Почему у мидаса появились ослиные уши

Действующие лица: Орфей, Аполлон, Мидас, Пан, Силен.
Орфей — певец, музыкант. Аполлон — бог Олимпа, бог света, олицетворение мужской красоты, музыкант. Мидас — царь мигдонийцев. Пан — сын Гермеса, покровитель пастухов. Силен — сын Пана и нимфы.
Когда пел Орфей, всё замирало, всё обращалось в слух. Но однажды во время вакханалии какая-то из упившихся вакханок возопила: «Вот он, презирающий нас!» Его забросали камнями, убили. Орфей попал в царство мертвых (там снова соединился с Эвридикой).
Огюст Роден, «Орфей и Эвридика», 1893 г.
Фото: artchive.ru
В это время Вакх, его покровитель, наказал виновниц, обратив их в деревья, а сам собрал компанию своих собутыльников — сатиров и вакханок. Кто потерялся по пьяни — Силен, его схватили крестьяне и притащили к царю Мидасу. Царь так обрадовался своему собутыльнику, что закатил пир на десять дней. И только после этого он отпустил Силена к Вакху.
Вакх на радостях обещал Мидасу исполнить любое его желание. Мидас попросил: «Так сделай, чтоб каждый тронутый мною предмет становился золотом чистым!» Желание исполнилось, но радости не принесло: абсолютно все становилось золотым. Нельзя было даже поесть: еда обращалась в золото! Пришлось ему идти к реке в горах, чтобы избавиться от напасти.
Мидас, превративший дочь в золото
Фото: Уолтер Крейн, ru.wikipedia.org
Мало того, царь Мидас от греха подальше ушел в горы и стал жить с Паном. Пан играл на свирели, ублажая молоденьких нимф. И возомнил он себя музыкантом, превосходящим Аполлона.
Устроили состязание, вся публика и судья, которого звали Тмол, отдали предпочтение Аполлону, только царь Мидас это решение не признал. Аполлон не просто возмутился, он наказал Мидаса:
«…терпеть не изволил, чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши: вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью, твердо стоять им велел и дал им способность движенья» (Овидий, «Метаморфозы»).
Все эти превращения видел только раб, который стриг Мидаса. Его желание рассказать о тайне своего господина было настолько сильным, что он пошел куда-то к берегу реки, выкопал ямку, нашептал туда: «У царя Мидаса ослиные уши!» — закопал и ушел. Из ямки вырос тростник, который на ветру доносил до всех эту новость: «У царя Мидаса ослиные уши!»
Хендрик де Клерк, «Автопортрет»
Фото: ru.wikipedia.org
Хендрик де Клерк (1560−1630) — фламандский художник. Среди его картин — «Состязание Аполлона и Пана».
Хендрик де Клерк, «Состязание Аполлона и Пана», фрагмент «Нимфы», у каждой в руке — флейта, 1621 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Художник представил это состязание как часть вакханалии, точнее, ее начало. Слева и справа — нимфы-вакханки с флейтами и амфорой для вина. В центре со скрипкой — Аполлон, рядом слева — Афина Паллада, его покровительница. Точно в центре — судья Тмор, правее — царь Мидас, он жезлом указывает на Пана, в руке которого — флейта «сиринга».
Хендрик де Клерк, «Состязание Аполлона и Пана», фрагмент «Афина Паллада и Аполлон», 1621 г.
Фото: ru.wikipedia.orgХендрик де Клерк, «Состязание Аполлона и Пана», фрагмент «Пан», в его руке — флейта-сиринга, 1621 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Состязание уже закончилось, судья вынес решение, Аполлон наказал Мидаса ослиными ушами. Где слуга Мидаса — неизвестно, наверное, где-то в кустах.
Хендрик де Клерк, «Состязание Аполлона и Пана», фрагмент «Тмол», 1621 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Поскольку Тмол — бог одноименной реки, на его голове вместо волос — водоросли.
Хендрик де Клерк, «Состязание Аполлона и Пана», фрагмент «Мидас», в его руке — царский жезл, 1621 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Источник
Вот так книга!
Уши Мидаса, лабиринт Минотавра, загадка феникса: 5 фактов о героях греческих мифов
17 октября 2019
1 087 просмотров
Елена Исупова
Ребенку, который не знаком с древнегреческой мифологией, невероятно повезло. Он в любой момент может открыть для себя потрясающий мир. А тот, кто уже читал про могущественных богов, ужасных монстров и великих смертных, с радостью узнает о них что-то новое. «Мифологика» станет хорошим другом. В ней нет утомительных и скучных объяснений — только умопомрачительно красивые иллюстрации и самые интересные факты. Вот некоторые из них.
