Почему закладывает уши в самолете физика

Почему закладывает уши в самолете физика thumbnail

С неприятными ощущениями на момент взлета и посадки самолета сталкиваются многие люди – у большинства пассажиров закладывает уши. Почему это происходит, и можно ли справиться с этой проблемой своими силами? Опасно ли это? Рассматривая строение уха и процессы, возникающие при взлете, можно детально разобраться в специфике происходящего и ответить на все вопросы. На практике это будет совсем не сложно, особых загадок здесь нет.

Основная причина происходящего – это перепады давления. А почему они воздействуют на пассажира борта именно таким образом – на этот вопрос ответит именно детальное его рассмотрение.

Строение уха человека

Строение уха человекаСтроение уха человека

Орган слуха имеет сложное строение, он состоит из наружной, средней и внутренней части. Наружная часть – это ушная раковина, внутри же ухо представляет собой систему камер и слуховых ходов, где располагается барабанная перепонка и другие миниатюрные органы, отвечающие за восприятие звуковых сигналов.

Система очень чувствительна не только к звукам, но и к давлению. При изменении показателей давления могут возникать различные аномалии слухового восприятия, а также неприятные ощущения. Они наблюдаются при нырянии на глубину даже в несколько метров – давление под водой возрастает, что вызывает неприятные ощущения вплоть до боли в ушах.

Изменения окружающей среды при полете

Заложенность в ушах при взлете возникает из-за наступающей разницы давления внутри человеческого организма и в той среде, в которой ему приходится присутствовать. В норме эти показатели совпадают, поэтому никаких неприятных ощущений в обыденной жизни не возникает, исключения наблюдаются редко. Именно при перепадах давления такое и при возникновении разницы между внутренними и внешними показателями этот симптом фиксируется наиболее часто.

При взлете самолет разгоняется и быстро набирает высоту, попадая в пространство, где давление оказывается существенно ниже. Ведь чем выше удается подняться от поверхности планеты, тем меньше оказывается давление. Это не опасно для организма человека, который может адаптироваться к новым обстоятельствам, но это происходит не мгновенно.

Интересный факт: уши может закладывать при любом стремительном движении вверх или вниз. Это отмечается даже на скоростных лифтах.

Почему в самолете изменяется давление при взлете и посадке?

Клапан регуляции давления

Считать, что самолет полностью герметичен – ошибочно. Фюзеляжи имеют отверстия, обеспечивающие воздухообмен с окружающей средой, что обеспечивает регуляцию давления внутри корпуса. Если бы этого не было, корпус мог бы получить повреждения из-за сильных перепадов при взлете и посадке. Специальная автоматизированная система контролирует воздухообмен, регулируя показатели в том балансе, который позволяет людям чувствовать себя комфортно и исключает риск повреждения корпуса. Именно благодаря ее работе показатели давления меняются – без этого невозможно было достичь безопасности полета.

Давление внутри самолета начинает меняться уже при его разгоне на земле, и затем, при взлете, оно также подлежит колебаниям. Однако все происходит в рамках заданных безопасных параметров. Система снабжена аварийными механизмами сброса воздуха при превышении показателей давления, также ее можно регулировать вручную, что исключает риски. И потому максимум, что может произойти неприятного из-за перепадов давления – это заложить ненадолго уши.

Как избавиться заложенности в ушах?

Стюардесса с леденцами

Таким образом, заложенность в ушах при взлете – это естественное явление, из-за которого не стоит беспокоиться. Оно может представлять определенные риски только для людей, которые отправились в полет, будучи сильно простуженными. В этом случае возрастает риск появления отита. Во всех прочих случаях оно не заслуживает волнения. Тем более, что и избавиться от ощущения будет вовсе не сложно, для этого существуют проверенные, простые в исполнении методики.

Для выравнивания давления существует естественный механизм – в слуховой трубе есть отверстие, которое открывается при совершении глотательного движения, зевании. Соответственно, нужно просто зевнуть или совершить глотательное движение. А еще можно сразу взять с собой леденец, чтобы сосать его в момент взлета, и вообще не сталкиваться с закладыванием ушей.

