Почему у царя мидасы выросли ослиные уши

Почему у царя мидасы выросли ослиные уши thumbnail

Вот так книга!

Уши Мидаса, лабиринт Минотавра, загадка феникса: 5 фактов о героях греческих мифов

17 октября 2019
1 204 просмотра

Елена Исупова

Ребенку, который не знаком с древнегреческой мифологией, невероятно повезло. Он в любой момент может открыть для себя потрясающий мир. А тот, кто уже читал про могущественных богов, ужасных монстров и великих смертных, с радостью узнает о них что-то новое. «Мифологика» станет хорошим другом. В ней нет утомительных и скучных объяснений — только умопомрачительно красивые иллюстрации и самые интересные факты. Вот некоторые из них.

Почему у Мидаса были ослиные уши?

Мидас был царем Фригии и принимал крайне неудачные решения. Однажды Аполлон и Пан устроили музыкальное соревнование. Судья — горный бог Тмол — решил, что Аполлон сыграл на лире лучше, чем Пан на флейте. Однако Мидас посмел возразить. Аполлон разгневался и за нехватку музыкального вкуса наградил царя ослиными ушами — длинными и покрытыми серой щетиной.

Мифологика

Царь пытался скрыть их под шапкой, но его брадобрей, конечно, увидел их. Он не мог держать в себе тайну, поэтому выкопал ямку и шепнул в нее правду. На этом месте вырос тростник и начал повторять слова брадобрея (и повторяет до сих пор): «У царя Мидаса ослиные уши».

Сколько было горгон?

Каждый слышал историю про Медузу горгону, но не все знают, что сестер было три. Смертная Медуза, чье имя значит «Хранительница», и две бессмертные — Сфено («Могучая») и Эвриала («Далеко прыгающая»). У них были бивни вепрей, бронзовые руки с острыми когтями, широкие рты с длинными змеиными языками, дышащие огнем ноздри, короткие грубые бороды и золотые крылья. Вместо волос у всех извивались и шипели ядовитые змеи. А взгляд Медузы превращал любого в камень.

Греческий герой Персей пообещал царю Полидекту, что сумеет победить Медузу и принесет ее голову. Старухи-грайи дали ему крылатые сандалии, волшебную сумку и шапку-невидимку, Гермес подарил серп из легендарного камня адаманта, а Афина — начищенный до зеркального блеска щит. Персей полетел по воздуху в землю горгон. Когда он добрался туда, те спали. Застав Медузу врасплох, герой не стал смотреть на нее. Он отрубил ей голову, глядя в отражение на щите, засунул голову в сумку и улетел. Сестры проснулись и бросились в погоню, но тщетно: шапка-невидимка скрыла его от их глаз.

Как Минотавр оказался в лабиринте?

Став царем Крита, Минос решил утвердить свое господство в глазах братьев и попросил бога Посейдона послать из моря быка как знак покровительства. Минос пообещал принести его в жертву морскому владыке. Но величественное белое животное так понравилось царю, что он оставил его себе. Посейдон пришел в ярость и покарал Миноса: заставил его жену Пасифаю влюбиться в быка. От этого союза появился Минотавр, что значит «Бык Миноса», хотя настоящее его имя было Астерий («Звездный»).

Минос пришел в ужас от такой неестественной связи и запер Минотавра в лабиринте — сложной системе подземных ходов, из которой было почти невозможно выбраться.

Можно ли сбежать от Цербера?

Многоголовый пес Цербер был стражем подземного царства. Его часто называли просто псом или гончей Аида. У него было множество собачьих голов (обычно считалось, что три, некоторые говорили, что пятьдесят и даже сто). Из его спины росли змеиные головы. Яростный лай этого чудовища пугал даже души умерших. Он вилял хвостом каждому, кто спускался в подземное царство, но пожирал любого, кто пытался оттуда выйти.

Лишь единицам удавалось обойти многоголового зверя и бежать из подземного царства. Искусный музыкант Орфей сумел спуститься в Аид за своей женой Эвридикой только потому, что Цербер застыл в благоговении перед прекрасной музыкой. А еще Цербера можно было усыпить, спрятав сонное зелье в пшеничной лепешке на меду.

Как возрождался феникс?

