Почему при азане закрывают уши

По поводу поднятия рук существуют хадисы, в которых упоминается, что Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха поднимал руки до плеч, так же есть хадисы о поднятие рук до ушей, в связи с этим у ученых возникли разногласия.
Но некоторые невежды перегнув палку, начали писать о том что неправильно поднимать руки до ушей, это конечно же не так.
Приведем доводы тех, кто поднимает руки до ушей:
Передается от Малика ибн Хувайриса:
ﺭﻗﻢ ﺍﻟﺤﺪﻳﺚ: (ﺣﺪﻳﺚ ﻣﺮﻓﻮﻉ ) ﺣَﺪَّﺛَﻨِﻲ ﺃَﺑُﻮ ﻛَﺎﻣِﻞٍ ﺍﻟْﺠَﺤْﺪَﺭِﻱُّ ، ﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎ ﺃَﺑُﻮ ﻋَﻮَﺍﻧَﺔَ ، ﻋَﻦْ ﻗَﺘَﺎﺩَﺓَ ، ﻋَﻦْ ﻧَﺼْﺮِ ﺑْﻦِ ﻋَﺎﺻِﻢٍ ، ﻋَﻦْ ﻣَﺎﻟِﻚِ ﺑْﻦِ ﺍﻟْﺤُﻮَﻳْﺮِﺙِ ، ” ﺃَﻥَّ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ ، ﻛَﺎﻥَ ﺇِﺫَﺍ ﻛَﺒَّﺮَ ، ﺭَﻓَﻊَ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ، ﺣَﺘَّﻰ ﻳُﺤَﺎﺫِﻱَ ﺑِﻬِﻤَﺎ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﺭَﻛَﻊَ ، ﺭَﻓَﻊَ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ، ﺣَﺘَّﻰ ﻳُﺤَﺎﺫِﻱَ ﺑِﻬِﻤَﺎ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﺭَﻓَﻊَ ﺭَﺃْﺳَﻪُ ﻣِﻦَ ﺍﻟﺮُّﻛُﻮﻉ، ﻓَﻘَﺎﻝَ :ﺳَﻤِﻊَ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻟِﻤَﻦْ ﺣَﻤِﺪَﻩُ “، ﻓَﻌَﻞَ ﻣِﺜْﻞَ ﺫَﻟِﻚَ ، ﻭﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎﻩ ﻣُﺤَﻤَّﺪُ ﺑْﻦُ ﺍﻟْﻤُﺜَﻨَّﻰ، ﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎ ﺍﺑْﻦُ ﺃَﺑِﻲ ﻋَﺪِﻱٍّ، ﻋَﻦْ ﺳَﻌِﻴﺪٍ، ﻋَﻦْ ﻗَﺘَﺎﺩَﺓَ، ﺑِﻬَﺬَﺍ ﺍﻹِﺳْﻨَﺎﺩِ، ﺃَﻧَّﻪُ ﺭَﺃَﻯ ﻧَﺒِﻲَّ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ ، ﻭَﻗَﺎﻝَ: ﺣَﺘَّﻰ ﻳُﺤَﺎﺫِﻱَ ﺑِﻬِﻤَﺎ ﻓُﺮُﻭﻉَ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ . ﻭﺭﻭﺍﻩ ﺍﻟﻨﺴﺎﺋﻲ 1085، ﻭﺭﻭﺍﻩ ﺃﺣﻤﺪ 20014.
«Что Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха при произнесении такбира поднимал руки до уровня ушей, и когда совершал поясной поклон поднимал руки до уровня ушей, и когда поднимался с поясного поклона сказал «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе! /Cами’а-Ллах ли-ман хамидаху» А в другом хадисе сказано: Поднял их до мочек ушей». Источник: [Муслим 594, Ан-Насаи 1085, Имам Ахмад 20014].
Передают, что Абдуль-Джаббар ибн Ваиль со слов своего отца рассказывал:
ﻋَﻦْ ﻋَﺒْﺪِ ﺍﻟْﺠَﺒَّﺎﺭِ ﺑْﻦِ ﻭَﺍﺋِﻞٍ ﻋَﻦْ ﺃَﺑِﻴﻪِ ﺃَﻧَّﻪُ ﺃَﺑْﺼَﺮَ ﺍﻟﻨَّﺒِﻰَّ – ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ – ﺣِﻴﻦَ ﻗَﺎﻡَ ﺇِﻟَﻰ ﺍﻟﺼَّﻼَﺓِ ﺭَﻓَﻊَ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ﺣَﺘَّﻰ ﻛَﺎﻧَﺘَﺎ ﺑِﺤِﻴَﺎﻝِ ﻣَﻨْﻜِﺒَﻴْﻪِ ﻭَﺣَﺎﺫَﻯ ﺑِﺈِﺑْﻬَﺎﻣَﻴْﻪِ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ ﺛُﻢَّ ﻛَﺒَّﺮَ.
«Что он видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот становился на молитву и поднял руки параллельно к плечам, а его большие пальцы были на уровне ушей, после чего он произнес такбир». Иcточник: [Абу Дауд в Сунан 724].
Ваиль ибн Худжр сказал:
ﺣﺪﺛﻨﺎ ﻋﺜﻤﺎﻥ ﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﺷﻴﺒﺔ ﺣﺪﺛﻨﺎ ﺷﺮﻳﻚ ﻋﻦ ﻋﺎﺻﻢ ﺑﻦ ﻛﻠﻴﺐ ﻋﻦ ﺃﺑﻴﻪ ﻋﻦ ﻭﺍﺋﻞ ﺑﻦ ﺣﺠﺮ ﻗﺎﻝ ﺭﺃﻳﺖ ﺍﻟﻨﺒﻲ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﺣﻴﻦ ﺍﻓﺘﺘﺢ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﺭﻓﻊ ﻳﺪﻳﻪ ﺣﻴﺎﻝ ﺃﺫﻧﻴﻪ ﻗﺎﻝ ﺛﻢ ﺃﺗﻴﺘﻬﻢ ﻓﺮﺃﻳﺘﻬﻢ ﻳﺮﻓﻌﻮﻥ ﺃﻳﺪﻳﻬﻢ ﺇﻟﻰ ﺻﺪﻭﺭﻫﻢ ﻓﻲ ﺍﻓﺘﺘﺎﺡ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻭﻋﻠﻴﻬﻢ ﺑﺮﺍﻧﺲ ﻭﺃﻛﺴﻴﺔ.
«Я видел Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), что когда он начинал намаз, то поднял обе руки до уровня ушей. Потом (через несколько дней) я увидел, что сахабы в начале намаза поднимают свои руки до груди, в то время на них были надеты теплые одежды и накидки» Источник: [Абу Дауд 728].
Поэтому Шафиитские ученые объединили имеющиеся хадисы, и сказали что желательно поднимать руки до плеч, так чтобы пальцы рук были на против мочек ушей, чтобы одни хадисы не противоречили другим.
Об этом сказал Имам Навави в комментариях к сахиху Муслима:
ﻭﺃﻣﺎ ﺻﻔﺔ ﺍﻟﺮﻓﻊ ﻓﺎﻟﻤﺸﻬﻮﺭ ﻣﻦ ﻣﺬﻫﺒﻨﺎ ﻭﻣﺬﻫﺐ ﺍﻟﺠﻤﺎﻫﻴﺮ : ﺃﻧﻪ ﻳﺮﻓﻊ ﻳﺪﻳﻪ ﺣﺬﻭ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ ﺑﺤﻴﺚ ﺗﺤﺎﺫﻱ ﺃﻃﺮﺍﻑ ﺃﺻﺎﺑﻌﻪ ﻓﺮﻭﻉ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﺃﻱ ﺃﻋﻠﻰ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺇﺑﻬﺎﻣﺎﻩ ﺷﺤﻤﺘﻲ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺭﺍﺣﺘﺎﻩ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ . ﻓﻬﺬﺍ ﻣﻌﻨﻰ ﻗﻮﻟﻬﻢ : ﺣﺬﻭ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ، ﻭﺑﻬﺎﺫﺍ ﺟﻤﻊ ﺍﻟﺸﺎﻓﻌﻲ ﺭﺿﻲ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻨﻪ ﺑﻴﻦ ﺭﻭﺍﻳﺎﺕ ﺍﻷﺣﺎﺩﻳﺚ ﻓﺄﺳﺘﺤﺴﻦ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﺫﻟﻚ ﻣﻨﻪ.
