Рисунок к сказке почему у зайца длинные уши

Сказка про зайчика, который однажды решил ничего не бояться. Да так расхрабрился, что объявил сородичам, что даже волк ему не страшен. В это время к поляне подкрался серый волк. Заметив хищника, «храбрый» заяц так подпрыгнул со страха, что угодил волку в лоб. А потом бросился со всех ног бежать. А волк решил, что в него стрельнули охотники и тоже убежал. Остальные же зайцы подумали, что хвастун и вправду стал храбрым, если решился накинуться на волка. После этого случая заяц сам начал верить, что ничего не боится…
Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост читать
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем.

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!
Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.
Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.
Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.
«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.

Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:
— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…
Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.
И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.
Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бесстрашный Заяц?
Начали искать.
Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой! Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
— А вы бы как думали! Эх вы, трусы.
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.
Баю-баю-баю.

(Изд. Малыш, Москва, 1987 г.)
Источник
План- конспект урока: « ОТЧЕГО У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ.» Мансийская сказка
ЦЕЛИ: знакомство со сказкой, раскрытие содержания произведения, формирование правильного и выразительно чтения, осознанного чтения вслух и про себя;
коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей в прочитанном произведении, коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении, коррекция устной речи на основе упражнений в выразительном и прочтении с разной скоростью и последующим объяснением смысла прочитанного;
Формирование морально-этических представлений; учить находить правильное решение в различных житейских ситуациях, воспитание любви к животным;
Здоровье сберегающая направленность урока.
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ,
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК ДЛЯ НАС.
ВСТАЛИ ВСЕ У ПАРТ КРАСИВО.
ПОЗДАРОВАЛИСЬ УЧТИВО,
ТИХО СЕЛИ, СПИНКИ ПРЯМО,
ВИЖУ КЛАСС НАШ ХОТЬ КУДА
МЫ НАЧНЕМ УРОК , ДРУЗЬЯ!
Над какой темой по чтению мы работаем? Народные сказки.
А что значит народные? Их сочинил народ.
А какие еще бывают сказки? Авторские.
Назовите несколько народных сказок, которые мы изучали.
Гуси- лебеди, Чудесный клад, Росомаха и лисица.
Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки. А какой? узнаете чуть позже. На уроке, как всегда, будем работать над развитием техники чтения, выразительного чтения, ролевого, пересказом. Ведь чем больше читаешь, тем больше знаешь , к тому же сказка всегда чему-то учит.
РЕЧЕВАЯ МИНУТКА
Сели свободно, расправили плечи. Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу, мне. Я тоже рада видеть вас у себя на уроке. Поднимите плечи, голову, глубоко вдохните, выдохните (3 р.) Губы трубочкой, в улыбке, почистите зубки.
ЧИСТОГОВОРКИ
На-на-на-на- вот и к нам пришла весна.
Ну-ну-ну-ну- долго ждали мы весну.
Ны-ны-ны-ны- воды много у весны.
Ной-ной-ной-ной птицы к нам летят весной.
Читаем это четверостишие и голосом выделяем слово красного цвета (Вспоминаем уроки устной речи.)
Я сегодня работаю отлично.
Я сегодня работаю отлично.
Я сегодня работаю отлично.
Я сегодня работаю отлично.
Так постарайтесь все работать на отлично, чтобы порадовать себя, родителей, меня и чтобы нашим гостям было приятно слушать ваши ответы.
II ОПРОС ПО Д/З.
Какую сказку готовили на самоподготовке?
1.Рассказать эпизод сказки по данной картинке.
2.Прочитать как отблагодарили дятла росомаха с мужем.
Итог по д з.
III РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
О ком речь пойдет в сегодняшней сказке, вы сейчас сами
скажите.
Составить слово из пропущенных букв.
(бе.ка, в.лк, .лон, рыс.)
2.Чтобы составить это слово, нужно исключить повторяющиеся буквы. в к к ш в з ш ж ж
а л л б г б г я ш о
п п ц н н к к ь ь.
Верно, речь пойдет о лосях и зайце.
ВЛАД читает стишок.