Феникс жил пятьсот лет. Почувствовав, что жизнь подходит к концу, он летел в Египет. Там он собирал сухие ароматические травы, пряности и ветви и строил себе гнездо на высокой вершине качающейся пальмы. В нем, среди благовоний, он готовился к смерти. Гнездо становилось для феникса могилой и колыбелью одновременно. Солнце дарило птице живительный небесный свет, и ароматное гнездо вспыхивало ярким пламенем. Старое тело феникса сгорало, но пепел начинал шевелиться и подавать признаки новой жизни. Из золы появлялись перья, и рождался маленький феникс, готовый прожить еще пятьсот лет.

По материалам книги «Мифологика»

Обложка поста и иллюстрации — из книги

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020;
проверки требуют 7 правок.

Мидас, превративший дочь в золото

У этого термина существуют и другие значения, см. Мидас (значения).

Мида́с (др.-греч. Μίδας) — имена нескольких фригийских царей.

Исторический Мидас, воевавший с киммерийцами, правил в VII в. до н.э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной.

Мифический Мидас[править | править код]

Мидас[1] был сыном Гордия[2][3] и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте (или сыном Тимола (Тмола) и Идейской Матери[4]). Царь мигдонийцев[5]. Его жену отождествляли с римской Бона Деа[6].

Когда Мидас был ребёнком, муравьи заползли к нему в рот и стали сносить туда пшеничные зерна[7]. Выстроил город Анкиру (Якорь). Орфей завещал ему таинства своих оргий[8]. Посвящён Орфеем в мистерии и распространил таинства богов по Фригии[9]. Якорь, который нашёл Мидас, находился в храме Зевса[10]. Первым нашёл олово и свинец[11].

Легенда повествует об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) Мидас отдал последнему предпочтение перед богом — когда Аполлон состязался с Паном в игре на свирели, Тимол присудил победу Аполлону, а Мидас высказался в пользу Пана[12][нет в источнике]. Брадобрей Мидаса узнал об ослиных ушах и, не в силах держать в себе эту тайну, выкопал ямку и шёпотом рассказал в неё, что у царя Мидаса ослиные уши[13]. Из ямки затем вырос тростник, который, по одной версии, прошелестел сказанное брадобреем, а согласно другой версии, из этого тростника мальчик сделал дудочку, которая поведала тайну. Данная легенда с окончанием в виде рассказавшей правду дудочки (в некоторых вариантах уши козлиные, а не ослиные) послужила основой для народной сказки про царя Трояна (болг. Цар Троян, Цар с магарешките уши, макед. и сербохорв. Цар Тројан, сербохорв. У цара Тројана козје уши), распространённой у южных славян[14][15].

Читайте также:  Почему ребенок теребит уши комаровский

Другая легенда рассказывает, как Мидас приобрел «золотой дар». Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она стала золотой; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара[16].

Вторгся во Фракию[17]. Сады Мидаса, где был пойман Силен, показывали в Македонии[18]. Владел частью Македонии, но был изгнан Караном[19].

Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон[20]. По мнению Пифагора, его душа переселилась в кротонца Миллия[21].

Исторический царь Мидас (VII в. до н. э.)[править | править код]

Прославился богатством[22]. Посвятил дары в Дельфы[23]. Перебил сограждан и стал тираном[24].

Его жена — Демодика из Кимы, дочь кимского царя Агамемнона, первой начала чеканить монету[25]. Побежден киммерийцами[26]. Покончил с собой, выпив бычьей крови[27].

В культуре[править | править код]

  • «Мидас» — балет М. М. Фокина на музыку М. О. Штейнберга (1914)

См. также[править | править код]

  • Синдром Мидаса

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 149—150, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 393—395
  2. ↑ Гордий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Геродот. История I 16
  4. ↑ Гесиод, фр. 352 М.-У.
  5. ↑ Гигин. Мифы 191
  6. ↑ Плутарх. Цезарь 9
  7. ↑ Цицерон. О дивинации I 78; Элиан. Пёстрые рассказы XII 42
  8. ↑ Овидий. Метаморфозы XI 92
  9. ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XI 7, 14; Климент. Протрептик 13, 3
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
  11. ↑ Гигин. Мифы 274
  12. ↑ Ликофрон. Александра 1401
  13. ↑ Птолемей Гефестион; Конон. Мифы // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.231; Овидий. Метаморфозы XI 173—179; Персий. Сатиры I 119—121; Петроний. Сатирикон, фр.28
  14. ↑ Сказка У царя Трояна козлиные уши! – Сербская народная сказка | Хранители сказок (Hobbitaniya.ru)
  15. ↑ Сказка «Царь Троян – козлиные уши», detskie-skazki.com
  16. ↑ Овидий. Метаморфозы XI 100—145; Гигин. Мифы 191
  17. ↑ Ликофрон. Александра 1397 и комм.
  18. ↑ Геродот. История VIII 138
  19. ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога VII 1, 11
  20. ↑ Платон. Федр 264d
  21. ↑ Элиан. Пёстрые рассказы IV 17
  22. ↑ Тиртей, фр. 9 Джентили-Прато
  23. ↑ Геродот. История I 14
  24. ↑ Полиэн. Стратегемы VII 5
  25. ↑ Поллукс. Ономастикон IX 83 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 170
  26. ↑ Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера XI 14 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С. 292
  27. ↑ Плутарх. Тит 20

