый голос, потому что так вероятность явки людей в мечети будет больше.

4.     Добросовестным и богобоязненным, так как он извещает о наступлении времени намаза, а другой может по своему произволу читать азан, не соблюдая времени его чтения.

Читайте также:  Почему от берушей чешется ухо

Примечание:

Нежелательность чтения азана для того, у которого отсутствует большое омовение велика, чем у того, у кого нет малого омовения. Но читать икамат им ещё более нежелательно, так как оно ближе к намазу, чем азан.

Совмещение азана и икамата лучше, чем руководить намазом (быть имамом), но последнее лучше их по отдельности.

Временем азана руководит муэдзин, а икаматом имам, и следовательно муэдзину нежелательно читать икамат без разрешения и повеления имама.

Чтение икамата – это право того, кто читал и азан, и в этой связи является нежелательным другому чтение его без разрешения и согласия муэдзина.

Нельзя при оглашении менять сознательно мелодии, краткие слоги произносить долго. Причём такое неправильное произнесение порицается, если при этом не меняется смысл, а если смысл меняется, то это считается греховным. Например, греховно при произнесении «…акбар» ставить ударение или растянуть любую из гласных букв; в слове «Аллаху» ставить ударение на начальную букву «А»; в словах «салят» или «фалах» произносить «а» дольше, чем это делают арабы; вместо «салах» произносить «сала».

Если большинство из этих ошибок призывающий допустит сознательно, он впадает в неверие (куфр), т. к. при этом слова приобретают другой смысл. Это очень серьёзный вопрос, который у многих мусульман остаётся без внимания.

Порядок ответа на азан и икамат

Тому, кто услышит азан и икамат, желательно ответить на них, повторяя всё, что произносит призывающий, кроме слов «Хаййа ‘ала…», «Ассаляту хайрум-мина-н-навм» и «Кад камати ссаляти».

На все четыре «Хаййа ‘ала…» желательно ответить:

«Ла хавла ва ла куввата илла биллахил алиййил‘азим» («От заблуждения убережёт лишь Аллах и поклонение возможно лишь с Его помощью»).

На призыв «Ассаляту хайру-м-мина-н-навм» отвечают:

«Садакта ва барирта ва биль хакки натакта» («Ты прав и обладаешь многим добром, и ты сказал истину»). К этому также лучше добавить: «Садака Расулуллахи, саллаллаху алайхи васаллам, ассалята хайрум-минан-навм» («Правда то, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), – намаз лучше сна»).

На каждый «Кад камати ссаляту…» отвечают:

«Акама-халлаху ва адамаха ма дамати ссамавату валь арзу ва джа’алани мин салихи ахлиха» («Да вознесёт Аллах этот намаз и увековечит его настолько, насколько вечны земля и небеса, и сделает меня из плеяды лучших в намазе»).

Услышав «Ассаляту джами’а», следует ответить: «Лахавла ва ла куввата илла биллах».

Желательно тому, кто слышит азан, произнести следующие слова: «Мархабан, билькаили, адлан, мархабан биссалятиахлан» (Добро пожаловать вестник истины, также добро пожаловать время намаза).За это он получит вознаграждение. Одобряемым действием является произносить после ответа на слова муэдзина «Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах» «Мархабан бихабиби ва куррати ‘айни Мухаммад бину ‘абдаллах саллалаху та’ала ‘алайхи ва саллам» (Добро пожаловать желанный свет моих очей Мухаммад сын ‘Абдаллаха, да будет с тобой мир и благополучие) и после этих слов поцеловать оба ногтя больших пальцев и проводить ими по своим глазам. Нельзя отрицать и то, что человек после этих слов поцелует не ногти больших пальцев, а кончики указательных пальцев или кончики указательного и большого пальца правой руки и ими проведёт по своим глазам, так как такая версия тоже приводится в книгах.

Побуждение:

Некоторые говорят, что этого нельзя делать. Большие алимы Шариата считают лучшим сделать это действие. Всемирно известный алим хадисовед

имам Сахави показывает, что это действие пришло от пророка Хизри (мир ему). Нам же лучше последовать за этими алимами, чем за невежественными людьми.

После азана для утреннего намаза, прочитав салават на Пророка (мир ему и благословение), желательно муэдзину и тому, кто его слышит, сказать следующее: «Аллахума хаза ик’балу нахарика ва идбару лайлика ва асвату ду’атика фагфир ли» (О, мой Аллах, это есть и наступление Твоего дня, и возвращение Твоей ночи, и голоса призывающих к Тебе, поэтому очисти меня от грехов).

А после вечернего желательны эти слова: «Аллахумма хаза ик’балу лайлика ва идбару нахарика ва асвату ду’атика фаг’фир ли» (О, мой Аллах, это есть наступление Твоей ночи и возвращение Твоего дня, и голоса призывающих к Тебе, поэтому очисти меня от грехов).

Не является желательным после последних слов азана и икамата (Ла илаха илла ллах) сказать (Мухаммаду ррасулуллах).

По достоверному слову, желательно ответить на все услышанные азаны, вплоть до того азана, что читается в ухо новорождённому при имянаречении. Но имам ар-Рамали говорит, что нежелательно отвечать на другие азаны, кроме призывающих на намаз. Ибн Касим тоже согласился с этим.

После азана и икамата призывающему и отвечающему желательно прочитать салават Пророку (мир ему и благословение). Сунна считается исполненной, если произнести салават в любой форме, но достойнее всех салаватов «Саляту Ибрахим» («Кама ссалайта…»).

После него салават:

«Ассаляту ва ссаламу ‘алайка я Расулуллах». Можно произнести и салават, читаемый после призыва с минарета: «Ассаляту ва ссаламу ‘алайка я Расулаллах. Ассаляту ва ссаламу ‘алайка ва ‘ала алика ваасхабика аджма’ин».

После салавата желательно прочитать дуа «Аллахумма рабба хазихи да’вати-т-тамматива-с-салятиль-каимати ати Мухаммаданиль василата валь-фазилата, ваб’асху макаман махмудани ллязи ва‘адтаху иннака ла тухлифуль ми’ад». («О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого совершаемого намаза, приведи Мухаммада к аль-Василе и высокому положению, возвысь его среди всех остальных и одари его местом достохвальным, которое Ты обещал ему, поистине, Ты выполняющий обещание»).

Желательно прочитать молитву (дуа) после азана, до икамата. Существует хадис, приведённый по этому поводу. Молитва, которая рекомендована к

чтению, это:

«Аллахумма инни асалукаль ‘афва валь ‘афията валь му’афата фи ддини ва ддунья валь Ахирати» (О, Аллах, я прошу у Тебя прощения и в религии, и в мирском, и в Ахирате, а также и для здоровья).

Достаточно прочитать «Аят уль-Курси». Сказано, что тому, кто прочтёт «Аят уль-Курси» после азана, перед икаматом, не засчитываются грехи, совершённые между двумя намазами.

Мухаммад  Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди


[1]Таржи’ – это произнесение тем, кто оглашает азан, обеих формул шахадата про себя, прежде чем произнести их вслух.

[2]Тасвиб – это произнесение в утреннем азане слов «Ассаляту хайрун минаннавм» («Намаз лучше сна») после обоих «Хаййа’ала…».

[3]Тартил – это оглашение азана спокойно, произнося каждое слово раздельно и переводя дыхание после каждого выражения.

[4]Идраж – это ускоренное произнесение икамата с точным выговором букв.

[5] Мумайиз – тот, кто самостоятельно кушает, умеет пить и подмывается (достигший семилетного возраста), и не терявший рассудок.

Источник