Славяне серьга в левом ухе

Серьги с самого начала своего изобретения были типично мужским украшением. Только гораздо позднее его позаимствовали у сильной половины человечества дамы. Ношение сережек в древности было не простой прихотью, а значимым действом.

Защита от нечисти

В глубокой древности славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова.

Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов, своеобразной защиты. Это настолько старинное представление, что было распространено еще у древних ассирийцев, а не только у славян.

Показатель социального положения

Вполне естественно, что очень скоро серьги перестали быть просто оберегами, а превратились в символ высокого — или наоборот, низкого — положения человека в социуме. Храбрые воины, которые в древности не только отважно крушили врагов на поле брани, но и разворовывали после этого захваченные города, могли позволить себе очень дорогие и красивые серьги.

Постепенно украшения из драгоценных металлов, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями, стали привилегией высшей знати. На Руси князья, высокопоставленные дружинники и другие богатые люди носили только золотые и серебряные сережки. Простолюдины могли позволить себе медные, оловянные или деревянные украшения такого рода.

У богатых торговцев существовала традиция носить серебряные серьги. Князь, его сыновья и остальные члены княжеского рода носили самые роскошные украшения, инкрустированные рубинами, сапфирами, изумрудами и другими камнями такого плана. Приблизительно в это же время к ним присоединились и женщины, оценившие красоту подвесок, обрамлявших лицо.

Указание на род занятий и родственные связи

Серьги наделялись огромным значением. Помимо защиты от чар и демонстрации достатка семьи они выражали также и принадлежность к определенной профессии. В старину на Руси одну серьгу в ухе носили воины, богатыри. Такой обычай существовал вплоть до XII века. Это одиночное украшение имело название «одинец». Мужчину, который носил одинец, звали «серьгач».

В Древнем Риме одну сережку в ухе носили не воины, а рабы. Спустя века эта традиция прижилась и у пиратов. Гораздо позднее у донских казаков одна серьга в левом ухе у мужчины означала, что он — единственный сын у матери. Если казак носил одну серьгу в правом ухе, все знавшие этот символический язык понимали, что он — последний в роду. Убить такого казака означало прервать целый род.

Дань моде

В Московском царстве мода на ношение сережек мужчинами стала постепенно изживать себя. Совсем не популярными они были в петровские времена. Тогда у высшей знати появилось новое увлечение — пышные надушенные парики, из-под которых сережек вообще не было видно. Приближенные к царскому двору и все, кто мог позволить себе купить такой парик, уши украшать перестали.

Простолюдины, не имевшие денег на парики, продолжали щеголять в сережках. Ношение одной серьги для холопа символизировало его принадлежность хозяину. В елизаветинские времена мода поменялась: стало актуальным носить более короткие парики. Серьги снова заблестели в ушах знати.

Во время царствования Павла I их стали носить военные. Причем, носили они женские сережки, подаренные любимыми дамами. Так красавицы стремились защитить своих мужчин от шальной пули. Украшения в ушах снова стали играть роль талисманов, защитных оберегов.

Источник

Серьги с самого начала своего изобретения были типично мужским украшением. Только гораздо позднее его позаимствовали у сильной половины человечества дамы. Ношение сережек в древности было не простой прихотью, а значимым действом.

Защита от нечисти

В глубокой древности славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова.

Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов, своеобразной защиты. Это настолько старинное представление, что было распространено еще у древних ассирийцев, а не только у славян.

Показатель социального положения

Вполне естественно, что очень скоро серьги перестали быть просто оберегами, а превратились в символ высокого — или наоборот, низкого — положения человека в социуме. Храбрые воины, которые в древности не только отважно крушили врагов на поле брани, но и разворовывали после этого захваченные города, могли позволить себе очень дорогие и красивые серьги.

Постепенно украшения из драгоценных металлов, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями, стали привилегией высшей знати. На Руси князья, высокопоставленные дружинники и другие богатые люди носили только золотые и серебряные сережки. Простолюдины могли позволить себе медные, оловянные или деревянные украшения такого рода.

Читайте также:  Левое ухо горит к чему примета по дням недели и часам

У богатых торговцев существовала традиция носить серебряные серьги. Князь, его сыновья и остальные члены княжеского рода носили самые роскошные украшения, инкрустированные рубинами, сапфирами, изумрудами и другими камнями такого плана. Приблизительно в это же время к ним присоединились и женщины, оценившие красоту подвесок, обрамлявших лицо.

