Ребенок закрывает уши при громких шумах

Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше. Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет. Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте здесь.
Не кричите громко, я все слышу
Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.
Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите — он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно. Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения. Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, — закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом — почему он стал бояться громких звуков?
Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым. Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить. Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.
А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.
Почему гений растет в тишине
Таких детишек, для которых самое комфортное состояние — тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему. Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему». Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.
Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход — это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.
Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне — слуховому сенсору.
Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его. Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто — способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.
Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще — и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.
Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:
— говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся;
— включайте негромко, фоном, классическую музыку;
— отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения;
— никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений;
— не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;
— дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.
Что делать, если малыш боится громких звуков
Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и узнать все его тайны.
«…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает. После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»
Татьяна Ф., учитель английского языка, Санкт-Петербург
«…Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном. На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости, заикания не слышу, его нет!!! И с учебой наладилось, идем на результаты «четыре» в четверти по русскому языку, остальные предметы на «пять»!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто — системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Екатерина А., экономист-менеджер, Москва
Вопрос, почему ребенок боится громких звуков, перестанет вас беспокоить, а процесс воспитания станет приносить удовольствие и радость. Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке.
Автор Ирина Серова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Просмотров:
5 369
Поделитесь этим с другими:
Источник
Вот так это выглядит.
Сегодня хочется поговорить на тему или даже создать несколько статей, посвящённых одному вопросу:
“Почему аутисты так делают? “
Что именно заставляет детей с аутизмом или с подозрением на этот диагноз вести себя странно в той или иной ситуации (ходить на цыпочках, махать ручками или закрывать уши руками). Каждый отдельный эпизод по “странным” привычкам наших детей необходимо разбирать и понимать какая причина стала катализатором этого поведения, а нужно это для того, чтобы научиться с ней справляться. Ведь согласитесь:
“Если мы знаем почему ребёнок так делает, мы сможем ему помочь (или хотя бы попытаться это сделать) устранить его вредную привычку. “
Почему мой ребёнок закрывал руками уши? Наша причина меня удивила.
Мой сын, когда ему было примерно месяцев десять, начал закрывать свои уши руками. Со стороны это выглядело странновато и даже немного чудоковато. И самое главное, о чём могла бы подумать любая мама во время его странного занятие, что ребёнку мешает какой-то громкий звук. Но, когда так делал мой ребёнок, в квартире была тишина: телевизор был выключен, музыка никакая не играла, пылесос не работал и т. д. Для меня в квартире было тихо, но ребёнку что-то не нравилось и в какой-то, именно для меня не понятный момент, он начинал закрывать уши руками.
Я решила разобраться в этом и помочь своему сыну. Во всех источниках, какие мне удалось найти, говорилось о том, что:
“Ребёнок, который прикрывает уши руками, имеет слуховую чувствительность к специфическим звукам: пила, дрель, сирена, блендер, пылесос. Прикрывая уши, они снижают силу слухового раздражителя и помогают себе успокоится”
Для меня это было всё понятно, единственной загвоздкой оказалось только то, что перечисленных раздражителей в квартире или за окном не было.
И моей главной ошибкой было то, что я искала громкие и неприятные звуки!
По чистой случайности (когда я уже решила оставить эту тему в покое) через месяц я наткнулась на статью взрослого аутиста, в которой он вскользь рассказал о том, что:
“Я был чувствителен к звуковым стимулам и привычные для людей звуки, такие как звук воды из крана или звук работающего холодильника, вызывали вы мне тревогу и неприятные ощущения, которые я старался прекратить, закрыв уши руками.”
И что Вы думаете, после прочтения этой статьи я обратила внимание на наш холодильник и результат не заставил себя ждать: мой ребёнок закрывал уши почти каждый раз, как тот начинал работать.
Вот он источник неприятного для сына звука.
Но дойдя до определённой фазы своей работы, сам шум холодильника изменялся, а мой сын успокаивался.