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
О ком этот стишок? А теперь давайте поговорим о зайце, что для него характерно Как его называют в сказках? (Косой, трусливый)., а по внешнему виду?(длинные уши и короткий хвост) Вот сейчас мы и узнаем отчего же у него длинные уши. Сказка так и называется « Отчего у зайца длинные уши.»
Ребята, вы сейчас смотрите фильмы и мультфильмы на дисках DWD, на компьютере , тоже с диска или флешки, раньше дети с удовольствием смотрели диафильмы, т.е.пленку, на которой последовательно расположены кадры какой-нибудь сказки или рассказа .И нужно было одновременно смотреть и читать. Смотрели диафильм вот через такой фильмоскоп.
Вот и мы сейчас попробуем это сделать.
Внимательно смотрите и слушайте, чтобы потом смогли ответить на мои вопросы.
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИВАНИЕ СКАЗКИ
Сказка понравилась? Встретились незнакомые слова или непонятные? ТАК почему у зайца длинные уши?
Эта сказка мансийская. Народ – манси проживает в Западной Сибири. Мы с вами тоже живем в Западной Сибири, только мы живем южнее, а они севернее, там намного холоднее. У них есть свой родной язык, который так и называется – мансийский. В настоящее время они проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Их осталось немного, но все-таки эта народность существует. Они занимаются охотой, рыболовством, оленеводством. Столица- Ханты-Мансийск. Вот так он выглядит. А раньше они проживали вот в таких чумах , покрытых оленьими шкурами. Вот так выглядят народы манси. (Картинки).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Руки за спину, голову назад.
Глаза наши пусть в потолок поглядят.
Теперь их опустим – на парту глядим.
И снова наверх –где там муха летит?
Глазами повертим, поищем ее
И снова читаем – немного еще.
ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
1.Чтение слов с наращиванием слогов и работа над их значением.
Ря –пря- спря – спрятался
Ра – пра – спра – спрашивает
Под – крал – ся род – ствен – ник
За – ли – ва – ют – ся вы – пу тать – ся
Заяц виз – жит. Прослушивание голосов зайца и лося.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Установка на внимательное чтение.
РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ СКАЗКИ
1.Ответить на вопросы:
О чем разговаривали лоси?
Как заяц узнал?
Почему зайцу хотелось иметь большие рога?
Что ответил заяц ? Найдите в тексте.
Как лоси наказали зайца за трусость?
ФИЗМИНУТКА
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
2.Драматизация сказки
А подслушивать чужие разговоры хорошо? Чему учит сказка?
3.Собрать осколочную картинку и:
а) прочитать, ответить на вопрос.
б) почитать.
в) прочитать по ролям.
г) рассказать д)найти в тексте.
РЕЛАКСАЦИЯ
Я сейчас хочу показать вам еще несколько картинок наших героев.
1. Заяц. Ему хоть какие рога, все равно он трусливый.
2.Лось и олень . Узнать и назвать их отличие.
Ну а это, как вы догадались, настоящие рога лося и оленя. Узнайте их. Вот здесь кусочек шкуры оленя, потрогайте, а это хвостик зайчика. Сравните.
Ребята, чем сказка отличается от других произведений?
Ну а настоящие голоса мы с вами прослушали.
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке….
Мне было…
Я понял..
Сказка учит..
Больше всех понравился..
ИТОГИ ПО ОЦЕНКАМ
И ЧТО Я ХОЧУ ВАМ СКАЗАТЬ
Прочтите слова с таблицы. Как одним словом? Какое слово лишнее? Из первых букв слов составьте два слова
Волк, соболь, енот, медведь
Обезьяна, лиса, олень, джейран,
Цапля, зайцы
Как назвать эту группу слов одним словом?
Какое лишнее? Почему? Обосновать.
Правильно: ВСЕ МОЛОДЦЫ!
Итог урока, Д/З
Источник
Урок литературного чтения во 2-м классе. Д.Н. Мамин-Сибиряк. “Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост”
Цели и задачи урока:
познакомить детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.
Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, фрагмент мультфильма, тексты пословиц, маски героев народной сказки-вороны и зайца.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Девиз: “Один ум хорошо, а два лучше”
У: Как понимаете смысл пословицы?
