Правое ухо полная глухота

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровы и активны, росли и учились в обществе своих сверстников, вели полноценный образ жизни. Но как быть, если малышу поставили диагноз «сенсоневральная тугоухость 4-й степени», который означает фактически полную глухоту? Что в этом случае делать родителям и на что им в первую очередь нужно направить силы, чтобы помочь ребенку развиваться и не отставать от ровесников? В этой статье родители найдут несколько полезных советов.
В России проблема раннего выявления нарушений слуха у детей была поставлена на государственный уровень более 10 лет назад. Все роддома на сегодняшний день оснащены приборами для регистрации вызванной отоакустической эмиссии, которые позволяют провести аудиологический скрининг новорожденным на 3-4 сутки жизни. Исследование не ставит окончательный диагноз, но помогает своевременно обнаружить возможные проблемы. Если результаты скрининга сомнительны, ребенка направляют на дополнительные диагностические обследования.
Современные приборы способны выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию. Нередки случаи, когда первичные данные, полученные на скрининге, не подтверждаются.
Но что делать, если врач диагностирует сенсоневральную двустороннюю тугоухость 4-й степени – самую тяжелую из всех степеней данной болезни, при которой порог восприятия звука не ниже 71–90 дБ, что означает фактически полную глухоту?
Практика показывает, что родители, впервые услышавшие этот диагноз, не в состоянии его принять сразу и безоговорочно. Словосочетание «четвертая степень» всегда подвергается сомнению. У мам и пап теплится надежда, что врач мог ошибиться по причине своей недостаточной компетентности или из-за неточности диагностического оборудования и у их ребенка не четвертая, а более легкая степень тугоухости. Семьи, особенно живущие в небольших населенных пунктах или в отдаленных регионах, начинают поиск «хороших» клиник, желательно в Москве или Санкт-Петербурге, чтобы пройти у лучших докторов повторное обследование.
Логика родителей понятна, и при любом другом диагнозе действительно нужно не один раз проконсультироваться у разных специалистов. Но в данном случае не стоит тратить на это время, так как, к сожалению, ни третья, ни четвертая степени сенсоневральной тугоухости не поддаются лечению. При этом заболевании клетки внутреннего уха (волосковые клетки, клетки тканей звукопроводящего нерва, нервных волокон и пр.) разрушаются и перестают выполнять свою функцию – проводить звуковые сигналы до коры головного мозга. Диагноз, устанавливаемый с помощью объективного исследования, которое называется «метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП)», точный и не поддается сомнению. При глубокой сенсоневральной тугоухости на аудиограмме отображаются лишь две-три точки по низким частотам – остатки слуха. И двух мнений тут быть не может: ребенок, к большому сожалению, не слышит.
На этом этапе большинство родителей устремляются на поиски причин. Вопрос: «Почему это произошло в нашей семье?» – становится главным. Чтобы получить на него ответ, мамы и папы сдают генетические анализы, проводят всевозможные обследования, опять теряя драгоценное время.
Тогда же они узнают о том, что единственным способом вернуть чаду слух является операция по кохлеарной имплантации. Но само слово «операция» вызывает у родителей большой страх. Все свои силы они бросают на то, чтобы любыми способами ее избежать. Любопытный факт: в сети Интернет огромной популярностью пользуется запрос «лечение глухоты». Это свидетельствует о том, что российские граждане искренне верят, что глухоту можно вылечить. Постоянно работая с родителями, могу сказать, что уже не удивляюсь тому, какими способами они пытаются вернуть своим детям слух – начиная от похода к колдунам и целителям и заканчивая протезированием слуховыми аппаратами. Важно понимать, что нетрадиционная медицина – пустая трата времени и денег. Приблизительно то же самое при данном диагнозе могу сказать о протезировании слуховыми аппаратами. Даже самые дорогостоящие сверхмощные слуховые аппараты бессильны перед тяжелыми степенями сенсоневральной тугоухости, особенно когда остатки слуха концентрируются только на низких частотах. Усиленные с помощью слуховых аппаратов низкие частоты не обеспечивают полноценную слуховую основу, а значит, не может идти развитие слухового восприятия и устной речи ребенка.
