Почему у мидаса ослиные уши

Почему у мидаса ослиные уши thumbnail

Озвучка доступна в режиме обучения

Почему у мидаса ослиные уши

Эта история о том, как у царя Мидаса выросли ослиные уши. Царь пытался скрыть их, но все тайное всегда становится явным.

Почему у мидаса ослиные уши

Мидас больше не любил богатство, теперь он жил просто, часто бродил по лесу и познакомился с богом природы Паном.

Почему у мидаса ослиные уши

Пан любил играть на флейте. У него получалось плохо, но Мидасу всё равно нравилась его игра.
– Ты прекрасно играешь, Пан! – говорил ему Мидас, – ты бы мог состязаться с самим Аполлоном!

Пан поверил Мидасу и вызвал Аполлона на состязание.

Почему у мидаса ослиные уши

Судьей решили сделать горного бога Тмола. И вот, состязание началось.

Почему у мидаса ослиные уши

Первым играл Пан. Его музыка была ужасна. Все лесные звери в ужасе разбежались от такой музыки. Даже Тмол заткнул уши. Одному Мидасу музыка понравилась.
Затем настал черед Аполлона.

Почему у мидаса ослиные уши

Аполлон взял свою лиру и заиграл прекрасную музыку. Все животные заслушались и вылезли из своих укрытий. И вот, когда Аполлон закончил играть, Тмол должен был выбрать победителя.

Почему у мидаса ослиные уши

Тмол поднялся и сказал:
– Победитель – Аполлон! А игра Пана ужасна!

Все лесные животные были согласны с ним. Один Мидас был против.

Почему у мидаса ослиные уши

– Ты не прав, Тмол! Ты несправедлив! – сказал Мидас, – Пан победитель! Его мелодия приятнее для ушей.

Услышал Аполлон эти слова Мидаса и обиделся.

Почему у мидаса ослиные уши

Перед уходом, Аполлон обиженно сказал Мидасу:
– У того, кому больше нравится музыка Пана, чем моя, должны быть другие уши, Мидас!

С этими словами, Аполлон ушел. Мидас тоже пошел домой.

Почему у мидаса ослиные уши

По дороге домой, Мидас вдруг почувствовал, что его уши стали тяжелыми. Мидас посмотрел на себя в отражении ручья и увидел страшное: его уши стали ослиными!

Почему у мидаса ослиные уши

Уши Мидаса стали серыми и длинными. Тут Мидас все понял! В наказание за обидные слова, Аполлон сделал уши Мидаса ослиными. Испугался Мидас и спрятался в кусты. Он боялся, что его увидят с ослиными ушами и поднимут на смех. А такого он допустить не мог, он же царь!

Почему у мидаса ослиные уши

До самого вечера Мидас сидел в кустах. А вечером обмотал себе голову повязкой и спрятал под ней уши. В таком виде он дошел до дома.

Почему у мидаса ослиные уши

С тех пор, Мидас всегда ходил во фригийском колпаке, и никто никогда не видел его ослиных ушей. Но Мидас не мог скрывать свой секрет вечно. Один человек все-таки увидел ослиные уши Мидаса.

Почему у мидаса ослиные уши

Это был слуга Мидаса. Когда у Мидаса отрастали волосы и борода, этот слуга стриг его. Мидас запретил слуге рассказывать этот секрет кому-либо.
– Если ты расскажешь об этом кому-нибудь, тебя казнят! – сказал Мидас.

И слуга обещал молчать. Но молчать ему было нелегко.

Почему у мидаса ослиные уши

Слуга был очень болтливым, и ему хотелось рассказать кому-нибудь свою тайну. И один раз он не выдержал.

Почему у мидаса ослиные уши

Однажды слуга побежал на берег реки, выкопал в земле ямку, наклонился над ней и прошептал:
– У царя Мидаса ослиные уши!

И сразу засыпал ямку землей.

Почему у мидаса ослиные уши

Через какое-то время на том месте, где была эта ямка, вырос камыш.

Почему у мидаса ослиные уши

Один пастух сорвал камыш и сделал из него дудочку. Когда он подул в нее, дудочка заиграла:
– У царя Мидаса ослиные уши!

Так все люди узнали тайну царя Мидаса.
А суд человека, который ни в чём не разбирается, с тех пор называют судом Мидаса.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020; проверки требуют 7 правок.

Мидас, превративший дочь в золото

У этого термина существуют и другие значения, см. Мидас (значения).

Мида́с (др.-греч. Μίδας) — имена нескольких фригийских царей.

