Пушкин пророк моих ушей коснулся он и их наполнил шум и звон

Пушкин пророк моих ушей коснулся он и их наполнил шум и звон thumbnail

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.

  • Следующий стих → Михаил Кривов — Спасибо деду за Победу
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Утес

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Пророк на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Александр Сергеевич Пушкин «Пророк» Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, […]

Пушкин пророк моих ушей коснулся он и их наполнил шум и звон

Александр Сергеевич Пушкин «Пророк»

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Читайте также — Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются

История создания

История стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» интересна тем, что предположительно, оно было лишь частью цикла, состоящего из четырех частей. Но три части остались загадкой. Они не дошли до наших дней или просто не были написаны.  Впервые «Пророк» опубликовали «Московском вестнике» за 1828 год. М. П. Погодин утверждал, что «должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано».

Александр Сергеевич Пушкин "Пророк" - текст стихотворения

А.С. Пушкин «Пророк»: анализ стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году и сразу завоевало читательскую любовь, а фраза «глаголом жги сердца людей» стала «крылатой». Удивительно, что созданный в жанре «оды» пророк отличается по содержанию от классических произведений такого жанра. Авторы «од», как правило взывали к благодарности земной, к признанию у читателей, правителей и адресованы были людям, эта ода обращается к высшим силам, что и неудивительно — Александр Сергеевич Пушкин относился к земной славе прохладно, если не сказать равнодушно.

«Пророк» — это рассуждение о призвании творца, о его высшей миссии. Лирический герой стихотворения не хочет, чтобы высокое искусство служило земным страстям, но жаждет, чтобы оно возносило людей до небес, помогало им постичь суть явлений. О своем даре А. С. Пушкин говорит, как о дарении шестикрылого Серафима. Поэт пишет об испытаниях, которые ему пришлось пройти, чтобы осознать свое истинное призвание.

Читайте также — Стихи о природе

Стихотворение сталкивалось с критикой о том, что автор в нем восхваляет самого себя, но это ложное представление. Пушкин пишет о том, что все усилия человека могут не получить признания в его земной жизни, но есть и высшее признание — Сил Небесных. Чтобы подчеркнуть это, автор пишет в возвышенном стиле.

Читайте также:  Хуже стало слышать ухо появился шум

В качестве художественных приемов А.М. Пушкин использует устаревшие слова и выражения:

  • «влачился»,
  • «перстами»,
  • «зеницы».

А союз И подчеркивает торжественность в этом произведении: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Тему этого произведения впоследствии развивал М. Ю. Лермонтов, который тоже предавался философским размышлениям в своем творчестве.

Смоктуновский читает стихотворение «Пророк»

Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихи Александра Сергеевича Пушкина в фильме «Вновь я посетил…» (Творческое объединение «Экран» 1982 год).

Источник

Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ,
È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.
Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí:
Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.
Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí,
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:
È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,
È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.
È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,
È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,
È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.
È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.
Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,
È áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
“Âîñòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé.”

1826

À. Ñ. Ïóøêèí. Ñî÷èíåíèÿ â òðåõ òîìàõ.
Ñàíêò-Ïåòåðáóðã: Çîëîòîé âåê, Äèàìàíò, 1997.

Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ, —

Ãäå àâòîð ìîã âèäåòü ìðà÷íóþ ïóñòûíþ? Âñå ïóñòûíè çàëèòû áåñïîùàäíûì ñîëíå÷íûì ñâåòîì è óæ íèêàê íå ìîãóò áûòü ìðà÷íûìè.

È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.

Äðóãèì ñëîâàìè, èñòîù¸ííîãî æàæäîé ïîýòà ñòàëè ïîñåùàòü ãàëëþöèíàöèè. Êðîìå òîãî, îòêóäà â ïóñòûíå ïåðåïóòüå? Ïåðåïóòüå ñêîðïèîíîâ è çìåé?

Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí.

Áîëüøîé çíàòîê ðóñêîãî ÿçûêà, êàêèì ðèñóþò íàì Ïóøêèíà åãî ïðîïàãàíäèñòû, íå çíàë, ÷òî Åâàíãåëüñêîå âûðàæåíèå «çåíèöà îêà» – îòíîñèòñÿ íå ê ãëàçàì, à ê ñåðäöó, êîòîðîå è åñòü îêî. Âñåõ ëþáîïûòíûõ îòñûëàåì ê äâóõòîìíèêó Â. Áàéãèëüäèíà – «Åâàíãåëèå îò Õðèñòà».

Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.

À äî ýòîãî ïîýò âëà÷èëñÿ ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè, íà îùóïü?

Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí, —
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:

Ñåðàôèì, âåðîÿòíî, ïîïðîñòó âûíóë çàòû÷êè èç óøåé ïîýòà.

È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,

Íåáî ñîäðîãíóëîñü – Ïóøêèíà èñïóãàëîñü?

È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.