А сейчас представьте себе насколько чувствительны бывают дети с аутизмом, которые слышат такие звуки. Я например, работу холодильника даже не замечала и скажу Вам, что наш холодильник работает довольно тихо, но для моего сына он стал раздражителем.
Джин Айрес прекрасно описывает в своей книге “Ребёнок и сенсорная интеграция” именно то, что произошло с моим сыном:
“Большинство людей перестают реагировать на звуки, если они длятся достаточно долго и при этом остаются неизменными. Дети с аутизмом часто не привычны к продолжительным и монотонным звукам и не умеют их “выключать “, поэтому склонны обращать на них большее внимание.”
Итак, сделаем выводы почему ребёнок прикрывает уши руками:
- Чувствительность к звуковым стимулам. Эти стимулы необязательно должны быть громкие или неприятные для Вас. Это может быть любой привычный для Вас звук.
- Возможно, какой-то звук связан с тревогой или страхом, поэтому ребёнок таким способом старается себя от него отгородить.
- Попытка самоконтроля и само регуляции так же возможна, потому что закрывая уши руками, ребёнок может успокаиваться и чувствовать себя спокойнее.
Как я помогала своему ребёнку справиться с чувствительностью к звуковым стимулам?
Холодильник я выключить не могла, а проблему решать необходимо было. Про сенсорную интеграцию я узнала уже позднее, к сожалению. Но я понимала причину и знала что звук холодильника раздражает сына. Поэтому, во-первых, я не запрещала закрывать ему уши, во-вторых, очень часто стала включать музыку в квартире: звуки природы/животных, белый шум, классические произведения. В-третьих, познакомила сына с холодильником: он увидел, что там включается свет при открытии двери и это было для него “счастье”. И я, когда он хотел посмотреть на свет в холодильнике, позволяла это делать. Я открывала ему дверь и снова закрывала,и мы вместе радовались свету. Месяца за три сын то ли привык к звуку холодильника, то ли перерос, то ли сенсорно напитался, но наша проблема с закрытием руками ушей – ушла.
__ __ __
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!
Источник
Шаронова нам помогла в начале, но потом разонравилась ( выписала прогоевание ребёнку который заикался как выяснилось позже этого делать нельзя и заикание снова нас настигло хотя 8 мес не заикался)
Ещё к остеопату можно сходить , многим помогает
Пффф…:
Дочь не выносит громких звуков. Особой неврологии нет и проблем лор органов , небольшой зажим сосудов шеи и все.
Тоже самое. Как про нас написали
Младшая сестра реагировала на резкие и громкие звуки – аж подпрыгивала, будто её хлестнули. Тогда неврологию у всех подряд не искали, мама шутила, что она у нас кошка, кошки тоже так делают. Правда, с речью и дикцией проблем особых у неё не было. А когда в школьном возрасте занялась вокалом, педагог обнаружил у неё , возможно не абсолютный, но идеальный слух.
Она так и живёт нервная, не переносит плохое качество звука, когда фальшивят, когда Галкин выступает, караоке…
Сын 5 лет до сих пор не любит когда громко.в три года в цирке все два часа закрывал руками уши. Не любит и сильно громких визгливых детей .здоров ????может у него тоже идеальный слух)))))но говорить начал в три года. Сам.
Пффф…,
Кстати, у нас в шее сосуды с обеих сторон зажаты.
Muumimamma,
Сильно визгливых тоже не любит. Хотя так играет с детьми. А вот когда начинают визжать, затыкает уши и уходит. На пылесос еще. Но он сначала закроет уши. Потом видимо привыкнет и хожит нормально, пока пылесошу
Аноним,
ТКМП у нас в планах, да. И Шаронова и Никитин про нее говорили.
Ходили в диагностику с такой проблемой, диагностировали на аппарате, сказали что ухо устроено так, что многократно усиливается звук. В кинотеатре на концертах сидели в капюшоне. С возрастом прошло, стал терпимее.
Аноним ,
Вот так же. Хотя когда мультики орут то нормально 😆 и с детьми играет но может потом сказать :мама Петя мне не нравится он громкий.
