Почему у цыган есть серьга в ухе

Почему у цыган есть серьга в ухе thumbnail

В истории цыган есть много «белых пятен» для широкой общественности. Исход из Египта или междуречья Цзы и Ганги — уже серьезная дискуссия, так как ни один заслуживающий доверия источник не подтверждает ни одну, ни вторую версию. Кстати, а вот в фольклоре самих цыган есть легенда о первой стране ромов (цыган) — и это как раз междуречье Цзы и Ганги. Есть у цыган традиции и обычаи, настолько глубоко уходящие в историю тысячелетий, что даже современные потомки тех первых цыган вряд ли знают о них. Настало время стремительной информации, и часть обычаев попросту исчезла.

Как у многих восточных народов, у цыган были свои сословия, рода, и даже примитивная форма кастовой сегрегации. Правда, о статусе цыгана в собирательном смысле кастовая принадлежность (их 4 основных – влахи, серви, ловари, урсары) почти ничего не говорила. Это были скорее «профессиональные разряды», где были попрошайки, воры, ремесленники, торговцы краденым и золотом (высшая каста). С золотом, вернее — с золотыми серьгами, и связана одна из цыганских этнических легенд.

В пору, когда случайно встреченного человека нельзя было начать расспрашивать о чем-либо, многие народы пользовались внешними опознавательными знаками. Где-то это могли быть татуировки, где-то — особая форма одежды или головных уборов, а у древних цыган были золотые метки в ушах. Обычно различной формой (геометрией) сережек различались пресловутые 4 протокасты цыган, и серьги эти носили только женщины. Ряд историков полагает, что эти 4 геометрических контура известны каждому, кто хоть раз в жизни брал в руки игральные карты — это символы мастей (пики, треф, бубны, черви). Масть червей недвусмысленно повторяет почти буквально название одной из каст — серви.

Но цыганский фольклор немыслим без мужчин с серьгами в ушах. Конечно, сейчас это уже почти анахронизм, но буквально до середины прошлого века можно было встретить цыгана с серьгой в ухе. Это не было ни кастовой меткой, ни декоративным украшением.

Цыганский обычай обязывал вешать серьгу на ухо мальчику, рожденному (выросшему с младенчества) без одного из родителей. Серьга конической или вытянутой формы обычно означала утрату отца, овальной или округлой – матери.

Это давало некоторые привилегии такому человеку в таборе и даже в цыганском обществе целой страны. Кстати, у цыган мира свыше 30 диалектов, поэтому единого цыганского языка не существует. Зато серьга в ухе говорила о понятном для любого цыгана трагичном и тяжелом детстве мужчины. Исключительно редко встречались мужчины-цыгане и с двумя проколотыми ушами, и это было обозначением круглого сироты.

Многие восточные народы тесно общались с цыганским обществом. Среди самих цыган даже ходит байка о том, что накануне распятия Христа пара цыган украла гвозди, приготовленные для страшной цели. С тех пор, гласит цыганская легенда, господь благоволит цыганам во всем, что касается краж и обмана. В периоды становления восточных государств цыгане подвергались гонениям, унижениям, попадали в опалы правителям, но хранили и чтили свои обычаи. И когда в сериале «Великолепный век» мы видим евнуха Сюмбюля с серьгой в ухе, то мало задумываемся над его реальным прототипом. Вполне вероятно, что ребенком он был похищен из цыганской семьи. Из неполноценной, без одного из родителей.

P.S. В ряде регионов планеты (в Индии и в странах Африки) и по сей день есть места, где единственной формой идентификации человека остается внешний знак принадлежности к народности или месту.

Если вам понравилась статья, нажимайте “палец вверх” (лайк) и подписывайтесь на канал “Тайны Востока”.

Источник

Felis

Оракул

(50762)

12 лет назад

Достоверно известно, что в Азии семь тысяч лет назад уже существовали искусные мастера, делавшие серьги для мужчин. У древних египтян и ассирийцев серьга обозначала высокое положение в обществе. Серьга в ухе древних римлян отличала раба, а в ухе древнего грека – зарабатывающего проституцией. А центурионы Цезаря носили кольца в сосках как знак храбрости.

В средневековой Европе мужским серьгам свойственны периоды взлетов и падений. В XIII в. католическая церковь запретила изменять тело, сотворенное “по образу и подобию”. Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Но в то время как законопослушные переставали носить серьги, не боявшиеся гнева божьего пираты, воры и цыгане, не спешили отказываться от этого украшения. Причины для ношения серег у этих категорий граждан были разные. Цыгане, например, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному “дну”. Каждая серьга у пирата означала взятый корабль. Но и обычные мореходы носили серьги – в этом случае кольцо в ухо продевалось после пересечения экватора. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол.

Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын у матери-одиночки, в правом – единственный сын у родителей, в обоих ушах – последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, превыше всего почитающей семью, атаман или есаул должен был оберегать такого человека. Даже в самую лихую годину войны его не имели права подвергать смертельной опасности, посылая в пекло битвы.

Эпоха Возрождения реабилитировала опальные украшения. Официально запрет не был снят, просто о нем предпочли “забыть”. Существует портрет французского короля Генриха III. В левом ухе у монарха – серьга.

На Руси со времен древних славян и вплоть до XII в. мужчины носили одинцы – так называли одиночные мужские серьги. Существовало даже определение для мужчины, носящего серьгу, – серьгач. Но в эпоху боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью. Не было смысла надевать их под длинные парики. Тогда только дворовый люд носил так называемые “холопьи серьги” – знак принадлежности определенному хозяину. Во время правления Елизаветы, когда парики стали короче, мочки придворных щеголей снова украсились серьгами.

Читайте также:  Почему писк в ухе

Среди военных серьги вошли в моду во времена правления Павла I . Причем это были именно женские серьги. Русские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, дарили им свои серьги, что подтверждает пословица: “Для милого дружка не жаль сережки из ушка”. Женские серьги оберегали и младенцев мужского пола – их использовали в качестве оберега, чтобы обмануть злых духов. (Считалось, что черные силы вряд ли заинтересуются малоценными девочками. ) Так сережки стали мужским талисманом.

Трогвар дем Биннори

Мудрец

(13758)

12 лет назад

у всех перечисленых категорий людей серьга в ухе означает одно и то-же, просто уже в 19 веке, на русском флоте это понятие потеряло смысл как и татуировки. серьга в ухе означала что матрос отслужил половину срока. а вот казаки и цыгане до сих пор обозначают так единственного сына – продолжателя рода.

 E.S.

Профи

(857)

12 лет назад

Про моряков знаю. Легенда: когда моряк тонет, то серьга как плата за его погребение глубинным обитателям.

Oleg BondarenkoУченик (184)

4 года назад

Серьга в ухе традиция, конечно, английская. Раньше считалось, что моряк может надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Горн, где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореход имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках,..

Пользователь удален

Просветленный

(24756)

12 лет назад

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Мужские серьги известны с 3-го тысячелетия до н. э. У ассирийцев они были в форме жезла или копья покровителя Вавилона бога Мардука. Сохранились серьги сложной конфигурации египетского фараона Рамсеса ХII – длиной 16 см.

А древние римляне серьгу в ухе мужчины считали знаком рабства.

Зато во Франции король Генрих II Валуа носил в правом ухе грушевидную жемчужину.

Однако уже в Cредние века серьга в ухе моряка означает: он переходил экватор. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол.

Серьга в ухе пирата – однажды захваченное судно с золотом.

У русских солдат обычай носить в ухе серьгу возродился во время кавказских войн: грузины и армяне нередко протыкали мальчикам уши из суеверия, чтоб защититься от некоторых болезней, а наши переняли у них этот обычай. Особенно модно это было у кавалеристов. Первым восстал против “глупой моды” генерал Кульнев, командир Павлоградского полка, и издал приказ: сдать серьги в 24 часа! События происходили во времена императора Павла I – борца с тем, что нынче называют “унисекс”: кружевами, побрякушками, завивками и пр. Конечно,
серьга не была признаком женственности у офицеров, а, скорее, указывала на принадлежность ее хозяев к славному кавалерийскому воинству.

Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом – единственный сын у родителей. В обоих ушах – последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, особенного человека. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло.

https://www.liveinternet.ru/users/starpantera/post25931903

Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье. Кроме того, цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка мужского пола
https://www.beautynet.ru/men-fashion/395.html

Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному “дну”.

На Руси со времен древних славян и вплоть до XII в. мужчины носили одинцы – так называли одиночные мужские серьги. Существовало даже определение для мужчины, носящего серьгу, – серьгач. Дворовый люд носил так называемые “холопьи серьги” – знак принадлежности определенному хозяину.

Среди военных серьги вошли в моду во времена правления Павла I . Причем это были именно женские серьги. Русские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, дарили им свои серьги, что подтверждает пословица: “Для милого дружка не жаль сережки из ушка”. Женские серьги оберегали и младенцев мужского пола – их использовали в качестве оберега, чтобы обмануть злых духов.

А в каком ухе носят серьги сейчас? Как ни странно, но такой вопрос периодически возникает. Отвечаем. Считается, что в мочке правого уха серьги носят геи. Но это только считается. На самом деле – в левом.

Михаил Бобрешов

Знаток

(467)

4 года назад

У цыган это был семейный ритуал. Пираты же имели свои различия поэтому и носили серьги в соответствии со своим чином, положением на корабле. Например, серьга в ухе показывала чин у казака и его положение в семье. Например, князь Светослав носил серьгу в мочке левого уха, из золота с рубином и двумя жемчужинами по бокам от него. Рубин значил кровь народа, который доверил князю свою защиту, две жемчужины значили мужское и женское начала, т. е. судьба будущих поколений. Носить такую серьгу имел право только князь, воеводы носили золотые серьги, рядовые дружинники — серебряные. Таков был порядок.

Источник

Почему у цыган есть серьга в ухе

Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.

Читайте также:  Почему у котенка шелушатся уши

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов.

Давайте попробуем разобраться, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ

Мифы и правда о цыганах

Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон

Мифы и правда о цыганах

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать

Мифы и правда о цыганах

Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ

Мифы и правда о цыганах

Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги

Мифы и правда о цыганах

В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся

Мифы и правда о цыганах

Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии

Мифы и правда о цыганах

Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Читайте также:  Почему окисляется золотая сережка в ушах

Цыганки — вольнолюбивые

Мифы и правда о цыганах

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

Почему у цыган есть серьга в ухе
А.Козакевич. “Украденное дитя”. Х., м. 1880-е годы.

Украденные дети

“Лежи тихо — а то тебя цыганка украдёт!” Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?

Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди “Прекрасная египтянка”, или “Цыганку” Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века “Невинная египтянка” Жана-Пьера Камю. Но пьеса “Проделки Скапена”, созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1

Вспомним также “Цыганочку” Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго — украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка “Женитьбы Фигаро”? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.

Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет — настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма — снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.

Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же “часто”, как таборное людоедство.

Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. “Похитители” были немедленно арестованы, началось следствие — и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..

Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?

Не будем забывать, что цыгане — такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…

Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.

Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как “лишний рот”. После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.

Миф о пресловутой лени таборных мужчин

Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной “Роль мужчины в традиционном цыганском обществе”

источники
https://www.moya-planeta.ru/travel/view/mify_i_pravda_o_cyganah_25152/
https://gypsy-life.net/mif-main.htm

Посмотрите, что делают цыгане в Париже. Вот еще Неизвестный геноцид цыган и Цыганские фокусы

Источник