Íó, àíãåëû ëàäíî, îíè ëåòàþò, ãäå èì âçäóìàåòñÿ. À âîò îòêóäà â ïóñòûíå âäðóã ïîÿâèëèñü «ìîðñêèå ãàäû», è êàê ìîæíî «âíÿòü» âèíîãðàäíîé ëîçå, àâòîð íàì íå ðàçúÿñíÿåò.

È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,

Ïðîñòî ýðîòè÷åñêàÿ ñöåíà.

È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,

Ñåðàôèìó ðåñïåêò!

È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.

Âûõîäèò, ÷òî äàëåå, âñþ îñòàâøóþñÿ æèçíü ïîýò áûë íåì, èìåÿ âî ðòó, âìåñòî ÿçûêà, ÿäîâèòîå æàëî çìåè?

È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.

Âîò óæ â ýòî ìû òî÷íî íå ïîâåðèì, èáî õîðîøî ïîíèìàåì, ÷òî âñëåäñòâèå ïîäîáíîé îïåðàöèè íåìèíóåìî íàñòóïàåò ñìåðòü ïàöèåíòà. È íè÷åãî ñî÷èíèòü îí óæå íå ìîæåò. Ñêîðåå âñåãî, îñòàâøóþñÿ ÷àñòü ñòèõîòâîðåíèÿ íàïèñàë çà óìåðùâëåííîãî ïîýòà ñàì ñåðàôèì.

Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,

Îòðåøàÿ ïîýòà îò ìèðà ñåãî (íå ìîæåò áûòü, ÷òîáû òîò íå ñîïðîòèâëÿëñÿ) ñåðàôèì, ñàìî ñîáîé, ñìåðòåëüíî óñòàë. Ïîòîìó è ëåæàë, «êàê òðóï».

È áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
«Âîññòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé,
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé».

Ýòó ñòðîôó ñåðàôèì ïåðåâðàë. Áîã íå ìîæåò ïðèçûâàòü ïðîðîêà «æå÷ü ñåðäöà ëþäåé», ïóñòü äàæå è ãëàãîëîì. À âîò, ÷òî Áîã ìîã óâåùåâàòü ïðîðîêà óìèðîòâîðÿòü ñåðäöà ÷åëîâå÷åñêèå, ïðîïîâåäóÿ ëþáîâü è äîáðî, ýòî  ó íàñ ñîìíåíèé íå âûçûâàåò, òàêîìó Áîãó ìû âåðèì îõîòíî è ñ ðàäîñòüþ.

Íà ïóøêèíñêèå áðåäíè, îçàãëàâëåííûå “Ïðîðîê”, äðóãîé ïîýò, Ôåäîð Èâàíîâè÷ Òþò÷åâ, îòêëèêíóëñÿ ñòèõîòâîðåíèåì “Áåçóìèå”:

Òàì, ãäå ñ çåìëåþ îáãîðåëîé
Ñëèëñÿ, êàê äûì, íåáåñíûé ñâîä, –
Òàì â áåççàáîòíîñòè âåñåëîé
Áåçóìüå æàëêîå æèâåò.

Ïîä ðàñêàëåííûìè ëó÷àìè,
Çàðûâøèñü â ïëàìåííûõ ïåñêàõ,
Îíî ñòåêëÿííûìè î÷àìè
×åãî-òî èùåò â îáëàêàõ.

Òî âñïðÿíåò âäðóã è, ÷óòêèì óõîì
Ïðèïàâ ê ðàñòðåñíóòîé çåìëå,
×åìó-òî âíåìëåò æàäíûì ñëóõîì
Ñ äîâîëüñòâîì òàéíûì íà ÷åëå.

È ìíèò, ÷òî ñëûøèò ñòðóé êèïåíüå,
×òî ñëûøèò òîê ïîäçåìíûõ âîä,
È êîëûáåëüíîå èõ ïåíüå,
È øóìíûé èç çåìëè èñõîä!

———–

25 èþëÿ 2020 ã.

Источник

Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ,
È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.
Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí:
Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.
Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí,
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:
È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,
È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.
È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,
È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,
È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.
È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.
Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,
È áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
“Âîñòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé.”

1826

À. Ñ. Ïóøêèí. Ñî÷èíåíèÿ â òðåõ òîìàõ.
Ñàíêò-Ïåòåðáóðã: Çîëîòîé âåê, Äèàìàíò, 1997.

Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ, —

Ãäå àâòîð ìîã âèäåòü ìðà÷íóþ ïóñòûíþ? Âñå ïóñòûíè çàëèòû áåñïîùàäíûì ñîëíå÷íûì ñâåòîì è óæ íèêàê íå ìîãóò áûòü ìðà÷íûìè.

È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.

Äðóãèì ñëîâàìè, èñòîù¸ííîãî æàæäîé ïîýòà ñòàëè ïîñåùàòü ãàëëþöèíàöèè. Êðîìå òîãî, îòêóäà â ïóñòûíå ïåðåïóòüå? Ïåðåïóòüå ñêîðïèîíîâ è çìåé?

Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí.

Áîëüøîé çíàòîê ðóñêîãî ÿçûêà, êàêèì ðèñóþò íàì Ïóøêèíà åãî ïðîïàãàíäèñòû, íå çíàë, ÷òî Åâàíãåëüñêîå âûðàæåíèå «çåíèöà îêà» – îòíîñèòñÿ íå ê ãëàçàì, à ê ñåðäöó, êîòîðîå è åñòü îêî. Âñåõ ëþáîïûòíûõ îòñûëàåì ê äâóõòîìíèêó Â. Áàéãèëüäèíà – «Åâàíãåëèå îò Õðèñòà».

Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.

À äî ýòîãî ïîýò âëà÷èëñÿ ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè, íà îùóïü?

Читайте также:  Шум в ушах от чего

Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí, —
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:

Ñåðàôèì, âåðîÿòíî, ïîïðîñòó âûíóë çàòû÷êè èç óøåé ïîýòà.

È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,

Íåáî ñîäðîãíóëîñü – Ïóøêèíà èñïóãàëîñü?

È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.

Íó, àíãåëû ëàäíî, îíè ëåòàþò, ãäå èì âçäóìàåòñÿ. À âîò îòêóäà â ïóñòûíå âäðóã ïîÿâèëèñü «ìîðñêèå ãàäû», è êàê ìîæíî «âíÿòü» âèíîãðàäíîé ëîçå, àâòîð íàì íå ðàçúÿñíÿåò.

È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,

Ïðîñòî ýðîòè÷åñêàÿ ñöåíà.

È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,

Ñåðàôèìó ðåñïåêò!

È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.

Âûõîäèò, ÷òî äàëåå, âñþ îñòàâøóþñÿ æèçíü ïîýò áûë íåì, èìåÿ âî ðòó, âìåñòî ÿçûêà, ÿäîâèòîå æàëî çìåè?

È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.

Âîò óæ â ýòî ìû òî÷íî íå ïîâåðèì, èáî õîðîøî ïîíèìàåì, ÷òî âñëåäñòâèå ïîäîáíîé îïåðàöèè íåìèíóåìî íàñòóïàåò ñìåðòü ïàöèåíòà. È íè÷åãî ñî÷èíèòü îí óæå íå ìîæåò. Ñêîðåå âñåãî, îñòàâøóþñÿ ÷àñòü ñòèõîòâîðåíèÿ íàïèñàë çà óìåðùâëåííîãî ïîýòà ñàì ñåðàôèì.

Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,

Îòðåøàÿ ïîýòà îò ìèðà ñåãî (íå ìîæåò áûòü, ÷òîáû òîò íå ñîïðîòèâëÿëñÿ) ñåðàôèì, ñàìî ñîáîé, ñìåðòåëüíî óñòàë. Ïîòîìó è ëåæàë, «êàê òðóï».

È áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
«Âîññòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé,
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé».

Ýòó ñòðîôó ñåðàôèì ïåðåâðàë. Áîã íå ìîæåò ïðèçûâàòü ïðîðîêà «æå÷ü ñåðäöà ëþäåé», ïóñòü äàæå è ãëàãîëîì. À âîò, ÷òî Áîã ìîã óâåùåâàòü ïðîðîêà óìèðîòâîðÿòü ñåðäöà ÷åëîâå÷åñêèå, ïðîïîâåäóÿ ëþáîâü è äîáðî, ýòî  ó íàñ ñîìíåíèé íå âûçûâàåò, òàêîìó Áîãó ìû âåðèì îõîòíî è ñ ðàäîñòüþ.

Íà ïóøêèíñêèå áðåäíè, îçàãëàâëåííûå “Ïðîðîê”, äðóãîé ïîýò, Ôåäîð Èâàíîâè÷ Òþò÷åâ, îòêëèêíóëñÿ ñòèõîòâîðåíèåì “Áåçóìèå”:

Òàì, ãäå ñ çåìëåþ îáãîðåëîé
Ñëèëñÿ, êàê äûì, íåáåñíûé ñâîä, –
Òàì â áåççàáîòíîñòè âåñåëîé
Áåçóìüå æàëêîå æèâåò.

Ïîä ðàñêàëåííûìè ëó÷àìè,
Çàðûâøèñü â ïëàìåííûõ ïåñêàõ,
Îíî ñòåêëÿííûìè î÷àìè
×åãî-òî èùåò â îáëàêàõ.

Òî âñïðÿíåò âäðóã è, ÷óòêèì óõîì
Ïðèïàâ ê ðàñòðåñíóòîé çåìëå,
×åìó-òî âíåìëåò æàäíûì ñëóõîì
Ñ äîâîëüñòâîì òàéíûì íà ÷åëå.

È ìíèò, ÷òî ñëûøèò ñòðóé êèïåíüå,
×òî ñëûøèò òîê ïîäçåìíûõ âîä,
È êîëûáåëüíîå èõ ïåíüå,
È øóìíûé èç çåìëè èñõîä!

———–

25 èþëÿ 2020 ã.

Источник

   
    ÃËÀÂÀ 5  ÑÕÎÄÑÒÂÎ ÏÓØÊÈÍÀ È ÌÎÖÀÐÒÀ

    ×ÀÑÒÜ 3
ÑÒÈÕÈÉÍÎ ÐÅËÈÃÈÎÇÍÛ

 
    Ïóøêèí è Ìîöàðò áûëè, íåñîìíåííî, ðåëèãèîçíû, íî ðåëèãèîçíîñòü èõ áûëà íå îò öåðêâè, à îò Áîãà, êàê è èõ èñêóññòâî.
Èõ ñïåöèôè÷åñêàÿ ðåëèãèîçíîñòü ïîêàçàòåëüíà, êàê ÷åðòà ñõîäñòâà è êàê îòðàæåíèå õàðàêòåðà.

 ìîëîäîñòè Ïóøêèí íàïèñàë çíàìåíèòóþ Ãàâðèëèàäó* (â ññûëêå íà þãå â 1821 ãîäó).

*(òàê íà÷èíàåòñÿ Ãàâðèëèàäà):

Âîèñòèíó åâðåéêè ìîëîäîé
Ìíå äîðîãî äóøåâíîå ñïàñåíüå.
Ïðèäè êî ìíå, ïðåëåñòíûé àíãåë ìîé,
È ìèðíîå ïðèìè áëàãîñëîâåíüå.
Ñïàñòè õî÷ó çåìíóþ êðàñîòó!
Ëþáåçíûõ óñò óëûáêîþ äîâîëüíûé,
Öàðþ íåáåñ è ãîñïîäó-Õðèñòó
Ïîþ ñòèõè íà ëèðå áîãîìîëüíîé.
Ñìèðåííûõ ñòðóí, áûòü ìîæåò, íàêîíåö
Åå ïëåíÿò öåðêîâíûå íàïåâû,
È äóõ ñâÿòîé ñîéäåò íà ñåðäöå äåâû;
Âëàñòèòåëü îí è ìûñëåé è ñåðäåö.

   Øåñòíàäöàòü ëåò, íåâèííîå ñìèðåíüå,
Áðîâü òåìíàÿ, äâóõ äåâñòâåííûõ õîëìîâ
Ïîä ïîëîòíîì óïðóãîå äâèæåíüå,
Íîãà ëþáâè, æåì÷óæíûé ðÿä çóáîâ…
Çà÷åì æå òû, åâðåéêà, óëûáíóëàñü,
È ïî ëèöó ðóìÿíåö ïðîáåæàë?
Íåò, ìèëàÿ, òû ïðàâî, îáìàíóëàñü:
ß íå òåáÿ, – Ìàðèþ îïèñàë.

   Â ãëóøè ïîëåé, âäàëè Åðóñàëèìà,
Âäàëè çàáàâ è þíûõ âîëîêèò
(Êîòîðûõ áåñ äëÿ ãèáåëè õðàíèò),
Êðàñàâèöà, íèêåì åùå íå çðèìà,
Áåç ïðèõîòåé âåëà ñïîêîéíûé âåê.
Åå ñóïðóã, ïî÷òåííûé ÷åëîâåê,
Ñåäîé ñòàðèê, ïëîõîé ñòîëÿð è ïëîòíèê,
 ñåëåíüå áûë åäèíñòâåííûé ðàáîòíèê.
È äåíü è íî÷ü, èìåÿ èíîãî äåë
Òî ñ óðîâíåì, òî ñ âåðíîþ ïèëîþ,
Òî ñ òîïîðîì, íå ìíîãî îí ñìîòðåë
Íà ïðåëåñòè, êîòîðûìè âëàäåë,
È òàéíûé öâåò, êîòîðîìó ñóäüáîþ
Íàçíà÷åíà áûëà èíàÿ ÷åñòü,
Íà ñòåáåëüêå íå ñìåë åùå ïðîöâåñòü.
Ëåíèâûé ìóæ ñâîåþ ñòàðîé ëåéêîé
 ÷àñ óòðåííèé íå îðîøàë åãî;
Îí êàê îòåö ñ íåâèííîé æèë åâðåéêîé,
Åå êîðìèë – è áîëüøå íè÷åãî.

È òàê äàëåå, (ìîæíî âñþ ïðî÷åñòü íà Ãóãëå)

îò êîòîðîé âñåìè ñèëàìè îòêðåùèâàëñÿ, áîÿñü íàêàçàíèÿ, íî, â êîíöå êîíöîâ, ïðèçíàëñÿ öàðþ è áûë èì ïðîùåí, èëè, òî÷íåå, íå áûë íàêàçàí. Íèêîëàé I  èíîãäà áûë î÷åíü äîáð.