Д: Если работает команда, коллектив, то дело спорится.
У: Ясно формулируйте свои мысли, правильно стройте высказывания,слушайте внимательно друг друга. Надеюсь на плодотворную работу.
2. Знакомство с творчеством писателя. (Приложение 1, слайд 1)
1. Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка
У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.
К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано-любил детей.
За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов , очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.
Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка “Аленушкины сказки”. Сто лет прошло, а мы читаем его произведения.
И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник “Аленушкины сказки”
2. Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка (носит ознакомительно-рекомендательный характер).
3. Введение в тему урока.
Проверка домашнего задания.
У: Напомните домашнее задание.
Д: Прочитать “Сказку о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост” и нарисовать героя таким, каким смогли представить.
4. Сообщение темы урока.
У: Д. Н. Мамин-Сибиряк “Сказка о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост”.
5. Актуализация знаний. Подведение к цели урока.
У: Чем понравилось произведение?
(Ответы детей)
У: Какую информацию смогли почерпнуть в названии самого произведения?
Д: Сказка- жанр;
о Зайце- герой;
храбрый-отношение автора;
длинные уши, короткий хвост… -описание
У: Что удивило в названии сказки?
Д: Обычно заяц в сказках трусливый, а автор назвал его храбрый.
У: Обратимся к рисункам. Поднимите руки, кто представил зайца хвастливым? Храбрым? Глупым?(Ответы детей)
У: Ответьте на вопросы. (Приложение1, слайд 2)
Какой не может быть сказка?
а) народной
б) поэтической
в) абсолютно правдивой
г) литературной
д) волшебной
Д: Абсолютно правдивой.
У: Вывод: А.С. Пушкин “Сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!”
6. Цель урока. Определить мудрость сказки, которую хотел передать автор своим читателям.
7. Речевая разминка. (Приложение1, слайд 3)
У: Подготовим речевой аппарат для четкой и ясной дикции.
(Читаем построчно гласные и выделяем ударные голосом)
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы…
8. Проверка первичного восприятия текста.
У: О чем узнали из зачина сказки?
Д: Родился в лесу зайчик, который всего боялся…
У: Если внимательно читали, то сможете восстановить сюжетную линию произведения и мы узнаем ее продолжение. ( Дети вставляют пропущенные слова в текст, см.Приложение1, слайд 4)
“Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.”
– Никого я не боюсь! – крикнул ———- во весь лес.
Сейчас ———- остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
– Слушайте вы, трусы! Тут язык у ———- точно примерз.
———- подпрыгнул кверху, точно мячик, : и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Ходили, ходили, нет нигде храброго ———-
– А ловко напугал Волка ———- ! – решили все.
С этого дня храбрый ———- начал сам верить, что он действительно никого не боится.
Словарная работа: примерз язык; задал стрекача, душа в пятки, выскочить из собственной кожи.
9. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
10. Анализ произведения.
У: Найдите в тексте эпизод, который поможет понять нам, как сородичи отреагировали на слова зайчика? (Никого я не боюсь. и волка не боюсь, и лисицы, и медведя)
Д: Это уж выходило совсем забавно…
У: Почему же над ним смеялись и зайчики, и зайчихи, и зайцы?
Д: Потому что понимали, что волка не одолеть. И заяц только хвастал.
У: А как же автор называет сородичей зайца под конец сказки?Прочитайте.
Д: Молодец, косой!- закричали ВСЕ зайцы в один голос…
У: Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и ответим на вопрос
Почему автор называет сородичей -ВСЕ? (Приложение 2)
Д: Зайцы пережили ужасное потрясение, связанное с нападением волка, а перед лицом опасности все оказались равны.
У: Как же так, поведение всех зайцев одинаковое и только один заяц удостоен звания храброго зайца?
Д: Он не храбрый, а стечение обстоятельств помогло зайцу остаться в живых и увести беду от сородичей.
11. Проверка понимания основной мысли сказки.
Работа в парах.
У: Соберите пословицу и дайте оценку поступку зайца.