Но, не обладая полной, компетентной информацией по данному вопросу, очень многие родители принимают решение протезировать ребенка слуховыми аппаратами. Что в этом случае происходит? Появляется иллюзия развития. Ребенок, который пребывал в тишине, вдруг начинает реагировать на собственное имя, на бытовые ситуации, такие как звонок в дверь, работу кухонных приборов и так далее. То есть на контрасте, когда не было никакой обратной связи, а со слуховыми аппаратами малыш действительно начал слышать звуки, кажется, что протезирование сделано не напрасно и процесс пошел. И в такой надежде, что раз ребенок слышит, значит, все понимает и обязательно заговорит, многие семьи живут несколько лет. Но чуда не происходит. И к трем годам (а именно в этот период малыши с нормальным слухом начинают говорить фразами) дети, которые не слышат, имеют уже очень серьезную задержку в развитии. Ведь без слуха и речи тормозятся абсолютно все процессы.
Расскажу случай из собственной практики. К нам в Центр реабилитации «Тоша&Co» из ближнего Подмосковья приехали мама с сыном. Ребенку 4 года и 7 месяцев, он глухой с рождения. Год назад ему установили кохлеарный имплант, но речь и слух по-прежнему не развиты. Очевидны его задержка и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Это произошло, потому что операция была проведена очень поздно, и теперь ребенку предстоит долгий и сложный путь реабилитации.
Родители должны знать, что для детей активным сенситивным периодом развития речи является возраст до 3 лет. В это время все происходит естественно: ребенок слышит слово, запоминает его, а затем воспроизводит в нужной ситуации. Чем старше ребенок, тем больше усилий ему требуется для формирования пассивного и активного словаря. То есть после четырехлетнего возраста мы уже не можем прогнозировать достижения нормы, мы только говорим о перспективах слухоречевого развития, при котором отставание от нормы неизбежно.
Иная ситуация складывается, если кохлеарная имплантация делается в рекомендованные сроки: как правило, операции разрешают малышам до 1 года (зависит не от возраста, а от веса). Если глухота не отягощена тяжелыми сочетанными нарушениями (справедливости ради стоит сказать, что такие случаи встречаются крайне редко и составляют не более 5%), ребенок воспитывается в благополучной семье, находится в речевой среде и его процессор хорошо настроен, то дети спонтанно развиваются наравне со своими слышащими сверстниками и становятся полноценными членами общества.
Подчеркну, что очень фактором и залогом успеха является принятие родителями диагноза ребенка. Это важная стадия эмоционального состояния мамы и папы, когда приходит четкое понимание целей. Принимая диагноз, взрослые начинают трезво оценивать ситуацию и ищут варианты помощи малышу, способы решения проблемы. Концентрация усилий происходит на вопросе “что делать?” вместо вопроса “кто виноват?”. Часто случается, когда нарушения слуха не врожденные, а приобретенные. Например, ребенок потерял слух после перенесенной болезни, применения ототоксичных препаратов или полученной травмы. Как правило, все развивается за очень короткий срок. В таких случаях часто родители не теряют времени на походы к разным специалистам за уточнением диагноза, не выясняют причин, отчего и почему все так произошло, а сразу переходят к действиям. Если специалисты говорят, что единственным выходом является кохлеарная имплантация, решение об операции принимается незамедлительно. Безусловно, этому способствует тот факт, что до болезни или травмы ребенок слышал и говорил, а теперь не реагирует на звуки и молчит. Родители понимают, что промедление может привести к необратимым последствиям.
К сожалению, практика показала, что нормально развитым детям в возрасте от 2 до 4 лет достаточно трех месяцев жизни в тишине до полного распада речи. В возрасте от 4 до 7 лет при потере слуха речь пропадает или, как минимум, сильно искажается примерно через полгода. И у родителей таких детей стадия принятия диагноза проходит очень быстро. Возможно, даже не преувеличу, если скажу, что многие мамы и папы перешагивают этот этап и сразу переходят на стадию преодоления. Преодолели страшную болезнь, оправились от тяжелой травмы – вот что является самым главным!