Baria,
dolu,
СладкаяБулочка,
Вот хоть успокоилась. Спасибо. А то вчера “аутизм, аутизм”. Я весь вечер за ребенком бдила, выглядывала все что-то
Аноним ,
У меня семь лет дочери тоже не любит громкие звуки, даже в кино идти отказалась по этой причине. Просто уши закрывает и все. Давно уже так делает.
И салют смотрит только из машины или окна. И музыкой тоже занимается слух есть.
Моя уши закрвэывает, когда громкие звуки
Но это детдомовская привычка. Я думала. Ну и говорит плохо, да
СладкаяБулочка:
в три года в цирке все два часа закрывал руками уши.
Ваш закрывал, а мой просто бабушку из цирка увел, не дождавшись конца представления
Кстати, в два отлично разговаривал, его даже посторонние понимали
мой так же делает. 5 лет будет в мае. Пылесос, дрель – вообще не переносит. Румбу из-за него купили – она хоть тихая, обычным пылесосом не давал пылесосить вообще. В туалете общественном просит меня ему руками уши закрыть, боится, что автоматический смыв сработает. Руки под сушилкой сушить отказывается – боится шума. Когда сестра младшая ревет тоже уши закрывает. Вроде здоровый ребенок, заговорил, кстати, рано. Но что-то меня тут насторожили, на следующем приеме спрошу у врача. Буду надеяться что у него тоже
Кстати, мальчик у меня очень музыкальный.
Аноним автор темы:
Никитин нашел проблему в шее
У меня после травмы шеи и резкого обострения остеохандроза шейного тоже очень обострилась восприимчивость к звукам. УЗДГ делали?
Прочитала про зажатые сосуды. Вот очень вероятно причина звуковосприимчиовсти. У меня так во-всяком случае
У нас ребенок так уши закрывал в цирке, в театре, вообще боялся заходить в помещения, где громкая музыка играет. Сабанцев сказал – незрелость мозга. Ребенок- речевик, ну и неврология с рождения.
Источник
Мир наполнен тысячами звуков: шумом дождя, пением птиц, гудками машин. Мы воспринимаем звуки как неотъемлемую часть окружающей действительности, поскольку нам кажется, что мы слышали их всегда. Слуховой анализатор, который отвечает за восприятие и узнавание звуков, действительно развивается и начинает работать задолго до рождения ребенка.
Будущий малыш слышит голос матери, биение ее сердца, шумы, доносящиеся извне. Поэтому многие мамы делятся друг с другом воспоминаниями о том, что посещение рок-концерта на поздних сроках беременности не оставляло равнодушным будущего малыша — он начинал шевелиться.
Но еще активнее слуховое восприятие развивается после рождения. Прожив всего 12 часов, ребенок уже отличает человеческую речь от других звуков, реагируя на нее едва заметными движениями, может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между «родным» и «незнакомым» языком.
Французский исследователь-лингвист Жак Меллер провел эксперимент, в котором принимали участие четырехдневные младенцы из семей, родители которых говорили на французском языке. Ученый использовал специально сконструированные соски, регистрировавшие частоту сосательных движений ребенка. Во время кормления младенцы прослушивали рассказ, записанный на магнитофон, сначала на русском, а потом на французском языке. Когда младенцы слышали французскую речь, они сосали более энергично, тогда как прослушивание русской речи не влияло на их поведение.
Слух ребенка развивается быстрыми темпами: сначала новорожденный замечает лишь те звуки, которые расположены на небольшом расстоянии (не более 1,5 метров) от него. К концу года расстояние, на котором малыш воспринимает звук, увеличивается до шести метров. Новорожденный не знаком с многообразием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства ребенок овладевает своеобразным «звуковым словарем», «запоминая» огромное количество бытовых звуков — смех, плеск воды, скрип двери, визг тормозов, голоса животных, птиц, людей…
Слух играет одну из ведущих ролей в развитии речи: слушая речь окружающих, малыш запоминает звучание слов, ритмические и интонационные особенности родного языка. Память тонких звуковых оттенков позволяет нам гораздо позднее, разговаривая по телефону, безошибочно различать голоса близких по их индивидуальным интонациям.