Почему у Мидаса были ослиные уши?
Мидас был царем Фригии и принимал крайне неудачные решения. Однажды Аполлон и Пан устроили музыкальное соревнование. Судья — горный бог Тмол — решил, что Аполлон сыграл на лире лучше, чем Пан на флейте. Однако Мидас посмел возразить. Аполлон разгневался и за нехватку музыкального вкуса наградил царя ослиными ушами — длинными и покрытыми серой щетиной.
Мифологика
Царь пытался скрыть их под шапкой, но его брадобрей, конечно, увидел их. Он не мог держать в себе тайну, поэтому выкопал ямку и шепнул в нее правду. На этом месте вырос тростник и начал повторять слова брадобрея (и повторяет до сих пор): «У царя Мидаса ослиные уши».
Сколько было горгон?
Каждый слышал историю про Медузу горгону, но не все знают, что сестер было три. Смертная Медуза, чье имя значит «Хранительница», и две бессмертные — Сфено («Могучая») и Эвриала («Далеко прыгающая»). У них были бивни вепрей, бронзовые руки с острыми когтями, широкие рты с длинными змеиными языками, дышащие огнем ноздри, короткие грубые бороды и золотые крылья. Вместо волос у всех извивались и шипели ядовитые змеи. А взгляд Медузы превращал любого в камень.
Греческий герой Персей пообещал царю Полидекту, что сумеет победить Медузу и принесет ее голову. Старухи-грайи дали ему крылатые сандалии, волшебную сумку и шапку-невидимку, Гермес подарил серп из легендарного камня адаманта, а Афина — начищенный до зеркального блеска щит. Персей полетел по воздуху в землю горгон. Когда он добрался туда, те спали. Застав Медузу врасплох, герой не стал смотреть на нее. Он отрубил ей голову, глядя в отражение на щите, засунул голову в сумку и улетел. Сестры проснулись и бросились в погоню, но тщетно: шапка-невидимка скрыла его от их глаз.
Как Минотавр оказался в лабиринте?
Став царем Крита, Минос решил утвердить свое господство в глазах братьев и попросил бога Посейдона послать из моря быка как знак покровительства. Минос пообещал принести его в жертву морскому владыке. Но величественное белое животное так понравилось царю, что он оставил его себе. Посейдон пришел в ярость и покарал Миноса: заставил его жену Пасифаю влюбиться в быка. От этого союза появился Минотавр, что значит «Бык Миноса», хотя настоящее его имя было Астерий («Звездный»).
Минос пришел в ужас от такой неестественной связи и запер Минотавра в лабиринте — сложной системе подземных ходов, из которой было почти невозможно выбраться.
Можно ли сбежать от Цербера?
Многоголовый пес Цербер был стражем подземного царства. Его часто называли просто псом или гончей Аида. У него было множество собачьих голов (обычно считалось, что три, некоторые говорили, что пятьдесят и даже сто). Из его спины росли змеиные головы. Яростный лай этого чудовища пугал даже души умерших. Он вилял хвостом каждому, кто спускался в подземное царство, но пожирал любого, кто пытался оттуда выйти.
Лишь единицам удавалось обойти многоголового зверя и бежать из подземного царства. Искусный музыкант Орфей сумел спуститься в Аид за своей женой Эвридикой только потому, что Цербер застыл в благоговении перед прекрасной музыкой. А еще Цербера можно было усыпить, спрятав сонное зелье в пшеничной лепешке на меду.
Как возрождался феникс?
Феникс жил пятьсот лет. Почувствовав, что жизнь подходит к концу, он летел в Египет. Там он собирал сухие ароматические травы, пряности и ветви и строил себе гнездо на высокой вершине качающейся пальмы. В нем, среди благовоний, он готовился к смерти. Гнездо становилось для феникса могилой и колыбелью одновременно. Солнце дарило птице живительный небесный свет, и ароматное гнездо вспыхивало ярким пламенем. Старое тело феникса сгорало, но пепел начинал шевелиться и подавать признаки новой жизни. Из золы появлялись перья, и рождался маленький феникс, готовый прожить еще пятьсот лет.