Ссылки[править | править код]

  • Мидас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

В истории, рассказанной Овидием, царь Мидас был призван судить состязание двух музыкантов, двух богов: Аполлона и Пана. Аполлон, покровитель искусств, играл на кифаре, и звуки текли, как мед, к сладкой радости слушавших. Козловидный Пан, меряясь с ним мощью игры, насвистывал невпопад на флейте. Горный бог Тмол, ставший им судьей, скривился от блеяния флейты и похвалил Аполлона. Но не мог умолчать Мидас, вкусов своих не скрывавший. Он присудил победу Пану, ибо тот прельстил его «варварской песней своей» . И тогда Аполлон воздал царю по таланту, наградив неистребимым клеймом — длинными ушами осла: «Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью, твердо стоять не велел и дал им способность движенья» .

С тех пор царь Мидас похаживал среди народа, натянувши на дурью башку огромный фригийский колпак, под которым уши были не видны. Вот только к цирюльнику этот стяжатель денег и славы явился поневоле без колпака, разоблачив свою тайну. Царской властью он запретил цирюльнику болтать об увиденном. У того же слова на кончике языка зудели. Пошел цирюльник из дома, лег на землю, вырыл ямку, пошептал туда, пошутил «все про уши да про уши» , а ямочку тут же зарыл, чтоб ни слова окрест не вырвалось.

Да не подумал он, что не клялась земля и уговор держать потому не станет. Пророс на том месте тростник; стали его листья играть на ветру да всему свету нашептывать: «У царя Мидаса длинные уши» . Ветер веет, где смеет, — «молвит зарытую речь, обличая Мидасовы уши» . Так полетели правдивые слова, разнося позорную тайну.

Читайте также:  Почему новорожденный чешет ухо

Жалок портрет царя Мидаса. То взял он себя на измор ради россыпи золота, то, не ценя музыку ни на грош, «принял памятное постановление» — осел ослом, даром что выдуманный. Вот таким он остался в памяти.

В центральной части Малой Азии в середине первого тысячелетия до новой эры лежало царство Фригия. В 738 — 695 годах им правил Мидас.
Подлинно же он получил от отца страну, лежавшую в окружении врагов. Самым грозным противником была Ассирия. Огромных трудов стоило Мидасу сдерживать натиск ассирийцев, и когда, казалось бы, опасность миновала, с севера на ослабевшую страну напали кочевники-киммерийцы, пришедшие из южнорусских степей. Царство пало. Потеряв — не все золото мира, но — свои законные владения, Мидас покончил с собой. По легенде, он выпил свежей бычьей крови, которая считалась смертельным ядом. Предполагаемую гробницу Мидаса археологи отыскали в столице Фригии — Гордионе.

Насмешливый миф объяснял как любили греки философствовать даже по пустякам и как колок был их язык! — почему фригийцы и прежде всего их царь носили такую странную коническую шапку из сукна, закрывавшую им голову. Быть может, они прятали что-то под этим колпаком! Что? Ослиные уши!

Так из бытовых деталей складывался миф. Добавим, что фригийцы очень любили играть на флейте. В истории музыки сохранилось даже такое понятие, как «фригийский лад» . Не зря царь, ставший судьей музыкантам, стал расхваливать прежде всего флейтиста.

Со временем царь Мидас, продолжая жизнь популярного персонажа, даже поправил свою репутацию. В некоторых античных легендах его называли открывателем олова и свинца, а также изобретателем якоря — по-гречески ankyra. Мифы переплетаются. Жители городка Анкира (то бишь «Якорево» ) в Малой Азии стали считать, что имя их родине даровал царь Мидас. Теперь на этом месте лежит столица Турции Анкара. Мидас давно стал мифическим персонажем, а город, якобы заложенный им, процветает и богатеет.

Источник

   Дополнительно
 
Почему у царя мидасы выросли ослиные уши

ИСТИННАЯ ИСТОРИЯ ЦАРЯ МИДАСА
    

Царь Мидас
      Скандально известный царь Мидас прославился в веках своей алчностью (он упросил Бахуса (Диониса) сделать так, чтобы все, к чему притрагивается царственная длань, тотчас обращалось в золото) и глупостью. Об этом последнем качестве красноречиво свидетельствовали ослиные уши, которыми Мидаса увенчали за безграмотное судейство состязания, в наши дни, надо полагать, получившего бы название “конкурс эстрадных исполнителей”.

      Миф об алчности царя Мидаса.

      Однажды Силен, наставник Бахуса, после большой попойки, заблудился в лесу и долго бродил в поисках своих товарищей, пока, наконец, не добрался до дворца Мидаса, царя Ливии. Как только Мидас увидел красный нос и оплывшее жиром тело заблудившегося странника, он тотчас узнал в нем Силена – учителя Бахуса и вызвался отвезти его к божественному ученику. Увидев Силена, Бахус обрадовался и пообещал, что выполнит любую просьбу Мидаса. Мидас, который был очень алчным, упал на колени и попросил бога сделать так, чтобы все, чему он прикоснется, тут же превращалось в золото. Бахус тут же заверил, что его желание будет исполнено, и Мидас, возрадовавшись, что его предприятие увенчалось успехом, по пути во дворец дотрагивался пальцами до разных предметов, и все они мгновенно превращались в золото. Вид этих и других чудес, вызванных простым прикосновением, наполнил его сердце радостью, и он велел слугам приготовить роскошный пир и пригласил всех своих придворных разделить его радость. Его приказы были выполнены без промедления, и Мидас сиял от счастья, усаживаясь во главе пиршественного стола и окидывая взглядом блюда и вина, приготовленные для угощения. Но тут его ждало неожиданное открытие — скатерти, тарелки и кубки тоже превращались в золото, так же как и еда и питье, как только он касался их своими губами. И среди изобилия его терзали муки голода, и драгоценный дар, который не давал Мидасу утолить этот голод, сделался для него проклятьем. Измученный Мидас прошел дорогу, по которой он гордо двигался несколько часов назад, снова бросился на колени перед Бахусом и попросил его забрать ненужный больше дар, из-за которого он не мог ни есть, ни пить. Его отчаяние тронуло Бахуса, и он велел Мидасу искупаться в реке Пактол, если хочет избавиться от дара, так быстро ставшего проклятием. Мидас поспешил к реке и погрузился в ее воды, не заметив, что даже песок под его ногами стал золотым. И именно с тех пор река Пактол течет по золотым пескам на берегу.

Уши царя Мидаса
      Ослиные уши царя Мидаса.

      В поэме Овидия “Метаморфозы” рассказывается о музыкальном состязании Аполлона и Пана. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. Простые, бесхитростные звуки свирели Пана не могли сравниться с величественной мелодией Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас, царь Фригии, не восторгался игрой Аполлона, а хвалил Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор царь Мидас стал обладателем ослиных ушей, которые он старательно прятал под большим тюрбаном, пытаясь сохранить свое уродство втайне. Но ему это не удалось: болтливый брадобрей, узнавший тайну Мидаса, не в силах хранить молчание, выкопал ямку и прошептал свой секрет. Из ямки вырос тростник, из тростника вырезали дудочку, и песня дудочки ославила незадачливого царя на весь свет. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

      Однако новейшие открытия американских археологов опровергают расхожее мнение о царе и с блеском подтверждают поговорку, гласящую, что истину следует искать не где-нибудь, а в вине.

      Ученые из Археологического музея Пенсильванского университета обнаружили, что 2700 лет назад в Малой Азии на поминках по усопшему Мидасу рекой лился некий диковинный напиток (сейчас его назвали бы коктейлем) — смесь пива, вина и меда.

      Вероятно, современный выпивоха не преисполнился бы воодушевлением при мысли об этом нектаре. Но дотошный химический анализ показал, что точно такой же грог или пунш поглощали греки на Крите времен Миноса, а в бронзовом веке его пивали жители Микен — города, мифический правитель которого, Агамемнон, командовал греческим войском в Троянскую войну.

      По мнению ученых, находка остатков коктейля в гробнице Мидаса в центре современной Турции, близ Анкары, свидетельствует о том, что миф об этом царе хотя бы частично соответствует действительности. Его подданные, фригийцы, оказались вовсе не выходцами с Ближнего Востока, а европейцами из мест, которые ныне зовутся северной Грецией.

      Дело в том, что упомянутый выше коктейль принадлежит древней европейской питейной традиции. Его остатки находили в раскопках на скандинавских землях и даже в Шотландии, где обнаружены следы материальной культуры пятитысячелетней давности.

      Когда в VIII веке до нашей эры царь Мидас воссел на фригийский трон, ближневосточные народы уже пять тысяч лет курили вино. А вот в Греции оно появилось только в античные времена.

      Археологи Пенсильванского университета уже полвека ведут раскопки столицы Фригии, Гордиона, знаменитого, помимо прочего, пресловутым Гордиевым узлом. В 1957 году они сумели отыскать деревянный саркофаг Мидаса с хорошо сохранившимся скелетом царя, но лишь совсем недавно им пришло в голову сделать полный химический анализ содержимого найденных в гробнице глиняных сосудов, и выяснилось, что участники поминальной трапезы лакомились жареной бараниной и козлятиной, приправленными средиземноморскими травами и какими-то бобовыми растениями, скорее всего чечевицей. А в бронзовом бочонке с изображением льва и агнца оказались высохшие остатки того самого коктейля.

      Если верить мифу, Мидас был македонским царем и жил во дворце, окруженном садом, в котором произрастали едва ли не одни розы. Как раз на этом этапе его биографии бог Дионис и наделил царя обманчиво полезной способностью обращать в золото все, к чему прикасалась его рука. Очень скоро Мидас понял, что сглупил, попросив бога дать ему столь неудобный дар (в золото превращались и пища, и напитки, к которым он прикасался), и принялся умолять взять эту способность обратно. Дионис уважил и эту просьбу, но обставил согласие некоторыми условиями, и Мидасу пришлось отправиться в Азию, где его усыновил бездетный фригийский царь Гордий.

      По мнению ученых, фригийцы были индоевропейским народом, выходцами из Греции, которые пересекли Средиземное море в самом конце первого тысячелетия до нашей эры или чуть раньше и осели в Малой Азии, покорив господствовавшие там хеттские племена. А Мидас, который был вовсе не алчным тупцом, но храбрым и искусным воителем, правил Фригией во времена ее наивысшего экономического и ратного могущества. Соседние ассирийские племена знали его под именем Мита и называли царем-воителем.

      Как раз в эпоху Мидаса была изобретена латунь — красивый желтый сплав меди с цинком. По некоторым предположениям, именно это изобретение произвело большое впечатление на современников и породило миф о царе, превращавшем все в золото.

      Приблизительно в 700 году до нашей эры Мидас скончался от естественных причин в возрасте 60—65 лет.

      Однако существует и гипотеза, сторонники которой утверждают, что фригийцы пришли не из Европы, а с востока. Об этой теории упоминал еще древний летописец Геродот, сообщавший, что, по мнению египтян, фригийцы были древнейшим народом Земли.

      Археологи не нашли в Гордионе золота и иных сокровищ (зато обнаружено много красивой резной деревянной мебели с мозаичными вставками, едва ли не самой древней на Земле). Правда, и свидетельств того, что Мидас вел полуголодное существование, тоже нет. Он ел мясо, пил коктейль и, судя по состоянию скелета, при жизни не страдал никакими серьезными недугами. И, разумеется, не носил ослиных ушей.

      В конце концов Фригия перешла под власть Лидии, а та, в свою очередь, была захвачена персами, потому что лидийский царь Крез не нашел ничего лучшего, кроме как внять бездумному и безответственному, мягко говоря, совету дельфийского оракула и напасть на Персию. А в итоге уничтожил одну из величайших империй древности — свою собственную.

Мидас и Бахус
Никола Пуссен. Мидас и Бахус

Состязание Пана с Аполлоном
Состязание Пана с Аполлоном, около 1630 год

Царь Мидас судит состязание Аполлона и Пана
Дж.Б.Тьеполо. Царь Мидас судит состязание Аполлона и Пана

Мидас чествует Вакха и Силена
Гиллис ван Валькенборх. Мидас чествует Вакха и Силена. 1598.

Оглавление

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта “Брянский край” могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.

      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт “Брянский край”.

      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.

      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.

      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,

Администратор сайта “Брянский край”

 
Читайте также:  Почему слуховой аппарат ставят на одно ухо

Источник