В моем кабинете молодая мама и непоседливая малышка, которой не дают покоя игрушки на полке. Тыкая на них пальчиком, она показывает нам, что хочет поиграть с ними. «Вот» — досадливо говорит мама, — «Только и умеет, что тыкать пальцем, когда ей что-то нужно. А попросить не может. А ведь скоро три года, большая. Ее сверстники уже давно говорят предложениями, а у нас только крики да жесты.
Никак не могу понять, почему до сих пор не говорит. В нашей семье все начали говорить рано — и я, и муж. Так хочется, чтобы она говорила… ». После долгой беседы с мамой и осмотра девочки, я предлагаю им пройти обследование у врача-сурдолога (специалиста, занимающегося нарушениями слуха). Мама удивлена, она никак не ожидала, что задержка речевого развития ее малышки связана со снижением слуха. К сожалению, этот случай очень типичный.
Незначительные потери слуха чаще всего воспринимаются родителями как невнимательность ребенка и поэтому почти не выявляются в раннем возрасте. Родители детей с большими потерями слуха начинают подозревать, что «что-то не так», довольно рано, как правило, на первом-втором году жизни малыша. Их настораживает явное игнорирование малышом громких звуков, отсутствие реакции на собственное имя, задержка темпов речевого развития. Одна взволнованная бабушка привела внука к специалистам после того, как проверила его слух домашним «кастрюльным методом» — ребенок не поворачивался на звук ударов двух крышек.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 600 тысяч детей и подростков с нарушением слуха. Считается, что на 1000 физиологических родов приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости. Данные о распространенности слабых и средних потерь слуха до сих пор требуют уточнения. Это связано с поздней обращаемостью родителей детей к специалистам, а также с отсутствием настороженности врачей-педиатров. В 1/3 случаев слабые и средние потери слуха впервые выявляются в возрасте 3-7 лет.
Слуховой анализатор — второй после зрительного, анализатор человека, играющий важную роль как составляющая получения информации об окружающем мире. Между состоянием слуха и развитием речи имеется теснейшая взаимосвязь. Поэтому любое, а тем более грубое нарушение слуха в виде тугоухости и глухоты оказывает большое влияние на общее и психическое развитие растущего ребенка: несвоевременное выявление нарушений слуха у детей раннего возраста может привести не только к задержке речевого, но и интеллектуального развития ребенка.
Причины нарушения слуха
Существует много причин (или факторов риска, как их называют врачи), которые могут способствовать снижению слуха, однако сами по себе они могут не вызвать тугоухость. Факторы риска создают благоприятный фон для развития нарушения. В большинстве случаев к нарушению слуха приводят несколько причин, действующих в различные периоды развития ребенка. Слуховой аппарат ребенка особенно уязвим с четвертой недели беременности и до четырех-пяти лет жизни малыша. Врачи выделяют три группы причин.
Первая группа — наследственные факторы, когда в семье уже были случаи снижения слуха. Они приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной врожденной тугоухости.
Вторая группа — факторы, действующие во время беременности и родов, приводящие к врожденной тугоухости. К ним относятся:
- инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция и др.);
- внутриутробная гипоксия плода (недостаточное кровоснабжение головного мозга), вызванная токсикозами первой и второй половины беременности, угрозой выкидыша, патологией плаценты, нарушением артериального давления;
- прием во время беременности препаратов с ототоксическим эффектом, повреждающих слуховую систему плода (диуретики, антибиотики);
- работа матери на вредном производстве во время беременности;
- вредные привычки матери: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и др.;
- травмы, полученные матерью во время беременности;
- нарушения сроков вынашивания плода;
- неблагоприятные роды и их последствия;
- гемолитическая болезнь новорожденных — заболевание, обусловленное несовместимостью крови матери и плода;
- малая масса тела новорожденного (менее 1500 г);
- низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
Третья группа — факторы, действующие после рождения на орган слуха здорового ребенка и приводящие к приобретенной тугоухости:
- перенесенные детские инфекционные заболевания (краснуха, грипп, корь, эпидемический паротит, менингит, скарлатина);
- прием ототоксичных антибиотиков, таких как гентомицин, стрептомицин, под действием которых разрушаются волосковые клетки улитки, что и вызывает стойкое снижение слуха;
- травмы головы;
- психологические травмы, вызванные испугом или стрессом;
- воздействие сильных резких звуков (например, взрыв петарды), постоянное воздействие громких звуков (в частности, прослушивание плеера).
