Почему у зайца длинные уши мнемотаблица
Зинаида Окотэтто
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Зайчик» в средней группе
Тема: «Зайчик».
Цель: Учить составлять рассказ описание о зайце используя технологию мнемотехника (мнемодорожки).
Задачи: Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о диком животном – зайце. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительного, обозначающего детеныша зайца (зайчонок-зайчата). Воспитывать бережное отношение к животным леса.
Материал: мнемодорожка с изображением зайца, игрушка зайчик, картинка зайчик, маска лисы, мольберт, компьютер, проектор.
Ход образовательной деятельности.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Зайка беленький сидит». После игры дети садятся на стульчики. (Прибегает зайчик-игрушка).
Воспитатель от имени зайца: Здравствуйте, ребята. Я пробегал мимо, услышал ваш смех. Решил в гости заглянуть.
Воспитатель: Проходи, зайка. Мы рады тебе.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости зайчик пришел, давайте мы о нем поговорим. Скажите, ребята, где зайчик живет? (в лесу). Значит зайчик какое животное? (Дикое). А еще как можно по-другому сказать? (лесное).
Воспитатель: (слушает зайчика). Ой, ребята, а зайчик говорит, что у него есть брат зайчишка. Он живет в лесу. Вот он (показ картинки зайца на слайде).
Давайте рассмотрим зайчика и расскажем какой он. Какие у зайчика уши? (Длинные). Шерстка какая? (беленькая).
Воспитатель: Правильно. А всегда ли зайка беленький? (Нет, летом зайка серенький, а зимой беленький). София, скажи полным ответом – зимой зайка беленький, а летом серенький. А как вы думаете зачем он меняет цвет шубки? (Чтобы его не поймала лиса или волк. Зимой на белом снегу он не заметен, а летом он под цвет земли). У зайца лапки какие? (Передние лапы короткие, а задние длинные). А как вы думаете зачем ему длинные лапы. (Чтобы убегать от врагов, от лисы и волка).
Воспитатель: правильно, а врагов у него много. А как ласково мы скажем про зайчика? (заинька, зайчишка).Давайте вспомним семью зайца: папа-заяц, а мама кто? (зайчиха) Как зовут детенышей у зайчихи? (Зайчата). А если он один? (Зайчонок). Чем питаются зайцы? (летом травку кушают, кору дерева гложут). А где же у зайчика дом? (он живет под кустом).
Воспитатель: а теперь встаньте в кружок, поиграем в игру. Я буду говорить слова, если это про зайца, то вы прыгаете. А если нет, то вы хлопаете. (Трусливый, злой, быстрый, косой, голодный, хитрый, осторожный, смелый, зубастый, пугливый, косолапый).
Воспитатель: ребята, садитесь на стульчики. А сейчас мы составим рассказ о зайце. А помогут нам вот эти картинки (показ мнемодорожки). Послушайте сначала как я расскажу рассказ. «Заяц живет в лесу. У него длинные ушки, короткий хвост, задние лапки у него длиннее чем передние. Они помогают ему спасаться от врагов-от лисы и волка».
Воспитатель: а теперь, ребята, вы расскажите. Аня, иди расскажи о зайце рассказ, а мы послушаем. (выходят 3-4 ребенка, с помощью мнемотаблицы рассказывают рассказ о зайце).
Воспитатель: молодцы, ребята. Чем мы сегодня занимались? Вам понравилось на занятии. Зайке так понравилось в гостях у нас. Но ему пора уходить к себе в лес. Скажем зайчику до-свидания. Он придёт к нам еще в гости.
Источник
Зинаида Макаренко
«Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом мнемотехники». Занятие для детей старшей группы
Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хваста» методом мнемотехники»
(занятие для детей старшей группы)
Автор-составитель: Макаренко З. А., воспитатель
Цель: учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения мнемотаблицы сказки по ходу её изложения.
Задачи:
Речевое развитие:
• Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
• подбирать карточки (мнемотаблица) по сюжету сказки;
• закрепить знания детей о гласных и согласных/ твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове;
• совершенствовать произношение звуков Л – ЛЬ в чисто говорках;
• упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением;
• закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным;
• расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
Художественно-эстетическое развитие:
• закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности при создании книги при помощи мнемотаблицы.
Социально-коммуникативное развитие:
• Учить находить решение поставленной проблемы, формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации;
• формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы.
Предварительная работа.
Чтение сказки А. Н. Толстой «Заяц-хваста». Беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей сказки. Отгадывание загадок. Отгадывание слов по первым буквам в названии картинок.