    Íà ñìåðòíîì îäðå Ïóøêèí ïî ïðîñüáå öàðÿ èñïîâåäîâàëñÿ, â ÷åì íå èçâåñòíî – òàéíà èñïîâåäè, íî òî÷íî íå â íàïèñàíèè Ãàâðèëèàäû.
Èñïîâåäü ïðîèñõîäèëà íå áåç îñëîæíåíèé. Ïåòåðáóðãñêèé ìèòðîïîëèò Ñåðàôèì è íåñêîëüêî äðóãèõ  âåðõîâíûõ öåðêîâíûõ äåÿòåëåé îò ó÷àñòèÿ â îòïåâàíèè îòêàçàëèñü, è çàóïîêîéíàÿ ñëóæáà áûëà ïðîâåäåíà ïðîòîèåðååì À.È.Ìàëîâûì.
Íèêîëàé I çàìåòèë ïî ýòîìó ïîâîäó «Ïóøêèíà ìû íàñèëó çàñòàâèëè óìåðåòü, êàê õðèñòèàíèíà».

    Èíòåðåñíî çàìåòèòü, ÷òî ïðè ãîëîñîâàíèè çà èçáðàíèå Ïóøêèíà â ÷ëåíû Ðîññèéñêîé Àêàäåìèè, Ïóøêèí ïîëó÷èë ãîëîñîâ áîëüøå âñåõ (èç ïÿòè ïðåòåíäåíòîâ)  -29 ãîëîñîâ. Îí ïîëó÷èë òîëüêî îäèí  ãîëîñ ïðîòèâ  – ãîëîñ ìèòðîïîëèòà Ñåðàôèìà.
 
    À. Ìàäîðñêèé – àâòîð îäèîçíîé ïî âûâîäàì, íî â îñíîâíîì äîêóìåíòàëüíî òî÷íîé êíèãè «Ñàòàíèíñêèå çèãçàãè Ïóøêèíà», èíòåðåñíîé òåì, ÷òî îíà íàïèñàíà ïðîôåññèîíàëîì îò ðåëèãèè. Îí ïèøåò, ÷òî Ïóøêèí  îò íàïèñàíèÿ Ãàâðèëèàäû íà ñìåðòíîì îäðå “îòðåêàëñÿ, ñòûäÿñü áîãîõóëüíûõ ñòðîê”. Ýòî Ìàäîðñêèé âûäàåò æåëàåìîå çà äåéñòâèòåëüíîå.
    Ïóøêèí ìîã êàÿòüñÿ çà ñâîè ïîñòóïêè – çà äóýëü, çà òî, ÷òî ïîäñòàâèë æåíó ñìåðòüþ ïîä óäàð, çà ôèíàíñîâûå çàáîòû, â êîòîðûå ââåðã ñåìüþ.
À.Ìàäîðñêèé òàêæå ïðåäïîëàãàåò, ÷òî Ïóøêèí ïîêàÿëñÿ, ÷òî îáðþõàòèë êðåïîñòíóþ. (Áûë òàêîé çàôèêñèðîâàííûé ýïèçîä â åãî æèçíè). Îí ïðîñòî íå ïîíèìàåò âðåìÿ.
   “À áûë ëè Ïóøêèí è âîîáùå-òî ÷åëîâåêîì âåðóþùèì?” – ñïðàøèâàåò À. Ìàäîðñêèé.
È ïðèâîäèò òàêèå äîâîäû â çàùèòó ðåëèãèîçíîñòè Ïóøêèíà, – íà âûïóñêíîì ýêçàìåíå â ëèöåå Ïóøêèí ïðî÷åë ñòèõîòâîðåíèå, “ïîëíîå íåèñ÷åðïàåìûõ ðåëèãèîçíûõ ãëóáèí”.

Íî è Ãàâðèëèàäó Ïóøêèí òîæå íàïèñàë â òå æå âðåìåíà, è íå òîëüêî Ãàâðèëèàäó.

    Ïóøêèí ñòèõèéíî ðåëèãèîçåí èëè èñòèííî, áåç öåðêâè, íåïîñðåäñòâåííî. Íè ïîêàÿíèå ïåðåä ñìåðòüþ, íè åãî âûñêàçûâàíèÿ íè÷åãî íå äîêàçûâàþò. Êîãäà À. Ìàäîðñêèé âìåñòå ñ äðóãèìè ìíîãî÷èñëåííûìè çàùèòíèêè ïóøêèíñêîé ðåëèãèîçíîñòè õî÷åò âòàùèòü åãî â ëîíî ôîðìàëüíîé öåðêîâíîñòè, îí îêàçûâàåòñÿ íèæå ïóøêèíñêîãî ïîíèìàíèÿ ðåëèãèè. Ó Ïóøêèíà ïðÿìîé êîíòàêò ñ Áîãîì. Ýòîãî À.Ìàäîðñêèé ïîíÿòü íå ìîæåò, îáâèíÿÿ åãî íà 300-õ ñòðàíèöàõ â ñàòàíèíñêèõ çèãçàãàõ.

