Правой рукой дотянуться до левого уха

Правой рукой дотянуться до левого уха thumbnail

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?

Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой. Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира. 

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока. 

2. Достать правой рукой левое ухо

Правой рукой дотянуться до левого уха

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 

Правой рукой дотянуться до левого уха

Тест «Поза Ромберга»

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму. 

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. 

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

Правой рукой дотянуться до левого уха

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Правой рукой дотянуться до левого уха

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Читайте также:  Пульсация в правом виске и ухе

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

При поддержке Фонда президентских грантов

Источник

Вне зависимости от того, посещал ребенок центры раннего развития или нет, родители все равно  задумываются над тем, когда стоит отдавать свое чадо в школу: в 5, 6 или 7 лет. И здесь важно, чтобы родители не шли на поводу у своих амбиций, а оценили реальную готовность дошкольнику к процессу обучения.

О том, как самостоятельно распознать готовность ребенка к школе, и что на самом деле должен уметь будущий первоклассник, рассказывают эксперты:учительница начальных классов с 20-летним стажем Ирина Максимова и психолог дошкольников Константин Дробышев. Специалисты предлагают пять простых экспресс-тестов, посредством которых легко определить готовность ребенка к школе независимо от возраста и уровня его интеллектуального развития.

Филлипинский тест

Этот тест определяет физическую готовность ребенка к школе. В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Если ребенок легко достает оба своих уха (не прогибаясь и не наклоняясь), значит к школе он готов.

 mini-IMG_9368

Уровень терпения

Теперь проверим психологическую готовность. Нарисуем циркулем круг диаметром 2,5см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, с хорошим настроением, без истерик и за один присест, а круг получился максимально ровным, значит – пора в школу. Но если вы видите, что ребенку многое дается с трудом и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. в конце концов, он просто не готов.

Гороховидная кость

Не все кости человека формируются до момента его рождения. Некоторые образуются в процессе роста и развития еще в детском возрасте. Так, на запястье годам к 6-15 вырастает гороховидная кость, название которой она получила из-за своей круглой формы. В Древней Греции детям разрешали приступать к обучению только после того, как учитель прощупывал эту косточку на тыльной стороне ладошки. Отсутствие этой кости еще не показатель того, что малышу рано идти в школу, а вот наличиие – верный признак. что учиться уже можно.

Смена зубов

Еще один действенны метод, известный с давних времен – смена зубов у ребенка. До сих пор его использую родители дошкольников в азиастких странах. Считается, что ребенок “открыл разум”, если у него выпал хотя бы один зуб. А в древней Японии со сменой зубов ребенок мог отвечать за свои проступки перед законом. Смена зубов – доказательство того, что его мозг достиг необходимого размера, а кости укрепились.

Рисуем мужчину

Существует связь изобразительной деятельности дете и общего уровня их психического развития. С возрастом рисунок школьника обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш вместо человечков рисует “головоножек”, то к шести годам у человечка уже вырисовываются практически все части тела. Попросите ребенка нарисовать мужчину так, как он сможет. Если фигура на рисунке имеет не только голову, конечности, а волосы, уши, глаза, нос, рот, пальцы и главное – одежду, значит. ваш ребенок готов к школе.

По материалам газеты “Вести”

Все новости

Источник

Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Как определить, готов ли к этому ребенок? У каждого педагога тут свой подход. Но мы нашли довольно четкие критерии от специалиста психолого-физиологической лаборатории, которая занимается тестированием будущих первоклассников, кандидата биологических наук Екатерины Плышевской. Чтения и письма в списке нет, а что же тогда должен уметь ребенок?

1. Отрастить 6-8 постоянных зубов

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока. 

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8-10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 
 

Тест «Поза Ромберга»

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму. 

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

Читайте также:  Наложение повязок на правое ухо

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. 

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.
 

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Что делать, если ребенок еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.
 

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами — целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

Источник: pravmir.ru

Источник

Перед 1 Сентября особенно волнуются родители первоклассников (пожалуй, больше их самих)

Понятно, что подготовка ребенка к школе не может проходить в течение последней недели августа, она проводится в течение всех предыдущих лет жизни ребенка

При этом традиционно максимальное внимание уделяется интеллектуальной подготовке

Но, в наш бурный технический век, когда многие дошкольники уже пользуются мобильными телефонами, компьютерами и планшетами, резко увеличилось противоречие между умственным и физиологическим развитием. И как следствие этого, отстает психологическая готовность ребенка к школе.

