Ребенок 5 лет боится громких звуков и закрывает уши руками причины

Конечно, слишком острая реакция на любой более-менее громкий звук может быть спровоцирована определенными заболеваниями, однако не спешите паниковать: страх внезапных шумов – это естественно для малышей.
Интересно! Некоторые дети, у которых слишком шумные соседи, даже засыпают под шум дрели!
Если вы заметили, что ребенок боится громких звуков и шума, хотя раньше такого не было – это повод начать беспокоиться и попытаться разобраться, что же спровоцировало внезапный страх.
Основные причины возникновения страха
Итак, почему ребенок боится громких звуков:
- Слишком чувствительный ребенок;
Обычно к трем-четырем годам страх шумов проходит, если же ребенок в 5 лет боится громких звуков, это говорит о слишком чувствительной нервной системе. Гиперактивные, легковозбудимые дети вздрагивают от любого внешнего воздействия.
- Перенесенный стресс;
Ребенка напугала собака своим лаем или кто-то резко прикрикнул на него. Или, допустим, он спал и внезапно проснулся от громкого шума рядом. Даже Наполеон боялся кошек, потому что в детстве к нему в кроватку неожиданно запрыгнула одна из них! Поэтому такие шоковые ситуации надо исправлять обязательно, чтобы неоправданный страх не перешел во взрослую жизнь.
- Заболевания, связанные с ушами;
Обязательно сходите к ЛОРу, чтобы он проверил, нет ли воспаления. Особенно, если ребенок стал бояться громких звуков после перенесенной болезни. Бронхит, ларингит, отит – любое заболевание, связанное с ЛОР-органами.
- Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает.
Не криков как таковых, а того, что потом у родителей плохое настроение, которое дети чувствуют. Не музыки, а чувства усталости после длительного ее прослушивания. Понаблюдайте. Например, я заметила, что мой ребенок боится звука пылесоса после того, как ему приснился сон, что пылесос взорвался.
Возрастные особенности страха
Малыши до 2 месяцев могут вообще не реагировать на шумы, какими бы сильными они ни были, это особенности развития (что происходит на втором месяце жизни ребенка, узнайте из статьи: Что должен уметь ребенок в 2 месяца?>>>)
Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это — агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.
Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.
Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.
- Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
- Громкие голоса, ругань, крики;
- Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
- Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
- Салюты, петарды;
- Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
- Жужжание насекомых;
- Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
- Гром;
- Собачий лай и другие голоса животных.
И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.
Страхи до 3 лет – заложены в каждом человеке природой. Для чего? Для нормального развития нервной системы. Страхи у детей бывают разные, например, некоторые вдруг начинают бояться ложиться спать, читайте об этом подробнее в статье: Ребенок боится темноты>>>
Советы психолога: как справится со страхом громкого шума
Раз вы заметили проявления страха у своего любимого малыша, то уже сделали шаг к созданию спокойной атмосферы дома, стараетесь не травмировать ребенка нелюбимыми звуками и объясняли ему их причину. Но вам кажется, что этого мало, что можно сделать больше для любимого ребенка.
Ваш ребенок боится шума. Что делать, чтобы ему помочь?
- Покажите своим поведением, что опасности нет. Звук, хоть и громкий, но вполне обычный. Если есть возможность – продемонстрируйте источник шума в тот момент, когда он спокоен – выключенный пылесос, дрель или комбайн. Расскажите, как предмет работает, для чего он нужен. Если показать невозможно – салют или гром – включите видео, убавив звук, в замедленной съемке;
- Поиграйте в ролевую сказку:
Пусть ребенок сам будет в роли шумящего предмета. А вы делайте вид сначала, что боитесь. Потом пусть малыш скажет, что он – полезный предмет, расскажет про «себя», и почему не надо его бояться. Когда он сам проговорит это, то страх начнет отступать. А вы подыграйте – скажите что-нибудь типа: «Действительно, ничего страшного. Я совсем не боюсь!»
- Сходите в лес и покричите;
Пусть ребенок кричит столько, сколько ему хочется. От собственного крика, во-первых, становится легче воспринимать другие громкие шумы, во-вторых, это — в принципе хороший психологический прием для борьбы со страхами. Если кричать – не вариант, пусть просто пошумит – прыгать, топать ногами, стучать по кастрюлям ложками – разрешается.
- Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повышение громкости. И в школе им потом тяжело от шумов. Просто не любят шум. Тут главное, чтобы дома было спокойно, и ребенок мог отдыхать от раздражителей;
Да и многие взрослые болезненно относятся к громким звукам. С этим ничего не сделаешь, можно только успокаивать нервы – травяные сборы очень хорошо помогают, ванны с морской солью плюс череда с ромашкой, лаванда, трава пустырника.
- Ни в коем случае не высмеивайте страхи ребенка, какими бы они ни были;
Вы – его защита и опора, однажды посмеетесь, покажете, что его переживания не важные и глупые, и потеряете доверие надолго – а то и навсегда.
- Включайте дома спокойную умиротворяющую музыку, чем мелодичнее – тем лучше;
Но только не на весь день. Это тоже утомляет, даже если тихо.
- Укладывая спать, гладьте малыша по голове, напевайте колыбельную (о том, как правильно организовать процесс отхода ко сну, читайте в статье: Ритуалы перед сном>>>);
Каждый раз, когда он проявляет страх и беспокойство, обнимайте, нашептывайте успокаивающие слова.
- Если кроха боится чего-то из бытовых приборов, купите это в игрушечном варианте. Неважно, мальчик у вас или девочка, игра с игрушечным пылесосом или стиральной машинкой захватит любого!
Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями. У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое. А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий.
Налаживайте контакт со своим ребенком. В этом вам сможет помочь курс Мама-главная!>>>
Когда вы являетесь опорой и авторитетом своему ребенку, ему будет в разы легче поверить вашим объяснениям и примерам.
Читайте также:
- Ребенок боится темноты
- Почему ребенок не слушается?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
Источник
Вот так это выглядит.
Сегодня хочется поговорить на тему или даже создать несколько статей, посвящённых одному вопросу:
“Почему аутисты так делают? “
Что именно заставляет детей с аутизмом или с подозрением на этот диагноз вести себя странно в той или иной ситуации (ходить на цыпочках, махать ручками или закрывать уши руками). Каждый отдельный эпизод по “странным” привычкам наших детей необходимо разбирать и понимать какая причина стала катализатором этого поведения, а нужно это для того, чтобы научиться с ней справляться. Ведь согласитесь:
“Если мы знаем почему ребёнок так делает, мы сможем ему помочь (или хотя бы попытаться это сделать) устранить его вредную привычку. “
Почему мой ребёнок закрывал руками уши? Наша причина меня удивила.
Мой сын, когда ему было примерно месяцев десять, начал закрывать свои уши руками. Со стороны это выглядело странновато и даже немного чудоковато. И самое главное, о чём могла бы подумать любая мама во время его странного занятие, что ребёнку мешает какой-то громкий звук. Но, когда так делал мой ребёнок, в квартире была тишина: телевизор был выключен, музыка никакая не играла, пылесос не работал и т. д. Для меня в квартире было тихо, но ребёнку что-то не нравилось и в какой-то, именно для меня не понятный момент, он начинал закрывать уши руками.
Я решила разобраться в этом и помочь своему сыну. Во всех источниках, какие мне удалось найти, говорилось о том, что:
“Ребёнок, который прикрывает уши руками, имеет слуховую чувствительность к специфическим звукам: пила, дрель, сирена, блендер, пылесос. Прикрывая уши, они снижают силу слухового раздражителя и помогают себе успокоится”
Для меня это было всё понятно, единственной загвоздкой оказалось только то, что перечисленных раздражителей в квартире или за окном не было.
И моей главной ошибкой было то, что я искала громкие и неприятные звуки!
По чистой случайности (когда я уже решила оставить эту тему в покое) через месяц я наткнулась на статью взрослого аутиста, в которой он вскользь рассказал о том, что:
“Я был чувствителен к звуковым стимулам и привычные для людей звуки, такие как звук воды из крана или звук работающего холодильника, вызывали вы мне тревогу и неприятные ощущения, которые я старался прекратить, закрыв уши руками.”
И что Вы думаете, после прочтения этой статьи я обратила внимание на наш холодильник и результат не заставил себя ждать: мой ребёнок закрывал уши почти каждый раз, как тот начинал работать.
Вот он источник неприятного для сына звука.
Но дойдя до определённой фазы своей работы, сам шум холодильника изменялся, а мой сын успокаивался.
А сейчас представьте себе насколько чувствительны бывают дети с аутизмом, которые слышат такие звуки. Я например, работу холодильника даже не замечала и скажу Вам, что наш холодильник работает довольно тихо, но для моего сына он стал раздражителем.