Исторический Мидас, воевавший с киммерийцами, правил в VII в. до н.э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной.

Мифический Мидас[править | править код]

Мидас[1] был сыном Гордия[2][3] и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте (или сыном Тимола (Тмола) и Идейской Матери[4]). Царь мигдонийцев[5]. Его жену отождествляли с римской Бона Деа[6].

Когда Мидас был ребёнком, муравьи заползли к нему в рот и стали сносить туда пшеничные зерна[7]. Выстроил город Анкиру (Якорь). Орфей завещал ему таинства своих оргий[8]. Посвящён Орфеем в мистерии и распространил таинства богов по Фригии[9]. Якорь, который нашёл Мидас, находился в храме Зевса[10]. Первым нашёл олово и свинец[11].

Легенда повествует об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) Мидас отдал последнему предпочтение перед богом — когда Аполлон состязался с Паном в игре на свирели, Тимол присудил победу Аполлону, а Мидас высказался в пользу Пана[12][нет в источнике]. Брадобрей Мидаса узнал об ослиных ушах и, не в силах держать в себе эту тайну, выкопал ямку и шёпотом рассказал в неё, что у царя Мидаса ослиные уши[13]. Из ямки затем вырос тростник, который, по одной версии, прошелестел сказанное брадобреем, а согласно другой версии, из этого тростника мальчик сделал дудочку, которая поведала тайну. Данная легенда с окончанием в виде рассказавшей правду дудочки (в некоторых вариантах уши козлиные, а не ослиные) послужила основой для народной сказки про царя Трояна (болг. Цар Троян, Цар с магарешките уши, макед. и сербохорв. Цар Тројан, сербохорв. У цара Тројана козје уши), распространённой у южных славян[14][15].

Читайте также:  Чистишь уши тошнит почему

Другая легенда рассказывает, как Мидас приобрел «золотой дар». Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она стала золотой; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара[16].

Вторгся во Фракию[17]. Сады Мидаса, где был пойман Силен, показывали в Македонии[18]. Владел частью Македонии, но был изгнан Караном[19].

Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон[20]. По мнению Пифагора, его душа переселилась в кротонца Миллия[21].

Исторический царь Мидас (VII в. до н. э.)[править | править код]

Прославился богатством[22]. Посвятил дары в Дельфы[23]. Перебил сограждан и стал тираном[24].

Его жена — Демодика из Кимы, дочь кимского царя Агамемнона, первой начала чеканить монету[25]. Побежден киммерийцами[26]. Покончил с собой, выпив бычьей крови[27].

В культуре[править | править код]

  • «Мидас» — балет М. М. Фокина на музыку М. О. Штейнберга (1914)

См. также[править | править код]

  • Синдром Мидаса

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 149—150, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 393—395
  2. ↑ Гордий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Геродот. История I 16
  4. ↑ Гесиод, фр. 352 М.-У.
  5. ↑ Гигин. Мифы 191
  6. ↑ Плутарх. Цезарь 9
  7. ↑ Цицерон. О дивинации I 78; Элиан. Пёстрые рассказы XII 42
  8. ↑ Овидий. Метаморфозы XI 92
  9. ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XI 7, 14; Климент. Протрептик 13, 3
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
  11. ↑ Гигин. Мифы 274
  12. ↑ Ликофрон. Александра 1401
  13. ↑ Птолемей Гефестион; Конон. Мифы // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.231; Овидий. Метаморфозы XI 173—179; Персий. Сатиры I 119—121; Петроний. Сатирикон, фр.28
  14. ↑ Сказка У царя Трояна козлиные уши! – Сербская народная сказка | Хранители сказок (Hobbitaniya.ru)
  15. ↑ Сказка «Царь Троян – козлиные уши», detskie-skazki.com
  16. ↑ Овидий. Метаморфозы XI 100—145; Гигин. Мифы 191
  17. ↑ Ликофрон. Александра 1397 и комм.
  18. ↑ Геродот. История VIII 138
  19. ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога VII 1, 11
  20. ↑ Платон. Федр 264d
  21. ↑ Элиан. Пёстрые рассказы IV 17
  22. ↑ Тиртей, фр. 9 Джентили-Прато
  23. ↑ Геродот. История I 14
  24. ↑ Полиэн. Стратегемы VII 5
  25. ↑ Поллукс. Ономастикон IX 83 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 170
  26. ↑ Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера XI 14 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С. 292
  27. ↑ Плутарх. Тит 20