Что значит физиологическая готовность ребенка к школе?

 Это значит, что в организме ребенка должны произойти определенные возрастные физиологические процессы, необходимые для успешного начала обучения в школе.

У здорового ребенка эти процессы, как правило, завершаются к семи годам. Вот почему рекомендуется именно после исполнения 7 лет отдавать ребенка в школу.

Какие физиологические процессы в организме ребенка должны завершиться до поступления в школу?

Прежде всего, иммунная система ребенка должна окрепнуть, точнее, должен сформироваться Т-иммунитет, отвечающий за выработку Т-лимфоцитов. Ребенок должен справляться с болезнями за 3-7 дней.(Длительные болезни плохо отразятся на учебе).

Во-вторых, должен окрепнуть костно-мышечный аппарат ребенка, чтобы держать ровно спину во время сидения, чтобы не было искривления позвоночника, приводящего  к ряду болезней.

Должны быть достаточно развиты мышцы пальцев руки, чтобы крепко и долго держать ручку во время письма.

(Одним из важных показателей нормального кальциевого обмена является смена нескольких молочных зубов в период с 6 до 7 лет).

В третьих, речевой и слуховой аппарат ребенка также должен достичь достаточного уровня, чтобы заниматься чтением и фонетикой.

Но самое главноедля обучения это –  развитие определенных структур мозга  и процесс миелинизации нервных волокон, при котором они покрываются защитным слоем, состоящем в основном из лецитина.

Читайте также:  За правым ухом аллергия

Тест на определение физиологической готовности ребенка к школе (филлипинский тест):

  1. вытянуть правую руку вверх;
  2. согнуть ее над головой;
  3. достать пальцами согнутой руки ухо (правой рукой достать левое ухо);
  4. затем вытянуть вверх левую руку;
  5. согнуть ее над головой;
  6. достать пальцами согнутой руки ухо (левой рукой достать правое ухо);

 Если ребенок легко достает свое ухо (не прогибаясь, не наклоняясь), значит тест — пройден.

 Если с первой попытки это не получается, ребенок с трудом еле-еле дотягивается до уха, то такой ребенок физиологически не вполне готов к школе.

Дело в том, что соответствующее развитие определенных структур мозга совпадает по времени с удлинением конечностей (рук и ног).

При этом, по-моему, надо еще учитывать тип телосложения, который, как правило, наследуется от родителей. Так дети, астенического склада (худые и высокие) могут достать таким образом до нижнего края уха (до мочки), другие — до середины уха или только до верхнего края уха.

Но этот тест не укажет на проблемы с миелинизацией нервов  (покрытия их лецитиновым слоем).  

 Если ребенок плохо питался или были проблемы с пищеварением (худые дети), то у такого ребенка процесс миелинизации может затормозиться. А это значит, что к семи годам защитный слой будет меньше необходимого, что отрицательно скажется на способности ребенка концентрировать вниманиеи спокойно сидеть на уроке, то есть — сдерживать и контролировать себя. У такого ребенка, как правило, повышена возбудимость и неокрепшая  психика.

Особенного внимания требуют дети, рожденные осенью, так как часто они идут в школу, не достигнув 7 лет (а значит миелинизация не достигла нужного уровня).

Если ребенок пойдет в школу раньше 7 лет, он, скорей всего, будет отставать от одноклассников на уроках физкультуры, что в свою очередь будет угнетать и так чрезмерно чувствительную нервную систему и психику.

Практически не возможна хорошая психологическая готовность ребенка к школе при незавершенной физиологической готовности.

Кроме того, существует вирус, разрушающий слой миелинизации, что может привести к трудноизлечимому заболеванию- рассеянному склерозу.

Резкие колебания настроения могут быть и при хроническом недостатке в воде лития (полезны фильтры воды с горными камушками).

Поэтому очень важно неформально подойти к медосмотру перед школой и при малейших сомнениях дополнительно проконсультироваться у платного врача, который может уделить больше внимания.