Маленькому ребенку можно дать бутылочку – это тоже избавит от неприятных ощущений, капризов. Многие люди помнят леденцы, карамель под названием “Взлетная” с изображением самолета на фантике. Эти конфеты создавали именно с целью уменьшения дискомфорта пассажиров при взлете, посадке самолета. Их или им подобные леденцы часто раздаются стюардессами перед взлетом самолета и его посадкой. Ведь посадка тоже связана с перепадами давления, к которым необходимо адаптироваться.

Что делать, если обычные способы не помогают?

Беруши для полетов

Некоторые люди тяжело переживают заложенность в ушах, и подолгу не могут от нее избавиться. Если обычные методы не помогают, можно продуть ухо, заткнув нос, и пытаясь выдохнуть через него. Это безопасный способ, позволяющий создавать избыточное давление в гортани, выталкивать пробку, если таковая сформировалась.

Читайте также:  Почему некоторые люди могут двигать ушами

Кроме того, людям, склонным к заложенности и испытывающим чрезмерно сильный дискомфорт от этого явления, можно порекомендовать не спать во время взлета и посадки. А еще можно заранее обзавестись берушами, созданными для перелетов, эти изделия могут исключить проблему полностью, избавляя от перепадов давления во внутреннем ухе.

Людям, принявшим решение не отказываться от перелета во время простуды, стоит порекомендовать взять в дорогу капли, обеспечивающие эффект сужения сосудов. Ведь воспалительные процессы затрудняют свободную циркуляцию воздуха в полостях, это происходит из-за отеков и других сопутствующих явлений.

Сужающие сосуды препараты уменьшают отечность, минимизируя неприятные эффекты. При аллергических проявлениях стоит лететь с антиаллергенными препаратами. Но в целом, врачи настоятельно рекомендуют откладывать путешествия, если вы не здоровы.

Таким образом, заложенность ушей при взлете или посадке самолета – это нормальное явление, вызванное особенностями физиологии человека,строения его слухового аппарата и воздействия перепадов давления. В норме заложенность быстро проходит, однако если она сохраняется долго, или если возникают боли, необходимо обратиться к врачу.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Для того, что бы избавиться от заложенности, а так же боли и неприятных ощущениях в ушах, необходимо выровнять давление.

Ежедневно огромное количество людей по всему миру совершает авиаперелеты.

И вне зависимости от того, куда пассажир летит, сколько он заплатил за билет, какой у него класс и есть ли возможность принять горизонтальное положение или ноги упираются в спинку впереди стоящего кресла, его может донимать заложенность и даже боль в ушах.

Подобный дискомфорт испытывают многие люди.

Но стоит ли опасаться подобных реакций организма, и могут ли они иметь более серьезные последствия?

Забегая наперёд скажу – да, болевые ощущения во время полёта хоть и не часто, но могут становиться причиной развития потери слуха. О том, почему это происходит, и какие меры предосторожности стоит предпринять и как защитить слух во время полёта, пойдёт речь в этой статье.

Природа заложенности в ушах во время набора и снижения высоты

Давление. Этим единственным словом можно описать все возникающие во время взлёта и посадки проблемы. Чем выше вы поднимаетесь, тем ниже становится давление вокруг вас. Но это не означает, что человеку противопоказано покорение вершин. Просто поднимаясь в гору, скорость подъёма будет достаточно медленной.

Адаптационный механизм организма успевает уравнивать внутриушное давление с окружающим. Проблемы возникают лишь при резком изменении высоты, когда значения давлений по обе стороны барабанной перепонки стремительно удаляются от знака равно.

В момент резкого набора высоты самолётом, превосходящее давление внутри уха начинает выдавливать барабанную перепонку наружу. Наглядно это очень легко представить, если вы когда-нибудь видели что происходит с хлебом в процессе его выпечки.

Но когда борт самолёта начинает снижение, происходит обратный эффект. Давление внутри уха начинает уступать окружающему и эффект вакуума втягивает барабанную перепонку внутрь.