Джин Айрес прекрасно описывает в своей книге “Ребёнок и сенсорная интеграция” именно то, что произошло с моим сыном:
“Большинство людей перестают реагировать на звуки, если они длятся достаточно долго и при этом остаются неизменными. Дети с аутизмом часто не привычны к продолжительным и монотонным звукам и не умеют их “выключать “, поэтому склонны обращать на них большее внимание.”
Итак, сделаем выводы почему ребёнок прикрывает уши руками:
- Чувствительность к звуковым стимулам. Эти стимулы необязательно должны быть громкие или неприятные для Вас. Это может быть любой привычный для Вас звук.
- Возможно, какой-то звук связан с тревогой или страхом, поэтому ребёнок таким способом старается себя от него отгородить.
- Попытка самоконтроля и само регуляции так же возможна, потому что закрывая уши руками, ребёнок может успокаиваться и чувствовать себя спокойнее.
Как я помогала своему ребёнку справиться с чувствительностью к звуковым стимулам?
Холодильник я выключить не могла, а проблему решать необходимо было. Про сенсорную интеграцию я узнала уже позднее, к сожалению. Но я понимала причину и знала что звук холодильника раздражает сына. Поэтому, во-первых, я не запрещала закрывать ему уши, во-вторых, очень часто стала включать музыку в квартире: звуки природы/животных, белый шум, классические произведения. В-третьих, познакомила сына с холодильником: он увидел, что там включается свет при открытии двери и это было для него “счастье”. И я, когда он хотел посмотреть на свет в холодильнике, позволяла это делать. Я открывала ему дверь и снова закрывала,и мы вместе радовались свету. Месяца за три сын то ли привык к звуку холодильника, то ли перерос, то ли сенсорно напитался, но наша проблема с закрытием руками ушей – ушла.
__ __ __
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!
Источник
Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше. Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет. Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте здесь.
Не кричите громко, я все слышу
Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.
Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите — он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно. Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения. Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, — закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом — почему он стал бояться громких звуков?
Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым. Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить. Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.
А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.
Почему гений растет в тишине
Таких детишек, для которых самое комфортное состояние — тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему. Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему». Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.
Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход — это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.
Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне — слуховому сенсору.
Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его. Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто — способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.
Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще — и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.
Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:
— говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся;
— включайте негромко, фоном, классическую музыку;
— отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения;
— никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений;
— не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;
— дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.
Что делать, если малыш боится громких звуков
Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и узнать все его тайны.
«…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает. После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»
Татьяна Ф., учитель английского языка, Санкт-Петербург
«…Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном. На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости, заикания не слышу, его нет!!! И с учебой наладилось, идем на результаты «четыре» в четверти по русскому языку, остальные предметы на «пять»!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто — системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Екатерина А., экономист-менеджер, Москва
Вопрос, почему ребенок боится громких звуков, перестанет вас беспокоить, а процесс воспитания станет приносить удовольствие и радость. Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке.
Автор Ирина Серова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Просмотров:
4 840
Поделитесь этим с другими:
Источник
В природе не так много пугающих звуков, и, как правило, они непродолжительны. Цивилизация же к раскатам грома и собачьему лаю добавила целую массу подобных прелестей: слишком громкая музыка, шум бытовых приборов, пронзительный звонок, хлопающая дверь, резкий скрежет тормозов и прочее. Однако если взрослые понимают причину шума, умеют контролировать свои страхи и жить с ними, то дети начинают бояться, ведь зачастую они беззащитны перед неизвестными и пугающими их вещами.
Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения
Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.
Естественная реакция психики на шум
Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.
Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач
На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.
Боязнь громких звуков — естественная врождённая реакция организма.
Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети. Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью.
Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.
Почему громкий звук вреден для ребёнка
Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается. Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.
Приобретённый жизненный опыт как причина боязни
Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.
- Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
- Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
- Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
- Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
- Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
- Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
- Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
- Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
- Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.
Пылесос и прочие бытовые приборы, гроза, салют и другие распространённые объекты страха — фотогалерея
Боязнь громких звуков и голосов у детей с поражением мозга и другими заболеваниями
Иногда излишняя боязнь громких звуков у ребёнка может быть спровоцирована определёнными заболеваниями:
- патологии уха (отиты);
- травмы и особенности строения органа слуха;
- перенесённые инфекции (грипп, менингит и прочее);
- синдром повышенной усталости.