На что надо обратить внимание перед походом к невропатологу:

  • как долго может ребенок заниматься одним и тем же делом (на сколько он усидчив), ведь ему нужно будет высидеть 35 минут на уроке;
  • хорошая ли у ребенка память (зрительная и слуховая);
  • не бывает ли у него головных болей;
  • какие у него были травмы головы и позвоночника;
  • легко ли ребенок засыпает и просыпается;
  • хорошая ли координация движений у ребенка.

Отдельного внимания со стороны взрослых заслуживает:

  • агрессивность ребенка,
  • плаксивость, повышенная обидчивость.

Об этом обязательно надо сказать невропатологу и, если он посчитает нужным, то направит к детскому психиатру.

Советую не стесняться консультаций этих специалистов (можно обратиться в частную клинику, чтобы медицинская карточка ребенка была чистой от “клейма” психиатра).

Довольно часто лечение, назначенное невропатологом помогает избавиться и от проблем психики (часто врачи рекомендуют детям глицин, витамины и лецитин, как биологически активную добавку к пище, не прибегая к другим препаратам).

Также полезна консультация психолога, если, например, ребенок не умеет договариваться с детьми или есть другие психологические проблемы.

Но лучше прежде всего посетить детского невропатолога и детского психиатра. Возможно, что после проведенного лечения психолог и не нужен будет. Все же советы психолога всегда полезны, так как родители не являются профессионалами в этой области.

Важно объяснить ребенку, для чего нужно ходить в школу и что в учебе интересного, чтобы он  хотел идти в школу и был готов ради учебы ограничивать себя в играх.

Вот на такое сознательное самоограничение (при соответствующем воспитании) способна только развитая нервная система с достаточным уровнем миелинизации.

(Кстати, в определенной степени подготовкой к школе может быть игра «в школу» с куклами, когда мама- учитель, а ребенок и куклы- ученики).

Не стоит перегружать ребенка посещением различных кружков и секций. Уребенка должно оставаться время, когда он предоставлен сам себе и делает то, что хочет.

Ранняя специализация (с 5-6 лет) может вызвать раннее утомление. Не редко родители в стремлении вырастить гения, полностью лишают ребенка радости беззаботного детства.

Все чаще современные родители задают себе вопрос: ”Что важнее: вырастить ребенка успешным или счастливым?”

Каждый по-своему решает этот вопрос, старается найти определенный баланс в развитии способностей ребенка, гармонизировать его жизнь также, как и свою.

Важно адекватно оценить способности ребенка и нацелить его на успех согласно способностям (например, сказать: “Если с первого раза у тебя не все получится, то в другой раз ты постараешься и обязательно получится лучше!”).

Но не возможно быть ни успешным, ни счастливым со слабой нервной системой и психикой.

Поэтому необходима профилактика нервных и психических заболеваний, своевременные консультации у специалистов.

Для этого необходимы:

  • правильный режим дня (дневной отдых);
  • частые прогулки (кислород необходим для всех жизненных процессов, в том числе для психики и хорошей памяти);
  • водные процедуры по согласованию с педиатром и невропатологом (теплые ванны или душ);
  • спокойная обстановка в семье, исключение страшных фильмов и видео игр;
  • занятия, улучшающие координацию и мелкую моторику, что способствует развитию нервной системы, улучшает кровоток и обмен веществ в различных отделах мозга, в ряде случаев по рекомендации врача — массаж;
  • полноценное питание (минерализованная питьевая вода, продукты содержащие лецитин: яйца и печень, бобовые, особенно соя, жиры: подсолнечное и сливочное масло, рыбий жир, сыр, арахис, говядина, гречка, отруби пшеницы, капуста и морковь);
  • средства, укрепляющие иммунитет, так как частые болезни изматываютнервную систему.

Хорошим совершенно естественным средством, укрепляющим иммунитет и нервную систему одновременно, является отфильтрованная часть молозива коров, методом ультрафильтрации, состоящая в основном из мельчайших молекул — трансфер факторов,  действующих на клеточном и биохимическом уровне.

Подробнее о применении трансфер фактора из молозива коров для детей можно прочитать и послушать лекцию детского психиатра Светланы Степаненко на сайте Pomogizdorowyu.ru  в статье “О связи психологической и физиологической готовности ребенка к школе” – https://pomogizdorowyu.ru/?p=2716#more-2716

Источник