По материалам книги «Мифологика»
Обложка поста и иллюстрации — из книги
Источник
В истории, рассказанной Овидием, царь Мидас был призван судить состязание двух музыкантов, двух богов: Аполлона и Пана. Аполлон, покровитель искусств, играл на кифаре, и звуки текли, как мед, к сладкой радости слушавших. Козловидный Пан, меряясь с ним мощью игры, насвистывал невпопад на флейте. Горный бог Тмол, ставший им судьей, скривился от блеяния флейты и похвалил Аполлона. Но не мог умолчать Мидас, вкусов своих не скрывавший. Он присудил победу Пану, ибо тот прельстил его «варварской песней своей» . И тогда Аполлон воздал царю по таланту, наградив неистребимым клеймом — длинными ушами осла: «Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью, твердо стоять не велел и дал им способность движенья» .
С тех пор царь Мидас похаживал среди народа, натянувши на дурью башку огромный фригийский колпак, под которым уши были не видны. Вот только к цирюльнику этот стяжатель денег и славы явился поневоле без колпака, разоблачив свою тайну. Царской властью он запретил цирюльнику болтать об увиденном. У того же слова на кончике языка зудели. Пошел цирюльник из дома, лег на землю, вырыл ямку, пошептал туда, пошутил «все про уши да про уши» , а ямочку тут же зарыл, чтоб ни слова окрест не вырвалось.
Да не подумал он, что не клялась земля и уговор держать потому не станет. Пророс на том месте тростник; стали его листья играть на ветру да всему свету нашептывать: «У царя Мидаса длинные уши» . Ветер веет, где смеет, — «молвит зарытую речь, обличая Мидасовы уши» . Так полетели правдивые слова, разнося позорную тайну.
Жалок портрет царя Мидаса. То взял он себя на измор ради россыпи золота, то, не ценя музыку ни на грош, «принял памятное постановление» — осел ослом, даром что выдуманный. Вот таким он остался в памяти.
В центральной части Малой Азии в середине первого тысячелетия до новой эры лежало царство Фригия. В 738 — 695 годах им правил Мидас.
Подлинно же он получил от отца страну, лежавшую в окружении врагов. Самым грозным противником была Ассирия. Огромных трудов стоило Мидасу сдерживать натиск ассирийцев, и когда, казалось бы, опасность миновала, с севера на ослабевшую страну напали кочевники-киммерийцы, пришедшие из южнорусских степей. Царство пало. Потеряв — не все золото мира, но — свои законные владения, Мидас покончил с собой. По легенде, он выпил свежей бычьей крови, которая считалась смертельным ядом. Предполагаемую гробницу Мидаса археологи отыскали в столице Фригии — Гордионе.
Насмешливый миф объяснял как любили греки философствовать даже по пустякам и как колок был их язык! — почему фригийцы и прежде всего их царь носили такую странную коническую шапку из сукна, закрывавшую им голову. Быть может, они прятали что-то под этим колпаком! Что? Ослиные уши!
Так из бытовых деталей складывался миф. Добавим, что фригийцы очень любили играть на флейте. В истории музыки сохранилось даже такое понятие, как «фригийский лад» . Не зря царь, ставший судьей музыкантам, стал расхваливать прежде всего флейтиста.
Со временем царь Мидас, продолжая жизнь популярного персонажа, даже поправил свою репутацию. В некоторых античных легендах его называли открывателем олова и свинца, а также изобретателем якоря — по-гречески ankyra. Мифы переплетаются. Жители городка Анкира (то бишь «Якорево» ) в Малой Азии стали считать, что имя их родине даровал царь Мидас. Теперь на этом месте лежит столица Турции Анкара. Мидас давно стал мифическим персонажем, а город, якобы заложенный им, процветает и богатеет.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020;
проверки требуют 7 правок.
Мидас, превративший дочь в золото
У этого термина существуют и другие значения, см. Мидас (значения).
Мида́с (др.-греч. Μίδας) — имена нескольких фригийских царей.
Исторический Мидас, воевавший с киммерийцами, правил в VII в. до н.э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной.
Мифический Мидас[править | править код]
Мидас[1] был сыном Гордия[2][3] и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте (или сыном Тимола (Тмола) и Идейской Матери[4]). Царь мигдонийцев[5]. Его жену отождествляли с римской Бона Деа[6].
Когда Мидас был ребёнком, муравьи заползли к нему в рот и стали сносить туда пшеничные зерна[7]. Выстроил город Анкиру (Якорь). Орфей завещал ему таинства своих оргий[8]. Посвящён Орфеем в мистерии и распространил таинства богов по Фригии[9]. Якорь, который нашёл Мидас, находился в храме Зевса[10]. Первым нашёл олово и свинец[11].
Легенда повествует об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) Мидас отдал последнему предпочтение перед богом — когда Аполлон состязался с Паном в игре на свирели, Тимол присудил победу Аполлону, а Мидас высказался в пользу Пана[12][нет в источнике]. Брадобрей Мидаса узнал об ослиных ушах и, не в силах держать в себе эту тайну, выкопал ямку и шёпотом рассказал в неё, что у царя Мидаса ослиные уши[13]. Из ямки затем вырос тростник, который, по одной версии, прошелестел сказанное брадобреем, а согласно другой версии, из этого тростника мальчик сделал дудочку, которая поведала тайну. Данная легенда с окончанием в виде рассказавшей правду дудочки (в некоторых вариантах уши козлиные, а не ослиные) послужила основой для народной сказки про царя Трояна (болг. Цар Троян, Цар с магарешките уши, макед. и сербохорв. Цар Тројан, сербохорв. У цара Тројана козје уши), распространённой у южных славян[14][15].
Другая легенда рассказывает, как Мидас приобрел «золотой дар». Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она стала золотой; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара[16].
Вторгся во Фракию[17]. Сады Мидаса, где был пойман Силен, показывали в Македонии[18]. Владел частью Македонии, но был изгнан Караном[19].
Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон[20]. По мнению Пифагора, его душа переселилась в кротонца Миллия[21].
Исторический царь Мидас (VII в. до н. э.)[править | править код]
Прославился богатством[22]. Посвятил дары в Дельфы[23]. Перебил сограждан и стал тираном[24].
Его жена — Демодика из Кимы, дочь кимского царя Агамемнона, первой начала чеканить монету[25]. Побежден киммерийцами[26]. Покончил с собой, выпив бычьей крови[27].
В культуре[править | править код]
- «Мидас» — балет М. М. Фокина на музыку М. О. Штейнберга (1914)
См. также[править | править код]
- Синдром Мидаса
Примечания[править | править код]
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 149—150, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 393—395
- ↑ Гордий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Геродот. История I 16
- ↑ Гесиод, фр. 352 М.-У.
- ↑ Гигин. Мифы 191
- ↑ Плутарх. Цезарь 9
- ↑ Цицерон. О дивинации I 78; Элиан. Пёстрые рассказы XII 42
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 92
- ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XI 7, 14; Климент. Протрептик 13, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
- ↑ Гигин. Мифы 274
- ↑ Ликофрон. Александра 1401
- ↑ Птолемей Гефестион; Конон. Мифы // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.231; Овидий. Метаморфозы XI 173—179; Персий. Сатиры I 119—121; Петроний. Сатирикон, фр.28
- ↑ Сказка У царя Трояна козлиные уши! – Сербская народная сказка | Хранители сказок (Hobbitaniya.ru)
- ↑ Сказка «Царь Троян – козлиные уши», detskie-skazki.com
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 100—145; Гигин. Мифы 191
- ↑ Ликофрон. Александра 1397 и комм.
- ↑ Геродот. История VIII 138
- ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога VII 1, 11
- ↑ Платон. Федр 264d
- ↑ Элиан. Пёстрые рассказы IV 17
- ↑ Тиртей, фр. 9 Джентили-Прато
- ↑ Геродот. История I 14
- ↑ Полиэн. Стратегемы VII 5
- ↑ Поллукс. Ономастикон IX 83 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 170
- ↑ Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера XI 14 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С. 292
- ↑ Плутарх. Тит 20
Ссылки[править | править код]
- Мидас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источник
добавлена 25 марта в 09:43
Уважаемые подписчики у нас есть группа в телеграмме, будем рады если вы подпишитесь на нее https://t.me/tainy
добавлена 30 января в 18:53
добавлена 21 октября 2019 в 05:51
Иван IV был старшим сыном великого князя Василия III, а кто был его матерью?
добавлена сегодня в 07:50
Как Робинзон продал друга в рабство
А советским читателям об этом не рассказали
Сколько мальчишек, читая в детстве удивительную историю Даниэля Дефо про Робинзона Крузо, сумевшего два с лишним десятка лет прожить на необитаемом острове и не потерять человеческого облика, восхищались силой духа этого героя.
И вообще, весь образ Робинзона казался таким героическим и положительным. Даже то, что он был набожным христианином и постоянно обращался к Библии за моральной поддержкой советскому читате
добавлена сегодня в 07:02
Как виртуозный ювелир Динглингер создал драгоценную «Купальню Дианы»
1. Сегодня я хочу познакомить вас с настоящим шедевром ювелирного искусства, драгоценной «Купальней Дианы», созданной великим ювелиром Европы Иоганном Мельхиором Динглингером. Во второй половине 17-18-м столетиях он создавал такие чудеса, что и сейчас невозможно поверить – неужели все эти шедевры, творения рук человеческих?
Саксонец мог выполнить практически любые желания аристократии и королевских особ, которые привыкли к в
добавлена сегодня в 06:10
Что такое априори и апостериори: объясняю кратко и понятно
Есть философские термины, которые, бывает, входят в обыденную речь. К таким однозначно относится понятие “априори”. Буквально полчаса назад услышала, как в утренней передаче ведущая использовала его, рассказывая о чем-то.
Смысл латинского выражения a priori означает знание, полученное не из опыта, а изначально имеющееся в сознании. В буквальном переводе – “из предшествующего”. Этот термин стал использоваться в гносеологии (как правило,
добавлена сегодня в 05:20
Тот самый, первый “колесный” пароход Роберта Фултона
Это может показаться странным, но… А вы знаете, кто изобрел пароход? Да, возможно вы вспомните наброски Леонардо да Винчи, красивые картинки из книжек про Тома Сойера, но все же? Поехали «вспоминать» тогда вместе.
Говоря строго, первым был Бласко-де-Гарей, еще в 1543-ем. Про его эксперименты доподлинно нам неизвестно. Далее, значимым достижением можно признать лодку с паровой машиной Дени Папина в 1705-ом, уничтоженную завистливыми лодочник
добавлена сегодня в 04:30
На Руси девушки носили «ширинку» на голове. Это как?
Ширинка – русское слово, как и рушник (полотенце). Слово «ширинка» произошло от слова «ширина» и означало «кусок холста, отрезанный по ширине ткани». Когда-то так называли не только передний разрез брюк.
До начала XX века девушки носили на голове полотенчатые платки белого цвета, украшенные вышивкой. Вообще их называли по-разному: «убрус», «ширинка» и просто «платок». Платок аккуратно укладывался вокруг головы, носился поверх подубрусника (
добавлена сегодня в 03:40
Наш нередкий гость комета Галлея
9 февраля 1986 году в последний раз мимо Земли прошла комета Галлея
В этот день комета Галлея максимально приблизилась к Солнцу, прошла через перигелий своей орбиты, как говорят астрономы. И хотя эта комета никогда не приближалась к Земле ближе, чем на 6 млн км, в точке перигелия ее, отражающую яркие солнечные лучи, хорошо видно в ночном небе с Земли. В следующий раз комету можно будет увидеть 28 июля 2061 года.
Ярких комет, проходящих мимо Земли достаточно бл
добавлена сегодня в 02:50
Потомки Распутина: что с ними стало
Григорий Ефимович Распутин (1869-1917) задолго до того, как стал приближенным к царскому двору, обзавёлся семьёй. В 1890 году он женился на такой же глубоко верующей, как он, страстной паломнице Прасковье Фёдоровне Дубровиной. Она родила «старцу» троих детей – дочерей Матрёну и Варвару и сына Дмитрия.
1. На руках Матрена, слева от отца сестра Варвара, справа брат Дмитрий.
В Петербурге
Сведений о детях Распутина немного и они довольно противоречивы. Так, о
добавлена сегодня в 02:00
Последний год жизни матери Пушкина: болела, жила у знакомой и нуждалась в одежде
Материальные дела родителей были не плохи, а очень плохи. При этом жили зимой не в своих имениях (Михайловском или Болдино), а приезжали либо в Москву, либо в столицу. Жилье нужно было снимать, и стоило это удовольствие недешево, хоть квартира, хоть проживание в отеле. Например, в мае 1833 года родители Пушкина жили в «Отель де Пари», рядом с семьей их сына Александра.
Как жила в последний год своей жизни мать поэ
добавлена сегодня в 01:10
Бояре
Бояре были высшим сословием Русского государства в 14-17 веках. Их исключительное положение обеспечивалось несколькими важнейшими привилегиями.
1. Бояре в представлении современных кинематографистов
Правящее сословие России
Во-первых, бояре единственные в России имели право передавать свою землю по наследству. Вся остальная земля (кроме церковной) считалась государевой. Правда, бояре не были гарантированы от конфискации их родовых вотчин за измену государю. Но конфискованные вотчины об
добавлена сегодня в 00:20
Чтобы победить воровство, моряки придумали хитрую уловку. История фразы «пройти красной нитью»
«Пройти/проходить красной нитью» — являться основным, главным, насквозь пронизывать что-либо (фразеологический словарь Н.М. Шанского).
Эта фраза часто встречается в классических произведениях и не вызывает удивления:
Громадные барыши и убытки чередовались между собой. Это переменное счастье проходило красной нитью через всю его жизнь и придавало ей особенно интересную окраску (Д. Н. Мамин-Сибиряк, «
Источник