Оборудование: цветы красного, синего и зеленого цвета, вырезанные из картона, мнемотаблица (разрезная, письмо, сундучок, книга-раскладушка.
Используемая литература:
Большева Т. И. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого «Заяц-хваста».
Содержание
Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно, но прежде чем мы его прочтём, вы попробуйте отгадать, от кого это письмо. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: он не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать от кого письмо.
Дети: Это птица?
Воспитатель: Нет, это не птица.
Дети: Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети: Может это какой-то зверек?
Воспитатель: Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про зайчика).
Загадка.
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? …
(Зайчишка)
Читаем письмо:
«Здравствуйте дорогие ребята! У меня случилась беда. Злой волк украл мою любимую книгу и спрятал её. Пожалуйста, помогите мне отыскать книгу. Очень жду».
Воспитатель: Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем зайчику отыскать книгу? (ответы детей)
«Чтобы найти книгу, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться».
– Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
Ля-ля-ля – вот моя земля;
Ли-ли-ли – мы козу пасли;
Лю-лю-лю – я вас всех люблю.
– Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем.
– Ребята смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.
– Куда нам ребята нужно идти? (прямо)
1. – Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета?
Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.
Воспитатель: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке (дети называют).
– А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах (бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек, заяц, волк, дерево).
– Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? (Белка). Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.
Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Д/и: «Скажи наоборот».
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая /юбка/
Длинное – короткое /платье/
Сильный – слабый /спортсмен/
Веселая – грустная /девочка/
Высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
– Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой ёлочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
– «Я помогу вам дальше пройти, если вы выполните моё задание».
Отгадай слово по первым буквам в названии картинок.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Давайте проведём физминутку.
Физминутка.
Дети: Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
4. Воспитатель: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
– Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Д/и: «Путаница»
Послушайте предложения, найдите в них ошибки и составьте правильно.
1. Вася хочет оцарапать кошку.
2. Заяц гонится за волком.
3. Малыш учит маму ходить.
4. Ослик едет на мальчике.
5. Школа спешит к Алёше.
6. На чашке стоит тумбочка.
7. Собака кормит хозяина.
8. Сено жуёт корову.
9. Мышка охотится на кота.
10. Стол стоит на тарелке.
– Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, я думаю, уже недалеко находится книга.
5. – Ребята, посмотрите, какой огромный гриб. А за ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Д/и: «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик (какой) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик (что делает) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д.
Настроение у зайчика (какое) – радостное, веселое, счастливое.
– Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. А вот и книга! Хотите ее открыть? Тогда тихонечко садимся. Открываем? (открываем книгу, в которой нет страниц)
– Ребята, книга пустая. Кто-то вырвал все страницы. Что же делать? Как мы будем ее зайчику отдавать?
– Посмотрите на обложку книги. Про кого здесь была сказка? (Заяц-хваста)
– Ой, ребята здесь ещё конверт с картинками, они нам и помогут.
– Ребята, а мы с вами на прошлом занятии читали эту сказку. Давайте постараемся вспомнить при помощи картинок (мнемотаблица).
Почему зайца назвали хваста?
Где жил заяц?
Как ему жилось?
Зачем он забрался к крестьянину на гумно?
Перед кем хвастался заяц?
Как он хвастался?
Кому рассказали зайцы о хвастунишке?
Как ворона назвала зайца?
Что случилось потом с вороной?
Кто помог ей?
Что сказала ворона зайцу?
Молодцы, мы вспомнили, пересказали и собрали сказку.
– Для того чтобы наша сказка жила в книге сказок, нужно ее рассказать, в этом нам помогут наши схемы. Кто хочет рассказать сказку? (вызывается ребенок, который рассказывает сказку по схемам)
– Молодцы, ребята! Зайчик обрадуется нашей книге.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать?
– Кому мы сегодня помогали?
– Что больше всего вам понравилось?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– А какое показалось самым сложным?
– Зайчик тоже приготовил для вас сюрприз. (Вручение сладостей)
Источник
Ольга Устюгова
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблиц» в средней группе
Занятие по развитию речи:
Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблиц»
Цель: учить детей правильному рассказыванию сказки с помощью мнемотаблиц.
Задачи:обучающие – продолжаем учить называть отличительные признаки диких животных (заяц, лиса, используя мнемотаблицы; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку; упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составить сказку связно в логической последовательности;
Развивающие– развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Воспитательные – воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Оборудование – мнемотаблицы «Лиса», «Заяц», сказка «Заюшкина избушка».
Словарная работа: заяц-дикое животное, лиса-дикое животное, избушка, лубяная, ледяная.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание и обсуждение символов диких животных (лиса, заяц) по мнемотаблицам.