Растяжение барабанной перепонки – основная причина неприятных и даже болевых ощущений во время взлёта и посадки. Для того, что бы этого избежать, нужно помочь своей евстахиевой трубе осуществить работу по подаче воздуха во внутреннее ухо. Это уровняет давление и позволит избежать неприятных последствий. Ведь во время натяжения барабанная перепонка не может вибрировать. От чего и снижается слух, а звуки кажутся приглушенными.

Меры противодействия заложенности в ушах

Для того, что бы избавиться от заложенности, а так же боли и неприятных ощущениях в ушах, необходимо выровнять давление. Для этого обеспечьте перемещение как можно большего количества воздуха через евстахиеву трубу. Сделать это можно несколькими способами:

  • Сон. Избегайте сна во время снижения и набора высоты;
  • Глоток. Щелчок, который вы иногда слышите в момент глотания, не что иное, как звук перемещающегося по евстахиевой трубе от задней части носа к среднему уху пузырька воздуха. Этот цикл обеспечивает постоянное пополнение воздухом среднего уха, а значит и гарантирует уравновешивание давления. При резком изменении высоты необходимо обеспечить постоянную и интенсивную работу евстахиевой трубы. Это позволит ушам быстро адаптироваться к изменению давления в окружающей атмосфере.
  • Питье. Пейте больше жидкости.
  • Манёвр Вальсальвы. Данная процедура нацелена на уравнивание внутриушного и окружающего давления путём увеличения данного показателя в глотке, приводящего к проталкиванию воздуха по евстахиевой трубе. Сделайте глоток воздуха, закройте рот и зажмите нос. Начните осторожно выдувать воздух, пока давление в ушах не уровняется. Не рекомендуется прибегать к подобному методу в период простудных заболеваний и аллергических реакций, т.к. это может стать причиной развития серьезных ушных инфекций. В этот период можно воспользоваться методом Тойнби. Для этого закройте рот, нос и сделайте несколько глотательных движений.
  • Леденцы, жвачки, соски. Употребление данных продуктов будет стимулировать процедуру глотания, что, как уже было отмечено, является фактором, обеспечивающим равенство давлений. У младенцев диаметр евстахиевой трубы значительно меньше и дискомфорт, испытываемый ими, может быть более ощутимым. В момент набора высоты, а особенно снижения рекомендуется кормить ребёнка из бутылочки или дать ему пустышку. Для детей постарше это может быть леденец или напиток, потребляемый через соломинку. Прежде чем взять на борт самолёта ребенка, а тем более младенца, проконсультируйтесь с педиатром по этому вопросу и выясните допустимость использования ушных капель, чтобы облегчить боль.
  • Беруши. Попробуйте использовать специальные беруши для авиаперелётов, защищающие от перепадов давления.
Читайте также:  Почему закладывает ухо и не проходит

Если перед полётом симптомы аллергии, гриппа или простуды находятся на пике, то задумайтесь о том, что бы отложить перелёт. Ведь помимо того, что вы возможно будете неспособны выравнивать ушное давление, а это может стать причиной травмы или развития инфекции, так ещё и ваши попутчики вряд ли обрадуются распространителю микробов на соседнем сиденье.

Если вы испытываете дискомфорт в ушах или проблемы со слухом спустя несколько дней после полёта, это весомый аргумент для того, что бы показаться на приёме у специалиста по слуху.

Источник

Большинство людей не так часто путешествуют в самолетах, чтобы это стало привычным делом, на которое не стоит обращать особого внимания. А вот почти каждый из числа летающих от случая к случаю отмечает такое неприятное явление как закладывание ушей при взлете и посадке.

Источник изображения: ing.dk

Заложенность ушей при стрельбе

Для объяснения закладывания ушей обратимся к столь далекой вещи от авиации как артиллерия. Тот, кто стрелял из пушек и попадал иногда, наверняка знает (а остальные видели в кинофильмах), что при выстреле весьма желательно открыть рот. Звук, есть не что иное, как волна повышения и понижения давления воздуха. При выстреле из пушки раздается сильный грохот, это происходит из-за местного увеличения давления воздуха. Человек находится рядом и попадает в зону повышенного давления.