Семьям, в которых родились дети с серьезными нарушениями слуха, принять диагноз, безусловно, сложнее. Если психологически родитель так и не может этого сделать, даже когда проблема фактически решена, его специфическое поведение формирует из ребенка инвалида. Вновь приведу случай из практики. В Центр «Тоша&Co» на реабилитацию приехала мама с сыном. Ребенок был имплантирован вовремя, он хорошо развивается, его слухоречевые навыки в норме по всем параметрам. Но мама, которая так и не смогла принять диагноз, чрезмерно жалеет и опекает сына, неустанно создает более щадящие условия для его жизни, воспитания и обучения. И это, безусловно, оказало негативное влияние. Ребенок, который физически не имеет ограничений и может развиваться наравне со сверстниками, фактически выглядит инвалидом. Такое поведение родителей порождает ряд проблем: дети тяжело социализируются, они пугаются малейших сложностей, требуют скидок на свою «инвалидность» и т.д.
К сожалению, на момент поступления в наш Центр по статистике лишь 3-5% родителей смогли преодолеть зацикленность и принять диагноз ребенка. Остальные нуждаются в серьезной психологической помощи. И они ее получают. В «Тоше&Co» высококвалифицированный специалист ведет консультирование родителей по вопросам воспитания, развития, переориентации манипулятивного детского поведения, коррекции внутрисемейных взаимоотношений. Мы помогаем мамам и папам, вселяем в них оптимизм и уверенность в том, что при грамотном подходе с помощью комплекса необходимых занятий и правильного воспитания можно добиться превосходных результатов в реабилитации ребенка и его социализации.
Подводя итог всему вышесказанному, сформулирую пожелания родителям, которые не хотят, чтобы их ребенок жил в мире глухих:
- Постарайтесь смириться с диагнозом. Поймите, что вылечить глухоту невозможно. Единственный эффективный метод реабилитации детей с полной глухотой – кохлеарная имплантация. Несмотря на то, что КИ является высокотехнологичным методом медицинской помощи, подчеркну, что это малоинвазивное вмешательство. Операция длится меньше часа, а уровень профессионализма российских хирургов вызывает большое уважение.
- Не тратьте силы на поиск причины болезни – потратьте их на поиск решения проблемы. В первую очередь узнайте о самых последних достижениях науки и медицины, а также педагогики в области эффективной реабилитации по слуху. Изучите, какие бывают кохлеарные импланты, уточните у специалистов, какие из них лучше подойдут вашему ребенку, с учетом климата, в котором вы проживаете. Выясните, где в будущем вы сможете получать сервисное обслуживание, проходить настройку и комплексную реабилитацию.
- Обратитесь за специализированной помощью к психологу и установите контакты с родителями, дети которых имеют аналогичный диагноз и уже прошли хирургический этап кохлеарной имплантации. Практика показывает, что общение в соцсетях, по телефону, на форумах, при встречах очень помогает родителям. Мамы и папы обмениваются новостями, делятся советами, вместе обсуждают различные проблемы. И все это оказывает им большую поддержку, снимает чувство тревоги, вселяет уверенность в завтрашнем дне.
- Помните, что 80% успеха зависит от реабилитации. Найдите центр с хорошими рекомендациями родителей, убедитесь, что сопровождение и развитие ребенка будет идти комплексно и по индивидуальной программе. Только в случае слаженной работы команды узких специалистов, а именно аудиологов, сурдопедагогов, речевых и музыкальных терапевтов, логопедов, психологов, дефектологов, и индивидуальному подходу реабилитация будет эффективной и успешной.
Искренне желаю вам сил, успешного решения стоящих перед вами задач, и помните, что вы не одни на этом пути.
Источник
Развитие проблем в работе органов правого или левого уха связанно с нарушением его восприятия аудио-сигналов целиком или в пределах определённого диапазона частот в то время, как второе ухо не испытывает подобных проблем.
Как и при двустороннем нарушении, односторонняя потеря слуха классифицируется на:
- лёгкую;
- умеренную;
- тяжелую;
- глубокую.
Развитие нарушений может протекать с момента рождения, а так же в ходе всего жизненного цикла человека. При внезапном проявлении подобного недуга следует незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью.
Причины развития односторонней тугоухости
Причин, послуживших развитию тугоухости на одну сторону, может быть невероятное множество. Зачастую её не удаётся идентифицировать, т.к. это может быть результатом совокупности действия нескольких факторов. К таким можно отнести:
- Болезнь Меньера;
- невринома слухового нерва;
- инфекции;
- травмы;
- сбои в работе системы кровообращения;
- генетическая предрасположенность.