Ссылки[править | править код]

  • Мидас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Читайте также:  Почему не у всех борцов поломаны уши

Источник

   Дополнительно
 
Почему у мидаса ослиные уши

ИСТИННАЯ ИСТОРИЯ ЦАРЯ МИДАСА
    

Царь Мидас
      Скандально известный царь Мидас прославился в веках своей алчностью (он упросил Бахуса (Диониса) сделать так, чтобы все, к чему притрагивается царственная длань, тотчас обращалось в золото) и глупостью. Об этом последнем качестве красноречиво свидетельствовали ослиные уши, которыми Мидаса увенчали за безграмотное судейство состязания, в наши дни, надо полагать, получившего бы название “конкурс эстрадных исполнителей”.

      Миф об алчности царя Мидаса.

      Однажды Силен, наставник Бахуса, после большой попойки, заблудился в лесу и долго бродил в поисках своих товарищей, пока, наконец, не добрался до дворца Мидаса, царя Ливии. Как только Мидас увидел красный нос и оплывшее жиром тело заблудившегося странника, он тотчас узнал в нем Силена – учителя Бахуса и вызвался отвезти его к божественному ученику. Увидев Силена, Бахус обрадовался и пообещал, что выполнит любую просьбу Мидаса. Мидас, который был очень алчным, упал на колени и попросил бога сделать так, чтобы все, чему он прикоснется, тут же превращалось в золото. Бахус тут же заверил, что его желание будет исполнено, и Мидас, возрадовавшись, что его предприятие увенчалось успехом, по пути во дворец дотрагивался пальцами до разных предметов, и все они мгновенно превращались в золото. Вид этих и других чудес, вызванных простым прикосновением, наполнил его сердце радостью, и он велел слугам приготовить роскошный пир и пригласил всех своих придворных разделить его радость. Его приказы были выполнены без промедления, и Мидас сиял от счастья, усаживаясь во главе пиршественного стола и окидывая взглядом блюда и вина, приготовленные для угощения. Но тут его ждало неожиданное открытие — скатерти, тарелки и кубки тоже превращались в золото, так же как и еда и питье, как только он касался их своими губами. И среди изобилия его терзали муки голода, и драгоценный дар, который не давал Мидасу утолить этот голод, сделался для него проклятьем. Измученный Мидас прошел дорогу, по которой он гордо двигался несколько часов назад, снова бросился на колени перед Бахусом и попросил его забрать ненужный больше дар, из-за которого он не мог ни есть, ни пить. Его отчаяние тронуло Бахуса, и он велел Мидасу искупаться в реке Пактол, если хочет избавиться от дара, так быстро ставшего проклятием. Мидас поспешил к реке и погрузился в ее воды, не заметив, что даже песок под его ногами стал золотым. И именно с тех пор река Пактол течет по золотым пескам на берегу.

Уши царя Мидаса
      Ослиные уши царя Мидаса.

      В поэме Овидия “Метаморфозы” рассказывается о музыкальном состязании Аполлона и Пана. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. Простые, бесхитростные звуки свирели Пана не могли сравниться с величественной мелодией Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас, царь Фригии, не восторгался игрой Аполлона, а хвалил Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор царь Мидас стал обладателем ослиных ушей, которые он старательно прятал под большим тюрбаном, пытаясь сохранить свое уродство втайне. Но ему это не удалось: болтливый брадобрей, узнавший тайну Мидаса, не в силах хранить молчание, выкопал ямку и прошептал свой секрет. Из ямки вырос тростник, из тростника вырезали дудочку, и песня дудочки ославила незадачливого царя на весь свет. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

      Однако новейшие открытия американских археологов опровергают расхожее мнение о царе и с блеском подтверждают поговорку, гласящую, что истину следует искать не где-нибудь, а в вине.

      Ученые из Археологического музея Пенсильванского университета обнаружили, что 2700 лет назад в Малой Азии на поминках по усопшему Мидасу рекой лился некий диковинный напиток (сейчас его назвали бы коктейлем) — смесь пива, вина и меда.

      Вероятно, современный выпивоха не преисполнился бы воодушевлением при мысли об этом нектаре. Но дотошный химический анализ показал, что точно такой же грог или пунш поглощали греки на Крите времен Миноса, а в бронзовом веке его пивали жители Микен — города, мифический правитель которого, Агамемнон, командовал греческим войском в Троянскую войну.