«È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê» – âîò ãäå Ïóøêèíà ðåëèãèÿ.

ÏÐÎÐÎÊ
 
Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ,
È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.
Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí:
Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.
Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí,
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:
È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,
È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.
È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,
È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,
È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.
È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.
Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,
È Áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
“Âîñòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé”.

Читайте также:  Напряжение мышц шеи шум в ушах

Âîò ãäå ïîäëèííàÿ ðåëèãèÿ Ïóøêèíà, äî êîòîðîé À.Ìàäîðñêîìó äàëåêî, êàê äî ñîëíöà.
Ïóøêèí ïðîñèë ïðèñëàòü Áèáëèþ â Ìèõàéëîâñêîå, è ïèñàë î íåé:

 “Áèáëèÿ äëÿ õðèñòèàíèíà òî æå, ÷òî èñòîðèÿ äëÿ íàðîäà”.

Ïóøêèí òàêæå  ïèñàë:
 “Íå ïðèçíàâàòü ñóùåñòâîâàíèå Áîãà, çíà÷èò áûòü áîëåå àáñóðäíûì, ÷åì òå íàðîäû, êîòîðûå, ïî êðàéíåé ìåðå, äóìàþò, ÷òî ìèð ïîêîèòñÿ íà íîñîðîãå”,
è äàëåå:
“Âåëè÷àéøèé äóõîâíûé è ïîëèòè÷åñêèé ïåðåâîðîò íàøåé ïëàíåòû åñòü õðèñòèàíñòâî”.
 
   Ê Ãàâðèëèàäå íàäî, ðàçóìååòñÿ, äîáàâèòü «Ñêàçêó î ïîïå …»,
î êîòîðîé À. Ìàäîðñêèé ïèøåò “Íàñìåøëèâîñòè áåñîâñêîé è äàæå ïðåíåáðåæåíèÿ èçäåâàòåëüñêîãî â äóõå “Ñêàçê腔 õâàòàåò òàì è ñÿì».

Íî è â ýòîì ñëó÷àå Ïóøêèí íàñìåõàåòñÿ íàä öåðêîâüþ è åå èíñòèòóòàìè, à íå íàä Áîãîì.
Åãî ïèñüìî ê æåíå òî÷íî îòðàæàåò ïðîáëåìó åãî ðåëèãèîçíîñòè:

  “Áëàãîäàðþ òåáÿ çà òî, ÷òî òû Áîãó ìîëèøüñÿ íà êîëåíÿõ ïîñðåäè êîìíàòû, ß ìàëî Áîãó ìîëþñü è íàäåþñü, ÷òî òâîÿ ÷èñòàÿ ìîëèòâà ëó÷øå ìîèõ êàê äëÿ ìåíÿ, òàê è äëÿ íàñ”.

   Ó Ïóøêèíà áûëà ïîýòè÷åñêàÿ äèñêóññèÿ ñ ìîñêîâñêèì ìèòðîïîëèòîì Ôèëàðåòîì – áûâøèì ðåêòîðîì Ïåòåðáóðãñêîé äóõîâíîé ñåìèíàðèè, â êàêîé-òî ñòåïåíè ïîäîáíàÿ äèñêóññèè Ìàÿêîâñêîãî ñ Åñåíèíûì.
Ìàÿêîâñêèé íàïèñàë íà ñàìîóáèéñòâî Åñåíèíà: «Â ýòîé æèçíè óìåðåòü íå íîâî, Ñäåëàòü æèçíü çíà÷èòåëüíî òðóäíåé».
Æèçíü, êîíå÷íî, áîëüøàÿ íàñìåøíèöà ïîäòâåðäèëà ïðàâîòó Åñåíèíà.

Ïóøêèí íàïèñàë íå÷òî áëèçêîå Åñåíèíó, ïîòîìó ÷òî îíè â îäíîé êàòåãîðèè.

Äàð íàïðàñíûé, äàð ñëó÷àéíûé,
Æèçíü, çà÷åì òû ìíå äàíà?
Èëü çà÷åì ñóäüáîþ òàéíîé
Òû íà êàçíü îñóæäåíà?
Êòî ìåíÿ âðàæäåáíîé âëàñòüþ
Èç íè÷òîæåñòâà âîççâàë,
Äóøó ìíå íàïîëíèë ñòðàñòüþ,
Óì ñîìíåíüåì âçâîëíîâàë?
Öåëè íåò ïåðåäî ìíîþ:
Ñåðäöå ïóñòî, ïðàçäåí óì,
È òîìèò ìåíÿ òîñêîþ
Îäíîçâóíûé æèçíè øóì.