Внезапная односторонняя потеря слуха
Развитие данного недуга может протекать довольно быстро. Это именно тот случай, когда время является решающим фактором. При внезапном возникновении нарушения слуха необходимо незамедлительно обратиться к специалисту для квалифицированной помощи. Это повысит шансы на улучшение ситуации, ведь в 15% случаев, в которых не помогло лечение, наступает глухота.
Последствия односторонней потери слуха
Человеку от рождения дано два уха и на то есть определённые причины. Не стоит думать, что у природы был расчёт создать «запаску» на случай потери одного уха, хотя иногда происходит и так. Наличие двух независимо работающих «приёмников» сигналов, направленных в разные стороны, обеспечивает определение источника, откуда исходит звук. Что позволяет ориентироваться в пространстве. Так же это расширяет качество улавливаемых сигналов. Данный процесс слухового восприятия называется бинуаральным слухом.
Ухудшение или полная потеря слуха на одно ухо, в зависимости от тяжести недуга, влечёт за собой следующие трудности:
- Проблема определения источника звука. В силу того, что не происходит поступления сигнала в оба уха (одного из которых сигнал должен достигать с задержкой), мозгу сложно определить с какой стороны находился источник.
- Ухудшение восприятия звуков в шумной обстановке. Используя ресурсы лишь одного уха, мозг испытывает трудности в отделении ненужных шумов. Процесс сосредоточения на чьей-нибудь речи в таких условиях может составлять определённые трудности.
- Сложность в определении громкости. Всё по тому же принципу происходит и невозможность адекватно оценить громкость слышимого одним ухом звука. Децибел акустического сигнала, услышанного через два уха, кажется более высоким.
- Когнитивная нагрузка на мозг. Она возникает как следствие любой из выше названных трудностей. Меньше исходной информации, больше посторонней, которую мозгу необходимо отфильтровать и вот он уже испытывает трудности в обработке и способен упустить часть важно аудиоинформации.
- Эффект «тени головы». Это распространённая проблема для людей, столкнувшихся с односторонним нарушением слуха. Ей суть заключается в том, что при нахождении источника звука на определённом расстоянии от не слышащего уха, сама голова становится объектом, гасящим звуковую волну, которая оказывается неспособна достичь здорового уха.
Методы лечения при односторонней глухоте
В ситуации с умеренной или лёгкой потерей слуха человеку достаточно обойтись обычным слуховым аппаратом, наиболее отвечающим его требованиям. В случае, когда степень недуга характеризуется как тяжёлая или глубокая, специалист проводит проверку слуха, выявляет причины и назначает использование одной из следующих слуховых систем:
- CROS. Используется при практически полной потере слуха. Система состоит из двух устройств, размещаемых на каждом ухе. Аппарат, находящийся на глухом ухе улавливает «предназначавшиеся» ему звуки и направляет их на прибор, находящийся в здоровом ухе. По этой причине усиление звука практически не происходит.
- BiCROS. Эта система аналогична предыдущей с одним принципиальным отличием. Она предназначена для людей, имеющих слабую или умеренную потерю слуха в слышащем ухе. Последнее получает не только сигнал с передатчика, но и усиленный звук слухового аппарата.
- Аппарат костной проводимости. Это устройство требует хирургического вмешательства. Из названия становится ясно, что он крепится к кости черепа, через которую посылается звуковая вибрация прямиком в ухо. Костный слуховой аппарат становится незаменимым в случаях, когда звуковая волна не способна достигнуть внутреннего уха. Такая ситуация возникает при наличии проблем в слуховом проходе или среднем ухе.
- Кохлеарные имплантаты. Восстановление способности слышать, проводимое хирургическим методом, в результате которого в слуховую улитку помещается вспомогательное устройство – кохлеарный имплант.
Для получения информации относительно возможности использования одного из вышеупомянутых устройств, необходимо обратиться к профильным специалистам по слухопротезированию.
Виталий Юрьевич Разанов – журналист-обозреватель зарубежных медицинских и научных порталов, направленных на освещение медицинских исследований и последних достижений в области здоровья человека. Виталий считает важной частью своей жизни просвещение людей в вопросах здорового образа жизни и сохранения слуха в частности. Подробнее о Виталии…
Источник
Возникновение тугоухости сопровождается нечетким восприятием звуков. Проявляется такой вид дискомфорта полным или частичным отсутствием слуха, зависимо от степени развития болезни. При первых признаках заболевания необходимо знать, как лечить тугоухость и к какому специалисту необходимо обращаться.
Что такое тугоухость?
Полная или частичная потеря слуха и отсутствие возможности общения с другими людьми называется тугоухостью. Возникает такой вид дефекта при нарушении отделов головного мозга отвечающих за восприятие звуковых сигналов.
Полная или частичная потеря слуха и отсутствие возможности общения с другими людьми называется тугоухостью. Возникает такой вид дефекта при нарушении отделов головного мозга отвечающих за восприятие звуковых сигналов.
Чаще всего причинами, которые вызывают появление тугоухости, являются воспалительные процессы в области органов слуха. Также способствовать снижению слуха могут различные заболевания, при осложнениях которых появляется глухота.
Снижение слуха может развиваться постепенно, при этом человек не воспринимает такой дефект как заболевание и не использует необходимые методики лечения. В случае если симптомы болезни игнорируются, тугоухость может стремительно развиваться и приводить к полной потере слуха.
Причины появления
Возникать тугоухость может по следующим причинам:
- Перенесение вирусных заболеваний, которые при сложных формах могут негативно влиять на органы слуха и снижать уровень восприятия звуков. К заболеваниям, которые могут влиять на функционирование органов слуха следует отнести:
- скарлатина;
- корь;
- грипп;
- паротит;
- ВИЧ инфекции.
- Заболевания ушных органов:
- отит;
- воспалительные образования в среднем ухе;
- отосклероз;
- аутоиммунные болезни.
- Травмы ушных полостей. Чаще всего на уровень слышимости влияют механические повреждения, например при чистке ушей или ударах, что приводит к нарушению целостности барабанных перепонок или способствуют воспалительному процессу в среднем ухе.
- Длительное лечение антибиотиками, которые имеют большое количество побочных симптомов и негативно отображаются на органах слуха и зрения.
- Длительный шум. Резкие звуковые сигналы или постоянное шумовое давление нарушает слух и может приводить к его потере.
- Возрастные изменения. В старческом возрасте большая часть населения страдают от частичной потери слуха.
- Травмы черепа.
- Врождённые патологии ушных органов.
- Также причинами, провоцирующими тугоухости, могут выступать плохая гигиена и попадание в ушные проходы инородных предметов, которые повреждают органы и приводят к появлению нарушений в работе.
Симптоматика
Заболевание может протекать со следующими симптомами:
-
неполное восприятие звуков;
- шум в ушах;
- частые переспрашивания при разговоре;
- при разговоре человек повышает громкость собственного голоса бессознательно;
- отсутствие реакции в разговоре с собеседником;
- отсутствие концентрации на некоторых моментах разговора;
- отсутствие внимания на громкие звуки (сигнал автомобиля, громкоговорители и т.д.).
Чаще всего при развитии тугоухости человек бессознательно повышает уровень звука телевизора или другие приемники. Человек становиться рассеянным и не может сконцентрироваться при разговоре.
Виды по степени поражения
В зависимости от степени поражения органов слуха различаются следующие виды тугоухости:
- Кондуктивный вид – возникает в результате повреждения наружного уха различными инфекционными заболеваниями, которые приводят к воспалительному процессу и могут постепенно повреждать среднее ухо. Одной из частых причин, которые провоцируют нарушение слуха, выступают серные пробки и запущённые стадии отита, механические повреждения. Такой вид тугоухости поддаётся лечению с помощью лекарственных препаратов.
- Нейросенсорный вид – возникает при повреждении ушной улитки, которая отвечает за восприятие звуковых колебаний. В результате чего слуховой нерв не передает в головной мозг импульсы и человек теряет частично или в полном объеме слух. Чаще всего причинами снижения слуха выступает длительное нахождение в шумных местах и различные заболевания, которые при осложнении поражают органы, отвечающие за восприятие звуков. Для лечения такого метода применяются лекарственные средства и хирургическое вмешательство.
- Смешанный вид – объединяет признаки первых двух видов. Такой вид заболевания приводит к полной потере слуха и не поддаётся лечению. Люди, которые страдают таким видом тугоухости, вынуждены использовать специальные аппараты.
- Генетический вид проявляется полным отсутствием слуха у новорождённых детей.
Степень поражения органов слуха определяется при обследовании, своевременно выявленная патология поддаётся лечению намного быстрее, чем запущенная форма. Также могут различаться степени снижения слуха, зависимо от периода возникновения заболевания: это внезапная глухота, острая и хроническая.
Степени тугоухости
Нарушение восприятия звуковых сигналов человеком могут подразделяться на степени, зависимо от развития тугоухости:
- первая степень – восприятие звуков в диапазоне до 40 дБ;
- вторая степень – диапазон варьируется от 41 до 55 дБ;
- третья степень – восприятие речи колеблется в диапазоне от 56 до 71 дБ;
- четвертая степень – восприятие звуков от 71 до 90 дБ.
В случае если человек не различает звуки в диапазоне свыше 90 дБ, это означает полное отсутствие восприятия звуков.
Детская тугоухость
Снижение слуха в детском возрасте может возникать по следующим причинам:
-
наследственные признаки – могут проявляться в результате аутоиммунных заболеваний, которые негативно отображаются на органах и снижают их функционирование;
- патологические причины врождённого отсутствия слуха – встречаются в результате нарушений развития плода в период вынашивания. Также влиять на слуховые способности ребенка могут вредные привычки и неправильный образ жизни женщины в период беременности;
- преждевременные роды могут приводить к частичной потери способности ребенка воспринимать звуки. Связано это с отсутствием полного развития слуховых органов;
- неправильный уход и отсутствие необходимой гигиены за ушными полостями;
- механические повреждения барабанной перепонки;
- инфекционные заболевания ушей, которые при осложнениях могут приводить к тугоухости.
Наиболее часто первые симптомы нарушения функционирования органов слуха проявляются на первом годе жизни ребенка. В дальнейшем симптомы могут притупляться, и заболевания протекает в хронической форме и практически не поддаётся лечению.
Для детей школьного и дошкольного возраста должны проводиться специальные исследования аудиометрия и камертональная диагностика, которые проводятся в игровой форме специалистами.
В домашних условиях родители могут самостоятельно проверить уровень восприятия звуков у меленьких детей. Для этого необходимо зайти в комнату незаметно для ребенка стать сзади и проводить легкие похлопывания в ладоши. Ребёнок с нормальным слухом должен обратить внимание родителя при первых звуковых сигналах.
Тугоухость и инвалидность
Для людей, которые имеют сниженные слуховые способности и данной заболевания не подлежит излечению, применяются слуховые устройства, такой человек получает инвалидность зависимо от степени тугоухости.
При потере слуха назначается третья степень инвалидности, при этом человек должен иметь четвертую степень тугоухости на обоих ушах. При обследовании учитывается степень замещения естественного восприятия звуковых волн специальными устройствами. Если пациент, применяя слуховые аппараты, имеет удовлетворительные слуховые качества, инвалидность ему не оформляется.
Для детей инвалидность оформляется, если пациент имеет 3 и 4 стадию развития заболевания, которое поражает оба уха.
Методы диагностики
Для выявления степени тугоухости и назначения необходимого вида лечения применяются различные методики диагностики.
К основным методам следует отнести:
-
проведение вестибулярного обследования и выявление уровня звукового восприятия человеком;
- анализ крови на выявления воспалительных и инфекционных заболеваний;
- диагностика слуховых косточек на наличие повреждений;
- речевая аудиометрия – применяется для выявления степени поражения слуховых свойств;
- томография – применяется для определения наличия опухолей в органах слуха;
- допплерография звуковая – применяется для выявления патологий в кровеносных сосудах, которые могут являться причинами отсутствия слуха.
В некоторых случаях могут применяться дополнительные меры диагностики слуховой трубы, такие как исследования барабанной перепонки с помощью давления диагностика внутриушной мышечной ткани.
Лечение
Назначение лечения будет зависеть от результата анализов и степени развития тугоухости, также большое значение имеют индивидуальные особенности пациента. На начальных стадиях развития болезни применяется медикаментозное лечение. Для более сложных случаев требуется оперативное вмешательство.
В случае если нарушение уровня слышимости возникает в результате образования серных пробок, назначается промывание ушных каналов. Такой вид терапии необходимо проводить несколько раз в медицинских учреждениях. Для предотвращения повреждений барабанной перепонки.
