Почему троянцы развесили уши

Илиада и Одиссея, два эпических произведения за авторством Гомера, были настолько же важны для древних греков, как для современных людей значимы Библия или Коран. Написаны они были за 800 лет до нашей эры – в ту эпоху, когда несмотря на политическую раздробленность, основные эллинские субэтносы уже сложились и чувствовали свое родство и отличие от соседей-варваров. Но события, в них происходящие, случились на четыреста лет раньше. И то время было совсем другое.
На момент жизни Гомера греки держали в своих руках побережье Малой Азии уже несколько столетий – с момента победы в Троянской войне. Но раньше эта земля принадлежала совсем другому народу – с иным языком, культурой и обычаями.
Так что же за племя были троянцы? Состояли ли они в родстве с древними греками?
Примерная история тех и других была такая. Когда человечество вышло из Африки, люди в течение нескольких тысячелетий заселили большую часть планеты. Это были примитивные охотники и собиратели, которые пока что не объединялись в крупные племена. Десять тысяч лет назад в Малой Азии и окрестностях произошел переход к производящему сельскому хозяйству, а затем анатолийские земледельцы отправились в Европу, где смешались с тамошним населением.
Затем, около шести тысяч лет назад в Северном Причерноморье сформировалась группа индоевропейских народов, которые преобладали над соседями за счет кочевого образа жизни и использования лошадей в военном деле. Пользуясь своим преимуществом, индоевропейцы начали захватывать земли далеко от своих прежних границ. 4500 лет назад часть из них пришла на юг Балканского полуострова с запада, а другая часть – в Малую Азию с востока. К тому времени те и другие уже перешли к земледелию.
Хоть это были люди общего корня, с того момента, когда их судьбы разошлись, прошло несколько тысячелетий. Единым народом они себя давно не считали и говорили на разных языках.
Основными этносами Греции тех времен были упомянутые Гомером ахейцы, данайцы и аргивяне. В Малой Азии жило множество индоевропейских племен, самым западным из которых были лувийцы. Так как полуостров был весь изрезан горами, кое-где сохранились и доиндоевропейские народы местного происхождения.
Особенность Трои состояла в том, что она являлась воротами из Европы в Азию и контролировала морской торговый путь из Средиземного в Черное море. Соответственно, в этом городе сходилось множество культур, традиций и языков.
Сам Гомер говорит, что троянцы поклонялись тем же богам, что и греки, имели те же обычаи, использовали ту же военную тактику. Тем не менее, они платили дань находящейся на востоке хеттской державе и имели войско, говорящее на разных языках. По крайней мере, о том, что их командиры отдавали солдатам приказы на разных наречиях, упоминается в самой Илиаде.
Что касается их царей и героев, то одни из них имели анатолийские индоевропейские имена, вторые – греческие, а третьи – те и другие сразу. Например, имя Приам – лувийское, Гектор – греческое, а Парис имел второе имя Александр, каждое из которых было разного происхождения. Ну, о коммуникабельности этого парня нам хорошо рассказал сам Гомер.
Есть и еще один момент. Несмотря на то, что в Трое было обнаружена куча сокровищ родом с территории Пелопонесса, там совсем нет греческой микенской письменности – так называемого линейного письма Б. Зато лувийских иероглифических надписей найдено немало.
Так что, противники ахейцев и данайцев в Троянской войне были, скорее всего, индоевропейцами, т.к. именно эта группа народов господствовала в Анатолии уже много веков. Они говорили на родственном с греками языке, но на тот момент далеко не взаимопонятном. Несмотря на яростное сопротивление, войну они продули с треском, и западное побережье Малой Азии стал принадлежать эллинам на несколько следующих тысячелетий.
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 12688724
более месяца назад
Просмотров : 16
Ответов : 1
Лучший ответ:
Троянцы поверили ахейцам хотя совсем их не знали. О них говорится что они развесили уши потому что они поверили что это дар богини и даже не поняли что там опасность.