Источник изображения: gettyimages.com

А внутри уха, точнее в барабанной полости, давление равно атмосферному. Получается разность давлений, от которой и закладывает уши. Если в момент выстрела зевнуть, или держать рот открытым, то внутреннее отверстие слуховой трубы приоткрывается и давление внутри барабанной полости стремится сравняться с внешним давлением воздуха. Эффект заложенности ушей значительно снижается.

Что происходит в самолете при взлете

Теперь перейдем непосредственно к полетам. При взлете самолет довольно быстро набирает высоту. Атмосферное давление снаружи начинает резко падать. Современные самолеты имеют герметичные салон и кабину. Однако внутри самолета при взлете давление равно атмосферному. Обычный полет происходит на высоте 8-12 км. Давление атмосферы на такой высоте относительно невелико, если внутри самолета давление воздуха останется равным своим показателям на поверхности земли, то фюзеляж начнет распирать изнутри. Хотя современные пассажирские самолеты довольно прочные, лишние силы, действующие на фюзеляж изнутри для небесного судна совершенно ни к чему.

Источник изображения: istockphoto.com

Чтобы избежать большого перепада давлений в самолетах предусмотрены специальные системы жизнеобеспечения, которые стравливают или нагнетают внутреннее давление, регулируют температуру внутри салона и кабины. Происходит это все в автоматическом режиме. Международной нормой для давления внутри салона самолета во время его полета предусмотрено давление, которое имеет атмосфера на высоте 2 500 м. Снижать давление еще ниже не рекомендуется, так как пассажиры будут испытывать постоянный дискомфорт из-за непривычно низкого давления — постоянно живущих в горах среди них очень небольшой процент. Система жизнеобеспечения начинает стравливать давление внутри самолета до этого значения сразу после взлета. А вот внутри барабанной полости оно остается равным давлению атмосферы у поверхности земли. Получившаяся разность давлений, как и в случае с артиллерийским выстрелом, и приводит к эффекту заложенности ушей. Бороться с ним можно с помощью зевка или сосания леденца.

Что происходит внутри самолета при посадке

Источник изображения: nexans.com

Сейчас рассмотрим, почему закладывает уши при посадке. Для того чтобы приземлиться, самолету нужно снизиться c высоты примерно 10 км до поверхности земли. При снижении атмосферное давление снаружи самолета начинает нарастать. Как только самолет пересекает уровень изобары, соответствующий высоте в 2 500 м, система жизнеобеспечения начинает нагнетать воздух внутрь салона, стремясь удерживать внутреннее давление равным внешнему (чтоб фюзеляж не вжимало давлением воздуха внутрь). А вот внутри барабанной полости оно остается соответствовать высоте в 2 500 м. Теперь барабанную полость сжимает внешним давлением внутрь. То есть ситуация становится обратной по отношению к взлету. А борьба с заложенностью ушей может проводиться так, как было описано выше.

Читайте также:  Почему у кота из уха течет кровь что это может быть

Кроме описанных выше причин, связанных с разностью давлений, иногда заложенность ушей может возникнуть по другим биологическим обстоятельствам. К ним относятся: физическая истощенность человека, сильный стресс вызванный необходимостью полета, серная пробка в ухе, некоторые ушные заболевания.

Источник

Некоторые люди чувствуют боль в ухе в момент приземления самолета. Боль может возникнуть уже при снижении самолета и становится весьма интенсивной в момент посадки. Как правило, неприятные ощущения проходят вскоре после посадки. Такие проблемы иногда называют аэроотитом или «самолетным ухом». Вместе с отоларинтологом GMS Clinic, Шмелевой Любовью Петровной, попробуем разобраться из-за чего это возникает, можно ли избежать этого и что делать, если проблема все-таки возникла. Из-за чего закладывает уши.

Боль вызывает разница давления между воздухом в среднем ухе и атмосферным воздухом. Небольшое пространство в среднем ухе позади барабанной перепонки (барабанная полость) в норме заполнено воздухом. Это воздушное пространство соединено с задними отделами носа (носоглоткой) узким каналом под названием евстахиева труба.