Указание на род занятий и родственные связи

Серьги наделялись огромным значением. Помимо защиты от чар и демонстрации достатка семьи они выражали также и принадлежность к определенной профессии. В старину на Руси одну серьгу в ухе носили воины, богатыри. Такой обычай существовал вплоть до XII века. Это одиночное украшение имело название «одинец». Мужчину, который носил одинец, звали «серьгач».

В Древнем Риме одну сережку в ухе носили не воины, а рабы. Спустя века эта традиция прижилась и у пиратов. Гораздо позднее у донских казаков одна серьга в левом ухе у мужчины означала, что он — единственный сын у матери. Если казак носил одну серьгу в правом ухе, все знавшие этот символический язык понимали, что он — последний в роду. Убить такого казака означало прервать целый род.

Дань моде

В Московском царстве мода на ношение сережек мужчинами стала постепенно изживать себя. Совсем не популярными они были в петровские времена. Тогда у высшей знати появилось новое увлечение — пышные надушенные парики, из-под которых сережек вообще не было видно. Приближенные к царскому двору и все, кто мог позволить себе купить такой парик, уши украшать перестали.

Простолюдины, не имевшие денег на парики, продолжали щеголять в сережках. Ношение одной серьги для холопа символизировало его принадлежность хозяину. В елизаветинские времена мода поменялась: стало актуальным носить более короткие парики. Серьги снова заблестели в ушах знати.

Во время царствования Павла I их стали носить военные. Причем, носили они женские сережки, подаренные любимыми дамами. Так красавицы стремились защитить своих мужчин от шальной пули. Украшения в ушах снова стали играть роль талисманов, защитных оберегов.

Источник

Серьги с самого начала своего изобретения были типично мужским украшением. Только гораздо позднее его позаимствовали у сильной половины человечества дамы. Ношение сережек в древности было не простой прихотью, а значимым действом.

Защита от нечисти

В глубокой древности славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова.

Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов, своеобразной защиты. Это настолько старинное представление, что было распространено еще у древних ассирийцев, а не только у славян.

Показатель социального положения

Вполне естественно, что очень скоро серьги перестали быть просто оберегами, а превратились в символ высокого — или наоборот, низкого — положения человека в социуме. Храбрые воины, которые в древности не только отважно крушили врагов на поле брани, но и разворовывали после этого захваченные города, могли позволить себе очень дорогие и красивые серьги.

Постепенно украшения из драгоценных металлов, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями, стали привилегией высшей знати. На Руси князья, высокопоставленные дружинники и другие богатые люди носили только золотые и серебряные сережки. Простолюдины могли позволить себе медные, оловянные или деревянные украшения такого рода.

У богатых торговцев существовала традиция носить серебряные серьги. Князь, его сыновья и остальные члены княжеского рода носили самые роскошные украшения, инкрустированные рубинами, сапфирами, изумрудами и другими камнями такого плана. Приблизительно в это же время к ним присоединились и женщины, оценившие красоту подвесок, обрамлявших лицо.

Указание на род занятий и родственные связи

Серьги наделялись огромным значением. Помимо защиты от чар и демонстрации достатка семьи они выражали также и принадлежность к определенной профессии. В старину на Руси одну серьгу в ухе носили воины, богатыри. Такой обычай существовал вплоть до XII века. Это одиночное украшение имело название «одинец». Мужчину, который носил одинец, звали «серьгач».

В Древнем Риме одну сережку в ухе носили не воины, а рабы. Спустя века эта традиция прижилась и у пиратов. Гораздо позднее у донских казаков одна серьга в левом ухе у мужчины означала, что он — единственный сын у матери. Если казак носил одну серьгу в правом ухе, все знавшие этот символический язык понимали, что он — последний в роду. Убить такого казака означало прервать целый род.

Дань моде

В Московском царстве мода на ношение сережек мужчинами стала постепенно изживать себя. Совсем не популярными они были в петровские времена. Тогда у высшей знати появилось новое увлечение — пышные надушенные парики, из-под которых сережек вообще не было видно. Приближенные к царскому двору и все, кто мог позволить себе купить такой парик, уши украшать перестали.

Читайте также:  Левый берег прокол ушей воронеж

Простолюдины, не имевшие денег на парики, продолжали щеголять в сережках. Ношение одной серьги для холопа символизировало его принадлежность хозяину. В елизаветинские времена мода поменялась: стало актуальным носить более короткие парики. Серьги снова заблестели в ушах знати.

Во время царствования Павла I их стали носить военные. Причем, носили они женские сережки, подаренные любимыми дамами. Так красавицы стремились защитить своих мужчин от шальной пули. Украшения в ушах снова стали играть роль талисманов, защитных оберегов.