«Что касается поднятия рук в намазе достоверным словом Имама Шафии и большинства ученых является, что молящийся поднимает руки на уровне плеч таким образом, чтобы кончики пальцев были напротив верхней части ушей, а большие пальцы напротив мочек ушей, а ладони на уровне плеч (чтоб внешняя часть руки была напротив плеч). Это и есть смысл выражения «на уровне плеч». Этим методом Имам Шафии объединил все версии хадисов относительно поднятия рук в намазе и люди приняли его» Источник: [Шарх Имама Ан-Навави к 390 хадису из сахиха Муслима].
Также Имам Ан-Навави говорит:
ﻭﺍﻟﻤﺬﻫﺐ ﺃﻥ ﻳﺮﻓﻌﻬﻤﺎ ﺑﺤﻴﺚ ﻳﺤﺎﺫﻱ ﺃﻃﺮﺍﻑ ﺃﺻﺎﺑﻌﻪ ﺃﻋﻠﻰ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺇﺑﻬﺎﻣﺎﻩ ﺷﺤﻤﺘﻲ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺭﺣﺘﺎﻩ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ.
«Сильным мнением является, поднятие рук, таким образом, чтобы кончики пальцев были на уровне ушей, а большие пальцы на уровне мочек ушей, а ладони на уровне плеч». Источник: [Мажмуъ 3/264]
А так же приведем один из доводов тех, кто поднимает руки до плеч, так как остальные хадисы схожи по смыслу:
Передают, что Салим ибн Абдуллах сообщил со слов своего отца (Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими):
ﺃَﻥَّ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻛَﺎﻥَ ﻳَﺮْﻓَﻊُ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ﺣَﺬْﻭَ ﻣَﻨْﻜِﺒَﻴْﻪِ ﺇِﺫَﺍ ﺍﻓْﺘَﺘَﺢَ ﺍﻟﺼَّﻼَﺓَ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﻛَﺒَّﺮَ ﻟِﻠﺮُّﻛُﻮﻉِ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﺭَﻓَﻊَ ﺭَﺃْﺳَﻪُ ﻣِﻦَ ﺍﻟﺮُّﻛُﻮﻉِ ﺭَﻓَﻌَﻬُﻤَﺎ ﻛَﺬَﻟِﻚَ ﺃَﻳْﻀًﺎ ﻭَﻗَﺎﻝَ : «ﺳَﻤِﻊَ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻟِﻤَﻦْ ﺣَﻤِﺪَﻩُ ، ﺭَﺑَّﻨَﺎ ﻭَﻟَﻚَ ﺍﻟْﺤَﻤْﺪُ ». ﻭَﻛَﺎﻥَ ﻻَ ﻳَﻔْﻌَﻞُ ﺫَﻟِﻚَ ﻓِﻰ ﺍﻟﺴُّﺠُﻮﺩِ. ﺭﻭﺍﻩ ﺃﺣﻤﺪ (2/18)، ﺍﻟﺒﺨﺎﺭﻱ ﻓﻲ «ﺻﺤﻴﺤﻪ » (735)، ﻭﻣﺴﻠﻢ (390)، ﻭﺃﺑﻮ ﺩﺍﻭﺩ (741)، ﻭﺍﻟﺘﺮﻣﺬﻱ (255)، ﻭﺍﻟﻨﺴﺎﺋﻲ (868-867 ﻭ 1025 ﻭ1059 ﻭ 1088 ﻭ 1144)، ﻭﺍﺑﻦ ﻣﺎﺟﻪ (855)، ﻭﺍﻟﺒﻴﻬﻘﻲ (2/136).
«Что приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона. При этом он говорил: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе! /Cами’а-Ллах ли-ман хамидаху, Раббана, уа ляка-ль-хамд!/» И он не (поднимал рук) во время совершения земного поклона». Источник: [Аль-Бухари 735, Муслим 390, Абу Дауд 721, ат-Тирмизи 255, ан-Насаи 2/182, Ибн Маджах 858].
Следовательно, те кто поднимают руки до плеч, так чтобы пальцы рук были напротив мочек ушей, объединили эти хадисы, и не противоречат им.
Источник
Не назначать муаззину плату за азан
Усман ибн Абиль-‘Асс говорил: «Последнее, что мне завещал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, это не назначать муаззина, который будет устанавливать плату за азан». Абу Дауд 531, ан-Насаи 1/109, Ибн Маджах 714. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Однако если муаззин не просил и не желал никакой платы за свой азан, но ему дали что-то, он может это принять, в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если тебе дают имущество, за которое ты не несешь ответственности и которое ты не выпрашиваешь, то бери его. В противном же случае не стремись обрести это имущество» Муслим 2/175.
Совершать азан при наличии омовения
Нет разногласия среди ученых в том, что совершать азан с омовением является желательным, поскольку азан относится к поминанию Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения» Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Однако желательность этого, не указывает на обязательность наличия омовения для произнесения азана. А что касается хадиса от Абу Хурайры: «Пусть не дает азан никто, кроме того, кто с омовением», который приводит имам ат-Тирмизи 1/389, то он является слабым. В цепи передатчиков этого хадиса есть Му’ауия ибн Яхъя, который является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. Также имам ат-Тирмизи сказал, что Зухри, с чьих слов передается этот хадис, не застал Абу Хурайру передавшего слова пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Относительно этого также передаются слова самого Абу Хурайры: «Пусть к молитве призывает только тот, кто с омовением». Однако это сообщение тоже недостоверно. Шейх аль-Альбани сказал: «Оба сообщения и от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и от Абу Хурайры недостоверны, ибо их иснады прерываются». См. «ас-Самруль-мустатаб» 1/97.
Повернуться в сторону Каабы
Маджма’ ибн Яхъя рассказывал: «Когда я был с Абу Уамамой ибн Сахлем, он совершал азан, повернувшись по направлению к Кибле» ас-Сирадж в «аль-Муснад» 1/23. Иснад достоверный.
Имам Ибн Къудама сказал: «Желательно совершать азан по направлению к Кибле, и мы не знаем относительно этого разногласия. Поистине, муаззины пророка, мир ему и благословение Аллаха, совершали азан, повернувшись в сторону Каабы» См. «аль-Мугъни» 1/438.
Совершать азан стоя, только если нет для этого причины
В хадисе от Абдуллаха ибн Зайда сообщается, что когда была вменена в обязанность пятикратная молитва, и люди были в раздумье как созывать людей на нее, он увидел во сне что следует призывать людей на намаз голосом. После того, как он рассказал об этом пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он велел поступать так, сказав, что это вещий сон. Так вот в этом самом сне сказано: «И я увидел человека, совершающего азан стоя». Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и многие другие.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны все, от кого передавали знание, что Сунной является совершение азана стоя!» См. «аль-Мугъни» 1/435.
Многие ученые порицали совершение азана сидя, среди которых имам Малик и аль-Ауза’и. См. «аль-Аусат» 3/46.
Однако если для этого есть причина, то нет беды в том, чтобы муаззин совершил азан сидя. Хасан аль-Басри рассказывал: «Я видел, как Абу Зайд, который был сподвижником посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал азан сидя, поскольку его нога была ранена на пути Аллаха». аль-Байхакъи 1/392. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Вставить кончики пальцев в уши
Доказательством этому является хадис от Абу Джухайфы, который рассказывал: «Я видел, как Биляль во время азана вставлял свои пальцы в уши». Ахмад 4/308, ат-Тирмизи 197. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Однако как именно это делать и какие пальцы не конкретизируется и нет на это указания, как сказал хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/116.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи говорил: «На этот хадис опирались обладающие знанием, которые считали желательным для муаззина поставить пальцы в уши во время азана». См. «аль-Джами» 1/115.
А что касается сообщения: «Ибн Умар не ставил пальцы во время азана в уши» аль-Бухари 1/146, то это не указывает на нежелательность или не на не правомочность этого поступка. Как сказал шейх аль-Альбани, в подобном положении вступает правило: «Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим». Поступок Биляля явно имеет положение марфу’, т.е. что от пророка, мир ему и благословение Аллаха, поскольку Биляль был муаззином, назначенным пророком, мир ему и благословение Аллаха, и вряд ли что-либо совершал или вносил бы в азан без его ведома. Тогда как Ибн Умара поступок не имеет такого же положения. См. «аль-Маусу’атуль-фикъхия» 1/380.