Медикаментозная терапия
Применение медикаментозной терапии позволяет устранить воспалительные процессы и инфекционные заболевания, которые снижают слух. Действие лекарственных препаратов направлено на повышение микроциркуляции крови в слуховых каналах и восстановление повреждённых участков.
Медикаментозная терапия подразумевает применения следующих групп лекарственных средств:
- Антибиотики.
- Ноотропы.
- Витаминные комплексы.
Лекарственные средства могут быть различных форм:
- Таблетки:
- Акустик – улучшает кровообращение в ушных каналах, и снижает процесс воспаления. Нормализует остроту слышимости и предотвращает дальнейшее развитие болезни;
- Церебролизин – нормализует кровообращениe и повышает чуткость восприятия звуковых сигналов ушными барабанными перепонками;
- Нилогрин – способствует восстановлению повреждённых участков и предотвращает возникновение отечности в слуховых каналах;
- Трентал – повышает метаболизм внутреннего уха и восстанавливает слух;
- Танакан – относиться к ноотропным препаратам, которые повышает чувствительность ушной улитки к звуковым колебаниям;
- Ваксол – применяется для устранения пробок в ушных каналах и устранение инфекции.
Церебролизин
Нилогрин
Танакан
Трентал
Ваксол
- Капли:
- Отипакс – жидкая форма быстро проникает в ушную полость и устраняет процесс воспаления;
- Отинум – является противовоспалительным препаратом, устраняет неприятные симптомы и оказывает антибактериальное воздействие;
- Цифран – противомикробное средство, проникая в полость ушей, снижает воспалительный процесс и активирует естественные восстановительные свойства органа.
Антибиотики подбираются зависимо от вида заболевания, которое провоцирует снижение уровня слышимости. Длительность применения антибиотиков может подбираться индивидуально для каждого пациента, однако не должен превышать курс более 14 дней.
Также чаще всего назначаются витаминные препараты, которые насыщают повреждённые участки ушей необходимыми микроэлементами и минералами.
Физиотерапия
Применение процедур физиотерапии позволяет увеличить действие лекарственных препаратов и восстановить слух на 1 и 2 стадии болезни. Результат от физиотерапии зависит также от индивидуальных особенностей организма и регулярности проведения лечебных процедур.
Для лечения тугоухости используются следующие методы физиотерапии:
- грязевые компрессы;
- компрессы с парафином;
- электросветолечение;
- механотерапия;
- иглоукалывание;
- воздействие на проблемный участок электрическим током постоянного и переменного типа;
- вентиляция ушных каналов.
Длительность проведения процедур и курс лечения назначается индивидуально для каждого пациента, но для видимого результата должно быть использовано не менее 10 процедур. В некоторых случаях допустимо применение нескольких лечебных процедур совместно с медикаментозной терапией.
Гимнастика для ушей
Применение специальных упражнений позволяет улучшить слух на начальных стадиях развития болезни. Очень часто специальная гимнастика для ушей назначается в комплексной терапии с другими методами лечения.
Выполнение специальных упражнений позволяет достичь следующих результатов:
- нормализация кровообращения в ушных органах;
- массажное воздействие на барабанную перепонку;
- восстановление функционирования слуховых нервов.
Упражнения могут быть следующих видов:
- В течение 10 минут производить растирание ушей подушечками пальцев.
- Закрыть ладонями уши таким образом, что бы пальцы рук оказались на затылке. Произвести постукивание пальцев по затылку в течение 2 минут, после чего сделать перерыв одну минуту и повторить упражнение.
- Закрыть руками уши, и производить резкое отстранение ладоней от ушей на несколько секунд, после чего возвращать ладони на исходное положение. Упражнение необходимо повторять 10-1 5 раз.
- Вставить указательные пальцы в ушной канал и резко извлечь их. Проводиться упражнение в течение 2 минут.
- Указательными пальцами проводить вращательные движения в ушных каналах на протяжении нескольких минут.
- Легкими движениями подушечек пальцев произвести массаж мочек ушей.
Начинать упражнения необходимо с растирания ушных раковин, наиболее оптимальным для проведения гимнастики является утреннее время после пробуждения.
Виды и особенности выполнения упражнений должен назначать специалист, самостоятельное лечения может усугубить течение болезни.
Операция
Применяется для случаев, когда другие методы лечения не приносят необходимых результатов, назначается оперативное вмешательство. Также операция применяется при быстром развитии заболевания или при отсутствии своевр?