Ìèòðîïîëèò Ôèëàðåò îòâåòèë ôîðìàëüíî, â êàêîé-òî ñòåïåíè ëèöåìåðíî, êàê áîëüøèíñòâî èñïîëíèòåëåé ðåëèãèîçíûõ êóëüòîâ.

«Íå íàïðàñíî, íå ñëó÷àéíî
Æèçíü îò Áîãà ìíå äàíà,
Íå áåç âîëè Áîãà òàéíîé
È íà êàçíü îñóæäåíà.
Ñàì ÿ ñâîåíðàâíîé âëàñòüþ
Çëî èç òåìíûõ áåçäí âîççâàë,
Ñàì íàïîëíèë äóøó ñòðàñòüþ,
Óì ñîìíåíüåì âçâîëíîâàë
              (Óì ñîìíåíüåì âîëíîâàòü – ýòî íå ïîëàãàåòñÿ. Ñàì âèíîâàò!!! ÌÃ)
Âñïîìíèñü ìíå, çàáâåííûé ìíîþ!
Ïðîñèÿé ñêâîçü ñóìðàê äóì –
È ñîçèæäåòñÿ Òîáîþ
Ñåðäöå ÷èñòî, ñâåòåë óì».

Ïóøêèí îòìåòèë ýòó èñòîðèþ â ïèñüìå Å.Ì.Õèòðîâî:

“Ñòèõè õðèñòèàíèíà, ðóññêîãî àðõèåðåÿ, â îòâåò íà ñêåïòè÷åñêèå êóïëåòû!- Äà âåäü ýòî â ñàìîì äåëå íàõîäêà! (ýòî ïðàâî, áîëüøàÿ óäà÷à)”.

Ïóøêèí îòîçâàëñÿ íà ýòè ñòèõè äîâîëüíî áëàãîäóøíî, íå çàäèðàÿñü,
ñòèõîòâîðåíèåì «Â ÷àñû çàáàâ èëü ïðàçäíîé ñêóêè», íå áåç ñàðêàçìà â ïîñëåäíåé ñòðîôå:

Òâîèì îãíåì äóøà ïàëèìà
Îòâåðãëà ìðàê çåìíûõ ñóåò,
È âíåìëåò àðôå ñåðàôèìà
 ñâÿùåííîì óæàñå ïîýò.
 
Î Ôèëàðåòå, ìåæäó ïðî÷èì, èçâåñòíî, ÷òî îí æàëîâàëñÿ Áåíêåíäîðôó íà ñòèõ Ïóøêèíà èç «Åâãåíèÿ Îíåãèíà»: «È ñòàÿ ãàëîê íà êðåñòàõ».

   ß ïðèâîæó òàê ìíîãî ïóøêèíñêèõ ñòèõîâ, ïîòîìó ÷òî íå ìîãó öèòèðîâàòü ìóçûêó Ìîöàðòà. Ó Ìîöàðòà âñå ýòî â îäíîì 20-ì ôîðòåïèàííîì êîíöåðòå*. Ïåðâàÿ ÷àñòü: (ïîéòè íà YouTube):
Äàð íàïðàñíûé, äàð ñëó÷àéíûé,
Æèçíü, çà÷åì òû ìíå äàíà?
Èëü çà÷åì ñóäüáîþ òàéíîé
Òû íà êàçíü îñóæäåíà?

* 20-é êîíöåðò âûáðàí íå ñëó÷àéíî. Ýòî èç ðÿäà âîí âûõîäÿùåå ïðîèçâåäåíèå. Ìóçûêîâåä ×àðëüç Ðîçåí (Charles Rosen “The classical style”) – îäèí èç íàèáîëåå âûäàþùèõñÿ èçâåñòíûõ ìíå ìóçûêîâåäîâ ïèñàë:

   «Èñòîðè÷åñêàÿ âàæíîñòü Ê466 â òîì, ÷òî îí ïðèíàäëåæèò ê ñåðèè ïðîèçâåäåíèé Ìîöàðòà, êîòîðûå ñäåëàëè Ìîöàðòà âåëè÷àéøèì êîìïîçèòîðîì â ñîçíàíèè áîëüøèíñòâà ìóçûêàíòîâ â òå÷åíèå 10 ëåò ïîñëå åãî ñìåðòè. Îí ïðåäñòàâëÿåò òîãî Ìîöàðòà, êîòîðûé ðàññìàòðèâàëñÿ êàê íàèáîëåå âûäàþùèéñÿ èç ‘ðîìàíòè÷åñêèõ’ êîìïîçèòîðîâ, è èìåííî õàðàêòåð ýòîé ðàáîòû è íåñêîëüêèõ äðóãèõ îòîäâèíóëè Ãàéäíà íà âòîðîé ïëàí íà áîëåå ÷åì ñòîëåòèå. Ýòî áûë êîíöåðò, êîòîðûé èãðàë Áåòõîâåí è íàïèñàë êàäåíöèè ê íåìó. Ýòîò êîíöåðò íàèáîëåå ïîëíàÿ ðåàëèçàöèÿ òîãî àñïåêòà Ìîöàðòà, êîòîðûé 19 âåê âïîëíå ïðàâèëüíî íàçâàë ‘äåìîíè÷åñêèì’, è, êîòîðûé ñäåëàë ñòîëü òðóäíûì ðàâíî îöåíèòü âñå îñòàëüíûå åãî ïðîèçâåäåíèÿ».

Âòîðàÿ ÷àñòü êîíöåðòà – ýòî îòâåò Ôèëàðåòà – òîëüêî â äàííîì ñëó÷àå Ìîöàðò îòâå÷àåò ñàì ñåáå. Ðàçóìååòñÿ, Ìîöàðò îòâå÷àåò ñåáå ñ ïðèñóùèì åìó ñêåïòèöèçìîì.
È, íàêîíåö, òðåòüÿ ÷àñòü – îäà ê ðàäîñòè – íèêîãäà íå ñäàþùèéñÿ Ìîöàðò.

   Ðåëèãèîçíàÿ ïîçèöèÿ Ìîöàðòà àíàëîãè÷íà ïóøêèíñêîé. ß íàïèñàë, ÷òî
Ïóøêèí ñòèõèéíî ðåëèãèîçåí èëè èñòèííî, áåç öåðêâè, íåïîñðåäñòâåííî. ×èòàÿ êíèãó Êàðëà Áàðòà, âûäàþùåãîñÿ øâåéöàðñêîãî òåîëîãà, î Ìîöàðòå,(Karl Barth, “Wolfgang Amadeus Mozart”) ÿ íàøåë ïîäòâåðæäåíèå ñâîèì ñëîâàì ó âûñî÷àéøåãî  ðåëèãèîçíîãî àâòîðèòåòà. Áàðò ïèøåò, ÷òî Ìîöàðò áûë ðîæäåí êàòîëèêîì è óìåð êàòîëèêîì. Ïîçæå îí ñòàë ìàñîíîì, ÷òî íèêàê íå ïîâëèÿëî íà åãî ïðèâåðæåííîñòü êàòîëè÷åñêîé âåðå, õîòÿ áåç îñîáîãî öåðêîâíîãî ðâåíèÿ (though without much churchly zeal). 
Ó íåãî, êàê è ó Ïóøêèíà, áûë ïðÿìîé êîíòàêò ñ Áîãîì.
 Áàðò âûðàçèë ýòî ñëåäóþùèì  îáðàçîì:
 “In case of Mozart, we must certainly assume that the dear Lord had a special, direct contact with him. “He who has ears, let him hear!”

“ ñëó÷àå Ìîöàðòà, ìû äîëæíû, êîíå÷íî, ïðåäïîëîæèòü, ÷òî äîðîãîé Áîã èìåë ñïåöèàëüíûé, ïðÿìîé êîíòàêò ñ íèì.  Êòî èìååò óøè ñëûøàòü, äà ñëûøèò!”

    Êàòîëèê ïî âîñïèòàíèþ, Ìîöàðò ñ óâàæåíèåì îòíîñèëñÿ ê Áîãó è ñ íàñìåøëèâîñòüþ ê ïðåäñòàâèòåëÿì öåðêâè. Äîñòàòî÷íî ñêàçàòü îá åãî îòíîøåíèè ê ñâîåìó ïàòðîíó â Çàëüöáóðãå àðõèåïèñêîïó Êîëëîðåäî.(Ñì  ×àñòü 2)
 
   Â ïèñüìàõ Ìîöàðòà ìíîãî äîêàçàòåëüñòâ åãî âåðû â Áîãà: «Áîã âñåãäà ïåðåä ìîèìè ãëàçàìè». Äåòè Ìîöàðòà âîñïèòûâàëèñü â êàòîëèöèçìå (ïî êðàéíåé ìåðå, ïåðâûé ðåáåíîê åìó áûëî 7 ëåò, êîãäà Ìîöàðò óìåð). Ìîöàðò âåí÷àëñÿ, ñîáëþäàÿ ðåëèãèîçíûé îáðÿä. Ìîöàðò, íàêîíåö, íàïèñàë ãèãàíòñêîå êîëè÷åñòâî ðåëèãèîçíîé ìóçûêè, èñêðåííîñòü êîòîðîé íå ïîäëåæèò ñîìíåíèþ. Êîãäà Êîíñòàíöà, åùå åãî íåâåñòà, çàáîëåëà, îí îáåùàë íàïèñàòü ìåññó, åñëè îíà âûçäîðîâååò, ÷òî Ìîöàðò è ñäåëàë, (Ìåññà äî ìèíîð, Ê427). Íàêîíåö, çíàìåíèòûé Ðåêâèåì, äëÿ êîòîðîãî íåò èíîãî ñëîâà êðîìå «áîæåñòâåííûé», ÷òîáû ýêâèâàëåíòíî îïèñàòü åãî.

Источник