Источник

“Из мужских украшений надо отметить еще серьгу. В X в. у Святослава, по словам Льва Диакона, была в одном ухе золотая серьга. У русских крестьян еще в XIX в. этот обычай был широко распространен: мужчины носили серьгу в одном ухе, а женщины в обоих ушах. Поэтому понятны слова завещания Ивана II: “А се даю сыну своему князю Дмитрью… и серга золота с женчюгом… сыну своему князю Ивану… и сергу с женчюгом” (ДДГ, стр. 18.).”
Арциховский А. В. Одежда // Очерки русской культуры XIII-XV вв. Ч.1. Материальная культура. -. М., 1969. С. 277-296

“Серьги «салтовского» типа (2 экз. – рис. 2, 3). Серьги «салтовского» типа – устойчивый термин, введенный в научный оборот Н.Я. Мерпертом (Мерперт, 1951. С. 30). Серьги литые или составные имеют форму разомкнутого кольца в основном округлой или овальной формы с шариком-отростком в верхней части и удлиненной подвеской в нижней. Их типология была разработана С.А. Плетневой (Плетнева, 1967, 1989). Однако исследование локальных вариантов данной категории украшений позволило Д.А. Сташенкову утверждать, что серьги «салтовского» типа должны рассматриваться не как импорт с территории Хазарского каганата, а как одно из проявлений евразийской моды (Сташенков, 1998. С. 213-231). Д.А. Сташенков выделил целый ряд локальных и хронологических особенностей этого типа украшений, показав, что в различных регионах были распространены украшения, обладавшие своим набором признаков (Сташенков, 1998. С. 219-222). В VIII–начале X вв. находки серег «салтовского типа», которые традиционно считались предметом импорта, зафиксированы на территории юго-восточной группы славянских племен (северян, радимичей, вятичей, донских славян), в материальной культуре которых отчетливо прослеживается влияние салтово-маяцкой культуры. Устойчивый набор типов, взаимовстречаемость серег с лучевыми височными кольцами в целом ряде комплексов (например, Зарайский (Железницкий) клад – Путь из варяг.., 1996. С. 72. Кат. 559-568) позволяют включить этот тип украшений в состав женского этно-определяющего убора конца IX–начала X в. юго-восточных славян. Серьги из Алпатьевского клада относятся к наиболее распространенному типу односоставных колец. Место сочленения кольца и подвески оформлено овальной бусиной, которая является дериватом дисков-ограничителей для крепления на кольце подвижных подвесок салтовских прототипов (типы 1-4 по С.А. Плетневой: 1989. С. 109. Рис. 57). Аналогичные серьги можно указать в составе Зарайского клада (Путь из варяг.., 1996. С. 72. Кат. 564-568), на Супрутском (Григорьев, 2005. С. 87. Рис. 37, 10; ГИМ: оп. В 2715/12-13; В 2728/78-81, 93-95, 239; В 2831/1-2 и др.), Новотроицком (Ляпушкин, 1958. Рис. 15, 3) и Чертовом городищах (Паршин, 2005. С. 51).

Близкие по форме, но не полностью аналогичные украшения зафиксированы на поселениях Бучак и Ходосовка в Среднем Поднепровье (Петрашенко, 1994. С. 183. Рис. 2, 5). На Каневском поселении найден фрагмент литейной формы для изготовления серег «салтовского» типа (Петрашенко, 1994. С. 183. Рис. 3), что, очевидно, является доказательством местного производства этих изделий. Гривна «глазовского» типа серебряная круглодротовая, замок в виде петли и крючка, обруч в центральной части гладкий, ближе к концам тордированный (рис. 2, 7). Отдельно в составе клада зафиксирована многогранная головка с пуансонным орнаментом на гранях (рис. 2, 8), которую с большой долей вероятности можно считать частью замка такой же гривны.

Общепринята точка зрения о прикамском происхождении бронзовых и серебряных гривен «глазовского» типа, большая часть находок которых происходит из бассейна р. Чепцы (Леонтьев, 1996. С. 164). В то же время значительное количество серебряных гривен найдено на территории Фенно-Скандии и Прибалтики (Stenberger, 1947. Abb. 1-6, 12, 17, 32, 1 и др.; Hеrdh, 1996. P. 138. Fig. 31; Kivikoski, 1973. Abb. 452), большая их часть скручена в спираль и происходит из состава кладов. Гривны «глазовского» типа датируются в целом IX–началом X в., однако в кладах они встречаются вплоть до второй половины XI в.Б. Хорд, исследовавшая использование серебра в эпоху викингов, присоединяясь к ранее высказанному М. Стенбергером и Л. Лунстремом мнению, полагает, что гривны служили в качестве одного из платежных средств на территории Балтийского региона (Hеrdh, 1996. P. 137-142). Анализ результатов взвешивания серебряных гривен «глазовского» типа показывает, что вес их колеблется около двух весовых норм: 200 г (191,7-202,6 г) и 100 г (94,68-108,7 г). Б. Хорд вслед за Л. Лундстремом полагает, что эти весовые нормы могут быть соотносимы с Ѕ и ј русской гривны (408 г) (Hеrdh, 1996. P. 138). Вес гривны из Алпатьевского клада 188 г, что вполне соответствует одной из этих весовых норм. “
Славяне и иные языци… К юбилею Натальи Германовны Недошивиной. Труды ГИМ. Вып. 198. М., 2014. В.В. Мурашева (ГИМ) «КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН» (АЛПАТЬЕВСКИЙ КЛАД)