Нередко страх наблюдается у малышей, которые имеют органические поражения головного мозга. Фонофобия часто сопровождается болью в голове, нервозностью, скачками внутричерепного давления. Кроха постоянно возбуждён, периодически у него возникают приступы беспричинной боязни. Данная патология в лёгкой и средней степени поддаётся лечению, которое призвано улучшить мозговое кровообращение, в результате чего остаются лишь незначительные изменения. Дополнительно больному назначаются успокоительные средства для уменьшения возбудимости.
Способы преодоления своей проблемы: как помочь ребёнку стать смелее
Если малыш боится громких звуков, то взрослые должны проявить к нему повышенное внимание и всю свою чуткость.
Тактика поведения по отношению к младенцу и ребёнку в год
Характерные реакции на резкие шумы у маленького ребёнка (до года) – не повод для излишних волнений. При возникновении беспокойства и плача родители могут прибегнуть к следующим мерам:
- успокойте кроху, разговаривая с ним ласково, негромко и без скачков интонации. Причём малышу очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к непривычному тембру (по сравнению с мамой);
- при резком звуке или шуме ведите себя как обычно, не вздрагивайте и не вскакивайте, в противном случае младенец почувствует, что опасность и правда существует. Негромко включите красивую музыку, спойте тихую успокаивающую песенку;
- если карапуза напугал какой-то бытовой прибор (например, пылесос), выключите его, а затем рассмотрите вместе с ребёнком, дайте подержать неожиданно зазвонивший телефон, покажите из окошка громко сигналивший автомобиль;
Нужно показать ребёнку, что напугавший его предмет не представляет опасности
- научите своё чадо произносить различные звуки: и тихие, и громкие. Многие дети увлекаются этим занятием, забывая про внешние шумы. Познакомьте малыша с игрой гитары, стуком металлических ложек, каблуков мамы, звоном ключей, шорохом шагов. Всё это обогатит детский слуховой опыт;
- не создавайте в доме идеальную тишину для спящего крохи: он должен привыкать засыпать под негромкие шумы (спокойный разговор взрослых, включённый в соседней комнате телевизор). В таком случае резкий звук (телефонный звонок) не вызовет бурной реакции.
Если же все указанные меры не имеют ощутимого действия, то стоит своевременно обратиться к детскому невропатологу: возможно, он порекомендует успокаивающие средства, например, ванночки с лекарственными травами.
Как помочь малышу постарше
Если ребёнок более старшего возраста (после двух лет) опасается громких звуков, то родители должны, прежде всего, проанализировать истоки такой реакции, вспомнить, что первоначально её вызвало. Например, малыш испугался во дворе собаки, которая неожиданно громко залаяла, или увидел страшный фильм, где были истошные крики. Следует обсудить с крохой этот момент, объяснить, что не нужно его бояться.
Взрослые должны присмотреться к себе. Возможно, испуг у сына или дочери возникает, когда мама разговаривает на повышенных тонах. Иногда родители сами провоцируют беспокойство детей, слишком эмоционально предупреждая их об опасности. Различные запреты нужно свести к минимуму, оставив только самые необходимые: не играть с огнём, не совать пальчики в розетку, не открывать дверь чужим людям, не есть немытыми руками и пр. У малыша не должно быть боязни перед окружающим миром, важно, чтобы он получал собственный сенсорный опыт и расширял кругозор.
К детским страхам всегда нужно относиться с пониманием. Если что-то напугало ребёнка (например, от грома зазвенело стекло), обнимите его и успокойте. Кроха должен чувствовать близость мамы и папы, их готовность защитить его в любую минуту. Это поможет испугу не превратиться в навязчивую боязнь.
Атмосфера в доме — это самое главное. Если родители всегда рядом, любят друг друга, кроха будет им безгранично доверять и легче приспособится к проявлениям окружающего мира.
В объятиях родного человека ребёнок почувствует себя защищённым
Игровая, сказочная и художественная терапия в борьбе с детским страхом
Часто отвлечь детей от страха и даже полностью преодолеть его помогает игра (игротерапия — популярный психологический метод лечебного воздействия на психику).
- Предложите малышу вообразить себя зверем, который громко рычит в лесу. При этом кроха должен выполнять характерные движения, прочувствовать свою энергию, и тогда резкий звук со стороны уже не будет вызывать столько негативных чувств.
Перевоплотившись в рычащего хищника, ребёнок почувствует свою силу и энергию
- Организовывайте шумные игры — громко хлопайте вместе с сыном или дочерью в ладоши, дайте постучать металлическими ложками, кастрюлями, позвенеть погремушками. Постепенно реакция ребёнка на неожиданный звуковой раздражитель станет спокойнее.