      По мнению ученых, находка остатков коктейля в гробнице Мидаса в центре современной Турции, близ Анкары, свидетельствует о том, что миф об этом царе хотя бы частично соответствует действительности. Его подданные, фригийцы, оказались вовсе не выходцами с Ближнего Востока, а европейцами из мест, которые ныне зовутся северной Грецией.

      Дело в том, что упомянутый выше коктейль принадлежит древней европейской питейной традиции. Его остатки находили в раскопках на скандинавских землях и даже в Шотландии, где обнаружены следы материальной культуры пятитысячелетней давности.

      Когда в VIII веке до нашей эры царь Мидас воссел на фригийский трон, ближневосточные народы уже пять тысяч лет курили вино. А вот в Греции оно появилось только в античные времена.

      Археологи Пенсильванского университета уже полвека ведут раскопки столицы Фригии, Гордиона, знаменитого, помимо прочего, пресловутым Гордиевым узлом. В 1957 году они сумели отыскать деревянный саркофаг Мидаса с хорошо сохранившимся скелетом царя, но лишь совсем недавно им пришло в голову сделать полный химический анализ содержимого найденных в гробнице глиняных сосудов, и выяснилось, что участники поминальной трапезы лакомились жареной бараниной и козлятиной, приправленными средиземноморскими травами и какими-то бобовыми растениями, скорее всего чечевицей. А в бронзовом бочонке с изображением льва и агнца оказались высохшие остатки того самого коктейля.

      Если верить мифу, Мидас был македонским царем и жил во дворце, окруженном садом, в котором произрастали едва ли не одни розы. Как раз на этом этапе его биографии бог Дионис и наделил царя обманчиво полезной способностью обращать в золото все, к чему прикасалась его рука. Очень скоро Мидас понял, что сглупил, попросив бога дать ему столь неудобный дар (в золото превращались и пища, и напитки, к которым он прикасался), и принялся умолять взять эту способность обратно. Дионис уважил и эту просьбу, но обставил согласие некоторыми условиями, и Мидасу пришлось отправиться в Азию, где его усыновил бездетный фригийский царь Гордий.

      По мнению ученых, фригийцы были индоевропейским народом, выходцами из Греции, которые пересекли Средиземное море в самом конце первого тысячелетия до нашей эры или чуть раньше и осели в Малой Азии, покорив господствовавшие там хеттские племена. А Мидас, который был вовсе не алчным тупцом, но храбрым и искусным воителем, правил Фригией во времена ее наивысшего экономического и ратного могущества. Соседние ассирийские племена знали его под именем Мита и называли царем-воителем.

      Как раз в эпоху Мидаса была изобретена латунь — красивый желтый сплав меди с цинком. По некоторым предположениям, именно это изобретение произвело большое впечатление на современников и породило миф о царе, превращавшем все в золото.

      Приблизительно в 700 году до нашей эры Мидас скончался от естественных причин в возрасте 60—65 лет.

      Однако существует и гипотеза, сторонники которой утверждают, что фригийцы пришли не из Европы, а с востока. Об этой теории упоминал еще древний летописец Геродот, сообщавший, что, по мнению египтян, фригийцы были древнейшим народом Земли.

      Археологи не нашли в Гордионе золота и иных сокровищ (зато обнаружено много красивой резной деревянной мебели с мозаичными вставками, едва ли не самой древней на Земле). Правда, и свидетельств того, что Мидас вел полуголодное существование, тоже нет. Он ел мясо, пил коктейль и, судя по состоянию скелета, при жизни не страдал никакими серьезными недугами. И, разумеется, не носил ослиных ушей.

      В конце концов Фригия перешла под власть Лидии, а та, в свою очередь, была захвачена персами, потому что лидийский царь Крез не нашел ничего лучшего, кроме как внять бездумному и безответственному, мягко говоря, совету дельфийского оракула и напасть на Персию. А в итоге уничтожил одну из величайших империй древности — свою собственную.

Мидас и Бахус
Никола Пуссен. Мидас и Бахус

Состязание Пана с Аполлоном
Состязание Пана с Аполлоном, около 1630 год

Царь Мидас судит состязание Аполлона и Пана
Дж.Б.Тьеполо. Царь Мидас судит состязание Аполлона и Пана

Мидас чествует Вакха и Силена
Гиллис ван Валькенборх. Мидас чествует Вакха и Силена. 1598.

Оглавление

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта “Брянский край” могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.

      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт “Брянский край”.

      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.

      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.

      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,

Администратор сайта “Брянский край”

 
Читайте также:  Почему болят уши у ныряльщиков на большую глубину

Источник