Ход.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель перед ними. Рядом стол и мольберт с магнитной доской. Раздается стук и появляются герои настольного герои (лиса и заяц).
В: – Здравствуйте, дети!
Д: – Здравствуйте!
В: – Дети, а кто пришли к нам сегодня гости?
Д: – Лиса и заяц.
В: – Правильно. Что вы сможете о них сказать?
Д: – Заяц и лиса – дикие животные.
В: – Правильно. А почему?
Д: – Потому что они живут в лесу.
В:- А теперь давайте отгадаем загадку:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это?
Д: – Заяц.
В: – Молодцы, дети. А давайте мы с вами расскажем про зайца.
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».
Заяц – это дикое животное. Он живет в лесу. У него четыре ноги, тело покрыто зимой белой шерстью, а летом серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Детенышей зайца называют зайчатами. Когда вырастет ест морковку, траву, капусту.
В: – Молодцы!А сейчас еще отгадаем загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Как ее зовут?
Д: – Лиса.
В: – Правильно. А кто сейчас попробует рассказать про лису.
Рассказывание по мнемотаблице «Лиса»
Лиса – дикое животное, живет в лесу. У нее четыре ноги, тело покрыто рыжей густой шерстью. У лисы длинный пушистый хвост. Детенышей лисы называют лисятами. Лиса любит есть зайцев, мышей. Лиса – хитрое животное.
В: – Да, молодец!
Снова раздается стук и появляются герои настольного театра – собака, медведь, петух. Здороваются с детьми.
В: – Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло! Кто же к нам в гости пришли, дети?
Д: – Собака, петух, медведь.
В: – Верно! Кто же из них домашнее, а кто дикое животное.
Д: – Собака – домашнее животное. Петух – домашняя птица. Медведь – дикое животное.
В: – Правильно, молодцы. А теперь всех героев приглашаем на игру «Зеркало». Я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.
– А кто вспомнит, какими словами обычно начинаются сказки?
Д: -Жили-были, однажды…
В: – Молодцы! А какими словами заканчиваются сказки?
Д: – Сказкизаканчиваются словами: стали жить да поживать, да добра не знать, а вот и сказке конец, кто слушал то молодец…
В: – Молодцы! А кто знает, из какой сказки наши герои пришли к нам в гости?
Д: – Наши герои пришли из сказки «Заюшкина избушка».
В: – Правильно, дети!
Дается 2 мнемотаблиц (например, «Теремок», «Заюшкина избушка»)на выбор детей.
В: – Какой из этих сказок подходит к нашей сказке? (Дети выбирают.)
– А сейчас, дети, давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Заюшкина избушка».
Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» по мнемотаблице.
Жили-были лиса и заяц. У зайца была избушка лубяная, а у лисы ледяная. Наступила весна – красна. У лисы избушка растаяла. Вот лиса попросилась у зайца переночевать да его самого и выгнала.
Идет дорогой заяц и плачет. Навстречу ему собака и хотела помочь горю, но и собаку лиса выгнала. Затем медведя выгнала лиса, после медведя петух с косой выгнал лису. Стали заяц и петух стали жить да поживать, да горя не знать.
-Вам понравилось занятие?
-Что больше всего понравился вам?
-Кто из героев вам больше понравился? Почему?
Источник
Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»
Тип: краткосрочный, исследовательский, тематический.
Педагогические цели:
приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.
Задачи:
1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.
2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька – зайчишка);
3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;
4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;
5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;
6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.
Гипотезы исследования:
1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.
2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.
Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:
1. Подумать самостоятельно.
2. Спросить у взрослых.
3. Позвонить бабушке в деревню
4. Посмотреть книги.
5. Обратиться к компьютеру
6. Понаблюдать
В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.
Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?
Первое, что приходит на ум — что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху — благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.
Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.
А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.
Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.
Реализация тематического планирования в течение
недели: в формах организации и видах деятельности
Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-
«В гости зайка к нам пришел».
Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».
Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».
Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».
Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».
Отгадывание загадок.
Рисование «Угощение для зайчика».
Лепка «Морковка для кролика».
Конструирование «Заюшкина избушка».
Аппликация «Заюшка».
Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».
Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды
Просмотр документального фильма про зайца
Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)
Постановка проблемных вопросов.
Использование дидактических игр по теме.
Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».
Дидактическая игра «Найди маму».
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».
Дидактическая игра
«Накорми животное».
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.
Дидактическая игра
«Где чей хвост?”
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.
Вовлечение родителей в образовательный процесс
Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».
Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».
Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.
Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».
Посещение «Зоопарка».
Чтение художественной литературы по теме.
Помощь в организации выставки по теме.
Заключительным этапом является презентация проекта.
– Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»
– Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».
Источник