более месяца назад
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи:
Другие вопросы:
Пожалуйста помогите мне составить диалог о природе..
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
Помогите написать сочинение на тему >> с начинающихся слов @@по моему подвиг может совершить каждый…@@ Помогите пожалуйста
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
спящая красавица в обработке ш перро сравнение со сказкой о спящей царевне и о семи богатырях можно по объёмнее
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов : 1
х:1 2/3=2/5:5/6помогите пожалуйста!!
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов :
Определите в каких словах нет окончания 1 сел 2 поутру 3 вдруг 4 листок 5 один 6 ясно
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
Источник
2. Актуализация знаний.
– Назовите устойчивые эпитеты, которые вы встретили в произведении.
– Расскажите, где описано, как Ярило явился к Матери- родной земле. С чем это можно сравнить.
– К какому устному творчеству относится это произведение.
_ Что такое миф?
Учащиеся называют
( Мать сыра земля. Ярило всемогущий)
Учащиеся пересказывают эпизод мифа и сравнивают его с таким явлением в природе, как приближение весны и лета.
Это произведение- миф.
Миф – это
3 Работа по новой теме.
– Какая страна особенно славилась мифами? Расшифруйте моё задание.
ЯИЦЕРГ
– Что вы знаете о Древнегречекой мифологии.
– Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в Древнюю Грецию. Ведь тема нашего занятия связана с Троянской войной. Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 году до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения на полуострове Малая Азия.
-Какие герои нам встретятся в мифе
« Троянский конь?»?
-Поработаем в группах с Мифологическом словарём .Это издание представляет собой попытку дать самому широкому кругу читателей необходимый справочный материал, который поможет понять многие произведения литературы и искусства.
1 группа узнает Кто такой Аполлон
2 группа расскажет о Менелае
3 группа узнает о Кассандре
4 группа , кто такой Лаокоон
5 группа расскажет об Одиссее
6 группа- об Энее
– Вот теперь мы знаем главных героев и мы попробуем прогнозировать содержание текста. ( приём чтение с остановками.) Откроем учебник.
– Начнет нам читать Аня . По моему сигналу она останавливается , а вы подумайте, что будет дальше. ( так читается вест текст сильными учениками.)
Учащиеся называют Греция.
Греческие мифы, как и мифы других народов, в фантастической форме отражают далекое прошлое человечества
1группа Аполлон (Феб) — златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов.
2 группа Менелай — царь Спарты. Супруг Елены Прекрасной. Сын царя Микен Атрея и Аэропы. Организовал военный поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену — этот поход стал известен как Троянская война.
3 группа Кассандра — дочь царя Трои Приама и Гекубы. Получила от Аполлона пророческий дар. Аполлон, отвергнутый Кассандрой, сделал так, что ее прорицаниям перестали верить (так, троянцы не вняли словам Кассандры, предостерегавшей своего брата Париса от похищения Елены, последнее, как известно, привело к Троянской войне и гибели Трои). Кассандра стала пленницей Агамемнона, погибшая вместе с ним от рук Клитемнестры и Эгисфа.
4 группа Лаокоон жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны предостерегал троянцев от введения в город деревянного троянского коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина,
помогавшая грекам.
5 группа Одиссей – царь Итаки, участник осады Трои, главный герой “Одиссеи”. Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой. 6 группа Эней — в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны. После падения трои Эней спасся, вынеся из горящего города на плечах старика отца и уведя с собой сына. После долгих странствий Эней создал свое царство в Италии. В римской мифологии – отец Рома, Анкия и Ардея. Легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена “Энеида” Вергилия.
Учащиеся следят по тексту и предполагают какие будут события дальше.
4. Вторичное восприятие текста.
-Понятен ли вам коварный план хитроумного Одиссея по захвату Трои? Расскажите об этом.
— Прочитайте выразительно слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности.
— Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они развесили уши? Объясните это выражение.