Поведенческие признаки нарушения слуха проявляются у детей довольно рано.
Новорожденный реагирует на звук тем, что начинает шевелиться или приоткрывает глаза. Услышав громкий звук, ребенок вздрагивает, замирает и может расплакаться. В отличие от слышащего ребенка, малыш с большими потерями слуха не пугается громких звуков, не реагирует на звучание погремушки или звон колокольчика.
Ребенок в возрасте четырех месяцев может повернуть голову в сторону источника звука, который располагается справа или слева от него. Малыш старше шести месяцев поднимает голову, чтобы посмотреть на источник звука, который расположен выше уровня глаз. Годовалый малыш может определить местонахождение источника звука (локализовать звук в пространстве) во всех направлениях. Так, если вы находитесь на расстоянии полутора метров от ребенка (вне поля его зрения), ваши хлопки или тихий шепот (например, длительное протягивание звука [c]) должны заставить вашего малыша повернуть к вам голову. Дети со сниженным слухом не ищут глазами источник звука, не поворачивают голову в его сторону.
Малыши с нарушениями слуха часто не реагируют на бытовой шум (гул работающего пылесоса, звуки радио, звонок телефона). Для того чтобы услышать даже громкие звуки, детям со сниженным слухом необходимо приблизиться как можно ближе к источнику звука, поэтому им нравится сидеть рядом с работающей стиральной машиной, включенным на полную громкость телевизором или радиоприемником. Даже если громкость телевизора кажется всем членам семьи слишком сильной, ребенок садится прямо возле телевизора.
Если малыш умеет регулировать громкость, он сам включает телевизор или радиоприемник на чрезмерно высокую громкость. На сниженный слух указывает и то, что ребенок не слышит говорящего, если он находится вне поля его зрения. Когда ребенок замечает, что его позвали (при этом вам приходится повышать голос), вы с удивлением можете встретить его испуганный или удивленный взгляд. Часто такой ребенок переспрашивает, внимательно следит за мимикой говорящего. Ребенок со сниженным слухом не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.
Самым серьезным признаком возможного нарушения слуха является недостаточное или запоздалое развитие речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша.
У ребенка со сниженным слухом также формируется комплекс оживления — он улыбается, активно двигает ручками и ножками в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, может гулить и лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребенок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога — специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи. Ребенок со сниженным слухом не лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).
Если у вас возникли подозрения, понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что малыш просто не обращает внимание на них в данный момент. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук [н], [м].
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки [п], [г].
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — [c], [ф], [ц].
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
Как проводится обследование?
ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями.
Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.
Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.
Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука).
В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.
При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:
1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.
2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).
3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.
4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.
Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?
Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.
Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.
Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).
Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.
Признаки возможного нарушения слуха
Конец 1-го месяца | В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает. |
Конец 2-го месяца | Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров). |
Конец 3-го месяца | Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания. Не реагирует на музыкальные игрушки. |
Конец 5-го месяца | Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери. |
Конец 6-го месяца | Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения. |
Конец 7-го месяца | Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним. |
Конец 8-го месяца | Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет. |
Конец 9-го месяца | Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор». |
Конец 10-го месяца и 11-й месяц | Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание. |
Конец 12-го месяца и старше | По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не понимает простые обращения. Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить. |
Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:
- У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
- Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
- Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
- Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Контакты со специалистами
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.
Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее ?