Почему у мидаса ослиные уши

Озвучка доступна в режиме обучения
Эта история о том, как у царя Мидаса выросли ослиные уши. Царь пытался скрыть их, но все тайное всегда становится явным.
Мидас больше не любил богатство, теперь он жил просто, часто бродил по лесу и познакомился с богом природы Паном.
Пан любил играть на флейте. У него получалось плохо, но Мидасу всё равно нравилась его игра.
– Ты прекрасно играешь, Пан! – говорил ему Мидас, – ты бы мог состязаться с самим Аполлоном!
Пан поверил Мидасу и вызвал Аполлона на состязание.
Судьей решили сделать горного бога Тмола. И вот, состязание началось.
Первым играл Пан. Его музыка была ужасна. Все лесные звери в ужасе разбежались от такой музыки. Даже Тмол заткнул уши. Одному Мидасу музыка понравилась.
Затем настал черед Аполлона.
Аполлон взял свою лиру и заиграл прекрасную музыку. Все животные заслушались и вылезли из своих укрытий. И вот, когда Аполлон закончил играть, Тмол должен был выбрать победителя.
Тмол поднялся и сказал:
– Победитель – Аполлон! А игра Пана ужасна!
Все лесные животные были согласны с ним. Один Мидас был против.
– Ты не прав, Тмол! Ты несправедлив! – сказал Мидас, – Пан победитель! Его мелодия приятнее для ушей.
Услышал Аполлон эти слова Мидаса и обиделся.
Перед уходом, Аполлон обиженно сказал Мидасу:
– У того, кому больше нравится музыка Пана, чем моя, должны быть другие уши, Мидас!
С этими словами, Аполлон ушел. Мидас тоже пошел домой.
По дороге домой, Мидас вдруг почувствовал, что его уши стали тяжелыми. Мидас посмотрел на себя в отражении ручья и увидел страшное: его уши стали ослиными!
Уши Мидаса стали серыми и длинными. Тут Мидас все понял! В наказание за обидные слова, Аполлон сделал уши Мидаса ослиными. Испугался Мидас и спрятался в кусты. Он боялся, что его увидят с ослиными ушами и поднимут на смех. А такого он допустить не мог, он же царь!
До самого вечера Мидас сидел в кустах. А вечером обмотал себе голову повязкой и спрятал под ней уши. В таком виде он дошел до дома.
С тех пор, Мидас всегда ходил во фригийском колпаке, и никто никогда не видел его ослиных ушей. Но Мидас не мог скрывать свой секрет вечно. Один человек все-таки увидел ослиные уши Мидаса.
Это был слуга Мидаса. Когда у Мидаса отрастали волосы и борода, этот слуга стриг его. Мидас запретил слуге рассказывать этот секрет кому-либо.
– Если ты расскажешь об этом кому-нибудь, тебя казнят! – сказал Мидас.
И слуга обещал молчать. Но молчать ему было нелегко.
Слуга был очень болтливым, и ему хотелось рассказать кому-нибудь свою тайну. И один раз он не выдержал.
Однажды слуга побежал на берег реки, выкопал в земле ямку, наклонился над ней и прошептал:
– У царя Мидаса ослиные уши!
И сразу засыпал ямку землей.
Через какое-то время на том месте, где была эта ямка, вырос камыш.
Один пастух сорвал камыш и сделал из него дудочку. Когда он подул в нее, дудочка заиграла:
– У царя Мидаса ослиные уши!
Так все люди узнали тайну царя Мидаса.
А суд человека, который ни в чём не разбирается, с тех пор называют судом Мидаса.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020; проверки требуют 7 правок.
Мидас, превративший дочь в золото
У этого термина существуют и другие значения, см. Мидас (значения).
Мида́с (др.-греч. Μίδας) — имена нескольких фригийских царей.
Исторический Мидас, воевавший с киммерийцами, правил в VII в. до н.э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной.
Мифический Мидас[править | править код]
Мидас[1] был сыном Гордия[2][3] и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте (или сыном Тимола (Тмола) и Идейской Матери[4]). Царь мигдонийцев[5]. Его жену отождествляли с римской Бона Деа[6].
Когда Мидас был ребёнком, муравьи заползли к нему в рот и стали сносить туда пшеничные зерна[7]. Выстроил город Анкиру (Якорь). Орфей завещал ему таинства своих оргий[8]. Посвящён Орфеем в мистерии и распространил таинства богов по Фригии[9]. Якорь, который нашёл Мидас, находился в храме Зевса[10]. Первым нашёл олово и свинец[11].
Легенда повествует об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) Мидас отдал последнему предпочтение перед богом — когда Аполлон состязался с Паном в игре на свирели, Тимол присудил победу Аполлону, а Мидас высказался в пользу Пана[12][нет в источнике]. Брадобрей Мидаса узнал об ослиных ушах и, не в силах держать в себе эту тайну, выкопал ямку и шёпотом рассказал в неё, что у царя Мидаса ослиные уши[13]. Из ямки затем вырос тростник, который, по одной версии, прошелестел сказанное брадобреем, а согласно другой версии, из этого тростника мальчик сделал дудочку, которая поведала тайну. Данная легенда с окончанием в виде рассказавшей правду дудочки (в некоторых вариантах уши козлиные, а не ослиные) послужила основой для народной сказки про царя Трояна (болг. Цар Троян, Цар с магарешките уши, макед. и сербохорв. Цар Тројан, сербохорв. У цара Тројана козје уши), распространённой у южных славян[14][15].
Другая легенда рассказывает, как Мидас приобрел «золотой дар». Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она стала золотой; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара[16].
Вторгся во Фракию[17]. Сады Мидаса, где был пойман Силен, показывали в Македонии[18]. Владел частью Македонии, но был изгнан Караном[19].
Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон[20]. По мнению Пифагора, его душа переселилась в кротонца Миллия[21].
Исторический царь Мидас (VII в. до н. э.)[править | править код]
Прославился богатством[22]. Посвятил дары в Дельфы[23]. Перебил сограждан и стал тираном[24].
Его жена — Демодика из Кимы, дочь кимского царя Агамемнона, первой начала чеканить монету[25]. Побежден киммерийцами[26]. Покончил с собой, выпив бычьей крови[27].
В культуре[править | править код]
- «Мидас» — балет М. М. Фокина на музыку М. О. Штейнберга (1914)
См. также[править | править код]
- Синдром Мидаса
Примечания[править | править код]
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 149—150, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 393—395
- ↑ Гордий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Геродот. История I 16
- ↑ Гесиод, фр. 352 М.-У.
- ↑ Гигин. Мифы 191
- ↑ Плутарх. Цезарь 9
- ↑ Цицерон. О дивинации I 78; Элиан. Пёстрые рассказы XII 42
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 92
- ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XI 7, 14; Климент. Протрептик 13, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
- ↑ Гигин. Мифы 274
- ↑ Ликофрон. Александра 1401
- ↑ Птолемей Гефестион; Конон. Мифы // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.231; Овидий. Метаморфозы XI 173—179; Персий. Сатиры I 119—121; Петроний. Сатирикон, фр.28
- ↑ Сказка У царя Трояна козлиные уши! – Сербская народная сказка | Хранители сказок (Hobbitaniya.ru)
- ↑ Сказка «Царь Троян – козлиные уши», detskie-skazki.com
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 100—145; Гигин. Мифы 191
- ↑ Ликофрон. Александра 1397 и комм.
- ↑ Геродот. История VIII 138
- ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога VII 1, 11
- ↑ Платон. Федр 264d
- ↑ Элиан. Пёстрые рассказы IV 17
- ↑ Тиртей, фр. 9 Джентили-Прато
- ↑ Геродот. История I 14
- ↑ Полиэн. Стратегемы VII 5
- ↑ Поллукс. Ономастикон IX 83 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 170
- ↑ Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера XI 14 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С. 292
- ↑ Плутарх. Тит 20
Ссылки[править | править код]
- Мидас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источник
|
|
Источник