Совершать азан с высокого места
Женщина из племени Бану Наджар рассказывала: «Мой дом был самым высоким из тех, что окружали мечеть, и Биляль давал азан с крыши моего дома». Абу Дауд 1/117. Имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Абдуллах ибн Шакикъ говорил: «Из числа Сунны произносить азан с минарета, а икъама произносить в мечети». Ибн Абу Шайба 1/86. Иснад достовреный.
Сунной является, чтобы муаззин имел громкий голос и чтобы произносил азан громким голосом
В вышеупомянутом хадисе Абдуллаха ибн Зайда о сне связанном с азаном сообщается, что когда Ибн Зайд рассказал свой сон пророку, мир ему и благословение Аллаха, он скзал ему: «Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего» Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и др.
Поворачивать голову на право при произнесении слов: «Хайя ’аля-ссаля» и на лево при словах: «Хайя ’аляль-фалях»
Так поступал Биляль, о чем сообщил Абу Джухайфа. аль-Бухари 634.
Имам ан-Науауи писал, что смысл в том, что он поворачивал шею и голову, не отворачивая грудь от направления Киблы. И также не сдвигая ног. См. «аль-Маджму’» 107.
Шейх аль-Альбани сказал: «Что касается поворачивания груди (при произнесении слов „Хайя ’аля-ссаля“ и „Хайя ’аляль-фалях“), то нет этому никакого основания в Сунне!» См. «Тамамуль-минна» 151.
Т.е следует при произнесении этих слов поворачивать только голову и шею, а не все тело.
О некоторых распространенных ошибках, связанных с азаном
Распевание слов азана
Однажды один человек пришел к Ибн Умару и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!» На это Ибн Умар сказал: «Засвидетельствуй, что я ненавижу тебя ради Аллаха!» Тот спросил: «За что?!» Ибн Умар ответил: «За то, что ты распеваешь свой азан и берешь за него плату!» ат-Табарани в «аль-Кабир» № 13059. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/104.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: «Имам Малик и другие ученые строго порицали распевание азана, поскольку это не возвеличивает азан, а уподобляет его песням!» См. «Тальбис Иблис» 137.
Шейх Али Махфуз говорил: «Из числа порицаемых нововведений — это распевание азана, подобно песням, что влечет искажение слов азана, упуская или добавляя некоторые звуки к словам. Распевание в азане не дозволено по единогласному мнению, так же как подобное не дозволено и при чтении Корана!» См. «аль-Ибда’» 176.
Ошибочное мнение, что икъама обязан произносить только тот, кто произнес азан
Нет на это никаких указаний в Сунне! Единственное, что служит этому основанием, это не достоверный хадис: «Тот, кто совершил азан, совершает и икъама».
Его приводя Абу Дауд и ат-Тирмизи. Этот хадис передается от аль-Африкъи, который является слабым передатчиком. Имам Ахмад говорил: «Я не записываю хадисы аль-Африкъи». Также его считали ненадежным Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан, Суфьян ас-Саури, аль-Байхакъи, аль-Багъауи и др. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а» 35.
Шейх аль-Альбани в примечании к этому хадису говорил: «Из числа плохих следов этого слабого хадиса то, что он является причиной споров между молящимися, как это бывало не один раз! Когда например, муаззин по причине задерживается и кто-то из присутствующих желает совершить икъама, то кто-то обязательно препятствует это сделать, опираясь на этот хадис. А этот мискин не знает, что данный хадис слаб и что нельзя его приписывать пророку, мир ему и благословение Аллаха, не говоря уже о том, чтобы посредством этого хадиса мешать людям приблизится в велению Аллаха, а это произнести икъама!»
Имам Ибн Хазм сказал: «Дозволено произнести икъама не тому, кто произнес азан, поскольку нет никакого достоверного указания на запрет этого!» См. «аль-Мухалля» 329.
Не следует добавлять к словам азана что-либо
Сообщается, что когда Ибн Умар зашел в мечеть, чтобы совершить намаз, он услышал как один человек говорил: «Да помилует вас Аллах» после азана на обеденную молитву. Тогда Ибн Умар вышел и сказал: «Меня вывело нововведение!» Абу Дауд 538, аль-Байхакъи 1/434. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
К этому также относится и добавление благословения за пророка, мир ему и благословение Аллаха, после слов азана. Шейх аль-Альбани считал это нововведением. См. «Тамамуль-минна» 158.
Об азане внутри мечети
Некоторые ученые считали, что правильнее не произносить азан внутри мечети. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: «Произносить азан внутри мечети порицаемо по нескольким причинам: Во-первых, так не поступали те, кто был до нас и за кем велено следовать! Во-вторых, азан — это призыв для людей, чтобы они явились в мечеть, поэтому незачем призывать уже тех, кто итак находится в мечети, и те, кто находится у себя дома не услышать из-за этого азан! В-третьих, это может стать причиной отвлекания тех, кто совершает добровольные намазы или же поминает Аллаха (внутри мечети)!» См. «аль-Мадхаль» 199.
Подобное говорил и шейх аль-Альбани. См. «аль-Аджуиба ан-нафи’а» 18-19.
Однако не следует превращать это в предмет смуты и ссор, особенно в не-мусульманских странах, где зачастую внедрение Сунны сопровождается непониманием со стороны пожилого населения, из числа прихожан мечетей.
Уа-Ллаху а’лям.
Источник: Исламский форум
Источник
Вопрос:
Почему воют собаки, как только начинается чтение азана? Что с ними происходит?
Ответ:
Перед тем как ответить на вышепоставленный вопрос, для начало разберемся что такое Азан, и для чего собственно его читают.
Аза́н (араб. أَذَان) – призыв к обязательной молитве. Это один из важнейших обрядов в Исламе. Это слова оповещения о наступлении времени совершения обязательных намазов. Возвещать азан желательно для каждого, и является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для любого населенного пункта, где живут мусульмане. Дополнительная цель азана — напомнить о том, что пора подготовиться к намазу.
Читающий азан – муэдзин. Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Киблы. После азана читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммада, его семьи и сподвижников. Через несколько минут после азана, непосредственно перед молитвой, читается икамат.
Слово “азан” переводится с арабского, как “оповещение”. По Шариату это слово имеет определенное назначение. Всевышний установил сроки для всех намазов, а азан – это оповещение о наступлении времени намаза.
Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. О достоинстве азана приводится множество достоверных хадисов.
1. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали о награде, которая ждёт тех, кто произносит слова азана и находится в первом ряду (во время общей молитвы) и кроме жребия по стрелам не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), то они обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той награде, которая ждёт являющегося на молитву пораньше, то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той награде, которая ожидает принимающих участие в общих вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на эти молитвы в мечеть, даже если бы им приходилось добираться туда ползком!».
(Аль-Бухари 615, Муслим 437).
2. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы (икамaт), а когда икамат завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и душой его и говорить ему: “Вспомни о том-то и вспомни о том-то, о чём человек и не думал вспоминать (до молитвы), и шайтан делает это для того, чтобы человек оставался в подобном положении, не ведая, сколько рак’атов молитвы он совершил.
(Аль-Бухари 608, Муслим 389).
Из последнего хадиса становится ясно, что шайтан сбегает, когда слышит азан. Возможно, собаки лают и воют из-за того, что беспокоятся, увидев убегающего шайтана. Также возможно, что некоторые собаки являются джиннами, и звук азана чрезвычайно тревожит их. Для джиннов обычным делом является принятие формы собак и черных кошек.
Аллах (Велик Он и Славен) наделил животных способностью видеть и слышать то, что не дано увидеть и услышать человеку. Так Аллах распорядился по своей мудрости. Некоторые животные видят ангелов, а некоторые дьяволов. Более того, животные могут слышать, как кричат мертвые люди, получающие заслуженное наказание в своих могилах. И особенно поражает то, что животные отличают пятницу и испытывают особый страх в этот день, потому что знают о том, что Конец Света настанет именно в пятницу. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если услышите крик петуха, то просите у Аллаха о Его щедрости (милости), потому что петух видит ангела, а если услышите рев осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от шайтана, потому что осёл видит шайтана».
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Если ночью услышите лай собаки и рёв осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от них, ведь они видят то, чего вы не видите».
Источник