Пословицы:
Храброго проверяй по делам, а не по словам.
Нехорошо хвастать теми заслугами, которых не имеешь.
Не тот храбрец, кто хвалится, а тот, кто молча со страхом своим борется.
У: Звери напоминают по характеру людей. Какой урок можно извлечь из сказки каждому из нас?
Д: Чувство страха присуще всем, но надо его побороть…
12. Проблемное задание. Исследователь! Докажи,…(Приложение 1, слайд 5)
У: Сказку, которую прочитали- авторская. Литературная сказка пишется на мотив народной сказки, в основе которой может быть их до 10.
Внимание! Послушайте народную сказку “Заяц-хвастун” и докажите, что авторская сказка написана на мотив народной. (Приложение 3)
(Вначале дети слушают сказку в исполнении ученицы, затем читают повторно и намечают узелки сюжета. Сравните по вариантам узелки авторской сказки и народной сказки. Сравнение детей).
Д: В зачине литературной сказки мы узнали о том, что в лесу родился трусливый зайчик, который повзрослел и перестал всех бояться, и в народной сказке говорится о том же: значит, можно утверждать, что зачин литературной сказки написан на мотив народной….
У: Чему же научила нас народная сказка?
Д: Не хвастать.
У: Кто же говорит эти слова?
Д: Ворона зайцу.
У: Какая ворона в диалоге с зайцем?
Д: Мудрая.
Драматизация назидания вороны. (Из Приложения 3)
У: Какая сказка понравилась больше?
(В литературной сказке много подробностей, читать интереснее…
Вывод: Сказка превращает сочинителя в творца. Никто не запрещает рассказчику сочинять новые детали, додумывать, домысливать.
13. Домашнее задание.
У: Пересказать одну из сказок по желанию.
14. Итог урока.
У: Что на уроке понравилось? Что запомнилось
Источник
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ЗАЯЦ В СКАЗКАХ НАРОДОВ СЕВЕРА
Автор: Плужников Артем, 1 класс, МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари, эл. адрес svetlana_anufrie@bk.ru
Руководитель: Ануфриева Светлана Романовна, учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари, эл. адрес: svetlana_anufrie@bk.ru
Почему я выбрал эту тему.
Я люблю слушать сказки. Нас знакомили в детском саду с разными сказками, загадками, с потешками, которые придумали разные народы.
Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе, это северный край. Недавно у нас в школе проходили мероприятия, посвященные дню рождения нашего округа. Учительница познакомила нас с мансийской сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и хантыйской сказкой «Зайчик». Мне стало интересно узнать, почему про зайца много сказок, и про него пишут сказки северные народы – ханты, манси. Какой он в природе? И чем заслужил он такое внимание?
Цели и задачи.
Цели: Познакомиться с жизнью зайца в природе, с его характерными особенностями; выяснить, как отразились его характерные особенности в сказках народов Севера.
Задачи: Учиться подбирать нужный материал о зайце в разных источниках информации; работать с текстом сказок; давать характеристику герою сказок – зайцу; сравнивать, делать выводы.
Главная идея, проблема работы.
Почему северные народы: ханты и манси, в своих сказках упоминают зайца, как отрицательного героя?
План работы.
- Перечитать сказки «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Дать характеристику герою сказок – зайцу.
- Найти информацию в справочнике для школьников, энциклопедиях об этом животном.
- Нарисовать рисунок зайца – иллюстрацию к сказке.
- Спросить местных жителей, встречали ли зайца, и каков он в природе?
- Сделать вывод о проделанной работе.
Описание хода работы и ее результатов (возможны рисунки и фото).
1. Посетил библиотеки, чтобы найти сказки народов Севера о зайце. Прочитал две сказки. Сделал вывод, что в мансийской сказке «Отчего у зайца длинные уши» герой заяц – трусливый, хитрый, любит подслушивать, поэтому Лось (царь зверей) дал ему взамен рогов длинные уши. В хантыйской сказке «Зайчик» заяц оказался жадным, завистливым и мстительным. За то, что травкой он обрезал себе губу, решил ее сжечь, привлекая к злому умыслу других героев сказки.
2. Посмотрел детские энциклопедии. Узнал, что заяц – дикое животное. Весной и летом шуба у зайца серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Осенью он меняет летнюю серую шубу на белоснежную, теплую и пушистую. Тело зайца стройное, немного сжатое с боков, его длина у некоторых видов достигает 68-70 см. Вес зайца может превышать 7 кг. Хвост короткий и пушистый. Характерной чертой зайцеобразных являются длинные клиновидные уши, достигающие в длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше, чем обоняние и зрение. Задние конечности у этих млекопитающих имеют длинные ступни и развиты сильнее передних. При возникновении угрозы скорость зайца может достигать 80 км/ч. А способность внезапно изменять направление бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от преследования врагов: волка, лисицы, совы, куницы, ястреба. Зайцы хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем. В народе зайца называют косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а расположены по бокам, поэтому он может видеть, что делается сбоку, сзади и спереди.
Узнал еще интересные сведения. Зайцев можно встретить в любой стране на земле, т.к. они обитают по всему земному шару. Зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала вода, и они не заболели. Зубы зайца растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не перестают. Для общения между сородичами, зайцы используют «барабанную дробь», которую они выбивают лопатками. Зайцы топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята. Зимой у зайца на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животные не заморозили животик. Отрастают волосики и вокруг носика, защищая его от мороза. Живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5 лет. Однако зафиксированы случаи, когда заяц доживал до 13, 5 лет.
3. Нашел картинки, иллюстрации зайца. Сам нарисовал зайца к сказкам «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Вот таким я представляю героя северных сказок.
4. Проанализировали сказку. Узнал, что в северных сказках заяц описывается, как трусливое, хитрое, жадное животное, которое подслушивает чужие разговоры, оттого у него уши длинные стали. Многие животные в сказках изображаются страшными, смешными, иногда глупыми, трусливыми, как например, заяц. Каждый персонаж сказок о животных, дошедших до нас, стал носителем как положительных, так и отрицательных качеств, присущих тем или иным людям.
Почему народ ханты создавал сказки, в которых герои – животные: медведь, куропатка, лиса, волк, и заяц?
Сделал вывод, что эти животные обитают в северной местности, а народ составляет сказки именно о том, что видят на своей земле.
В сказках высмеиваются людские пороки, такие как хитрость, жадность, трусливость, поэтому они наделяют животных в сказке человеческими недостатками. Это делают для того, чтобы научить окружающих людей хорошим поступкам. Также некоторые явления раньше народ не мог объяснить, например, почему у зайца длинные уши, чтобы объяснить это, придумали сказку, в которой объясняется, что длинные уши даны зайцу Лосем, потому что он подслушивал. На самом деле в энциклопедии я узнал, что длинные уши зайцу нужны, чтобы хорошо слышать врагов, А самое главное, в заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что дает ему преимущество, когда он скрывается от преследователей. В холод же наоборот он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.
5. Опросил нескольких человек. Узнал от них, что в нашем крае люди занимаются охотой. Добывают и зайцев. Ставят петли, капканы, охотятся с ружьем. Раньше добывали очень много зайцев, в последние годы их стало меньше. Мясо зайцев вкусное, нежное, можно приготовить из заячьего мяса разные блюда.
Главные выводы работы, её назначение и применение.
Можно сделать вывод, что заяц упоминается в таком виде фольклора как в сказках. Если народ пишет про зайца, то он знает это животное, видел его в своей местности, охотился на него. Северные народы через героя сказки – зайца, высмеивали человеческие пороки, чтобы люди так больше не поступали. Также в своих сказках народ объяснял некоторые явления, которые не мог в старое время объяснить научно. В природе заяц встречается во всех уголках нашей страны. Это удивительное животное, про него можно узнать интересные сведения..
Сказки народов Севера очень интересные, поучительные, многое узнаешь о жизни народа, о животных.
Рефлексия.
Теперь я многое узнал о зайце, могу поделиться информацией со своими одноклассниками, выступить со своей работой в школе. Мне понравилось работать над этим проектом.
Источник