-Какое значение в современном мире имеет выражение «троянский конь»?
Это выражение стало нарицательным. Означает оно дар, принесенный с целью погубить врага, коварный обман. Из истории известно, что грекам удалось захватить Трою хитростью. Они сделали из дерева огромного коня, спрятали в туловище войско и прикатили его к воротам Трои. На боку коня было написано, что это дар уходящих данайцев богине Афине. Жрец Лаокоон, увидев коня троянцев, сказал свою крылатую фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Все же троянцы приняли эту «жертву». Греки, скрывавшиеся в чреве коня, вышли ночью и, перебив стражу, открыли ворота Трои для своих войск. Так Троя была захвачена.)
Рассказывают , для чего же построен был такой конь.
Находят в тексте слова Лаокоона.
Объясняют что Развесить уши — слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью или, заслушавшись, не реагировать на что-либо важное, забывать о своем деле.
Дети предполагают, что значит « троянский конь»
Источник
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского
Цели: познакомить обучающихся с мифом Древней Греции; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Планируемые результаты: предметные: умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте и отгадайте загадку.
Он крылат, все это знают,
И он конь.
В поднебесье он летает,
Как огонь.
И поэты его ловят —
На Парнас
Он счастливчика доставит
В тот же час! (Пегас.)
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).
— Какие ассоциации возникли у вас, когда вы отгадали загадку? (Высказывания детей.)
Пегас — крылатый конь, летал с быстротой ветра, доставляя Зевсу на Олимп громы и молнии. От удара его копыта забил чудесный источник, дающий поэтам вдохновение. Символизирует красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание.
Выражение «оседлать Пегаса» означает «стать поэтом, начать писать стихи».
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 41 и прочитайте о мифах Древней Греции. Расскажите, что вы узнали из этого текста.
— Сегодня мы поговорим о мифах Древней Греции.
(Учитель показывает книги, принесенные на урок.)
Фундамент современной культуры заложен еще древними греками более двух с половиной тысячелетий назад. Огромное место в античной культуре занимает мифология. Она определяет содержание древнегреческой поэзии, драмы, эпоса, живописи. Поэтому знакомство с мифами древних греков необходимо для понимания искусств и культуры.
Без знания древнегреческой мифологии невозможно в полной мере постижение европейского, в том числе и русского, искусства, начиная с эпохи Возрождения, когда, после глухой поры Средневековья, европейцам открылась прелесть Античности. На античные сюжеты написаны некоторые картины Тициана, Рубенса, Рембрандта, К. Брюллова, В. Серова, оперы Глюка, драмы Расина, Шекспира. И в наше время художники, драматурги и скульпторы обращаются к сюжетам и образам греческой мифологии, мифологические персонажи многократно упоминаются в произведениях западноевропейской и русской литературы.
В обыденной речи часто употребляются выражения сизифов труд, танталовы муки, ахиллесова пята, олимпийское спокойствие, дойти до геркулесовых столпов, гомерический смех и др., первоначальный смысл которых восходит к греческой мифологии.
Греческие мифы, как и мифы других народов, в фантастической форме отражают далекое прошлое человечества. На основе анализа мифов начали воссоздавать черты общественной и духовной жизни народов глубокой древности. А мифологией стали называть не только совокупность мифов какого-либо народа, но и науку о возникновении мифов.
Наблюдения за североамериканскими индейцами позволили американскому исследователю Льюису Моргану сделать вывод, что многие греческие обычаи обязаны своим происхождением общим для всех первобытных племен законам, а многие мифы, казавшиеся раньше лишь плодом художественной фантазии греков, на самом деле отражают эти законы.
Один из обычаев эпохи матриархата иллюстрирует миф о рождения греческого герои Персея. Наследование в ту пору шло по материнской линии. Поэтому внук, сын дочери вождя, мог этого вождя сместить, а иногда и убить. Вот почему вожди, или «цари», как мы их не совсем правильно называем, часто старались воспрепятствовать замужеству своих дочерей. Так поступил и дед Персея Акрисий, которому была предсказана смерть от руки сына его дочери Данаи. Чтобы избежать рождения внука, Акрисий держал Данаю взаперти, а когда Персей все-таки родился, постарался избавиться от него, бросив мать и сына в море в деревянном ларце.
Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное — и мифы об аргонавтах повествуют о плавании к берегам далекой Колхиды, о чудовищах Сцилле и Харибде, о сиренах — полуженщинах-полуптицах, приманивающих мореходов своим чарующим пением и губящих корабли. Не этой ли жаждой чудесного объясняется наше внимание к любой публикации о чудовище озера Лох-Несс, о снежном человеке или о неопознанных летающих объектах? В человеческой душе всегда теплится вера в конечное торжество справедливости — и герою Гераклу боги даруют бессмертие за его беспримерные подвиги.
Человек, полагали древние греки, не должен забывать об ограниченности своих возможностей, своем бессилии перед стихийными силами — и во многих мифах осуждается «гибрис» — надменность, самонадеянность героя, возомнившего себя равным богам. Царица Ниобея решила, что превосходит богиню Латону, и богиня жестоко покарала ее, убив всех ее детей. Благородный Беллерофонт приказал крылатому коню Пегасу перенести его к богам на Олимп, и был сброшен конем с неба на землю.
(Чтение учителем и хорошо читающими учащимися мифа «Деревянный конь».)
— Ваши впечатления?
— Какие слова и выражения вам были непонятны? Прочитаем их по слогам, затем целыми словами.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение мифа и работа над его содержанием
— Понятен ли вам коварный план хитроумного Одиссея по захвату Трои? Расскажите об этом.
— Прочитайте выразительно слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности.
— Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они развесили уши? Объясните это выражение.
Развесить уши — слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью или, заслушавшись, не реагировать на что-либо важное, забывать о своем деле.
— Расскажите, как погибли Лаокоон и его сыновья.
— Кто еще предупреждал троянцев об опасности?
— Почему погибла Троя? Могла бы она избежать печального конца? Выскажите свое предположение.
— Какое значение в современном мире имеет выражение «троянский конь»? (Примерный ответ. Это выражение стало нарицательным. Означает оно дар, принесенный с целью погубить врага, коварный обман. Из истории известно, что грекам удалось захватить Трою хитростью. Они сделали из дерева огромного коня, спрятали в туловище войско и прикатили его к воротам Трои. На боку коня было написано, что это дар уходящих данайцев богине Афине. Жрец Лаокоон, увидев коня троянцев, сказал свою крылатую фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Все же троянцы приняли эту «жертву». Греки, скрывавшиеся в чреве коня, вышли ночью и, перебив стражу, открыли ворота Трои для своих войск. Так Троя была захвачена.)
2. Работа с «Мифологическим словарем»
— Выпишите из текста в творческую тетрадь имена собственные, которые упоминаются в мифе. Найдите в «Мифологическом словаре» под редакцией Е.В. Мелетинского толкование этих имен.
Это издание представляет собой попытку сводного и систематизированного изложения мифотворчества всех народов мира. Издание ставит цель дать самому широкому кругу читателей необходимый справочный материал, который поможет понять многие произведения литературы и искусства.
(Обучающиеся также могут воспользоваться школьным словариком «Мифологический словарь. Боги и герои (сост. Л.Ф. Корелина, Э.И. Корепина. М.: ВАКО).)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Какое произведение читали на уроке?
— Понравился ли вам миф? Что особенно понравилось?
— Захотелось прочитать другие? Советую вам прочитать эти книги, пользуясь по ходу чтения мифов школьным словариком.
Домашнее задание
Прочитать миф без ошибок. Принести издания мифов для оформления выставки.
Автор: Кутявина С. В.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок игра по литературному чтению, 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Источник