Давление воздуха по обе стороны барабанной перепонки должно быть одинаковым. Атмосферное давление тем больше, чем ближе к земной поверхности. Во время приземления самолет опускается, а давление воздуха, соответственно, повышается. Воздух начинает давить на барабанную перепонку, что приводит ко втяжению её внутрь. Резкое втяжение может быть весьма болезненно. Чтобы противодействовать этому, давление внутри среднего уха тоже должно увеличиться. Для этого воздух должен попасть по евстахиевой трубе вверх в среднее ухо. Евстахиева труба обычно закрыта, но открывается время от времени — когда человек глотает, зевает или жует. У большинства людей обычные глотательные и жевательные движения быстро открывают евстахиеву трубу, способствуя прохождению воздуха в барабанную полость для выравнивания давления. У некоторых людей евстахиева труба не открывается так легко, и поэтому давление не может быть выравнено столь же быстро. Кроме того, евстахиева труба может быть уже, чем обычно. Частой причиной заблокированной евстахиевой трубы является воспаление при простуде, насморке, больном горле или аллергии.

Как предотвратить боль в ушах

В идеале любой человек с воспалением в ушах, простудой или респираторной инфекцией не должен летать. Тем не менее, не все могут отменить свои рабочие поездки или полеты в отпуск по этим причинам.

Следующие действия могут помочь людям, которые испытывают боль в ухе при полете:

  • Не спите, когда самолет приземляется. Попросите бортпроводника разбудить вас, когда самолет начнет снижаться. Когда вы не спите, то имеете возможность жевать или глотать — это выравнивает давление в ухе и дает возможность избежать боли и дискомфорта. Малышам тоже не разрешайте спать во время приземления. Дайте им попить или покормите их. Если ребенок кричит, не пытайтесь успокоить его — крик также способствует открытию евстахиевой трубы и выравниванию давления.
  • Рассасывайте леденцы, когда самолет начинает снижаться. Воздух поступит по евстахиевой трубе в барабанную полость, если вы глотаете, зеваете или жуете.
  • Наденьте беруши или наушники с плотными амбушюрами. Беруши часто продаются в аэропортах и во многих аптеках. Они замедляют скорость изменения давления воздуха в наружном слуховом проходе и тем самым уменьшают давление на барабанную перепонку. Следуйте инструкциям, которые прилагаются к ним. Вы можете использовать их во время всего полета, либо только во время набора и высоты и во время снижения.

Как снизить боль в ухе

Глубоко вдохните, затем попытайтесь выдохнуть осторожно с закрытым ртом и зажатым носом. Таким образом воздух не выдыхается наружу, а проходит в евстахиеву трубу. Если вы сделаете это правильно, то можете почувствовать, как воздух «выталкивается» в среднее ухо, и услышите тихий щелчок или хлопок. Повторяйте так каждый раз, когда вы чувствуете дискомфорт в ухе.

Используйте сосудосуживающие спреи, если вы летите на фоне выраженного отека в полости носа. Например, препараты, содержащие ксилометазолин или оксиметазолин. Спрей закапайте в нос примерно за час до предполагаемого времени начала посадки, повторите через тридцать минут.

Примите антигистаминный препарат перед полетом, если заложенность носа вызвана не простудой, а аллергией. Это позволит снять отек и избежать проблемы дискомфорта в ушах.

Когда стоит обратиться к врачу

Если предотвратить заложенность и боль в ухе не удалось, не переживайте. Хотя боль может быть очень интенсивной, она обычно быстро проходит. Используйте болеутоляющие средства, такие как парацетамол, ибупрофен. Если у вас была простуда перед полетом, то евстахиева труба может оставаться заблокированной длительное время и после посадки. Если боль продолжает беспокоить или сохраняется снижение слуха — обратитесь к врачу. А если вы обнаружили появление крови из слухового прохода (признак разрыва барабанной перепонки), то это показание для срочного врачебного осмотра.

Быть здоровым с GMS Clinic легко!

Источник: mommys.ru

Источник