Читайте также:  Что значит в левом ухе у парня серьга в левом ухе

“По материалам Супрутского городища можно отметить, что миниатюрная простая проволочная серьга была найдена на костяке взрослого мужчины (раскоп XXIII, погребение 1), две такие же, но бронзовые серьги находились на детском костяке [Арх. ИА РАН. Р-1: № 4226. Л. 4. Рис. 11], серьги салтовского типа и славянские лучевые как минимум втрех случа-ях находились при женских костяках и один раз — при детском [Изюмова С. А., 1978. С. 101, 102; Арх. ИА РАН. Р-1: № 4226. Л. 8, 10; 4592. Л. 6, 7]… “
Григорьев А.В. Славянское население Оки и Дона, Тула, ЗАО «Репроникс» 2005

Источник

Серьги с самого начала своего изобретения были типично мужским украшением. Только гораздо позднее его позаимствовали у сильной половины человечества дамы. Ношение сережек в древности было не простой прихотью, а значимым действом.

Защита от нечисти

В глубокой древности славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова.

Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов, своеобразной защиты. Это настолько старинное представление, что было распространено еще у древних ассирийцев, а не только у славян.

Показатель социального положения

Вполне естественно, что очень скоро серьги перестали быть просто оберегами, а превратились в символ высокого — или наоборот, низкого — положения человека в социуме. Храбрые воины, которые в древности не только отважно крушили врагов на поле брани, но и разворовывали после этого захваченные города, могли позволить себе очень дорогие и красивые серьги.

Постепенно украшения из драгоценных металлов, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями, стали привилегией высшей знати. На Руси князья, высокопоставленные дружинники и другие богатые люди носили только золотые и серебряные сережки. Простолюдины могли позволить себе медные, оловянные или деревянные украшения такого рода.

У богатых торговцев существовала традиция носить серебряные серьги. Князь, его сыновья и остальные члены княжеского рода носили самые роскошные украшения, инкрустированные рубинами, сапфирами, изумрудами и другими камнями такого плана. Приблизительно в это же время к ним присоединились и женщины, оценившие красоту подвесок, обрамлявших лицо.

Указание на род занятий и родственные связи

Серьги наделялись огромным значением. Помимо защиты от чар и демонстрации достатка семьи они выражали также и принадлежность к определенной профессии. В старину на Руси одну серьгу в ухе носили воины, богатыри. Такой обычай существовал вплоть до XII века. Это одиночное украшение имело название «одинец». Мужчину, который носил одинец, звали «серьгач».

В Древнем Риме одну сережку в ухе носили не воины, а рабы. Спустя века эта традиция прижилась и у пиратов. Гораздо позднее у донских казаков одна серьга в левом ухе у мужчины означала, что он — единственный сын у матери. Если казак носил одну серьгу в правом ухе, все знавшие этот символический язык понимали, что он — последний в роду. Убить такого казака означало прервать целый род.

Дань моде

В Московском царстве мода на ношение сережек мужчинами стала постепенно изживать себя. Совсем не популярными они были в петровские времена. Тогда у высшей знати появилось новое увлечение — пышные надушенные парики, из-под которых сережек вообще не было видно. Приближенные к царскому двору и все, кто мог позволить себе купить такой парик, уши украшать перестали.

Простолюдины, не имевшие денег на парики, продолжали щеголять в сережках. Ношение одной серьги для холопа символизировало его принадлежность хозяину. В елизаветинские времена мода поменялась: стало актуальным носить более короткие парики. Серьги снова заблестели в ушах знати.

Во время царствования Павла I их стали носить военные. Причем, носили они женские сережки, подаренные любимыми дамами. Так красавицы стремились защитить своих мужчин от шальной пули. Украшения в ушах снова стали играть роль талисманов, защитных оберегов.

Источник