- Если ваше чадо боится гула работающей дрели, то проиграйте данную ситуацию. Пусть кроха побудет рабочим, а папа — маленьким спящим мальчиком, который проснулся и испугался громкого звука. Дядя с дрелью извинится, объяснит, что ему необходимо повесить полку или картину, и попросит малыша помочь ему. Потом следует поменяться ролями.
Другой вариант решения проблемы — дайте ребёнку сперва настоящий молоток (конечно же, под строгим родительским присмотром), научите забивать гвозди, а затем предложите поработать дрелью (но без сверла). Полный трудового энтузиазма, маленький строитель быстро привыкнет к шуму, ведь громкие звуки будет издавать он сам.Чтобы перестать бояться, полезно проиграть свой страх
- Поиграйте с сыном или дочкой в магазин, но особенный. В нём за страхи можно купить игрушки и конфеты. Таким образом, происходит внушение того, что боязнь ушла и её нельзя вернуть.
Какими бы ни были результаты игры, в конце ребёнка нужно обязательно похвалить, подчеркнув момент, где он проявил себя наилучшим образом.
Замечательный метод борьбы со страхами — арт-терапия: рисунок поможет выплеснуть негативные эмоции. Поскольку боязнь превратится в нечто материальное, её можно уничтожить — порвать, сжечь или запереть в шкафу.
Многим детям помогает сказкотерапия. Родители вместе со своим отпрыском придумывают небольшую забавную историю о том, как маленький герой чего-то опасается, а затем успешно преодолевает свой страх. Как вариант можно сочинить песенку или волшебное заклинание, охраняющее ребёнка. Хорошая идея — придумать сказочного помощника, рассказать про него и его чудесные способности (например, мягкие и красивые наушники, которые и на самом деле уменьшают громкость звуков).
Видео: как помочь ребёнку преодолеть страх громких звуков
Чего делать нельзя
Нередко родители ребёнка совершают непростительные ошибки, которые и заставляют его замыкаться в своих тревогах и усугубляют страх.
- Ни в коем случае нельзя смеяться над реакцией малыша, стыдить его, ведь это не проявление трусости, а особенность мировосприятия. Чтобы избежать насмешек, кроха будет скрывать свою боязнь, но она никуда не денется.
- Если у ребёнка не получается преодолеть страх, то маме и папе не стоит опускать руки: вероятно, сыну или дочери просто нужно для этого чуть больше времени.
- Не стоит всячески ограждать своё чадо от громких звуков, ограничивать его передвижения и круг общения: дефицит жизненного опыта не избавит от проблемы.
- Нельзя допускать фиксации страха, заостряя на нём внимание. Наоборот, к боязни нужно относиться без внешнего беспокойства, стараться отвлечь карапуза играми, прогулками, новыми открытиями.
- Огромная ошибка — пытаться решить проблему методом «клин клином вышибают», например, заставлять ребёнка, который боится громких звуков на детском празднике или спектакле, идти на подобное мероприятие. Страх от этого только усилится, малыш может замкнуться в себе и вообще не захочет ни с кем общаться.
Взгляд доктора Комаровского на проблему боязни громких звуков у детей
По мнению педиатра Е. Комаровского, истинная причина боязни громких звуков у ребёнка — отсутствие чувства защищённости. Если малыш слышит, к примеру, храп за стенкой, то воображение рисует ему образ страшного дяди, который хочет его забрать. Правильным поведением родителей в подобной ситуации будет объяснить своему чаду, откуда берётся шум. Важно здесь и то, чтобы кроха понял, что мама и папа никогда не дадут его в обиду.
Советы психолога Натальи Барложецкой о том, как перестать бояться громких звуков — видео
Вам понравилась статья? Помогите проекту!
Наша команда старается сделать ваше пребывание на сайте удобным и полезным. Мы будем благодарны, если вы поддержите наш проект, это поможет нам сделать его еще лучше!
Детская психика в ходе своего развития переживает определённые этапы, один из которых — боязнь громких звуков. С этой проблемой сталкиваются, как правило, слишком чувствительные и тревожные малыши. Если данный страх не осложняется тревожностью и нежеланием общаться с людьми, то при чутком отношении родителей он постепенно уйдёт. Но при нарастающем чувстве паники следует обязательно показать кроху специалистам, которые подберут эффективные методы коррекции.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью: